На тихой улице... 30. 3. Зачем нам бутики?

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

30. В компании по Германии

          Кёльнская сказка
          Дюссельдорф
          Зачем нам бутики?
          Культурный шок и тихая классика
          «Мы едем, едем, едем...»

ЗАЧЕМ НАМ БУТИКИ?

     На Кёнигсаллее расположен большой торговый центр со стеклянным лифтом для пожилых или ленивых покупателей. Дети, кстати, очень любят кататься на таких красивых механизмах. У нас тоже построили нечто похожее, и даже более впечатляющее по размерам – торговый центр "Столица". Там и стеклянный лифт, и эскалаторы, и бутики, но кого сейчас этим удивишь?
     Кстати о бутиках. При входе в потребительский рай Дюссельдорфа (возможно, он там не один такой) я заметила в витрине, принадлежащей ювелирному магазину, бриллиантовое колье почти за 50.000 марок. Витрина находится в открытом вестибюле, то есть как бы на улице. Разумеется, там есть сигнализация, да и стекло, скорее всего, пуленепробиваемое. Судя по отсутствию любопытствующих зрителей, это колье вроде бы никому не нужно – а куда в нём можно пойти?
     Светское общество, имеющее особо крупные доходы, – это ограниченный круг людей. У них, естественно, бывают всякие приёмы, торжества и другие поводы для того, чтобы блеснуть в вечернем наряде, а остальному народу не до такой роскоши. Днём местные женщины, конечно, носят золотые цепочки, иногда массивные, иногда тонкие с небольшим кулоном, на пальцах – скромные кольца, в ушах – модные серьги, также в виде колец. Вот и все драгоценности. А молодые девушки предпочитают серебро. Как они украшают себя по праздникам, я не видела, честно говоря. По соседству с нами никто в вечерних нарядах не проходил.
      Ну, конечно, если потомственная графиня, супруга банкира или владельца завода собирается выйти в свет, то ей может понадобиться новое колье, и тогда ей придётся поискать, где его лучше купить. В обычных ювелирных магазинах торгуют сравнительно недорогими изделиями, а всё эксклюзивное находится в особых местах – в ювелирных бутиках.
     Цены там немалые – за уникальные камни, за особо модный дизайн и за то, что это ручная работа (как будто остальные украшения делаются не руками, а чем-то другим). Если же, вдобавок к этим достоинствам, украшение изготовила известная ювелирная фирма, то количеству цифр на ценнике можно не удивляться. Такие вещи если и выставляют на витрину, то в тех бутиках, куда заходят не случайные прохожие, а потенциальные клиенты. И, разумеется, там будет соответствующая охрана.

     А у нас в то далёкое время самое обычное штампованное золото с синтетическими корундами (то есть, в сущности, золотая бижутерия) являлось признаком женского благополучия и зажиточности. Незатейливые украшения придавали взрослой женщине какой-никакой вес в собственных глазах, а настоящее благополучие порой было вообще недоступно: квартиру ждали двадцать лет, машина считалась роскошью, а дача, хоть она и казалась со стороны неким материальным достоянием, почти всегда была местом исполнения трудовой повинности и фактически лишала рабочего человека конституционного права на отдых.

