Русский шансон

Русский шансон, ментальная надстройка и любимые анальники
17 окт, 2012 в 20:50 - жж



Любителей оперного пения слегка передёргивает при звуках прославленной «Мурки». Хотя, по мнению тонкого ценителя музыки гражданина Промокашки («Место встречи изменить нельзя»), профессионализм музыканта определяется исключительно умением исполнить «Мурку». А Шуберта, Шопена, Чайковского – « любой сможет».


Для страны, народ которой  несколько десятилетий провел в тюрьмах и лагерях, блатная песня, комплементарная менталитету России, была намного ближе и понятнее псевдопатриотической эстрады.

 Можно сколько угодно высокопарно разглагольствовать о высоком искусстве, но так и не объяснить феномен живучести «Мурки». Да, можно критиковать, не слушать, отмахиваться от блатных, уличных песен, но утверждать, что ты их не слышал – нельзя. Кто-то в послевоенном детстве насвистывал «Цыплёнок жареный», в годы застоя подбирал аккорды к «Иволге», а кто –то мурлыкал про себя «Соньку-Золотую ручку». Не пели? Но слышать-то точно слышали.

Почему же эти песни живы до сих пор? Почему мы повсеместно не наслаждаемся чудесным голосом сегодняшней звезды мирового уровня Jose Cura? А такие имена, как: Мария Калласс, Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Рената Тебальди, Джоан Сазерленд, Леонтин Прайс, Борис Христов, Франко Корелли, Федор Шаляпин, вообще многим неизвестны.

Зато скажи – Люба Успенская, Михаил Шуфутинский, Михаил Круг, Константин Беляев, Екатерина Голицына, Вилли Токарев  и увидишь огонёк узнавания в глазах собеседника. Конечно, классика жанра - Аркадия Северного нынешнее поколение и не слыхивало, зато ремиксы – да, не подозревая об оригинальном исполнении.

Блатная песня, выражающаяся простым, шершавым, порой далёким от рифмы языком несла в себе чувства, понятные многим советским строителям коммунизма. Во времена тотального запрета и массовых отсидок песня была едва ли не единственной отдушиной. Но времена изменились. И сегодня огромный пласт дворовых, лагерных, блатных песен стал заметным явлением в искусстве, выделившись в самостоятельный сегмент российской эстрады– РУССКИЙ ШАНСОН.

Во всём мире – шансон, а у нас – русский шансон. С акцентом на жирную «изюминку». В самом деле, не назовешь же передачу на первом канале – блатная песня для народа, да и в КДС афишу не повесишь – блатняк на сцене Кремля.

Шансон* – слово французское, а влияние французской культуры со времён Петра Великого глубоко ассимилировано в российскую культуру, поэтому слух словосочетание «русский шансон» не режет.

Многие интеллектуальные зрительники фыркают при слове шансон, ассоциируя название со словом – блатняк. Но сегодняшний «русский шансон» всё более и более приближается к классическому, французскому определению данного слова.

Под лозунгом «звезда русского шансона» работают серьёзные  музыканты с консерваторским образованием, стихи для песен пишут признанные корифеи слова.  А  в 2012 году " Лесоповал" на концерте выступал во фраках.            

Слушают русский шансон  и мышечники, и уретральники, и зрительники, но самые верные и преданные жанру – анальники.


Потому что именно они более всего грустят и вздыхают о прошлом, которого не вернёшь, потому что только они помнят все мелкие подробности жизни в СССР, потому что только они страдают больше всех от развала Союза, от  сегодняшней неустроенности и от неумения приспособиться к новым временам.

А радиостанция и телеканал с одноимённым названием с лихвой восполняют нехватки анального человека. И хорошо ему в уютном кресле, в мягких тапочках, с сытным ужином пережить это «страшное»  время.

Не певица

И поют в «Русском шансоне» не те, кому Природой дано быть певицей. Не бросайтесь  с палками – объясняю. Во все времена, лучшая певица – это кожно-зрительная самка, девочка, если хотите.

Именно кожно-зрительная  тягучими балладами успокаивала мышечное войско, вернувшееся с кровопролитной войны. Возвращала их в состояние монотонии, в состояние мир. И тогда, спокойные, расходились воины по своим хижинам, избам, саклям, к своим женщинам и трудовым будням.

И она же специальными песнями разжигала ярость в воинах перед схваткой с врагом, перед решительным боем. Так на фронтовых сценах Великой Отечественной Клавдия Шульженко пела свой «Синий платочек». «Строчил пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…»
И пулеметчики строчили - с удвоенной силой.

Зажигательные танцы кожно-зрительной девочки возбуждают мужчин, вызывая первобытную ярость, направленную в мирное время на мордобой в баре. Да-да, драки в общепите провоцируются именно таким образом.

Но танцы и песни – не главные задачи кожно-зрительной в этом мире, её видовая роль в стае, в обществе намного сложнее, чем просто заставить мужиков махать руками, да штабелями укладываться. Подробнее о любимице Системно-векторной психологии прочитайте здесь и здесь.

На нашей же эстраде правят бал уретральные дамы. (Так уж повелось, и на то есть свои причины).  Они, если уж возьмутся за работу, то стремятся к максимальному её выполнению.


Все желают быть уретральными, путаясь в понятиях и терминологии. Нам нравятся характеристики вождя и мы скрупулёзно выискиваем в себе эти качества и тешим себя иллюзией узнаваемости.

Но уретральных рождается всего пять процентов, а выживает и того меньше. Поэтому мы, в большинстве своем не уретральники, а россияне, каждый со своим набором векторов, с уретральной ментальной надстройкой.

Мы рождены и живём в уретрально – мышечной России. А менталитет любой страны довлеет над её гражданами.

 «Клеймо» менталитета – на всю жизнь. Даже если вы покинете страну, российский уретральный менталитет останется при вас навсегда.

Поэтому популярность жанра  "русский шансон" объясняется  и понимается  сегодня логически – целому поколению есть, что вспомнить под песни уретральных певиц и певцов, соглашаясь  в душе с каждой строчкой, вздыхая о прошлом и отпуская от себя хоть капельку обиды и разочарования.



А о «королеве русского шансона» я расскажу завтра.


Статья написана с использованием материалов тренинга Юрия Бурлана по Системно-векторной психологии.


*Шансон (франц. chanson — песня) 1) полифонические песни 15—16 вв. Были подготовлены балладами, виреле, рондо Гильома де Машо (14 в.). Ш. разрабатывались франко-фламандскими композиторами нидерландской школы (См. Нидерландская школа); в 16 в. достигли ярко национальной (в частности, программно-звукописной) характерности при усилении гомофонного начала в творчестве крупнейшего представителя французской музыки Ренессанса К. Жанекена, а также у К. Сермизи, П. Мулю, П. Сертона, Г. Котле, К. Лежена, К. Гудимеля и др.; в начале 17 в. вытеснены гомофонными песенно-романсными жанрами. 2) Французские эстрадные песни конца 19—20 вв.; авторами или участниками создания их текстов и музыки нередко бывают исполнители Ш. — Шансонье.

 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978


Рецензии
Статья отвечает всем фибрам мой души. Поем и в грусть и в радость.)

Лариса Швыдун   05.05.2014 10:25     Заявить о нарушении