Глава 8. Признание Короля-звездочёта

Роман «Признание Короля-звездочёта»
Часть 1. «Неата»
Глава 8. «Признание Короля-звездочёта»

Слух о том, что простая санитарка вдохновляет обитателей реабилитационного центра на творчество и учит их медитации, донёсся до Главврача. Принципиальная и властная женщина пенсионного возраста и, как говорят про таких, старой закалки, вызвала Неату «на ковёр». Длинный крючковатый нос и высокий пучок волос на голове добавляли её облику ещё больше строгости.

– Мне уже показали выставку работ, устроенную на третьем этаже. Смело. Что это за новости: санитарка ведёт кружок рисования с недавними пациентами психиатрической больницы? Вы же знаете, что у нас и без вас проводятся занятия по арт-терапии, причём ведут их опытные специалисты в этой области.
Внутренний наблюдатель Неаты заметил, что вместо того, чтобы виновато опустить голову или с надменной ухмылкой встретить претензии начальства, как это было раньше, она спокойно, с приятием и где-то даже с состраданием к Главврачу, слушала её «тронную» речь. Сострадание появилось сразу, как только Неата заметила нервозность женщины, отразившуюся в подёргивающихся скулах и постоянном потирании ладоней.
– И мне очень интересно знать, – продолжала Главврач, – почему наши специализированные занятия не пользуются такой популярностью и таким спросом, как ваше общение с пациентами.
– Наверное, мы с вами не сможем сейчас ответить на этот вопрос. Может, лучше принять этот факт и подумать, что делать дальше? – сказала Неата.
– А ты не такая простая, какой кажешься... – Главврач окинула её пристальным взглядом с ног до головы.
«Надо же, я кажусь простой, – подумала Неата. – Наверное, это хорошо. А ведь мои прежние начальники меня всегда с гордой королевой сравнивали. Королева? Король-звездочёт! Значит, его больше не видно во мне?»
– Ты где-нибудь училась этому? – Главврач прервала ход мыслей своей подчинённой, тон её голоса существенно понизился.
– Специально нет, но я посещала школу духовного развития и знаю много техник и практик, которые могут помочь вашим пациентам.
– По-твоему, наше лечение недостаточно эффективно?
– Не в этом дело. Просто основная задача психотерапевтов – помочь своим клиентам установить связь с их душой, а душе с духом. Но, к сожалению, многие специалисты забывают о том, что психология – это наука о душе.
– Ты действительно считаешь, что это просто – наладить связь с душой?
– По-разному бывает, но я думаю, что добиться этого можно гораздо быстрее с помощью духовных практик, нежели медикаментозным лечением или психоанализом.
Главврач ещё раз строго посмотрела на Неату:
– Хорошо. Я, возможно, разрешу тебе продолжить эту деятельность, но сначала ты должна показать мне, как ты это делаешь.
– Что делаю?
– Ну медитации эти, дыхание... Хочу убедиться в полезности твоих методов на себе. Ты проведёшь со мной свой сеанс?
Неата удивилась такому повороту событий, но согласилась, потому что Главврач как-то быстро преобразилась, оставив статус командующего и став обычным человеком. Начальница сказала, что она отлучится на пару минут – предупредить секретаря о том, что будет занята какое-то время и чтобы её не беспокоили, а когда вернётся, то они сразу начнут сеанс. Было понятно, что она пошла на это не ради эксперимента и не для того, чтобы убедиться в эффективности предложенного метода: женщине очень хотелось попробовать решить свои собственные психологические проблемы.

«Так что же всё-таки произошло с Королём-звездочётом? – размышляла Неата в отсутствие Главврача. – Похоже, он снял с себя корону. Значит, круг замкнулся. Король вернулся ко мне совсем другим, и поэтому работа над этим образом принесла результаты. Но как мой Король пришёл к тому, чтобы отказаться от трона, и надо ли анализировать его путь? Может, пора уже расслабиться и жить тем, что происходит сейчас?»

