Кин-дза-дза

     Наш самолёт приземлился в  Дели поздно вечером. Получив багаж и сторговавшись с одним из мгновенно окруживших меня таксистов, я уселся в старенькое авто, заранее настроившись на созерцательный лад, и стал глядеть на простиравшийся за окном город.
     Из всех мест Индии я бывал только на Гоа, а о Дели лишь слышал противоречивые мнения. Мне захотелось получить свои собственные впечатления. В общем-то,  я совсем не ждал, что эта краткая поездка принесёт мне удовольствие.
     По причине позднего времени и плохого освещения, никаких пейзажей и панорам мне разглядеть не удалось. Город был окутан неприятно пахнущим смогом. Как я подозревал,  это был дым от сжигаемого мусора.  Вдоль дорог, на тротуарах и газонах во множестве спали, завёрнутые в тряпки, люди. Ночной жизни, такой привычной в европейских мегаполисах в этот, достаточно не поздний час, я не обнаружил. Поездка до центра города на заднем сиденье дребезжащего авто показалась мне утомительно долгой.
     При посещении больших городов за границей я стараюсь бронировать гостиницы как можно ближе к центру. Вот и в этот раз я взял номер в отеле, который находился почти в самом административном центре столицы Индии, на Центральном Кольце – это что-то типа Бульварного Кольца в Москве.  Очевидно, мой водитель не знал точного местонахождения отеля и ехал наугад, иногда спрашивая, редких в это время, водителей припаркованных такси. Наконец, он, лихо развернувшись через сплошную двойную линию,  притормозил у обочины. С трудом, но всё же с тихой радостью, я разглядел небольшую грязноватую, светящуюся вывеску с гордой надписью “Bright”. Ни вывеска, ни обшарпанная дверь, находящаяся под ней, не вселили в меня  оптимизма.
    Хладнокровно пережив знакомый маленький спектакль под названием ”Нет сдачи”, я, всё же, расплатился с таксистом.  Подскочивший, дежуривший неподалёку, бой, одетый весьма “неформально”, не смотря на мои протесты, отобрал у меня мою походную сумку и жестами пригласил меня следовать за ним. Мы стали подниматься по крутой,  неопрятной лестнице. Пройдя  четыре пролёта, свернули в какой-то  странный коридор с земляным полом удручающе-пещерного вида, который упирался в грязный занавес. Я, стоит признаться, немного испугался. Почему-то на ум пришли истории о мошенниках в интернете.
     Но за грязным пологом меня ждал почти сюрприз – вполне опрятное помещение  со стойкой, за которой располагался улыбчивый индус - дежурный администратор. Я с трудом понимал его английский. Наконец, уладив все формальности, я был любезно передан на руки другому бою, который степенно повёл меня в мой номер, находящийся в пяти метрах от стойки администратора. Отделавшись от него при помощи одного доллара, я стал располагаться. К моему удивлению, номер оказался хоть и небольшим, но вполне приличным. В нём не было окон выходящих на улицу, и потому мне пришлось поставить будильник на утро. Распаковав вещи, я отхлебнул из  припасённой бутылки скотча и завалился спать.
    Для меня, солнечное утро в южном городе всегда ассоциировалось с чем-то обнадёживающим и оптимистичным.  Но попав этим утром на улицы Дели,  я растерялся. Толпы куда-то спешащих людей обтекали меня. Здесь я ощущал себя инородным телом. Нужно было приноровиться к темпу и течению этой реки.  Но потом я понял, что никого не раздражаю – до меня попросту никому нет дела. На тротуарах могли спокойно сидеть люди и заниматься своими делами. Кто-то даже мирно спал. Возвышаясь над толпой,  кое-где мелькали бледные лица иностранных туристов. Вооружившись заранее припасённой картой, на которой было отмечено место расположения ближайшего турагентства рекомендованного мне портье, я сориентировался и  двинулся в нужную сторону. Когда я обращался к кому-либо из местных, все улыбались и даже вызывались проводить меня до места. Я почти успокоился.
      В турагентстве, после непродолжительных переговоров, я уплатил сто десять долларов и мне предоставили легковушку вполне приличного вида с гидом - водителем, который должен был возить меня по заранее оговоренному с менеджером  маршруту.
      Я до сих пор могу поклясться на конституции любой страны, что слово “гид” было невозможно применить к маленькому смуглому человеку, который сидел за рулём "моего" авто. Он пытался говорить на якобы английском языке с сильным местным акцентом. К тому же он шепелявил и заикался… В общем, наше общение свелось к тому, что я пытался уловить в его речи отдельные понятные мне слова и как-то отреагировать. Побывав здесь, я ещё раз убедился в том, что любая “дружеская беседа”  с индусом заканчивается тем, что вам предлагают просто заглянуть в магазин или лавку, которая принадлежит его родственникам или друзьям! Эту закономерность я назвал “правилом лавки”.
