Лучшее - враг хорошего

Ежедневно на различных интернет – порталах появляются сотни новостей, которые в разной степени обсуждаются в нашем обществе. Но та, что появилась в новостной ленте mail.ru на прошлой неделе, стала самой комментируемой. Вот ее текст, без каких либо купюр.
Казахстан может быть со временем переименован в "Казах ели" ("Земля казахов"), сказал Президент Республики Нурсултан Назарбаев в четверг в ходе посещения Атырауской области (на западе республики). 
"В названии нашей страны есть окончание "стан" - как и у других государств Центральной Азии. В то же время иностранцы проявляют интерес к Монголии, население которой составляет всего два миллиона человек, при этом в ее названии отсутствует окончание "стан". Возможно, надо рассмотреть со временем вопрос перехода на название нашей страны "Казах ели", но прежде следует обязательно обсудить это с народом", - цитирует Назарбаева его пресс-служба.
При этом президент выразил уверенность, что при сохранении единства и толерантности Казахстан достигнет всех поставленных целей.
"Наше преимущество - в разнообразии многоэтничного народа", - отметил Назарбаев.
В этом сообщении сразу же бросается в глаза осторожный тон Президента, когда он говорит о необходимости обязательного обсуждения с народом идеи  переименования. Глава страны понимает, что подобные вопросы вот так вот запросто, на одних эмоциях  не должны решаться.
Что ж, давайте попробуем обсудить, а заодно взвесить на воображаемых весах все «за» и «против», после чего посмотреть, а стоит ли менять название нашей страны, к которому уже давно привыкли не только жители Казахстана, но и все мировое сообщество.
Цена вопроса
Вообще-то первоначально идею о переименовании Казахстана в Казак Елi  еще в марте 2013 года высказал блогер, киноактер и телеведущий Диас Азимжанов, который  выступил в интернете с такой инициативой.
«Возьму на себя смелость предложить переименовать название страны (в первую очередь английскую версию) в Kazakh Republic или же в Kazakh Orda. То есть убрать окончание «стан». На казахском и русском будет звучать: ;аза; Елі(Республикасы), ;аза; Ордасы / Казахская Республика, Казахская Орда соответственно», - написал блогер, обращаясь к пользователям.
«По своему опыту знаю, что нас часто путают с Пакистаном и Афганистаном. Многие иностранные подданные не видят разницы и в политической обстановке между нашей и вышеперечисленными странами. И сколько бы мы не одерживали побед на мировых аренах, сколько бы имиджевых реклам не было снято про нашу страну, созвучие с вышеназванными государствами (именно с приставкой «стан») портит всю общую картину о нашей Родине», - пояснил Азимжанов.
Говоря об иностранных подданных, Азимжанов не называет их хотя бы приблизительное количество тех, кто путает Казахстан с Пакистаном и Афганистаном, а оперирует словом «многие». Простите, но такой подход при обсуждении серьезной проблемы нельзя считать деловым. Сколько же их, путающих Казахстан с кем-то другим: десять, сто, тысяча или миллион?
Других резонов в пользу переименования  блогер, актер и телеведущий не привел, а значит, его довод можно положить на левую чашу весов.
Кстати говоря, кроме тех стран, что имеют окончания «стан» есть и другие, у которых названия в чем-то созвучны. К примеру, Парагвай и Уругвай, или США и СШМ. Мало кто знает, но последняя аббревиатура относится ко всем знакомой Мексике, которая  официально называется  Соединенными Штатами Мексики. Но, несмотря на внешнее созвучие, а также возможное негативное отношение со стороны иностранцев к внешней и внутренней политике какого-то из перечисленных государств, внутри них почему-то не находятся блогеры, которые  в угоду туристам или бизнесменам из других стран хотят переименовывать собственную. Да, многим не нравится, как ведут себя подданные США  в самых разных «горячих» точках планеты, но  мексиканцы из-за возможной путаницы их страны с северным соседом даже не помышляют о смене названия любимой ими страны?
Говорят, что некогда Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев перепутал и принял делегацию писателей Парагвая за делегацию писателей Уругвая. И что, только из-за опасения попасть в немилость к всесильному тогда СССР, названным странам нужно было срочно менять свои названия?
И вообще, к чему нам, жителям Казахстана ориентироваться на каких-то малограмотных в вопросах географии забугорных дядек и теток. Проживем и без них, а примем тех, кто знает нашу страну как  благословенный край, который населяют  приветливые и добрые люди.  А недоучки  пусть снова идут в школу, где их научат отличать Казахстан от Пакистана, а заодно европейскую Австрию от Австралии, лежащей совсем в другом полушарии. 
А если серьезно, то вопрос о переименовании Уругвая и Парагвая, США и СШМ никогда в этих государствах не обсуждался по другой и очень простой причине.
Потому что дорого-с!
Даже не прибегая к помощи цифр, нетрудно прикинуть, во что обойдется всем жителям изменение названия  их страны. Прежде всего, придется пустить под нож  все справочники, карты и даже глобусы со старым названием – Казахстан, после чего напечатать весь тот же ассортимент с новыми данными. Второе – уничтожение устаревших и изготовление новых печатей, бланков и других официальных документов. Да, не забыть бы поменять вывески на государственных учреждениях внутри страны и за ее пределами. Третье – всем гражданам страны, хочешь – не хочешь, а придется опять менять удостоверения личности, паспорта и водительские удостоверения. Особенно тяжело в этой ситуации придется тем, кому срочно нужно будет выехать за границу. Потому как с паспортом, в котором имеется слово Казахстан, нас после переименования  за пределами нашей страны  однозначно не примут, а получить новый паспорт, при огромном наплыве желающих, быстро не получится.
И наконец, еще одно, что необходимо изъять из обращения и заменить новым, так это все деньги страны, причем не только бумажные купюры, но и мелкие монеты. Что, опять денежный обмен!? «До такого-то числа всем гражданам страны необходимо обменять в банках все наличные деньги». И опять длинные очереди, давка в них… Проходили уже…
И не требуется калькулятора, что бы понять: вся эта работа обойдется и стране и ее гражданам в кругленькую сумму. Тут пахнет не миллионом тенге, а многими миллиардами.
Сопутствующие факторы
Можно привести еще один довод, правда, на другом уровне, говорящий о том, что смена «вывески» - это не самая хорошая примета.  7 октября 1993 года  тогдашний Кокчетав, как всегда «по многочисленным просьбам трудящихся», был переименован в Кокшетау. С тех пор минуло двадцать лет, но жизнь в нашем областном центре не улучшилась, а скорее наоборот. За эти годы были ликвидированы сразу несколько крупных предприятий, в том числе и флагман местной промышленности завод КПСЗ, кормивший в свои лучшие времена порядка пяти тысяч семей. Постоянно растут цены на коммунальные услуги, продукты, мы давно привыкли к баллонному газу и к тому, что не хватает мест в детских садах, школы переполнены, а квартирный вопрос уже давно испортил не одну молодую семью.
Если же продолжить размышлять дальше, но уже в масштабе страны, то думается, смена ее названия приведет не к притоку иностранцев а, как раз, наоборот.
Пока «недоучки» будут пытаться переварить информацию о новой для них стране, бизнесмены поумнее, и мыслящие не так эмоционально, как мы, а  гораздо более прагматично, скорее всего, станут рассуждать примерно так: «Ага, они поменяли название страны, которое стабильно работало не один десяток лет. Отчего так? А может быть политическая стабильность в этой стране утрачена? Нет, вкладывать свои деньги в этот регион рановато. Нужно выждать».   
И будут выжидать до тех пор, пока мы не выстроим новый положительный  имидж нашей страны,  а потребуется на это, скорее всего, не одно десятилетие.
Но есть еще одна немаловажная деталь, о которой не хотелось бы говорить, но придется. Дело в том, что Казахстан – это многонациональная страна. Примерно 61 процент населения – это казахи, а 39 процентов – это русские, украинцы, татары, немцы и представители еще многих других национальностей. Каково им будет осознавать факт того, что они живут на Земле Казахов и являются, в каком-то смысле, квартирантами?
И как им себя называть после переименования страны в  ;аза; Елі  или Kazakh Republic?  Сейчас мы все казахстанцы, вне зависимости от наших национальностей, а как будет звучать самоназвание нации потом?
Вот те резоны, которые необходимо поместить на чашку весов с надписью «против», после чего прийти к выводу, что как ни крути, а желание сделать лучше, чаще всего означает, что оно будет хуже хорошего.


