5. Предельная величина остатка на ИРС

Прежде чем приступать к рассмотрению сбережений и их величины, отметим следующее. Из-за невозможности достижения абсолютной социальной справедливости не следует отказываться от каких-либо попыток некоторого перераспределения общественного богатства в пользу наименее обеспеченных слоев населения, что связано с рядом причин.
Во-первых, как уже было отмечено выше (см. главу 2), нет возможности абсолютно объективно оценивать «уровень справедливости». Отсюда вывод: нет возможности «абсолютно справедливо» оценить соотношение между издержками и прибылью предпринимателя, между характером труда и уровнем зарплаты наемного работника, между средним уровнем заработной платы и уровнем пенсионного обеспечения, а также другими социальными выплатами, наконец, невозможно «справедливо» оценить приоритеты в государственных расходах. Существует мнение, что «рынок все поставит на свои места», однако на практике «чистый» рынок приводит лишь к колоссальному неравенству и поляризации общества, в связи с чем государства уже давно тем или иным способом пытаются оказывать на рынок воздействие.
Во-вторых, как уже неоднократно доказывалось различными экономистами, отсутствие денег у большой части населения (высокий уровень нищеты) резко снижает платежеспособный спрос, что может отрицательно сказаться на всей экономике страны. Наоборот, наличие достаточно значительной прослойки «среднего класса», с одной стороны, свидетельствует о благополучии в экономике, а с другой — способствует ее дальнейшему устойчивому развитию. Поэтому одной из целей рассматриваемой модели является поддержание некоторого минимального уровня потребления, проще и точнее говоря — некоторого минимального уровня обеспечения деньгами. Как представляется, это также будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе, что само по себе уже станет положительным фактором для развития экономики.
В-третьих, существует такое понятие, как финансовые спекуляции. Будем понимать под этим любые операции с иностранной валютой или ценными бумагами, ставящие себе целью получение прибыли за счет изменения их курсовой стоимости. Вероятно, нигде рыночные законы не дают о себе знать так явно, как в этой сфере деятельности, и, вероятно, нигде больше не обращаются такие денежные объемы. Признавая объективную пользу возможности перетекания капитала от одних сегментов рынка к другим, отметим тот факт, что нередко такое перетекание связано не столько с объективными потребностями общества, сколько с субъективными факторами («инфляционные ожидания», распространение слухов, изменения в составе правительств и т.п.). Понятно, что в выигрыше будет в первую очередь тот, кто располагает информацией о подлинной цене того или иного слуха или другого подобного фактора. Но, спрашивается, при чем же здесь тогда «объективность» рынка? Разумеется, таких игроков на рынке ценных бумаг — единицы, но именно они в значительной мере определяют его состояние в каждый момент времени.
Логично предположить, что во-первых, выигравшие от спекуляций игроки обогатятся ровно настолько, насколько проиграют все остальные, а во-вторых, количество выигравших будет существенно меньше количества проигравших. По сути это означает тенденцию к сокращению «среднего класса» как чисто количественно, так и в процентном отношении ко всему населению. Как было отмечено выше, вряд ли этот процесс будет на пользу обществу.
Из сказанного следует вывод: необходима разработка таких механизмов регулирования рынка, которые, в целом поощряя инвестиции, вместе с тем препятствовали бы концентрации денежного капитала в чрезмерных объемах.
Здесь будет своевременным определить, что понимается в описываемой модели под «чрезмерной концентрацией» капитала.
Предположим, население рассматриваемой территории (страны) все поступающие в его распоряжение денежные ресурсы распределяет по следующим трем основным направлениям: потребление, сбережения, инвестиции. При этом мы не станем вдаваться в рассуждения, насколько необходимы те или иные продукты потребления или услуги, а также не рассматриваем отдельно такие возможные статьи расходов, как выдача кредитов и возврат долгов.
Под инвестициями будем понимать приобретение средств производства, а также вложения в ценные бумаги, либо другие затраты, направленные на создание, сохранение или преобразование (в том числе ликвидацию) производства. Необходимо отметить здесь, что иностранная валюта может рассматриваться как некая разновидность ценных бумаг, поэтому вложения в нее фактически являются инвестициями. Особенность этих инвестиций в том, что они вкладываются в поддержание экономики той страны, валюта которой приобретается.
Соответственно, сбережения — это то, что осталось. Иначе говоря — это «свободные» деньги, решение об использовании которых еще не принято. Общеизвестно, что сбережения существуют в двух основных формах — в виде банковского вклада и просто в виде спрятанных подальше от чужих глаз наличных денег («в чулке»). Поскольку мы исходим из предположения о постепенном вытеснении наличных денег из оборота, то в первую очередь интерес будут представлять сбережения в виде вклада. В предыдущей главе было отмечено, что большинство денежных поступлений и расходов должно осуществляться через идентификационный расчетный счет, поэтому будет правильнее говорить не о вкладах на этот счет, а о размере остатка на нем.
После такого вступления сформулируем следующее основное положение рассматриваемой модели: размер остатка на идентификационном расчетном счете не может превышать некоторую заранее заданную величину.
Любой грамотный экономист должен на этом месте подпрыгнуть от возмущения: этого не может быть, потому что не может быть никогда! Что ж, попробуем разобраться.
Первое и самое главное: предельный размер остатка [См] на начало возможного внедрения описываемой модели должен быть настолько велик, чтобы выглядеть для абсолютного большинства населения бесконечно большой (и потому — совершенно недостижимой) величиной. К примеру, сейчас размер этого предела мог бы быть порядка сотен миллиардов долларов США. Именно в такую сумму оценивается состояние наиболее богатых людей на планете. Есть, правда, одно замечание: никто из этих людей не сидит на мешках с деньгами, эти деньги постоянно вкладываются в те или иные проекты, поэтому представляется возможным существенно (на несколько порядков) снизить величину [См].