      За эти сто десять долларов он возил меня по различным достопримечательным местам города, при этом покупая билеты на посещения, более четырёх часов!!!  Дворцы и форты впечатляли, но минаретов и других образцов мусульманской архитектуры я достаточно насмотрелся ещё живя в Средней Азии, потому ничего особенного не почувствовал при осмотре достопримечательностей этого огромного города. Затем я уловил в речи моего “гида” знакомые слова типа “… гуд кволити…”, “… нот икспенсив…” и понял, что этот тип пытается завезти меня в какую-то лавку. Твердое, троекратное “НЕТ” никак не отразилось на нашем маршруте. Проехав половину города, мы всё же оказались в просторном текстильном магазинчике…  Правило есть правило!
      В этом гигантском человеческом муравейнике многое удивляет. Но всё здесь кажется недостроенным и пыльным. Неопрятные фасады зданий со следами подозрительных подтёков опутанные беспорядочной паутиной проводов, горы грунта и кучи мусора повсюду. Копающиеся в отбросах люди. Бесконечная  какофония автомобильных сигналов на дорогах! Но при этом все вокруг меня улыбались!
      К концу четвёртого часа  меня утомил этот, управляемый кем-то, хаос! К тому же я проголодался. Кое-как мне удалось объяснить водителю, что нам нужно найти приличный ресторан.
     Перед входом в “едальню” было припарковано множество легковых автомобилей. На подходящих к входу туристов накидывались продавцы сувениров, том числе и главного брэнда Индии - “Камасутры”,  предусмотрительно напечатанной на разных языках. Пробившись через толпу назойливых продавцов, я с удивлением мог лицезреть второй индийский брэнд – факира, “заклинателя змей”!... 
     Смуглый, если не сказать “прокопчённый”, старик в чалме сидел на циновке рядом с крыльцом и играл на своей дудке. Перед ним, покачиваясь из стороны в сторону, делала стойку кобра.  Эта сценка вполне могла показаться христоматийной зарисовкой соответствующей нашим представлениям об этой стране. Но дедок этого не допустил! Поймав мой взгляд, он криво  улыбнулся беззубым ртом  и  хмельно подмигнул мне, жестом зазывая удивиться действу… Он был явно “натоплен” каннабиоидами!
     Ресторан был действительно чистым. Сновали опрятно одетые официанты. Алкоголя в заведении, отчего-то, не подавали. Меня  это разочаровало – мне хотелось холодного пива! Вокруг  сидело множество туристов. Слышна была и русская речь. Я не стал рисковать, заказывая незнакомые яства, и попросил у официанта принести уже знакомые мне блюда.
      Я устал, и,  не досмотрев всех оговоренных в маршруте объектов, дал команду моему “гиду” двигать к гостинице.
     Приняв душ, я завалился на кровать и стал просматривать сделанные за день снимки на своём андроиде. Потом я как-то незаметно уснул.
      Проснулся я уже в шесть. Выпив немного виски со льдом, я  вышел на улицу и двинулся наугад в сторону центра. Несколько раз мне пришлось  вступать в контакты с местными индусами. Все с улыбались и с удовольствием давали информацию. Попадались даже знающие русский язык! Я обменял деньги и стал заглядывать в магазины и бутики.
      Фасады многих магазинов не уступали европейским своим блеском. Но под такой вывеской ты чаще всего мог обнаружить уродливые туфли из “кожзама” и пыльные полки.
      С толпой я шел по бульвару, идущему вокруг “нулевой точки” Нью Дели и  искал приличный ресторан национальной индийской кухни. Но мне попадались лишь точки местного фастфуда или дешевые, грязные забегаловки.  Ну, где ты, древняя, загадочная и прекрасная Индия? Дай мне прикоснуться к тебе! 
      Я был уже голоден. Наконец мне надоело бесцельное шатание по бульвару, и я решил обратиться к, стоящему в стороне, скромному молодому индусу. Я спросил его, где можно найти приличное заведение местной кухни. Тот охотно стал объяснять мне, что в этом нет проблем, и он будет рад указать мне, где можно найти недорогого рикшу, который отвезёт меня в такую точку. Мы познакомились. Его звали Муна. Он пустился в пространные объяснения о том, что, по незнанию, иностранцы буквально за всё значительно переплачивают. Так, болтая, мы шли вдоль бульварного кольца. Свернув на радиальную улицу, мы зашли на буквально кишащую рикшами стоянку,  где мой новый знакомый нашел невысокого маленького усача с серьгой в правом ухе.  Муна представил мне своего друга… (Вспомнили о “правиле лавки”?) Теперь уже я забыл, как его зовут, но чем-то он мне напоминал Бубу-музыканта из “Неуловимых мстителей”.      Затем мы уселись в салон этого трёхколесного, тарахтящего микрочуда и поехали  по Центральному Кольцу.
      Через несколько минут мы уже сидели в каком-то безликом ресторане и ждали наш заказ, потягивая холодное пиво. Затем  ели что-то традиционно вкусное и острое. После третьей бутылки пива, их маленькие индусские души стали разворачиваться. Какой индус не хочет стать богатым? И оба моих друга не составили исключения в этом. Они поведали мне о своей мечте - им хотелось открыть собственный туристический бизнес!  Проблемой были деньги.
       Муна и его усатый друг  почти всё продумали! После четвёртой бутылки мне предложили стать их компаньоном. Не хотел бы я вступить в деловые отношения? Они ещё долго рассказывали мне, как всё будет весело и просто, и деньги потекут рекой!  Друзья загадочно намекали на то, что у них есть таинственный друг – родственник в верхних эшелонах местной полиции!
