Калифорнийские зарисовки - 2015

               
Однажды в своём письме мой приятель спросил, доводилось ли мне или моей дочери когда-нибудь быть свидетелем землетрясения в Калифорнии. Я ответила, что моя дочь Лиля впервые почувствовала подземные толчки, когда она с мужем Сергеем жила в Вентуре, снимая там временные апартаменты. Был поздний вечер. Молодые супруги уже были в постели. Сергей спал, а Лиля читала. Вдруг она почувствовала, что фанерные стены дома начали синхронно покачиваться. Лиля испугалась, не поняв, в чём дело, и разбудила Сергея. Наскоро одевшись, оба выбежали во внутренний дворик кондоминиума, посередине которого находился бассейн. Вода в нём “ходила ходуном”, выплескиваясь на асфальт через борт то с одного, то с другого края.

Меня землетрясение застало в Камарилло, где дочь с мужем жили уже после рождения их первенца. Я мыла посуду и вдруг почувствовала, что у меня закружилась голова. Я подумала: “Ну, вот опять у меня с головой не в порядке” и опёрлась руками о плиту, в которую была вмонтирована кухонная мойка. Оперлась, чтобы не упасть. В этот момент на кухню вбежал Сергей и позвал меня: “Пойдём скорей в гостиную, сейчас землетрясение – увидишь, как люстра раскачивается”. Я сразу успокоилась относительно своей головы – она даже как-то сразу перестала кружиться - и начала наблюдать, как с большой амплитудой раскачивается тяжёлая, бронзовая люстра. Зрелище было действительно впечатляющим. Словом, землетрясение в Камарилло я пережила вполне благополучно. Чтобы дома в Калифорнии при землетрясениях не разрушались, их стены делают гибкими. Моя дочь спокойно сверлит стены своего дома дрелью, а в Москве  даже сильный мужчина потратит много сил, прежде чем в моей квартире просверлит дырку перфоратором.

Однако в Карпинтерии, где я жила долгое время, помимо землетрясений, меня подстерегала ещё одна напасть. Здесь на одном из выездов из паркинга, а также на некоторых улицах города, расположенных в непосредственной близости от берега, висит табличка с указанием, что этот выезд предназначен для эвакуации при цунами. Когда я впервые увидела эту надпись, то серьёзно задумалась. Как же мне быть, если в апартаментах, которые снимает мне дочь, радио нет, а если бы оно и было, то с английским языком у меня проблемы? Телевизор, правда, в апартаментах есть, и я постоянно включаю канал CNN, чтобы научиться понимать устную речь. CNN ведёт вещание из своей штаб-квартиры в Атланте и из студий в Нью-Йорке  и  Вашингтоне. Это когда ещё они узнают, что на Тихоокеанское побережье надвигается гигантская волна цунами! В любом случае я не буду знать о приближающейся опасности.

Цунами пугало меня ещё и тем, что я не умею плавать. Когда я рассказала о своих опасениях зятю, он постарался успокоить меня, сказав, что предупреждение о цунами поступает заблаговременно и что я как-нибудь узнаю об этой угрозе. Тогда я начала прикидывать, за какое время успею убежать от гигантской волны в горы. Но потом стала пристальней всматриваться в океан и решила, что архипелаг Чаннел, состоящий из островов - Aнакапa, Санта-Крус, Санта Роза, Сан-Мигель и Санта Барбара - и расположенный напротив нашего побережья, уж точно смягчит и уменьшит энергию цунами, так что я спасусь.

С годами мысль о цунами занимала меня всё реже и реже, и в конце концов я свыклась с тем, что несколько месяцев в году живу в прекрасном, но подверженном землетрясениям, а порой и цунами уголке планеты.
 
Океан является для меня постоянным источником ярких впечатлений. Однажды я довольно долго шла вдоль берега океана и оказалась далеко от “дома”. Когда зашло солнце, сразу потемнело, но я продолжала идти вперёд. Лишь когда мне стало прохладно, я решила повернуть назад. Слева от меня шумел океан. Небо у горизонта ещё отливало багрянцем. В кемпингах, находившихся справа от меня, автотуристы жгли костры в железных бочках, пламя которых немного освещало пляж. Но миновав кемпинги, я оказалась на неосвещённом участке пляжа, поскольку за ним не было домов, и поэтому ни одно окно не светилось. Небо стало уже совсем тёмным, и так же темно было на пляже, лишь вода в океане отсвечивала серебром. Вокруг не было ни души.
 
