Эфраим Севела. Зигзаги жизни

Не уеду из России без женщины .Эфраим Севела

Бизнесмены и  Клуб еврейских ученых Латвии пригласили Эфраима Севелу в Ригу вместе встретить 1993 год. И новогодний бал  во Дворце культуры ВЭФ удался. Конечно, о госте с мировым именем здесь  хорошо знали: известный писатель, сценарист, режиссер. Чего стоит только одна из книг «Легенды  инвалидной улицы» и фильмы «Колыбельная», «Ноктюрн Шопена», «Попугай, говорящий на идиш»!Потому даже за шумным праздничным застольем  его  слушали, как говорят, с открытым ртом: гость откровенно, щедро делился воспоминаниями, рассказывал разные истории о себе, творчестве и планах.

... Словно вчера: перед моими глазами  на стенах зала кадры, фотографии из израильской поры Севелы: Эфраим в военной форме рядового Израильской армии, на плечах - малыш, сын, родившийся в Израиле. И другой кадр - в обнимку с отцом, сын - высоченный красавец, солдат Израильской армии; рядом с сыном Эфраим казался низкорослым...

Во время бала Эфраим Севела выделил часок и для беседы  с  журналистами.
- Мы уезжали  в 1971-м через так называемый "захват" приемной Верховного Совета СССР, отчаянной акции евреев-отказников. Как и других его с семьёй, нас не выпустили, а депортировали, изгнали из страны. В Израиле  прожил с 1971 по 1977 гг., участвовал в Войне Судного дня, подбил из базуки два танка «Т-54» и противотанковую пушку. Был ранен... Но не изменил себе – продолжал ворчать. Кончилось тем, что назвал Землю Обетованную «страной вооружённых дантистов» и в 1977 отбыл на ПМЖ в США. Где тоже ворчал.
Но перед всем этим были Париж... и барон Ротшильд

С тремя сотнями долларов в кармане я с семьей объявился в Париже, потому что между СССР и Израилем  дипломатические отношения  в те годы были прерваны, и в Тель-Авив летали с пересадками в Европе. Меня-дурака всегда бережет Б-г. Куда бы ни попадал, за волосы вытаскивает, хотя я и безбожник. Встречали нас как папанинцев. Портреты в газетах, на обложках журналов, интервью на радио, ТВ! Ведь мы были первыми, кто прорвался, с чего и началась легальная эмиграция из СССР.

В Париже  попал сразу же в объятия барона Эдмонда Ротшильда. Он поселил нас в фешенебельной зоне города и часами жадно слушал мои истории. Общаться нам помогала наша дочь Маша. После пяти классов французской школы в Москве она свободно, да еще с парижским акцентом, говорила по-французски. И барон Эдмонд буквально силой засадил меня за перо. Так родилась моя первая книга «Легенды инвалидной улицы» - о городе моего детства. Я написал ее за две недели.

«... Чтобы не стыдились называться евреями», - Марк Шагал

Первой по просьбе Ротшильда рукопись прочитала Ида Шагал – дочь Марка Шагала.. «Вы не знаете, что написали! Вы последний еврейский классик на земле!»,  – сказала она мне... Сам Марк Шагал рукопись читал всю ночь и наутро вышел с красными глазами: «Молодой человек, - сказал он мне, - я вам завидую: эта книга будет самым лучшим витамином для евреев, чтобы они не стыдились называться евреями». А барон Ротшильд сказал: «Надо издавать... А рукопись, пожалуйста, подарите мне, я положу ее в сейф и, надеюсь, когда-нибудь разбогатею».
В Париже  прожили почти полгода. «Куда ты рвешься? Тебе надо хотя бы на год остаться в Париже, – уговаривал  меня Ротшильд. – Я дам тебе в Версале замечательную квартиру. Оставайся!».
Париж дал мне возможность немного понять западный мир. Сейчас мои книги вышли от США до Японии немалыми тиражами, более ста изданий. А тогда «Моню Цацкеса» поляки издали еще, так сказать, подпольно, во времена генерала Ярузельского, когда он ввел военное положение. Издали без ведома автора. На плохой желтой бумаге. Еврейскую книгу продавали в подворотнях как революционную.
От хорошей парижской жизни жена забеременела, и было решено, что будет рожать только в Израиле. Там мне  хорошо работалось, я написал книги: «Викинг», «Мраморные ступени», «Остановите самолет, я слезу», неодобрительно встреченную израильской прессой, «Моня Цацкес – знаменосец», «Мужской разговор в русской бане», «Почему нет рая на земле», киноповесть «Мама» и рассказы, вошедшие в сборник «Попугай, говорящий на идиш».