Неата отметила, что ей действительно легче стало общаться с людьми. Да и на примере превращения Главврача в просящую о помощи одинокую женщину можно было убедиться в том, что маски, которые человек носит, мешают ему в простом человеческом общении. А ведь только оно может доставить истинную радость и комфорт, когда не важно, кто перед тобой – король или его подданный, когда одна душа разговаривает с другой на равных, потому что они не имеют различий в духовном мире.

Когда Главврач вернулась, Неата попросила её лечь на диван, чтобы лучше расслабиться, и закрыть глаза. Появилась совершенно ненужная в данный момент неуверенность и мешающая процессу терапии боязнь того, что ничего не получится и работа не будет успешной.

«Где же ты, Король? – взывала к себе Неата. – Звездочёту одному не справиться».

Наконец она собралась с силами и глубоким и уверенным голосом ввела свою пациентку в медитацию. Того, что случилось во время сеанса, не ожидали ни новоиспечённый терапевт, ни его клиент. Главврач плакала: сначала от горя, потом от радости. Но её глаза после этого просияли, щёки порозовели, и она долго благодарила Неату за то, что та сумела познакомить её саму с собой.
Через два дня начальница снова вызвала Неату к себе.
– Хочу предложить тебе следующее: ты идёшь получать соответствующее образование, а я перевожу тебя из санитарок в ассистенты врача-психотерапевта с тем, чтобы ты официально могла проводить свои занятия. Сколько человек на сегодняшний день хотят у тебя заниматься?
– Одиннадцать.
– Значит, я буду двенадцатая. Возьмёшь меня в ученицы?
– Конечно, возьму.

***

Солнце в зените. Дворец золотой
ярко при свете сияет.
С раннего часа глашатай с трубой
криком народ зазывает.
Хочет Король своё слово держать
сразу пред всем королевством,
а потому и бродяга, и знать
ищут на площади место.
Замерли люди, предчувствие есть,
что удивит выступленье.
Ждут. Все хотят лицезреть его честь,
лезут, кто мал, на ступени.
Вот он, высок и плечист. На балкон
вышел в красивом наряде,
но не уселся в поставленный трон,
как на военном параде.
Голову кверху поднял и взглянул
в синюю высь, не мигая,
ястреб крылом ему в небе махнул,
к вере в себя призывая.
Властью Король может бунт подавить,
только не в том его сила.
Сила – позволить себе и творить
то, что душа попросила.
Взором спокойным окинул народ,
нет в этом взгляде печали.
Кольца снимает, браслеты кладёт...
Люди в толпе замолчали.
Мантию царскую скинул с плеча,
ахнул народ увлечённо:
видит впервые он у Короля
синий халат звездочёта.
Дальше снимает одною рукой
тяжкое бремя – корону,
и надевает колпак со звездой
под удивлённые стоны.
Вниз по ступенькам на площадь идёт,
не дожидаясь вопросов,
и признаётся, что он – Звездочёт,
медик, алхимик, философ.
Что ж, пусть смеются, бранят и свистят,
пусть забросают камнями.
В эту минуту он счастлив и рад,
что распрощался с цепями,
что наконец сам себе разрешил
выйти, как есть, при народе.
Нет ничего лучше той из вершин,
где ты, как птица, свободен!
Вот и вторая минута прошла –
люди не тронулись с места
и гробовая стоит тишина.
Нет никакого протеста.
Вдруг из толпы кто-то руку свою
к небу поднял и воскликнул:
«Слава учёному и Королю!»
«Слава!» – другой рядом крикнул.
И подхватила волною толпа
возгласы чести и славы,
снова она Короля вознесла
на высоту пьедестала.
Каждый ликует и песни поёт,
пьётся на радостях брага:
«Правит теперь нами сам Звездочёт,
а не печальный бедняга!»

