Разгадка двойственности знаменитого писателя
Эрнст Теодор Амадей Гофман
1776-1822
часть 1
Музыкант Эрнст Гофман
Литературные критики в предисловии книг для взрослых называют Эрнста Теодора Амадея Гофмана автором страшных сказок и новелл, а в предисловии книг для детского прочтения – писателем – романтиком. Но даже самые подробные предисловия содержат всего лишь часть правды о человеке, чью сущность определяет доминантный звуковой вектор.
Самый известный нам со школьной скамьи литературный критик Виссарион Белинский, несомненно, развитый и реализованный зрительник, обладавший «эстетической проницательностью», назвал Гофмана «великим, гениальным художником». Правота слов Виссариона Григорьевича подтверждается сегодня наукой Системно – векторной психологией
Своеобразие и самобытность, феерическое смешение фантазий и реальности, странная поэтическая система Гофмана, двойственность художественной формы и содержания - вызывали многочисленную критику и непонимание современников. В самом деле, в немецком романтизме более сложного художника не было. Соотечественник Гофмана критик Генрих Гейне утверждал: - «Его сочинения суть не что иное, как страшный вопль тоски в двадцати томах».
Споры вокруг личности самого Гофмана и его произведений длились не один век.
Как корни самых необъяснимых в современном обществе человеческих поступков прорастают архетипичной программой поведения первобытной стаи, так корни всех наших талантов и фобий взращиваются воспитателями в детстве.
По воспоминаниям современников, отец мальчика – Кристоф Людвиг Гофман был необыкновенно способный человек. Но, к сожалению, сгубил его таланты «зелёный змий». Жена горького пьяницы, Альбертина Дерфер – набожная и склонная к истерии дама, после бегства мужа переезжает с трёхлетним Эрнстом в дом родителей. Душевные муки и болезни не позволяли ей заботиться о воспитании ребёнка. И заботу об Эрнсте взял на себя холостой угрюмый дядя Отто Вильгельм Дерфер. Даже спустя многие годы Гофман сравнивал своё житьё у дяди, образцового бюргера и ограниченного педанта, с «выжженной степью».
Маленький Эрнст был безоговорочно признан чудо-ребёнком в школе. Особо не утруждаясь уроками, он успевал на «отлично», посвящая всё свободное время музыке и рисованию.
В 12 лет Эрнст свободно играл на органе, скрипке, гитаре и арфе. И не мыслил себя вне музыки. Любовь маленького Эрнста к музыке была безгранична.
Обладая образным мышлением, данным Природой каждому человеку со зрительным вектором, Эрнст стремился развивать врождённые свойства самостоятельно. Он много читал, брал уроки музыки, живописи.
При наличии анально-зрительной связки ребёнок «обречён» быть отличником. Если родители не помешают. Эрнсту не мешали. Хотя дядя и другие родственники категорически были против занятий искусствами.
Эрнст же видел себя в мечтах то великим музыкантом, как его любимый Моцарт, то замечательным художником. Но вынужден был подчиниться требованиям дяди и, следуя семейной традиции, поступить в Кёнигсбергский университет на отделение правоведения. «Золотые» мальчики, отличники – покладисты и послушны. В ту пору в университете преподавал САМ Иммануил Кант. Но Гофман его лекций не посещал. Что опять же не мешало ему отлично учиться. Студент Гофман лекциям Канта предпочитает театр и занятия на фортепиано. Звук требовал наполнения.
Впервые услышав оперу «ДОН-Жуан» Моцарта, Эрнст пленился красотой музыкального произведения. Он выучил оперу наизусть и исполнил её на фортепиано своему другу детства. Звуковой вектор Эрнста Гофмана был наполнен. А младший брат звукового вектора из квартели информации – зрительный вектор, выразитель наполненности звукового, был в этот вечер на пике эмоциональной раскачки.
Особая роль музыки в жизни Гофмана подчёркивается всеми биографами писателя. И именно музыку многие критики обвиняют в скандальной, первой любви Эрнста Гофмана. Молодому человеку хотелось материальной независимости от дяди, и он решил давать уроки музыки. Ученицей его оказалась мать пятерых детей, прелестная 25-летняя женщина Дора Хатт. Хотя некоторые источники утверждают, что ей было 30.
Безусловно, сплетники могут наговорить Бог знает что. Но только двое знают правду об отношениях. Мы же можем предположить, что Дора обладала анально-зрительной связкой. Зрение неизменно тянется к звуку, желая наполниться. Эрнст и Дора – оба зрительники. А зрительник стремится создать эмоциональную связь, будучи ярким экстравертом. К тому же Дора любила музыку, была несчастна в браке, хороша собой и ... нет, речь не идёт о соблазнении, скорее о взаимном влечении. Мощное либидо анального вектора остаётся достаточно сильным, хотя асексуальный звук и придерживает природный нрав.
Четыре года пылкой и взаимной любви разрушили родственники Эрнста, отправив его к дяде в Силезию, от греха подальше. Летом 1797 года Эрнст наведывается в Кёнигсберг и видится с Дорой в последний раз – большая любовь закончилась.