        Выбрав момент, я между делом спросил: есть ли у них бизнес-план? Это слово было им не знакомо. Они не могли сказать: какую нишу они хотят занять, сколько денег им необходимо,  когда вложения окупятся и т.д..  Я спокойно, буквально на пальцах, объяснил им - в чём суть дела.  Они  внимательно выслушали меня и немного приуныли.
      Тогда  я, решив их подбодрить,  достал из своего портмоне и вручил им свою скромную визитку… Мне не хотелось их огорчать, хотелось создать впечатление своей заинтересованности. Это произвело неожиданный, почти магический эффект. Они стали глядеть на меня как на солидного белого бизнесмена. В их глазах читалось неподдельное восхищение! Я имел собственную, причём совершенно новую визитку!..
         Ужин почти удался. Бубе захотелось не ударить в грязь лицом и хоть как-то отблагодарить меня. Он стал радушно приглашать меня выкурить один – всего один! – чудесный джойнт, который он припас специально для меня.
        Потом мы долго куда-то неслись в его тук-туке, нарушая все, известные мне, правила поведения на дороге! Ползли по тротуарам, выезжали на встречную полосу движения, подрезали других водителей, остервенело сигналя при этом! Иногда я просто закрывал глаза от страха в предчувствии неизбежности аварии! По дороге Муна, в захлёб, рассказывал мне о гостеприимстве своей семьи и обещал обязательно пригласить меня к себе домой в следующий раз.
        Наконец, мы оказались на плохо освещённой площадке перед каким-то магазином. Из магазина вышел седой индус,  с которым меня стал знакомить Буба.  Ну как, вспомнили железное “правило лавки”? 
       Появились ещё какие-то люди. Буба исчез, но объявился через несколько минут, уже с джойнтом. За это время хозяин магазина успел протащить меня по всем закоулкам своего магазина, на все лады расхваливая свой товар. Товар был действительно хороший, но мне он был не нужен.
      Потом мы выкурили чудесную самокрутку, сделанную Бубой и, душевно попрощавшись с хозяевами магазина, поехали обратно.  Поначалу присутствующее во мне беспокойство от поездки по незнакомому городу ушло, и я наконец-то расслабился.  Утром я должен был улететь в Гоа.
      Тепло попрощавшись с моими новыми друзьями, я поднялся к себе в гостиницу. Было уже поздно. Я расплатился за номер,  заказал такси на утро и лёг спать.
      Ранним утром, по дороге в аэропорт я видел всё тот же смог и тех же людей, спящих на тротуарах. Я ехал ко времени, которое было рекомендовано в маршрутной квитанции моего электронного билета. Забегая вперёд, скажу, что мне не стоило быть таким пунктуальным: из пяти рейсов, которые я совершил индийскими авиакомпаниями, ни один не улетел вовремя. Средняя задержка составляла один час. В этом  вся Индия! Здесь не торопятся.
      Поначалу, я радовался тому, что провёл в Дели всего две ночи. Я был рад, что улетаю. Здесь мне было не комфортно. Здесь всё было другим. Словно я попал в чужой балаган, где выступали дешевые клоуны и фокусники. Всё вокруг выглядело словно подделка. Fake! Каждый индус казался мне ненастоящим, как тот обкуренный факир, каждый казался мне жуликом. Но где, в какой стороне вы найдёте таких добрых, живописных и наивных обманщиков?
      Уже сидя в самолёте, направляющемся в Гоа, я продолжал думать о времени проведённом в столице Индии. Уж таково свойство нашего сознания, что по прошествии времени, любые, даже самые заурядные, события часто становятся забавными и  переходят в ранг приключений достойных быть изложенными на бумаге. Мне захотелось вернуться сюда ещё раз.
       Аэропорт Даболим встретил меня привычной волной тёплого воздуха.   Быстро  сторговавшись с таксистом, я сел в авто и был в своём арамбольском гэстхаусе ещё засветло.
      Ах, Гоа… Я бывал здесь уже не раз, но это место мне почему-то не надоедает. Многие, приехавшие сюда впервые, в первую очередь  замечают грязь и мусор на узких улицах. Их раздражает отсутствие привычных удобств, гуляющие везде коровы, дурные запахи. В Гоа или влюбляются навсегда или забывают об этом месте как о кошмарном сне.  Как мне кажется, это место подходит только людям определённого душевного склада. Просто одни  сосредотачиваются на минусах, а другие  на плюсах.                Абсолютной свободы, безусловно, не существует, но для каждого существует бесконечное количество граней и составляющих этого понятия. Здесь эти грани очевидны: это  прекрасный климат,  чудесные пустынные пляжи и малиновые закаты. Это  относительная дешевизна жизни, вкусная и полезная пища, приветливые жители. Дешевая “травка” наконец. Но главное – атмосфера спокойствия и отсутствия агрессии, которая позволяет тебе расслабиться. Даже собаки здесь кажутся не злыми. Здесь что-то забывается, на что-то начинаешь смотреть по-другому. Здесь хочется остаться навсегда.