***

Приближался самый любимый праздник Неаты и большинства людей на планете – Новый год. В этот раз с ним, как никогда, были связаны по-настоящему новые планы, новая деятельность, знакомство с новыми людьми и встречи по-новому со старыми друзьями. В реабилитационном центре шла подготовка к праздничному концерту, на котором подопечные Неаты собирались не только читать свои стихи и показывать рисунки, но и инсценировать сказку о самих себе. Никому и в голову не приходило назначить на роль ведущего вечера кого-то ещё, кроме обаятельной, душевной и к тому же сильной и уверенной в себе молодой женщины. Неата всю себя посвящала работе с людьми, и для неё это было высшим счастьем, которое можно найти на Земле.

День встречи с Учителем был определён. Им стал выходной Неаты, поэтому утро она посвятила медитации, чтобы вечером, при самом важном разговоре в её жизни, быть целостной и, если получится, оставаться в присутствии духа. Она села на пол в позу лотоса, закрыла глаза и пошла по уже проторенной дорожке туда, где обитают её герои, в страну чудес, в которой каждому жителю сказочного королевства есть место, и каждый имеет право на существование, развитие и преображение. Поздоровавшись со всеми, Неата неожиданно для себя сумела пройти дальше, туда, где нет ни Короля-звездочёта, ни Русалки, ни Колдуна и где древнеримская богиня Венера не имеет власти над смертными. Туда, куда не долетают стрелы Всадницы-лучницы, куда Чёрный ангел не имеет желания подняться, а Сестра-послушница не слышит призыва. А может быть, они все обитают и там, только слились в единое целое? В том пространстве есть всё и нет ничего. Наполненная пустота, которая продолжает расширяться и наполняться, и это непостижимо и элементарно просто одновременно. Пришло новое осознание: «Вселенная есть Я, и Я есть Вселенная».

Лифт был сломан, и Неата поднималась на нужный этаж по лестнице. Это было символично: ученица проходит этапы обучения и с каждой ступенькой становится ближе к уровню знаний учителя. При этом тело не сопротивлялось, а душа испытывала комфорт.

«Всё правильно, так и должно быть, – думала Неата. – Тело и душа находятся в гармоничном состоянии, так как каждое моё движение, физическое, эмоциональное, ментальное, в сторону Учителя осознанно мною, и я по-настоящему взяла за свои действия ответственность перед собой».

В коридоре никого не было, и аудитория, в которой должны были проходить в это время занятия, пустовала. Неата прошла к всколыхнувшему воспоминания кабинету. Катюша, обычно встречающая всех в передней комнате, не появилась. Более того, в помещении было темно, лишь лучик света из приоткрытой двери мирно струился по полу, приглашая Неату войти. Она потянула за ручку и просунула голову в проём:
– Учитель, я могу войти?
Он стоял у стола и перебирал бумаги. Услышав знакомый голос, поднял голову и посмотрел на вернувшуюся из странствий ученицу. Ничто не выдавало его реакции: взгляд был невозмутим, а мышцы лица и тела расслаблены. Это придавало ему величественности, и поэтому, несмотря на духовную направленность его деятельности, ученики всегда видели в своём учителе импозантного мужчину.
– Здравствуй, Неата. Как давно тебя не было... – Эту фразу он произнёс без восклицания.
– Давно.
Она зашла в кабинет и предстала перед ним: открытая и уравновешенная, какой никогда не была в его присутствии раньше.
– Как вы, Учитель? Как все наши?
Он отложил бумаги в сторону:
– Давай обо мне потом. Расскажи, как твои дела. Ты изменилась.
Неата сняла пальто и, когда они с Учителем сели на пол друг перед другом, почувствовала, как между ними возник тёплый энергетический поток.
– Могу рассказать о том, какой путь я проделала в качестве вашей ученицы. Но для начала я признаюсь, что была неправа, называя вас массовиком-затейником. – Она улыбнулась.
На лице Учителя тоже появилась добрая и всепонимающая улыбка.
– Вы – настоящий учитель, и я прошу прощения за своё поведение при нашей последней встрече. Теперь я понимаю, что никогда не сомневалась в вас. Моя совершенно идиотская реакция на всё, что вы говорили и делали, была вызвана другим чувством. Если бы вы только знали, какие грехи я приписывала вам тогда! Даже подозревала в интимной связи с Яном. Поначалу я думала, что влюбилась в вас, и мои претензии связаны с этим. Помните, вы сказали, что у меня красивые руки? Теперь-то я знаю, что это был продуманный ход, обучающая ситуация, и вы создали её специально, чтобы подтолкнуть меня к работе над своим эго. Не скрою, это меня здорово зацепило. Вы – очень проницательный учитель: вы видите в своих учениках то, что скрыто от них самих. А чтобы научить, где-то нужно и надавить на больное место, вскрыть нарыв. Тогда своим комплиментом вы сделали вызов моему Королю-эго, объявили ему «шах». И вот всплыла Русалка, которая решила заманить вас, врага, в свои сети, а потом появился Колдун, который узнал, что вы снабжаете Яна незаряженной водой. Я начала чувствовать те энергии, которые пробуждались во мне в общении с вами, и все они являлись мне в образах и стихах, за что я им безмерно благодарна: так гораздо лучше осознаёшь, с чем имеешь дело.
Неата остановила монолог и выждала паузу, в которой предоставляла Учителю возможность что-либо сказать по этому поводу или возразить. Но он лишь спросил:
– Хочешь чаю?
– Хочу.

