Штрихи к портрету

               

       В эти дни в Москве проходят две замечательные выставки, посвященные  творчеству двух очень разных, но  в чем-то очень схожих между собой  художников.
   
       Первая из этих выставок с большой любовью и  художественным  вкусом  представлена  в галерее на Солянке, и посвящена  90-летию со Дня  рождения  гениального  кинорежиссера  и художника Сергея  Параджанова. Как всегда, выставка  произведений этого феерического  человека,  включая фильмы о нем, фотографии, письма  и,  конечно же, его удивительные коллажи, неизменно вызывает у зрителя  чувство восхищения, близкого к потрясению. Это чувство возникает, прежде всего, от встречи  с  совершенно  уникальной  личностью  художника  и с его  невероятной творческой фантазией!
 
      Сергей  Параджанов,  вошедший  наряду с Тарковским, Бергманом  и Феллини,  в десятку  самых  выдающихся  кинорежиссеров  20-го столетия, оставил после себя, прежде всего, так называемый «Кинематограф Параджанова», включивший  в себя такие его  фильмы как «Тени забытых предков» , «Цвет граната» (Саят-Нова) и другие, которые  представляют  собой по сути сложную, красочную, фресковую живопись.
 
      Сергей Паражданов  был человеком сложной и  во многом  искалеченной  судьбы, который  в условиях жесткого контроля  искусства в нашей стране оказался гонимым  исключительно по причине своей абсолютной  внутренней   независимости. Неподконтрольный никому его образ  жизни, безудержные фантазии, включавшие всяческие небылицы о бриллиантах, якобы получаемых им от Папы Римского, и прочее, прочее, прочее, все это кончилось плохо и, в конечном итоге, сократило ему жизнь. В 1975 году, в  результате  судебного процесса, Параджанов  был  осужден  на 5 лет  колонии строгого режима, а потом на долгие 15 лет оказался отлученным  от  главного дела своей жизни – кинематографа. Эти годы он  заполнял  другим,  невероятным  по своей  изобретательности  видом  искусства -  коллажами.  Таким образом, художник  в  несвободной  стране  поплатился  только  за  то, что  был ОПАСНО  СВОБОДНЫМ  человеком!

       Вторая, столь же замечательная  выставка, открывшаяся в Малом Манеже, носит название  «Анатолий Зверев. На пороге нового музея». Эта выставка посвящена творчеству  художника редкостного таланта, прекрасного рисовальщика, творчество которого высоко ценили  и П.Пикассо и Р. Фальк,  и который еще в 50-60-е годы прошлого века привлек к себе пристальное внимание известного греческого коллекционера Геогрия Костаки,  собиравшего произведения  художников  русского авангарда. В настоящее время, творчество Анатолия Зверева, ушедшего из жизни почти тридцать лет тому назад, действительно, стоит на пороге обретения им музея достойного его таланта, и  который создается в Москве усилиями, в большой степени, дочери упомянутого коллекционера -  Алики Костаки. Ею  передана  городу  значительная часть работ  Зверева  из  собрания  музея  современного  искусства, созданного Г. Костаки  в  г. Солоники  (Греция).

      Анатолий Зверев, подобно Параджанову, был художником, исповедовавшим  полную  внутреннюю свободу  как образ жизни. По представлениям нынешнего времени,  Зверев вел жизнь  типичного  бомжа, то есть  человека,  не имевшего ни постоянного жилья, ни мастерской художника, ни  зачастую даже красок и кистей. Будучи лишенным  всяческого нормального быта, художник жил у друзей, которые передавали  его друг другу, как эстафету. Какое-то время, например, он жил на даче  все у того же, обожавшего его  Г.Костаки. Однако, подолгу выдерживать стихийный  характер и  взрывной темперамент этого человека, с учетом также его традиционно российского пристрастия к спиртному, при всем  дружеском  расположении, очевидно,  было непросто.

       Сохранилось  множество воспоминаний об этом удивительном человеке  у его друзей и знакомых. Художник Д. Плавинский, например, рассказывал  историю, в которой  Зверев  однажды,  не имея  под рукой масляных красок,   в азарте  вылил на  лист  ватмана  бутылку  подсолнечного масла  и  затем  начал  писать по нему пастелью! Одна  любопытная и очень характерная история   запомнилась и мне. Я услышала  ее  где-то в середине 70-х годов от  моей  хорошей знакомой  Надежды Ш., входившей в круг знакомых  Зверева. Однажды,  ей довелось зайти  в один  из тех  дружелюбных  домов, которые давали приют бездомному  художнику. Едва переступив порог  дома, она увидела стремительно появившегося  из соседней комнаты  взъерошенного Зверева,  с  кистью в руке.  Далее, бесцеремонно ткнув кистью в сторону  ее авоськи, он  неожиданно резко  поинтересовался: «Что там у тебя?»  «Карп, сырая рыба…» «Давай сюда». Далее, как она вспоминала, последовала  немая сцена. Схватив рыбу,  воодушевленный какой-то своей творческой фантазией,  Зверев начал сдирать с рыбы  чешую  и  швырять ее  в  свою, стоящую на мольберте работу, приклеивая  блестки чешуи  к свежей масляной поверхности картины!  Этот невероятный  художник  черпал  вдохновение  в  совершенно неожиданных  предметах  окружающего  мира,  оставаясь  при  этом  внутренне  совершенно  СВОБОДНЫМ  человеком! 
         
    
      


Рецензии
Это любопытно. ТОлько что это вы зациклились на понятии СВОБОДНЫЙ человек? И что значит э\тот СВОБОЛДНЫЙ? Человек живёт в социуме, у которого есмть определённые законы поведения. Значит, он уже изначально не может быть свободным.

Алексей Курганов   24.02.2014 16:58     Заявить о нарушении
Речь идет о внутренней свободе, которая не отменяет "определенные законы поведения", однако может их транспонировать по своему усмотрению. А вот абсолютной свободы, разумеется, не существует, в этом вы правы.
В любом случае, спасибо.

Елена Богданова 5   24.02.2014 22:37   Заявить о нарушении