Разгадка двойственности знаменитого писателя

 Эрнст Теодор Амадей Гофман 1776-1822 часть 2
25 сент, 2012 в 0:21 -жж

Литература. Филистеры и энтузиасты.
Гофман, собрание сочинений

В некоторых источниках первым изданным произведением Эрнста Гофмана называют новеллу «Кавалер Глюк», датированную 1809 годом.



На самом деле, берлинская общественность отметила его эссе «Письмо монаха к своему столичному другу», опубликованное в «Независимой» газете, ещё в 1803 году.

Эрнст Гофман описал это событие в своём дневнике: «Увидел себя в первый раз напечатанным в «Независимом» - раз двадцать оглядывал листок умиленным, полным отцовской любви и радости взглядом - славные виды на литературную карьеру».


Искренность и ирония будут соседствовать в «литературной карьере» всех произведений Гофмана, выделяя его среди романтиков того периода. Ранние романтики были безгранично далеки от реалий повседневности, не говоря уж о народе. В своих произведениях они исключали реализм – только грёзы и мечты. Неудивительно, что произведения Гофмана, сочетающие в себе обыденный реализм и высокие устремления романтизма, сразу приковали к нему внимание читателей и критиков.

Понимание роли писателя выражено самим Гофманом предельно ясно:

«Писатели должны не уединяться, а, наоборот, жить среди людей, наблюдать жизнь во всех проявлениях».


Гофман верно и точно подметил роль звуковика в обществе. Замыкаясь в себе, люди со звуковым вектором аккумулируют мысли внутри себя и ложно принимают за гениальность эти мысли, не вынося их наружу. Аберрация ощущений звуковика делает из него несчастного человека.


В этом же году Гофман выступает в печати в качестве музыкального критика. Лучшие критики в жизни, конечно же, люди с развитыми свойствами анального вектора. А при наличии звукового и зрительного векторов – тонкие и остро чувствующие критики в той области, где они нашли применение своему таланту.


Критические статьи Эрнста Гофмана публикуются во «Всеобщей музыкальной газете» - авторитетном Лейпцигском издании.

Точные и острые рецензии на новые публикации произведений Бетховена, Огиньского, Паэра, Эльснера, Витта, Вейгеля, Мегюля, Шпора написаны, как говорил сам Гофман, в «литературно-артистическим» жанре.

Гофман написал 25 ярких критических статей. Именно поэтому его считают основателем музыкальной критики в Германии.


Рассказ же «Кавалер Глюк» был опубликован без имени автора. Эрнст и в 33 года возлагал большие надежды на карьеру композитора и по-прежнему хотел зарабатывать на жизнь музыкой, мечтая прославиться, как автор какого-нибудь гениального музыкального произведения.


В то же время «Кавалер Глюк» стал своего рода визитной карточкой писателя: в новелле Эрнст Гофман очертил тематику и художественный метод дальнейших произведений. Соединение повседневных, обыденных событий с ночными маскарадными видениями автора – основной приём всех написанных сказок и новелл.

Динамичный, яркий рассказ читается на одном дыхании. И понятен он сегодня гораздо большему числу читателей, нежели это было в ХIХ веке.


Жизненные перипетии композитора, писателя, критика, юриста, декоратора, учителя музыки, художника Эрнста Гофмана изобилуют переездами. Время в Европе было неспокойное – военное. Время вторжения Наполеона, разрухи, лишений, горя и страданий.

Поэтому спрос на все таланты Гофмана очень низок. Трудности с работой, нестабильная обстановка в стране, безусловно, накладывают отпечаток на здоровье Эрнста Теодора.


В депрессию Эрнст Гофман не впал, но стрессующий кожный вектор неизменно загонял Гофмана в кабак, где тормоза отпускались, и Гофман легко выплёскивал на бумагу все свои звуко-зрительные фантазии.