Чайник был горячим, поэтому церемония разлития чая по чашкам прошла быстро и без лишних слов. Они сидели в прежних позах, но теперь уже могли заполнять неловкие  паузы глотками спасительного напитка. И это нужно было им обоим. Неата продолжила:
– Соединяя все эти образы, я проделала долгий путь, но пришла к разгадке. А может, путь вовсе и не был долгим. В любом случае, он такой, каким его следовало пройти. Я не была в вас влюблена и не мстила за невнимание. Я попросту вам завидовала. Да, я завидовала тому, что у вас есть своя школа и ученики, что вы имеете возможность заниматься любимым делом. Оно приносит удовлетворение и радость не только вам, но и людям, приходящим за помощью. Вы реализовали себя в том, чего желала и я для себя, только я не знала об этом. Поэтому и бесилась, ревновала, злилась, мучилась, подсознательно желая занять ваше место.

Теперь я познакомилась с собой. Король хочет управлять, Звездочёт – заниматься исследовательской работой. Русалка умеет зазывать, Колдун – погружаться в глубины бессознательного. Всадница обладает смелостью и отвагой, которую можно направить в мирное русло, а Сестра-послушница умеет слушать людей и сочувствовать им. Я подошла к осознанию своего намерения, того, к чему стремится моя душа. Я тоже со временем хочу открыть свою школу. Я уже веду групповые занятия и под покровительством Венеры делаю в них акцент на таланты и умения своих учеников, развивая тем самым и свои таланты. С нового года пойду учиться на практического психолога и думаю в дальнейшем использовать в своей работе методы, непременно связанные с творчеством. Сейчас меня очень заинтересовала психодрама.

Неата поймала себя на мысли, что в её исповеди не был упомянут ещё один житель сказочной страны – Чёрный ангел.
– Я также много думала над тем, как часто мы, люди, бываем несчастны в жалости к себе и нежелании что-либо изменить к лучшему. Опущенные руки, как почерневшие и промокшие крылья; они ещё больше тянут нас вниз, откуда пережить кризис и выйти из депрессии становится всё сложней и сложней... Я прожила и этот опыт. И если бы не встреча с человеком, который, как в зеркале, показал мне эту часть меня, я бы, наверное, до сих пор падала на дно омута слабости и безверия.