Неожиданно слева от себя я увидела чёрную вертикальную стену, за которой почти вровень с её краем стояла отливающая серебром вода. Я старалась не приближаться к этой стене, боясь, что в какой-то момент вода может перелиться через неё и захлестнуть меня. Мне сделалось страшно, но я постаралась взять себя в руки.
 
Я стала рассуждать: там, где заканчивается полоса прибоя, начинается широкая полоса отсвечивающего серебром тонкого слоя воды, покрывающей песок. За ним находится тёмная полоса, это просто мокрый песок, поэтому он выглядит совсем тёмным. За ним идёт полоса сухого, и, значит, светлого песка, по которому я иду. Все три полосы песка расположены на совершенно пологом склоне пляжа. Однако одно дело осознавать, а совсем другое – видеть, будто воочию, эту стену. Я заставила себя осторожно приблизиться сначала к тёмной, а потом к серебристой полосе, чтобы убедиться, что меня просто преследует оптический мираж. Действительно, никакой стены не было, склон пляжа действительно был пологим. Тем не менее, я получила урок и с тех пор нахожусь на пляже не больше часа после заката, когда на берегу  ещё можно встретить людей и немного светлеет  край неба у горизонта.

Лучи заходящего солнца зачастую создают очень яркие образы. Как-то я снова шла по пляжу. Время близилось к закату, и солнце было скрыто облаками. Наконец, его огромный багряный диск, преодолев полосу облаков, мощно засиял невысоко над горизонтом. Я взглянула в дальний конец залива и увидела, что по воде едет троллейбус с двумя верхними и двумя нижними огнями. От неожиданности я ахнула и постаралась понять,  что же происходит на самом деле.

А это под лучами заходящего солнца вспыхнули, как два маленьких солнца, окна крайнего коттеджа, расположенного в дальнем конце пляжа. Отразившись от окон, солнечные лучи образовали на поверхности залива два ярких пятна. В итоге создалась иллюзия едущего по воде троллейбуса. Мне понравилось наблюдать эту картину, и с этого времени я несколько дней подряд наблюдала заход солнца на пляже. Вскоре я увидела сразу два троллейбуса. Это солнечные лучи отражались одновременно от окон двух близлежащих коттеджей.
 
Прошло полмесяца, и мне снова захотелось увидеть “троллейбус”.  Как всегда, я ожидала увидеть его едущим от крайнего или двух крайних домов, но тут увидела его значительно ближе к тому месту, где я находилась. Я поняла, что поскольку точка на горизонте, в которой заходит солнце, всё время смещается из-за годового вращения Земли вокруг Солнца, то плоскость окон, способная отразить лучи заходящего солнца, тоже всё время смещается. Поскольку коттеджи расположены по дуге окружности, повторяя очертание берега залива,  то я увидела “едущий” по заливу троллейбус в другом месте.
 
Однажды я заметила  в океане недалеко от берега двух мужчин в робах, которые, стоя по колено в воде, вилами  буквально вгрызались в песчаное дно. Вилы, конечно, были не такими большими, какими наши женщины в старину, а, возможно, где-нибудь и до сих пор собирают сено в стога, но всё равно такую картину в океане я видела впервые. Море штормило. Мне очень хотелось понять, чем  занимаются эти мужчины? Я сгорала от любопытства и уже собралась снять кроссовки и войти в воду, чтобы спросить об этом у самих “копателей”, как увидела надвигающийся на берег “девятый вал” и передумала рисковать жизнью из-за своего любопытства.

Тогда я спросила у проходившей мимо девушки: “Что делают эти мужчины?” Она ответила, что не знает. С тем же вопросом я обратилась к мужчине, местному жителю, не будучи уверенной, что пойму его ответ, но стараясь его запомнить. Он сказал: “They are clamming” и показал, что мужчины собирают что-то, что может достигать больших размеров. Я посмотрела в словаре. Оказалось, что они  собирали моллюсков.
 