Как тонко подметил Александр Иванович Герцен: – «Всякий Божий день являлся поздно вечером какой-то человек в винный погреб в Берлине, пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета… Тут-то странные, уродливые, мрачные, смешные, ужасные тени наполняли Гофмана, и он в состоянии сильнейшего раздражения схватывал перо и писал судорожные, сумасшедшие повести». («Телескоп» т.XXXIII)


Одна из таких «сумасшедших» новелл – сказка «Песочный человек».

Эта замечательная новелла ясно и выпукло показывает путь звуковика к самоуничтожению. Депрессия и самоубийство звуковика, не сумевшего сосредоточиться на своих внутренних состояниях и вынести их наружу, описаны психологически точно и ёмко.


Главный герой произведения – Натанаэль - списан автором с обитателей психиатрической больницы. Верный своему принципу «…наблюдать жизнь…» Гофман посещал данное заведение с целью изучения поведения и характера пациентов.

Многие критики находили в этом произведении много мрачных, ужасающих, и даже, как Зигмунд Фрейд – зловещих моментов, но сегодня, обладая знаниями Системно-векторной, психологии можно назвать «Песочного человека» пособием для понимания эгоцентричного звуковика в плохом состоянии, с чудовищными нехватками в психическом.


«Песочный человек» - это единственная сказка Гофмана, заканчивающаяся трагично. Как в жизни. Ведь именно звуковики сводят счёты с жизнью подобным образом. Именно звуковики не ценят ни свою, ни чужую жизнь.

И безумные поступки звуковиков в наши дни - печальное тому подтверждение.

Сам Гофман людей условно делил на филистеров и энтузиастов. Филистеры – это обычные люди, не музыканты, не художники в широком смысле этого слова. Энтузиасты же – творческие люди и, прежде всего – музыканты.


Практически все произведения Гофмана показывают ограниченность и серость существования филистеров. Возьмём для примера «Золотой горшок». Писцы и школяры в хрустальных склянках «… не знают, что такое свобода и жизнь в вере и любви, поэтому они и не замечают тяжести темницы, в которую заключил их Саламандр за их глупость и пошлость…». А милые барышни Вероники, не развивая данные природой свойства зрительного вектора, упиваясь своими зрительными страхами и мечтами о серьгах и муже - и сегодня не редкость.


В серой обыденности повседневности нет красоты и счастья, в уединении и отрыве от общества нет раскрытия и понимания каждым своей роли в этой жизни. Гениальный звуковик Гофман сумел уловить искру Божественного знания и выразить это словом, которое сегодня актуально как никогда.


Многие герои сказок Гофмана выступают в двойной роли, что и позволило литературным критикам говорить о двойственности писателя.

Саламандр - могущественный правитель Атлантиды, чудесным образом превращается в архивариуса Линдгорста («Золотой горшок»), волшебница -фея предстаёт канониссой из приюта благородных девиц («Крошка Цахес»), король Секакис есть Перегринус Тик, а Пепуш, друг Секакиса оборачивается чертополохом Цехеритом («Повелитель блох»).

Сам Эрнст Гофман не был приверженцем условностей и размеренности жизни.


В самой очаровательной, волшебной, обожаемой и любимой многими с детства Рождественской сказке «Щелкунчик и мышиный король», Эрнст Гофман учит нас тому, что в жизни нет схем, нет плана, которым необходимо следовать, дабы обрести счастье.


Но объёмное мышление, полученное на тренинге по Системно-векторной психологии, даёт понимание сути писателя. И ученики Юрия Бурлана легко узнаЮт в Эрнсте Гофмане гениального звуковика. И никакой двойственности характера Гофмана нет. Есть только двухмерная фантасмагорическая феерия сказок. Услышанная звуковиком трагическая мелодия жизни и гениально высказанная словом.

Эрнст Гофман точно, ясно и конкретно исполнил данное Богом предназначение. Он был рождён сказать СЛОВО. Такое слово, которое никогда не останется не услышанным, которое найдёт отклик в сердцах и умах звуковиков, рождённых в третьем тысячелетии.