Неата на секунду задумалась: «Сказать про Сержа или нет? Не сейчас».
– Я безмерно благодарна вам за ваши уроки. Я вижу, к каким замечательным результатам приводят духовные практики, и хочу обучать им людей и своих будущих клиентов, поэтому намерена параллельно с учёбой и работой посещать и нашу школу, продолжать совершенствовать себя под вашим руководством, Учитель.
Она сложила ладони перед грудью и склонила голову в глубоком поклоне.
– Вы позволите мне вернуться? – Неата подняла глаза, полные любви и благодарности.
Он глубоко вздохнул:
– Конечно, о чём ты говоришь? Вот только возвращаться некуда. Школа закрыта на неопределённый срок.
– Как?!
– Родители Яна, после того, как ему стало лучше, решили не подпускать его больше ко мне, поэтому подали заявление в соответствующие органы с обвинениями в мой адрес и требованием проверить нашу финансовую деятельность и наличие лицензии. В ходе этой проверки возникли трудности, и школу пришлось распустить. Вот забираю отсюда последние бумаги. Днём позже ты не застала бы меня здесь.
Неата вскочила на ноги с готовностью тут же начать решать проблему:
– Так вот почему они отправили его лечиться за границу, а не в реабилитационный центр, как я недавно узнала! Сейчас же с ними поговорю, с родителями Яна, уговорю их забрать заявление.
– Прошу тебя, не надо... – Учитель тоже встал с пола и даже протянул руку к плечу Неаты, показывая этим жестом, что намерен её остановить. – Я тоже должен пройти своё испытание. Последний год я делаю что-то не так. Пока не могу уловить, что именно, но это касается и наших занятий. Говорю, вроде, те же самые вещи, совершаю те же поступки, но, видимо, это и губит меня. Не чувствую своего роста, развития. Я застрял на одном из этапов, и, как следствие этого, разваливается и школа.
– Но это же я виновата в том, что случилось с Яном в тот вечер, и в том, что его родители написали это заявление! При чём тут вы?
– Всё, что происходит со мной, есть следствие причин, заложенных во мне и ни в ком другом. Где-то я совершил ошибку, возможно, не одну, и отклонился от заданного курса.
Учитель усмехнулся сам себе:
– Я же тоже человек, как и вы, мои ученики, и все люди на этом свете. Я способен совершать ошибки. И я даже рад тому, что сейчас есть время хорошенько разобраться в себе и что-то исправить в жизни. Как ты говоришь: Король-звездочёт? Мой Король устал, запутался, измотался. Думаю, ему пора на покой.
Неата присела на стул. Происходило что-то особенное, совершенно другое, неожиданное и недопустимое ни при каких обстоятельствах: Учитель складывал с себя полномочия, признаваясь в усталости от собственной деятельности. Когда-то она желала этого, но не теперь...
– Ваша жизнь – вам решать, – сказала Неата тихим, но твёрдым голосом. – В любом случае, я уважаю ваш выбор. Надеюсь, за зимние каникулы вы отдохнёте, проблемы разрешатся, и занятия восстановятся. Ещё раз простите меня за всё.
Она взяла пальто и направилась к выходу.
– Неата, у тебя действительно красивые руки, – услышала за спиной.
«Это что, проверка?» – Она остановилась и прошлась по своим ощущениям. Убедившись в том, что не испытывает ни смущения, ни вкуса победы, ничего того, что заставило бы её разволноваться, Неата обернулась, ожидая увидеть улыбку Учителя и намереваясь вместе с ним посмеяться над «знаменитой» фразой:
– Спасибо за комплимент.
Но Учитель был серьёзен:
– Если хочешь, приходи встречать Новый год ко мне домой. Мы с женой решили, что, раз уж обстоятельства так сложились, можно пригласить некоторых учеников к себе, тех, кто живёт один или по каким-то причинам не имеет другой возможности повеселиться. Устроим настоящий праздник. Вот мой адрес.
Он нагнулся над столом, написал несколько строк и протянул записку Неате.
– Спасибо, – радостно откликнулась она, – я с удовольствием приду вас поздравить, но это будет до полуночи. Сам праздник я уже обещала отметить в гостях у подруги.

