Театральная поэзия Константина Райкина

18 май, 2012 в 22:30

«Занимаясь искусством, невозможно не увлекаться, не влюбляться, не сходить с ума. Ты можешь играть с этим ветром: пусть он немного тебя понесет, а потом ты с ним совладаешь, но в этом владении-невладении и есть жизнь».*

                Константин Райкин

Спектакль.

Зачем я читала эти отзывы?!

Если надумала идти – нечего читать всё подряд! Посмотрю  сама.  И Костю  я  обожаю! НЕ может быть плохим  спектакль!

Такие мысли крутились в моей голове, пока я уговаривала отпрыска составить мне компанию. Подросток негодующе огрызался, ворчал, ныл, но в конечном итоге был непедагогично шантажирован  жестокой матерью и  вяло согласился.

Сказочный спектакль Карло Гоцци « Синее чудовище» идёт на сцене «Сатирикона» с
12 сентября 2008 года. То есть, согласно твёрдым убеждениям художественного руководителя, спектаклю, действие которого происходит в Нанкине и его окрестностях, осталось жить год–полтора.

В программке сказано, что «Синее чудовище»–это цирк в 2-х частях. Да, цирковой реквизит налицо. Артисты летают под колосниками, жонглируют, показывают фокусы, а четыре клоуна смешат зрителей, разъясняя, что же происходит в цирковой Венеции. Ведь страсти в этом фантасмагорическом мире бушуют нешуточные.

Посудите сами: Синее чудовище Дзелу страстно мечтает освободиться из заколдованного плена. Для этого ему нужны влюбленные друг в друга юноша и девушка. Понятное дело, они находятся. Это Таэр и его молодая жена Дардане. С помощью необходимых волшебных чар Таэр превращен в Синее чудовище. И задача Дардане полюбить его в этом облике. В противном случае, его ждет неминуемая гибель. Настоящий Дзелу исчезает навсегда, а Дардане и Таэр должны невзирая на различные препоны «разглядеть» друг друга в этом безумном карнавале, действующие лица которого меняют свои маски молниеносно.


Всё цирковые номера очень хорошо принимаются и понимаются публикой. Но пылкий монолог Гулинди – рабыни, второй жена Фанфура, где она пылко говорит о своёй порочности и внезапной любви к Ахмету ( зритель понимает, что Ахмет – это Дардане – принцесса Грузинская, возлюбленная Таэра) почему-то не вызвал бурю аплодисментов.

Почему? Немногие поняли трагедию Гулинди? Влюбиться развратнице - царице впервые в жизни и в женщину?! Что может быть трагичней в нашей туманной Венеции? Или зрители усмотрели только внешнюю оголённость персонажа?


Да, анальные, мышечные зрители отмечали бурными аплодисментами все цирковые номера, но неужели зрительники и звуковики не способны к эмпатии?!
Печально сознавать, что элитарная культура растворилась без остатка среди зачатков масскультуры. Хотя нынче у нас нет ни той, ни другой. Буду надеяться, что плакали молча, тихо, без аплодисментов.

Развитый и РЕАЛИЗОВАННЫЙ режиссёр поставил яркую, запоминающуюся, фееричную, неординарную пьесу.


Художественный руководитель Сатирикона системно.

«Я хотел, чтобы, когда играю, в природе что-то менялось, хотел играть так, чтобы подниматься на метр от пола, хотел и хочу быть понятым.

Всегда боюсь, что у меня не получится, но еще больше боюсь, что когда-нибудь перестану этого бояться...».*


По одной фразе, сказанной Константином Аркадьевичем Райкиным, народным артистом России, обладателем Государственной премии и множеством "Золотых масок", можно сразу сказать – перфекционист. Это одно из самых запоминающихся свойств анального вектора. http://www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor
Подкреплю свою догадку фактами.