Второе: ни для кого не является чем-то из ряда вон выходящим прогрессивное налогообложение, в том числе различные налоги на крупные состояния. Почему бы не представить себе такую систему налогообложения, при которой существенное налоговое давление действует не на величину дохода или прибыли, а непосредственно на крупные денежные сбережения? С другой стороны, в следующей главе будет показано, что возможна ситуация, при которой налогообложение будет крайне незначительным или вовсе будет отсутствовать.
Третье: как мы условились, сбережения — «это то, что осталось». Соответственно, увеличение потребления и инвестиционной деятельности автоматически снижает величину сбережений, а значит, и величину взимаемого налога. Таким образом, проблемы с прогрессивным налогообложением будут возникать лишь у тех, кто не знает, как распорядиться своими деньгами. Вряд ли это коснется большинства предпринимателей, которые прекрасно знают, на что стоит их истратить. Скорее, это может повлиять в некоторой степени на счастливых обладателей свалившегося на них огромного богатства, например, наследства или крупного выигрыша. Однако поскольку ни то, ни другое хозяином этих денег не заработано, то и не стоит испытывать особых угрызений совести по поводу изъятия небольшой их части в качестве налога. Не будет лишним напомнить здесь, что в ряде стран уже давно существует налогообложение указанных видов доходов.
Четвертое: мировой опыт говорит о том, что деньги (порой весьма немалые) нередко «застревают» без всякого движения в банках на многие десятилетия, а иногда и века. Очевидно, что банкам выгодно использовать чужие деньги максимально долго, а лучше оставить их у себя навсегда, что сейчас фактически и происходит с невостребованными вкладами. Впрочем, иногда обнаруживаются наследники, и банкам с учетом набежавших за столь длительное время процентов приходится выплачивать огромные суммы. Однако до определенных пределов банки с легкостью идут на эти выплаты, справедливо полагая, что рекламный эффект для имиджа банка перекроет все издержки. Ради истины нужно заметить, что все-таки подобные ситуации возникают сравнительно нечасто, в то время как сумма таких невостребованных вкладов постоянно растет, объективно оказывая дополнительное давление на рынок. Из сказанного следует, что потребуется механизм очищения от подобных «законсервированных» денег.
При рассмотрении различных особенностей денежного обращения в условиях действия описываемой модели следует также сделать следующие существенные замечания.
Как уже было сказано выше, сбережения могут существовать либо в виде банковского вклада, либо храниться у их обладателя просто в виде наличных денег. Однако при более внимательной оценке банковский вклад, строго говоря, уже не является сбережениями. Его можно рассматривать как деньги, пущенные в оборот: они переданы банку на условиях договора банковского вклада за соответствующее вознаграждение (проценты по вкладу). Иначе говоря, их можно рассматривать как своего рода инвестиции (вложения в предприятие по добыче денег, которым фактически любой коммерческий банк и является). Здесь необходимо учитывать те же параметры, что и при вложении денег в любое другое дело: предполагаемую прибыль, риски, уровень доверия к предприятию и т.п. Можно спорить об уровнях рисков и прибыли по сравнению с вложениями в обычные предприятия, но существа дела это не меняет.
Что же касается сбережений в наличной форме, то при их рассмотрении необходимо отметить ряд факторов.
Прежде всего, при все большем распространении безналичных форм расчетов вытеснение наличных денег из обращения будет развиваться абсолютно естественным образом, более того, государство может различными мерами влиять на скорость этого процесса. Например, оно может принять решение об обязательности безналичной формы расчетов при оформлении целого ряда сделок или проведении каких-либо платежей. Сфера охвата безналичной формой расчетов может быть практически неограниченной. Такое решение выглядит не более трудным для исполнения, чем действующие сейчас правила об обязательном предоставлении информации о тех или иных сделках или доходах.
Представляется также, что необходимо осуществление определенных мер как идеологического, так и организационно-технического характера, направленных на изменение в массовом сознании отношения к наличным деньгам. Одной из таких мер мог бы стать периодический (каждые 3…5 лет) обмен наличных денег на деньги нового образца, причем такой, при котором срок действия устаревших образцов не превышал бы одного года, а обмен сравнительно крупных сумм проходил бы под жестким контролем, включающем предоставление информации об источниках их происхождения. Важно подчеркнуть, что эта операция обмена денег должна носить не исключительный, а регулярный и достаточно рутинный характер.
Если использование наличных денег, особенно в больших объемах, будет вызывать дополнительные неудобства по сравнению с использованием безналичных, то для основной части населения это будет являться дополнительным стимулом к переходу на безналичные расчеты. С другой стороны, сокращение наличного оборота денег позволит практически полностью изжить такое негативное явление, как попрошайничество.
Особо следует отметить, что не предусматривается никаких препятствий росту сбережений в любой иностранной валюте либо в уже упомянутых «золотых сертификатах». Последнее замечание может вызвать серьезные опасения у тех, кто считает, что вводимые ограничения приведут к вытеснению национальной валюты какими-либо суррогатами либо иностранной валютой. Представляется, однако, что в силу ряда причин этого все же не произойдет.
Во-первых, никто не может гарантировать устойчивое и постоянное снижение курса национальной валюты относительно других объектов рынка. Более того, при грамотной экономической политике государство может активно влиять на эти процессы, накапливая в результате свои золотовалютные резервы.
Во-вторых, чисто административные меры по обеспечению исключительного использования национальной валюты в качестве платежного средства внутри страны, а также при внешнеторговых операциях (в первую очередь, экспорта) неизбежно приведут к росту спроса на национальную валюту.
В-третьих, повышению спроса на нее будет способствовать и жесткое ограничение объема денежной массы. Величина этого объема и характер ограничений на него будут рассмотрены в следующих главах.
В-четвертых, описываемую модель отличают весьма существенные особенности в части налогообложения, которые могут оказаться действенным стимулом для хранения своих сбережений именно в национальной валюте. Этим особенностям и посвящена следующая глава.