Потому что сегодня энтузиастов (звуковиков) рождается гораздо больше, чем филистеров. И они способны изменить мир. Как в сторону добра, так и в сторону зла.


Гофман не противопоставляет энтузиастов филистерам. Напротив, он показывает, как несчастны и те и другие. Обыватели (филистеры) не понимают энтузиастов (звуковиков) и наоборот: эгоцентричные, высокомерные звуковики (энтузиасты) не принимают и высмеивают простую жизнь филистеров (мышечников). Но по-одиночке не выживает ни филистер, ни энтузиаст. Человек - существо коллективное, и человечество перед угрозой исчезновения с лица земли всегда делало шаг на следующую ступень эволюции. Поэтому учиться жить и понимать друг друга – задача первостепенная. Именно это и сказал своим гениальным романом «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» Эрнст Гофман, соединив под одной обложкой филистера Мурра и энтузиаста Крейслера.


Гофман и кот Мурр. Книга

Как говорил наш любимый критик Белинский: «Читателей наших ожидает высокое, бесконечное и вместе мучительное наслаждение: ибо ни в одном из своих созданий чудный гений Гофмана не обнаруживал столько глубокости, юмора, саркастической желчи, поэтического очарования и деспотической, прихотливой, своенравной власти над душою читателя».

Два реальных персонажа – кот и человек. В роли Мурра – собственный кот писателя. Очаровательный мурлыка, любимец Гофмана ушёл из жизни, не прожив и четырёх лет. Писатель обожал своего необыкновенно умного кота. Мурр предпочитал спать на рукописях своего хозяина, что и послужило отправной точкой для сюжета романа.
Гофман оплакивал смерть кота более, чем смерть собственного ребёнка, более, чем свою пылкую, последнюю любовь к Юлии.


Он так и признаётся в заключительных словах романа: «...я тебя любил, любил гораздо более, чем многих иных...»

В роли Крейслера – сам Гофман. (Крейслер - alter ego писателя.)

В романе кот Мурр – филистер - разглагольствует о своих кошачьих похождениях с кошечкой Мисмис, записывая их на обратной стороне драматического повествования жизни капельмейстера Крейслера.

Вышедший в 1819 году первый том «Житейских воззрений кота Мурра» произвёл в обществе, как теперь сказали бы – взрыв мозга.

Политические шутки писателя привлекают интерес государственных органов Германии. Но более осложнились отношения с прусским правительством после выхода четырехтомника «Серапионовые братья».

С января 1822 года состояние писателя резко ухудшается. Паралич постепенно сковывает его тело. Прикованный к постели он диктует свой последний рассказ «Угловое окно». Жажда жизни как никогда овладевает Гофманом, но, увы, 25 июня писатель скончался. Сказать, что он покинул этот мир нельзя – его СЛОВО живёт и заставляет задуматься миллионы людей на планете Земля.


"Песочный человек" - читать  http://www.infoliolib.info/flit/gofman/pchel2.html

3ИГМУНД ФРЕЙД  - ЗЛОВЕЩЕЕ http://vispir.narod.ru/freud1.htm

«Щелкунчик и мышиный король»,http://etagofman.narod.ru/Sch.html

«Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах»
http://gofman.krossw.ru/html/gofman-murr-ls_1.html

Броггауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Биографии. Т. 2. М.: “Большая Российская Энциклопедия”. 1992.

Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.

Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. / Заключительная статья Д. Чавчанидзе.
Романтический мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана. - М., 1981.

Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман.// Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973.

Гофман Э.Т.А.: Жизнь и творчество. Письма. Высказывания. Документы. - М., Радуга, 1987.

Житомирская З.В. Э.Т.А. Гофман. Библиография. - М., Книга, 1964.
Крошка Цахес, по прозванию Циннобер / Klein Zaches genannt Zinnober Э.Т.А. Гофман

Герцен А.И. Гофман. Собрание сочинений, т.1.- М., 1954.
Портрет Юлии  - http://etagofman.narod.ru/mark.html


Рецензии