Рецензии
Я сильно сомневаюсь, Владимир, что Назарбаев пойдёт на это. Не знаю как сейчас, но в первые годы после развала Союза, когда я ещё жил в Алма-Ате, существовали некоторые националистические организации, правда не имеющие существенной поддержки населения. Перед выборами президента Республики, руководителю одной из этих организаций было отказано под каким-то предлогом в регистрации в качестве кандидата.
На пресс-конференции Назарбаеву задали примерно такой вопрос: "Почему было отказано в регистрации? Ведь Вам же это никак не угрожало". И Назарбаев почти откровенно признался, что на этот отказ повлияло его следующее мнение:
действительно, ему эта регистрация ничем не угрожала, но избирательная компания с этим кандидатом неизбежно обострила бы национальный вопрос. "Ко всем нашим бедам только этого нам ещё не хватало" - сказал президент. А бед сразу после перестройки и развала Союза в Казахстане (как и во всех бывших советских республиках) было достаточно. Назарбаев проявил себя в этом вопросе как очень мудрый политик.
Суважением,

Анатолий Шнаревич   11.08.2015 21:55     Заявить о нарушении
Такие организации существуют и сейчас. А проявления крайнего национализма существовали и тогда, потом немного поутихли, но все же присутствуют и сейчас, особенно на юге. Могут отказать в работе, если не являешься представителем титульной нации. Это плохо, почти что беда... Ничего, живем... Всех Вам благ!

Владимир Третьяков 3   12.08.2015 04:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.