     Здесь я просто живу без определённого расписания. Я общаюсь с такими же, как я, cуществую  в том ритме, который меня устраивает. И этот процесс меня, привыкшего к действительности огромного мегаполиса, просто завораживает.  Здесь можно всё, чего нельзя в обычной жизни.
     Мне нравится засыпать и просыпаться под мерный шум моря. Глядя на малиновый закат, я забываю о своём “трудном хлебе”, словно бы я переселился на другую планету, с которой вижу нашу вселенную под другим углом. Каждый закат здесь, словно новая притча из, неизвестной тебе ранее, проповеди, которая читается только один раз.
     Здесь я понимаю, что  каждый вечер я наблюдаю отнюдь не заход солнца. Здесь я  осознал тот факт, что лечу на нашем маленьком, голубом вращающемся шарике с бешеной скоростью сквозь ледяную, бесконечную мглу вселенной…
     После осознания этого мне захотелось навсегда закопать топор всех войн. Но вот только я не знал где его найти…
      Месяц активного безделья пролетел, словно один день.
      
     …………………..
       Ранним февральским утром, подрёмывая, я ехал на работу  своим привычным маршрутом. Обычно я всегда читаю в метро. Но после возвращения из Индии мне ещё было утомительно непривычно просыпаться в темноте и, напялив на себя уйму одежды, ехать в офис в окружении хмурых, сонных лиц. Я ещё чувствовал себя в Москве инопланетянином. Одиноким и здравомыслящим.
     Зачем-то пришла на ум заключительная сцена из фильма “Кин-дза-дза”. Помните, когда  главный герой, которого играет Любшин, в куда-то спешащей равнодушной московской толпе, неожиданно встречается взглядом со скрипачём-грузином? Они вдруг узнают друг друга. Люди,  побывавшие на другой планете, постигшие великую гуманистическую тайну бытия...
     За одну остановку до выхода я открыл глаза. Справа от меня я увидел женскую руку,  держащуюся за нижний поручень. На  все пальцы этой девичьей руки были надеты дешевенькие индийские серебряные кольца. Такие кольца можно очень недорого купить на каждом углу в   Гоа. На этих колечках  я увидел до боли знакомые мне, характерные растительные узоры, знаки свастики. Их нельзя было спутать ни с чем.
     Я медленно поднял глаза –  в неприметной синтетической одежде типа “unisex”, рядом со мной стояла девушка среднего роста с явными  следами загара на лице и выбивавшимися из-под вязаной шапки дредами. Её взгляд был спокойным, но словно бы направленным внутрь себя. Она была оттуда, с “моей планеты”…
     Она собиралась выходить. Наши взгляды встретились на долю секунды. Я знал, что  ничего не произнесу вслух, но мне отчего-то страстно захотелось, чтобы она тоже узнала во мне своего. Мне захотелось похлопать себя по щекам и, присев с разведёнными в стороны руками, сказать ей:
 - Ку!


А.И.
24.02.2014.


Рецензии
Теперь мне тоже хочется побывать на Гоа:)

Анна Мир   20.05.2015 12:56     Заявить о нарушении
Стоит только взять билет... И весь мир в кармане! Не пожалеете.

Александр Иванов 19   20.05.2015 15:06   Заявить о нарушении
Всё таки как это здорово-целый месяц абсолютной прекраснейшей свободы,Александр.

Мария Полежаева 2   04.07.2015 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.