Хлопот в последний день уходящего года было много, но Неата чувствовала себя беспечной и спокойной внутренне. Её обрадовало отсутствие эмоциональной реакции на «проверку» Учителя, а значит, и привязки к его поощрениям, одобрениям, похвалам. И была ли это проверка, уже неважно. До двенадцати часов оставалось не так много времени, и она торопилась посетить Учителя и встретиться с теми, кто соберётся у него на квартире. Интересно было познакомиться и с его женой. Она, наверное, замечательная женщина, верный друг, его единомышленница и духовная сестра, в отличие от той, первой.
Неата одевалась перед зеркалом. И всё-таки нарядное платье, яркий вечерний макияж, золотые украшения! Когда к этому подходишь осознанно, позволяя себе радоваться тому, что любишь делать, начинаешь саму себя любить и уважать. Сапоги, шубка, сумочка, подарок для Подруги – и Неата, прежняя снаружи и другая внутри, вышла из дома навстречу новому году.
Дверь открыл Учитель, весёлый и простодушный до неузнаваемости:
– Заходи. Мы уже собрались, тебя ждём.
– Я ненадолго, только увижусь со всеми... – Она стала разуваться.
– Ольга, иди знакомиться, – позвал Учитель жену, – ещё одна гостья пришла!
«Ольга?!» – Неата опешила.
Навстречу ей вышла хозяйка в фартуке, с полотенцем в руках, как и полагается в преддверии застолья, и коротко поздоровалась. С виду она была одного возраста с Учителем, из чего Неата заключила, что это та самая женщина, о которой рассказывал Серж Високосный.
«Неужели они до сих пор вместе?» – Она удивлённо смотрела на своего учителя, чувствуя, что даже немного разочаровалась в своих ожиданиях. Но это быстро прошло, так как вскоре состоялась трогательная встреча со старыми друзьями. Неату крепко обнимали, она тепло и искренне отвечала тем же и Гуле, и Катюше, и ещё семерым ученикам школы. Учитель стоял рядом и любовался этим зрелищем.
Но через десять минут он уже провожал Неату у входной двери:
– Может, всё же останешься? Смотри, как тебе все обрадовались!
– Не могу. Правда. Ой, совсем забыла, я же вам хотела подарить своё сочинение!
Она достала из сумки стопку печатных листов:
– Вот. Пока в таком виде. Это сказка о моей стране чудес, посетить которую я смогла благодаря вам. Там ещё стихи... В общем, отчёт о проделанной работе. Надеюсь, он вам понравится.
Учитель взял в руки неожиданный подарок и молящим взглядом посмотрел в глаза Неаты:
– Прошу тебя, останься! Мне сейчас очень нужно, чтобы ты была рядом. Сегодня я не тот, кем ты меня привыкла видеть. Наверное, впервые за последние годы я снова почувствовал себя прежним, каким когда-то любил быть, наслаждаясь жизнью по-настоящему. Я хочу, чтобы ты знала меня и таким...
– Алексом? – вырвалось у Неаты, и она сама изумилась, как непривычно, и в то же время энергетично, звучало это имя.
– Ты знаешь про Алекса? – Учитель немного изменился в лице, став настороженным.
– Да, знаю, как-нибудь расскажу. Но кем бы вы ни были в этой или прошлой жизни, – она улыбнулась, – вы всегда останетесь для меня Учителем с большой буквы.
Неата шагнула за порог и направилась к лифтовой площадке. Он смотрел ей вслед. Настороженность сменилась искренней радостью за свою ученицу. Она была свободна. А Учитель подумал о том, что ошибки, которые ещё предстояло исправить, теперь видятся ему допустимыми.

Продолжение следует.


Рецензии