(продолжение — http://www.proza.ru/2014/02/23/85)


Рецензии
Встретил декларативное противоречие с одной из предыдущих глав:
здесь Вы пишите, что в модели не предусматривается никаких ограничений на сбережения в форме "золотых сертификатов".

Ранее же Вы предлагали механизм "таяния" этих сертификотов, скажем, на 10% в год.
Это предложение, впрочем, равносильно перечеркиванию сммой идеи "золотого сертификата". Если его содержание (количество указываемого в нем металла) со временем уменьшается, то, спрашивается:

1) зачем программировать дисбаланс между реальным золотым запасом и номинальным объемом "золотых сертификатов"?
2) куда (в чью пользу) идет уменьшение содержания золота в "сертификате"?

Валентин Левин   21.03.2015 08:39     Заявить о нарушении
Полагаю, здесь нет противоречия. Механизм постепенного снижения стоимости сертификата включался бы лишь по истечении срока его действия, который может составлять от нескольких лет до нескольких десятков лет. Само предложение следует рассматривать лишь в качестве чисто технической меры (как и с периодическим обменом денег в наличном обращении), предназначенной для своего рода "инвентаризации". Впрочем, эта мера, как и многие другие предложенные (и не предложенные), безусловно, требует дополнительного обсуждения.
Вообще, тема золота, как Вы знаете, интенсивно обсуждается на сайте Михаила Хазина. Здесь же размещена интересная книга на эту тему Александра Лежавы, мной на неё написан подробный отзыв (в разделе "Рецензии" на моей странице).

Андрей Девин   21.03.2015 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.