Культура поведения

30 май, 2012 в 23:19 -жж

Размышления на ночь.

Во времена отсутствия Интернета за разъяснениями все обращались к БСЭ.

«Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.»

Далее читать не будем – закроем закладку популярного браузера. Но даже этого определения довольно, чтобы понять - культура – очень сложное, неприродное, многоплановое явление.


Американские учёные А. Кребер и К. Клакхон в 1964 году собрали около 257 определений культуры. Чтобы описать эти определения, учёными было сделано около ста попыток. К нынешнему 2012 году эти цифры, несомненно, выросли. Недостатка в определениях нет. Как видим, социальный феномен - культура - необычайно сложен.
.
Интересно, что учёные до сих пор не сошлись во мнении, что же первично – экономика или культура. Одни утверждают, что культура – это надстройка над экономикой, другие говорят, что именно культура обеспечивает целостность общества. Сошлись в одном – взаимовлияние есть.

Науки: философия, история, антропология, социология, этнография исследуют культуру под своим собственным углом зрения, со своими собственными методиками. Чтобы систематизировать накопленные разными науками знания и привести их к общему знаменателю изучением культуры занялась наука культурология.


Но очень умные и научные термины культурологии мы рассматривать сейчас не будем, потому что культура, прежде всего, сложилась, как эволюция человеческого поведения.
Культура поведения человека формируется в коллективе. Самый первый коллектив в человеческом обществе – детский сад.
Именно в детском саду маленькие дети проходят «курс молодого бойца»: учатся ранжироваться, общаться, понимать, договариваться. Именно в этом возрасте они проигрывают данные природой видовые роли и приобретают культурное поведение, определённое моралью общества.

Ранжироваться они будут по законам природы, а получать культурные навыки от воспитателя. Надо ли говорить, что воспитатель в детском саду должен не только любить детей, но и быть примером для воспитанников. Поэтому нравственные, моральные качества воспитателя – главный критерий отбора персонала. А не по родственному. Безусловно, личным примером всех проблем не решить.
И, конечно же, в идеале воспитатель должен уметь отличить орального
Васеньку от звуковика  Сашеньки. Дабы не подойти к ним с одной меркой.


Дети, не посещающие до школы детский САД, воспитанные няней или бабушкой, ранжируются в начальных классах. И вот тогда возникают значительные трудности в адаптации к ландшафту (классу, обществу).
Не получивший опыта общения в стае обществе ребёнок не умеет себя вести. Полученные культурные навыки поведения не срабатывают должным образом.
Ребёнок отказывается идти в школу. Дальше – больше.
Проблемы накапливаются, не решаясь.
Внешне вежливый, культурный, обходительный человек внутри себя оказывается один на один со своими страхами, мыслями, фобиями.
Культура не спасает от одиночества.
И тут можно рассуждать сколь угодно долго о первичности или вторичности культуры, но человеку эти рассуждения не помогут стать счастливее.

Без понимания своего природного Я, своего бессознательного, своей скрытой сущности не будут в полной мере работать культурные, привитые навыки.
Безусловно, есть люди развитые и реализованные, живущие полной, счастливой жизнью. Но их так мало…

Нашей культуре 50 000 лет. Кожно-зрительная девочка, в страхе за себя, попросила вождя отменить каннибализм. Мол, не надо кушать этого сладкого мальчика. И согласился вождь. И издал Указ приказ. Вот оно начало культуры. Не кушаем себе подобных и развиваемся. А мальчик тот, сладенький, всю жизнь кожно-зрительную девочку считает спасительницей и разговаривает с ней как с подружкой, культурно и   вежливо.
Культура поведения включает в себя не только правила вежливости и умение общаться, но и умение принимать пищу.
Прошли выпускные в школе. Конечно, кроме торжественной части, был и праздничный стол. Глядя на деток, взгрустнулось. Красиво кушать и вести себя культурно умеют немногие.


Бытовой этикет и воспитанность – вот критерии, по которым мы оцениваем каждого человека в повседневной жизни.
К сожалению, наша повседневность культурными привычками не избалована.
Большое влияние на формирование морали и нравственности сегодня оказывает Интернет. И сегмент Интернета – Рунет переполнен людьми с низким уровнем культуры, сексуальными фрустрантами, социальными неадаптантами, людьми с девиантным поведением.
То есть, культура поведения в Рунете полностью сдала свои позиции. Нет культуры в Рунете.
Поисковик Яндекс обучает детей нехорошим словам и всегда укажет путь- ссылку туда, куда не просили. Сами знаете. Что уж говорить об общении. Что читают наши дети в чате популярной социальной сети?!

Обсуждения на форумах переходят в оскорбления, воровство контента считается нормой, юзерпик – цветочек, животное, но не своя фотография.
А уж распространённая в Рунете подпись - имхо – просто вершина уровня развития современного человека. Что значат эти четыре буквы? Что или кто за ними? Ничего. Пустое место. За этой аббревиатурой – пустота. Личности нет. Есть её деградация.
Чтобы это понять, достаточно изучить психологию поведения человека на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. И, тогда, читая комментарии к своему посту в блоге, вы не будете негодовать, злиться, огрызаться, а будете реагировать спокойно и с улыбкой понимания. Потому что так делает человек культурный, человек – ЛИЧНОСТЬ.


Культурные, интеллигентные люди не ходили в публичную библиотеку, чтобы свериться с энциклопедией, а доставали том из своего книжного шкафа. Открывали нужную страничку и читали:

Я чуть-чуть затронула тему культуры. Хотите подробности? И пояснений? Пожалуйста ––  3 июня - начало.


Рецензии