«Я ТУГОДУМ, МОЗГИ У МЕНЯ НЕ БЫСТРЫЕ»* - сказал Константин. Конечно! Узнаваемо?! Именно это качество присуще людям с анальным вектором. Они анализируют входящую информацию, «кладут» её заботливо на нужную полочку в архивы мозга, чтобы потом, в нужный момент извлечь её и убедить собеседника в правильности своей позиции.
Шустрые, быстрые, активные кожники называют таких анальников «тормозами». Но сами именно к этим «тормознутым» и обращаются, если нужен хороший, подробный, качественный, аналитический подход к проблеме.
А кто, как не развитый анальник со звуком, сможет отказаться от гонорара в 17 миллионов долларов, предложенных Стивеном Спилбергом?! Только потому, что: «Спилберг — замечательный мастер, но есть вещи, которые мне не интересны»**
А с 2001 года вообще не сниматься в кино. Идеи. Принципы. Но про звук чуть позже.

Стеснительный Костя и строгий художественный руководитель Константин Аркадьевич – это один и тот же человек. Противоречия нет. На сцене жизни – кожный вектор.

Диктатор, говорят о нём нерадивые, обиженные актёры. Те, кто не способен подчиниться кожному лидеру. Потому как у Константина на первом месте – театр. И на втором – театр. Потому как, кто не ставит театр – читай: интересы стаи выше собственных – остаётся за бортом.


Жёстко и жестоко, на взгляд обывателя, но грамотно и рационально для выживания коллектива. Для нормальной работы организма под названием САТИРИКОН.
Свойства развитого кожника: дисциплина, чувство долга, ответственность, умение требовать и умение подчиняться были реализованы Константином в должности художественного руководителя театра.

Анальный и кожный вектора не входят в противоречие друг с другом, потому что они наполнены, развиты и реализованы.

У Константина Аркадьевича нет разделения в требованиях к актёру. Главная роль, эпизодическая, без речи – критерий один – полная отдача. Всё должно быть отрепетировано до секунды, до точки. Стремление к совершенству – ещё одно замечательное свойство анального вектора.

Если актёр выходит на сцену, значит, зритель его видит, слышит, понимает. Никакого лишнего движения, никакого непонятного взгляда, жеста, слова. Всё отточено, отрепетировано. Как скульптор создаёт идеальное произведение, так режиссёр Райкин создаёт свои спектакли.
Кто не может выдержать диктата – уходит.

И, конечно же, какой актёр без зрительного вектора?!
Умение сопереживать, умение выносить наружу свои страхи и эмоции, превращая их в чужие переживания, Константин освоил блестяще.
Другая грань зрительного вектора, умение тонко чувствовать запахи, очень ярко проявилась в Костином пристрастии к одеколону. Он обладатель огромной коллекции мужской туалетной воды. Коллекция Константина Аркадьевича содержит раритетные запахи "Ком де Гарсон" — фирмы, парфюмерию которой, называют селективной.

Впервые я увидела Костю, именно Костю, не Константина Аркадьевича, не на сцене, а в телевизионной постановке « Труффальдино из Бергамо», снятой
режиссером Владимиром Воробьёвым на Ленфильме в 1976 году.


Безусловно, я посмотрела не в год выхода фильма на экраны, а много позже. И влюбилась моментально! Не как в мужчину, как в АКТЁРА.

Искромётность, мимика, искренность, потрясающее жизнелюбие пройдохи Труффальдино покорили не одно поколение зрителей.
Свойства кожного вектора в умении управлять своим телом и лицом представлены в этой работе полно и ярко.

А первая зрительская любовь и всеобщая слава пришла к Косте после выхода на экраны фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих", где Райкин сыграл татарина Каюма. и сам, без дублера, выполнил все трюки. Заметьте, без дублёра! Вот он – гибкий, подвижный кожник.

Есть в Константине и мышечный вектор.
Мышечный вектор, согласно Системно – векторной психологии, растворяется, усиливая свойства других векторов, он комплементарен всем векторам. Когда есть требования ландшафта проявить то или иное врождённое свойство какого-то вектора, мы его проявляем и выживаем, приспосабливаемся.

В молодости у Кости были амбиции стать спортсменом: он был первым среди маленьких мальчиков по прыжкам в длину, потом на стометровке, потом…. Потом появлялся тот, кто покрупнее, повыше, побыстрее и как говорил Костя: - ……..характер у меня портился.
То есть, кожник не мог пережить чужой победы, он не мог быть вторым. Как бы ему мышечный не помогал.