Эрнст заканчивает университет, сдав на отлично Госэкзамены. Этим же летом дядю из Селезии переводят в Берлин и дядя хлопочет о племяннике. Гофман переезжает в Берлин и поступает на службу в Берлинский апелляционный суд. Но ради хлеба насущного нёс Гофман государственную службу, мечтая проявить себя, как музыкант, композитор и художник. Днём работал в суде – ночью писал музыку.
Звуковику дано быть гением, потому что дано выходить за пределы сингулярности. Звуковику предначертано генерировать идеи миру. Но очень часто мир бывает не готов принять неординарные идеи гениального звуковика. И препоны в виде быта, родственников, материальных проблем встают на пути к ясному и яркому выражению идеи.
В 1800 году Эрнст был назначен на должность асессора при верховном суде в польском городе Познань. В городе очень гостеприимно и радушно приняли талантливого молодого человека, к тому же остроумного собеседника. Светское общество Познани радость свою выражало приглашениями на ежедневные пирушки, и распитие алкоголя вскоре стало для Гофмана делом обычным.
В феврале 1800 года Эрнст Гофман женился на голубоглазой брюнетке Марии Михалине Тшциньской. Жена его оказалось женщиной покладистой, и на все творческие чудачества звукового мужа взирала спокойно. Повезло ему с женой! Несказанно повезло. Ибо, какая жена будет смотреть сквозь пальцы на любовные увлечения своего мужа, на алкогольную зависимость, на «демонов» мужа? Верная, терпеливая, уравновешенная, хорошая хозяйка, без романтического ветра в голове.
Но музыка, к которой неудержимо стремятся желания Гофмана ещё остаётся далёкой несбыточной мечтой.
17 октября 1803 Эрнст восклицает в своём дневнике: «О, боль, я все больше становлюсь государственным советником! Кто мог подумать об этом года три назад! Муза убегает, сквозь архивную пыль будущее выглядит темным и хмурым... Где же мои намерения, где мои прекрасные планы на искусство?»
«Прекрасные планы» исполнятся, но не в музыке. Свойства анального, кожного и зрительного векторов Гофмана развивались и реализовывались благодаря наполненности доминирующего звукового вектора. Как только Гофман переставал писать музыку – выносить наружу своё состояние от сосредоточения по эту сторону барабанной перепонки – начинались душевные мучения и метания, неудовлетворённость жизнью, неприятности, болезни.
Так и любой обладатель звукового вектора порой мечется, мается, хватается за многие предметы и всюду вроде талантлив, всюду достигает определённых хороших результатов, но, сумев сосредоточиться, сконцентрироваться на одном предмете, работая в одном направлении, достигает вершин, выдвигает новые идеи и о нём иначе как гений, не говорят.
В 1804 году в чине государственного советника Гофмана перевели в Варшаву. А в следующем, 1805 году он становится заведующим и капельмейстером варшавского «Музыкального общества». И решает посвятить себя музыке. В честь любимого композитора Моцарта меняет имя Вильгельм на Амадей. Любовь и восторг от музыки Моцарта объясняется как в известной поговорке: – Рыбак рыбака… Моцарт – чистый звуковик. И изумительной красоты звуки музыки гениального композитора – истинное наслаждение для звуковика Гофмана.
Эрнст вдохновенно сочиняет музыку и концертирует. И всё б хорошо, да Наполеон с военными действиями перечеркнул всю жизнь. Гофман спешно уезжает в Берлин. Но в разоренной Пруссии не нужен он был ни в каком качестве - ни музыканта, ни юриста, ни живописца.
Тяжёлые годы: болезни, смерть единственного ребёнка, ранение Михалины, безденежье, подорвали здоровье гения. Но его упорство и труд в сочинительстве музыки принесли свои плоды.
Сочинённые им музыкальные пьесы помогли выбраться из крайней нужды и встать на ноги. В 1816 году в Берлине с успехом прошла опера «Ундина». Первая романтическая опера Гофмана.
гофман рисунок писателя
Гофман - рисунок писателя
« С тех пор, как я пишу музыку, мне удаётся забывать все свои заботы, весь мир. Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков в моей комнате, под моими пальцами, несовместим ни с чем, что находится за его пределами». Это лучшая характеристика звуковика - музыканта, сумевшего сосредоточиться по эту сторону барабанной перепонки, по эту сторону сингулярности и выразить услышанное своей музыкой.
Послушать музыкальные произведения Эрнста Гофмана
Продолжение следует...
Список источников:
Броггауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Биографии. Т. 2. М.: “Большая Российская Энциклопедия”. 1992.
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. / Заключительная статья Д. Чавчанидзе.
Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана. - М., 1981.
Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман.// Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973.
Гофман Э.Т.А.: Жизнь и творчество. Письма. Высказывания. Документы. - М., Радуга, 1987.
Житомирская З.В. Э.Т.А. Гофман. Библиография. - М., Книга, 1964.
Крошка Цахес, по прозванию Циннобер / Klein Zaches genannt Zinnober Э.Т.А. Гофман
Герцен А.И. Гофман. Собрание сочинений, т.1.- М., 1954.
Свидетельство о публикации №214022300640