     Огромный торговый центр на Кёнигсаллее был мне вроде ни к чему, но в один бутик, «Шанель», я всё-таки зашла – посмотреть на обещанную лаконичной рекламой распродажу элитного ширпотреба. А вы бы не зашли? Ведь одежда под маркой «Шанель» – это именно то, без чего как бы нельзя жить нормальной взрослой женщине (к сожалению, я часто сомневаюсь в легитимности и целесообразности своего небогатого гардероба).
     И что же я там увидела, как вы думаете? Стандартный жакетик – пёстренький, из ткани с рисунком «гусиная лапка», без воротника – продавался за полцены: всего 700 марок. Уж и не знаю, во сколько обошлась бы полная экипировка: костюм, блузка, туфли, сумка. Возможно, со скидками это стоило бы три-четыре тысячи марок – как приличный автомобиль 5-летнего возраста. Ничего себе, правда? А для кого-то, наверно, это недорого и даже выгодно.
     Напомню, что в таких бутиках продаётся готовая одежда, так называемая прет-а-порте, а не эксклюзивные изделия и не сшитый на заказ наряд от кутюр, стоимость которого вообще непредсказуема, поскольку это ручная, штучная работа с консультациями модельеров и примерками.
     Кстати, сейчас некоторые московские дамы из высшего общества ездят заказывать наряды в Париж. И на примерку, естественно, приходится ездить, но ведь на самолёте не так долго, а до аэропорта довезёт личный водитель, так что дама не слишком устаёт. О столь приятном приключении можно потом написать статью в гламурный журнал, например, в «Вог», чтобы и другие обеспеченные соотечественницы знали, как и что, куда им нужно обращаться, если вдруг захочется обновить гардеробчик.

     Я не раз видела, как моя свекровь, портниха по профессии и призванию, для каждой своей заказчицы собственноручно чертила выкройку на нестандартную, как правило, фигуру, а потом быстро кроила и, отложив все дела, шила платье или костюм – в соответствии со всеми пожеланиями дамы. Некоторые женщины приносили с собой советские журналы мод с понравившимся фасоном, а потом появилась переводная «Бурда моден», которая воспринималась всеми советскими модницами как ещё одно окно в Европу.
     Как ни странно, эксклюзивная для того времени работа свекрови стоила дешевле, чем в государственном ателье, а ведь вещи сидели на заказчицах лучше, так как портниха имела большой опыт и очень любила шить. У неё ещё в давние времена был настоящий оверлок, и обработка швов получалась чистой и аккуратной.

     Мне помнится, Коко Шанель поначалу мечтала одеть женщин в удобную, соответствующую духу времени одежду, а вышло так, что большинству женщин она оказалась не по карману, и они чувствуют себя недостойными этих простеньких c виду костюмчиков, и даже ощутимые скидки не привлекают их в дорогой бутик – например, тогда, в Дюссельдорфе, я была там одна, не считая скучающей продавщицы.
     А если примерно так же одеться в период распродажи в обычном магазине – не в бутике, но и не в самом дешёвом, – то можно уложиться в 300–400 марок. Конечно, престижных фирменных значков «Шанель» на туфлях и сумке не будет, да и ткань может оказаться не вполне натуральной или вовсе синтетической. Зато костюм можно будет стирать, а то ведь химчистка в Германии такая дорогая!

     Впрочем, мы теперь тоже Европа, что немного утешает при виде прейскурантов на бытовые услуги. Их стоимость может составить половину цены одежды, которую вы хотите почистить, или туфель, которые собираетесь починить.
     Сейчас, насколько можно судить по западным каталогам, производители стараются выпускать одежду из натуральных  или хотя бы полусинтетических  тканей. Наверно, всё чисто химическое уже не хотят покупать: летом в синтетике ходить попросту невозможно, а в остальное время – или холодно, или не вполне комфортно. Но шерстяной пиджак, например, нельзя стирать, да и в синтетическом у меня однажды как-то странно села полусинтетическая подкладка – в ширину – и надеть его в таком виде уже не получится. Это я к тому, что всегда надо внимательно смотреть на значки на этикетках, ограничивающие нашу свободу в обращении с вещами.
     Если бы воспоминания о другой стране писал мужчина, то он, конечно же, не отвлекался бы на подобные мелочи, хотя мужчины тоже носят одежду. Иногда они так мучительно долго выбирают её, что опытная женщина за это время могла бы купить вещей в десять раз больше. Только мужчины обычно не афишируют свои недостатки, а имеющиеся достоинства, наоборот, преувеличивают.
     Что это я всё об одежде? Нужно было начинать рассказ о Дюссельдорфе совсем с другого, зачем мы, собственно и ехали сюда под предводительством Аниты и Клауса.


Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/02/25/1916

__________________________________

Фото из интернета
Стиль Шанель. Костюмы


Рецензии