Но, вернёмся к «ящику», ибо, как говорит Константин Аркадьевич: - « Телевизор в этом смысле — гербарий, где хранятся засушенные растения, это иллюзия, что там мы видим жизнь».**


Справедливое замечание!
Поэтому, в своё время я пересмотрела весь репертуар Сатирикона.
После чего, спектакли по телевизору, открыв рот, не смотрела.

Настоящее же наслаждение от профессии актёр Райкин может получить только в театре. Будучи то королём Лиром, то Ричардом III, то купцом Аховым, то….
В самом деле, где ещё можно создать живую эмоциональную двустороннюю связь с залом, как не в театре? Так, чтобы происходящее на небольшом пространстве сцены заставляло стадо мурашек мчаться по коже зрителя?!

Мне посчастливилось побывать и на премьере нашумевших и знаменитых « Служанок». Спектакль, по молодости, совершенно не поняла, вероятно, как те, кто сегодня ушёл после антракта с «Синего чудовища». Вот сегодня я б совсем иначе смотрела на постановку Романа Виктюка.

Об этом периоде работы Константина Райкина с Романом Виктюком хорошо и подробно рассказано в книге Марины Токаревой «Константин Райкин: роман с Театром».

Итак, Константин Аркадьевич анально-кожно-мышечный-зрительниик? Нет. Он анально- кожно-мышечный звуковик со зрением. Ведь когда есть звуковой вектор, мы говорим ЗВУКОВИК, подразумевая и рассматривая остальные вектора сквозь призму ЗВУКА.

Критерий гениальности.

Наличие у человека свойств звукового вектора, безусловно, служит предпосылкой гениальности. Только звуковики http://matilda-ss.livejournal.com/237728.html могут быть либо полными безумцами, либо истинными гениями.

Корней Чуковский тонко подметил в семнадцатилетнем Косте признаки гениальности. Он записал в своём, ныне опубликованном дневнике: - При нём невозможны никакие пошлости, он поднимает в доме духовную атмосферу. **
Именно это, главное свойство звука – духовность, и есть гениальность Константина Райкина. Наполненность и реализованность свойств звукового вектора ярко представлены в личности Константина Аркадьевича.

Гениальность Кости - это не только школьные победы на Олимпиадах по физике и математике, но, прежде всего, поиски духовного начала, желание постижения мира, генерирование идей. И чем более человек развит духовно, тем более идеи его служат милосердию и человеколюбию.

Как звуковик, Константин Аркадьевич безразличен к «бытовухе»: что есть, где спать, в какой квартире жить. Многих это удивляет и по сей день.
Как и три брака. Как и умение принять роды.

И только звуковик мог тонко подметить: «Театр — одинокое дело.»*


Безусловно, только правильное воспитание звуковичкА в детстве, приводит к гениальности, а не к безумству во взрослой жизни.
С младенчества Костя был окружён родительской любовью, заботой, пониманием родителей. Как говорит он сам: - Из жизни в семье родительской у меня сохранились воспоминания о проявлениях папиной любви, причем такой силы, сердечности и пронзительности… Я до сих пор к папе то и дело обращаюсь.*

Немаловажное значение сыграла и среда обитания маленького Кости.
Окруженный с детства корифеями искусства, полагаю, Костя впитал глубоко бессознательно этику и культуру интеллигентного общества, что послужило фундаментом для развития гениальности.

Да и обучение в школе, которую Константин назвал фантастической: - этакий лицей с просто гениальными преподавателями — университетскими профессорами.**

Вот так напрашивается простой вывод – чем развитие общество, чем оно более гуманно, духовно, толерантно, тем чаще в нём появляются гении.
А Константин Райкин – один из тех, кто в учебнике по Системно – векторной психологии достоин занять почётное место, как развитый и реализованный гениальный звуковик.


*Примечание – из книги Марины Токаревой - Константин Райкин: роман с театром.
** Из интервью Дмитрию ГОРДОНУ"Бульвар Гордона"


Рецензии