Каждый раз, гуляя по пляжу, я видела что-нибудь необычное.  Однажды мой живой интерес вызвала игра, название которой мне не удалось узнать.  Молодые парни двое на двое играли на песке через сетку волейбольным мячом, но не руками, а только головой и ногами, причём даже мяч подавали ногами. И это получалось у них очень ловко!

В другой раз я наблюдала на стадионе за игрой в футбол, но ворота на поле были маленькие, как при игре в хоккей. Среди игравших парней я заметила двух девушек и поэтому решила остановиться и посмотреть на этот удивительный матч. Не каждый же день увидишь такое! Я, конечно, знала, что сейчас повсюду развивается женский футбол, но смешанная команда была мне в новинку. Ведь девушек могут и подсечь, и толкнуть, да мало ли чего может произойти в игре, но эти две безбоязненно бегали по полю наравне с парнями, пасовали мяч и даже били по воротам!
 
Мне очень нравится, что американцы на пляже играют в разные игры. Однажды я остановилась, чтобы посмотреть на большую группу молодёжи, состоявшую из молодых людей всех национальностей, какие только живут на земном шаре. Здесь были и белые американцы, и парнишка индус с чёрной бородой, и чернокожий молодой человек, и японцы, и китайцы. Сначала они, разделившись на две команды, выстроились на противоположных концах вычерченной на песке площадки. При этом у каждого из играющих к щиколотке одной ноги был привязан небольшой воздушный шарик. По команде ведущего обе команды сходились, прыгая на второй ноге и согнув в колене ногу с шариком. Цель игры состояла в том, чтобы ногой с шариком дотронуться до шарика соперника, чтобы этот шарик лопнул. Играющие сосредоточенно толкались, а зрители, наблюдавшие за игрой, в том числе и я, хохотали до упаду, глядя на это зрелище.
 
Как-то около семи часов вечера, когда уже стемнело, я увидела сидевшую на тротуаре, скрестив ноги, девушку, на коленях у которой лежал раскрытый компьютер. Рядом с девушкой сидел рыжий кот. Увидев эту необычную сцену, я попросила у девушки разрешения сфотографировать её. При этих словах кот встал рядом с хозяйкой, как будто хотел защитить её. Когда, закрыв через несколько минут компьютер, девушка встала, я спросила, её ли это кот. Она ответила утвердительно и пошла, не оглядываясь, однако кот остался на месте. И лишь когда я отошла на значительное расстояние, кот бросился вдогонку за своей хозяйкой, как собачка. Это был кот, который не гулял сам по себе, это был преданный кот.

Каждый раз, приезжая в Калифорнию, я не переставала удивляться всему новому и интересному, что попадало в поле моего зрения. И этого нового и интересного всегда оказывалось очень много.

­


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Алла! Думала, что я уже везде побывала в вашей Америке. Оказывается, Что далеко не так: велика страна Америка, её так скоро не объедешь.
Сегодня В Вашем репортаже меня заинтересовали "природные страшилки".
Про землетрясения... Однажды в Киргизии читаю утром в газете, что "вчера в городе Фрунзе (Бишпек) зафиксировали землетрясение 4-6 баллов". Странно, подумала я, а я даже не ощутила такое явления, живя в этом городе. Не повезло!
Живя В Сочи, очень часто читаю в новостях, что то там, то тут на побережье был смерч. Не далее, чем вчера, посмотрела свежий ролик, как смерч на одном из пляжей Сочи поднимал в воздух всё с земли, а люди в панике разбегались... Вот так истории творятся вокруг! А мне не удаётся в них поучаствовать... Жаль! ведь я пишу сейчас о "Спасателях и спасённых". Буду надеяться, что и мне повезёт.

А Вам, Алла, спасибо за интересные рассказы.

С улыбкой и теплом.

Анна.

Анна Алексеевна Золотовская   02.09.2021 10:36     Заявить о нарушении
Сначала я удивилась, дорогая Анна, как это Вы "ухитрились" не стать свидетелем смерча на пляже в Сочи. Однако потом подумала, что протяжённость города колоссальная, так что Вы действительно могли оказаться достаточно далеко от места, где бушевала разрушительна стихия.
Большое спасибо.
С уважением,
Алла.

Алла Валько   02.09.2021 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.