Но мы с Израилем друг друга не поняли. И не приняли. Хотите конкретнее? Я родил в Израиле сына, рядовым солдатом участвовал в Войне Судного дня. После войны по «путевке» Сохнута за полгода объездил более трехсот городов и городишек США, где жили евреи и собрал 500 миллионов долларов спонсорской помощи Израилю. И все же я покинул этот творческий оазис, когда понял: не уеду - иссякну. Не без активной помощи ханжей, которые оговаривали меня за правду в моих книгах. Теперь-то они и сами себя ругают.

Гражданство США и Брайтонский сленг

Жена отказалась переехать в Америку и осталась с детьми в Англии. Семья, которой так дорожил, распалась. Получив гражданство США «по преимущественному праву», я поселился на Брайтон бич - мой плохой английский ограничивал общение с американцами. Брайтонский сленг (русско-английско-одесско-идишско-ивритский плюс матерный) был куда милее, понятней и ближе. Для брайтонцев я был «наш писатель». Армянка Римма, хозяйка ресторана, где я постоянно обедал, говорила: «Когда вы уедете, повешу у вашего столика табличку: «Здесь сидел и жевал баранину наш писатель Эфраим Севела».

Москва, Россия и женщина

- В 1991 году я впервые через восемнадцать лет эмиграции, по приглашению Союза кинематографистов СССР, прилетел в Москву, где  с удовольствием ругали начальство и думали о том, где купить колбасу.Наблюдал, как зарождается новая жизнь, и активно включился в эту борьбу.  Мне восстановили российское гражданство, Лужков дал квартиру: «Мы на эмиграции потеряли много голов, - сказал мэр, - и поэтому будем принимать с комфортом всех, кого зря в свое время с такой легкостью отпустили».По ТВ впервые показали фрагменты из моего фильма «Колыбельная», с которым, по предложению Госкино, я проехал по всем крупным российским городам и всюду были переполненные залы.

Но я, автор этой публикации, напомню,что по Центральному телевидению этот фильм целиком впервые показали глубокой ночью, когда люди спали. Я не спала - ждала. Но и после было не заснуть, потому что, как и «Чикаго сан Таймс», считаю, что это один из  самых сильных фильмов о Катастрофе (Эмма Б-В.)
В Москве наладилась семейная жизнь Эфраима. «Я женился на прелестной женщине, талантливом архитекторе Зое Осиповой, ставшей моим верным другом, умным помощником. У нас  двое детей». Есть анекдот, который напоминает все книги Севелы сразу. Приходит еврей в ОВИР. Хочет эмигрировать, но куда - пока не решил. Крутит глобус и бормочет себе под нос: «В Израиле война. В Штатах расизм. Австралия далеко. В Германии антисемиты... Ой, вей!.. Дайте мне другой глобус!»

- Меня смущает, что несмотря на зигзаги жизни, не очень заслуженно некоторые критики сравнивают мое творчество с творчеством  Шолома-Алейхема, Зощенко, Гашека, - самокритично признавался Севела. Может, он и прав?

Ps. Эфраим Севела Умер   19 августа-2010.

 На ссылке снимки о встрече  с гостем.ДК VEF.Рига,1993.


Наведите на ссылку,когда она станет красной, нажмите на нее.Откроется сайт
Shutterfly по теме.
Если ссылка не»краснеет» до конца строчки,  то  скопируйте всю строку  и вставьте ее  в  строку, в которую  обычно пишите  адрес  сайта.


Рецензии