Вспомним героев древности

Вспомним героев древности
 (фото: на современной карте стрелкой указано продвижение персидского войска к реке Тхмут, западнее находится гора Арарат - в этом месте произошла Аварайрская битва и Рукописный фрагмент, обнаруженный Конибером в муниципальной библиотеке Лиона (Франция))

12 февраля (дата для 2015 года) в Армении отмечают Вардананк — День милосердия и национальной дани героям. Это день памяти воинов павших в битве с персидской армией на Аварайрском поле. Несмотря на поражение армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном, воины одержали духовную победу.

Никто не может с уверенностью сказать, что какие-либо события в мире оценивает объективно. Если наблюдатель со стороны и его никаким боком те события не касаются, вначале он сможет быть объективным. Но в ходе изучения материалов событий, у наблюдателя складывается свое мнение и отношение к конкретным участникам событий.

Так сложилось, что летние каникулы я проводила в глубинке Армении, Сисиане – это Сюник: одна из древних провинций независимого и крупного когда-то государства Великая Армения, а в 987—1170гг. независимое Сюнийское царство. В раннем детстве я принимала участие в празднике Сурб (святой) Вардан. Помню было много цветов и мы несли их куда-то; были песни, танцы, игры – что может запомнить ребенок? Изучая Аварайское сражение, мы читали в учениках: неизвестно где могила спарапета (главнокомандующего) Вардана Мамиконяна. Я спросила у своего дяди (брата мамы): какому Вардану посвящен тот праздник в Сисиане? Он ответил: Вардан один, он и есть спарапет Вардан Мамиконян. У меня возник вопрос: почему в Сюнике точно знают и помнят, где могила Вардана Мамиконяна, а в других областях Армении никто не в курсе?

Рядом с могилой Вардана Мамиконяна находится могила Васака Сюни - марзпана (правителя) Армении. Хочу указать еще на одно несоответствие официальной истории и отношения народа. Официальная историография заявляет: марзпан предатель и виновен в поражении армянских войск на поле Аварайра, потому что перешел на сторону персов. Однако народ Сюника имеет диаметрально противоположное мнение.

Вот события в их хронологическом порядке.

После падения царской династии Аршакуни в 428 году Армению разделили на две части: западная (меньшая) часть Армении вошла в состав Восточной Римской империи (Византия), а восточная – в состав персидского государства Сасанидов. Византийская часть Армении управлялась куропалатом (губернатором), армянином по происхождению, с ограниченной властью. Персидская часть управлялась марзпаном (правителем). Марзпан обладал верховной властью, но не мог нарушать вековые привилегии армянских нахараров (князей), каждый из них был полунезависимым правителем в собственном княжестве и имел свою небольшую армию.

Сначала персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью просветителя Месропа Маштоца, восстановившего армянский алфавит, а значит и письменность. Строились церкви и школы, распространялась грамотность.

Персидский шах Ездигерд II в 447 году нормализовал отношения с Византией и решил ужесточить политику в отношении Армении, чтобы в случае войны с Византией, христиане-армяне не стали для христиан-византийцев союзниками. В Армению был направлен представитель царского двора Деншапух, который провел перепись населения, обложил народ тяжелыми налогами, отнял у армян должности великого судьи и азарапета и отдал их персам, а также издал эдикт с требованием отказаться от христианства и перейти в зороастризм. Экономика Армении оказалась в руках персов. Налоги стали взимать и с церкви, чего раньше не было.

В ответ на это в 449 году в Арташате собралась вся знать и высшее духовенство Армении – собор, который вежливо, но твердо отверг требования персов. Армяне понимали, что принятие зороастризма равносильно ассимиляции и полному уничтожению армянского народа.

Ездигерд II был в гневе и вызвал марзпана Васака Сюни, спарапета Вардана Мамиконяна и многих нахараров (князей) в свою столицу Ктесифон. Шах думал, что достаточно заставить верхушку знати принять зороастризм и остальные автоматически перейдут в новую веру.

Нахарары прибыли ко двору, но им не оказали должного внимания, как это было прежде. Историк Егише подробно описывает, как обычно шах принимал нахараров Армении:
«А в прежнее время был обычай. Когда прибывала ко двору армянская конница под началом у какого-либо знатного полководца, [царь] высылал навстречу мужа и спрашивал о благополучии мира в стране Армянской, и повторял это же дважды и трижды, и сам делал смотр отряду. И, прежде чем наступало ратное дело, почитал даже самое их прибытие достойным великой благодарности, и перед своими сопрестольниками и всеми вельможами воздавал хвалу всем [прибывшим] и напоминал о заслугах их предков и рассказывал о доблестях каждого мужа».

Ездигерд II потребовал от армян на рассвете с восходом солнца упасть на колени, приветствуя «великолепное светило» (почитание солнца и огня важные элементы зороастризма), иначе:
«... в вашу страну пошлю несметное войско со слонами, а жен и сыновей ваших велю отправить в Хузистан (провинция Персии), а церкви и то, что вы называете часовнями, разорю, снесу и предам разрушению. А если кто воспротивится, тот погибнет под ногами слонов, кончит лютой смертью».

В самой Персии тогда были христиане, они подвергались гонениям и потому скрывали свою веру. При дворе шаха был евнух - тайный христианин, который посоветовал армянам притвориться будто они желают обратиться в зороастризм, чтобы живыми покинуть дворец шаха. Приказ шаха явиться ко двору означал приказ явиться с семьями. Армяне подчинились этому требованию ради спасения жизней собственных и своих семей. Понимая, что грозит семьям в случае неподчинения, Васак Сюни и Вардан Мамиконян притворились, что принимают зороастризм.

Шах остался доволен и щедро одарил их.  Они покинули Ктесифон, но два сына Васака Сюни остались в заложниках шаха. Подобное в те времена было обычным делом: заложники были гарантом выполнения требований шаха.

Вместе с армянами шах отправил 700 магов (жрецы зороастризма), чтобы обратить в зороастризм весь армянский народ. Когда армянские нахарары, возвращаясь из Ктесифона вместе с магами, достигли селения Ангх в области Багреванд, крестьяне во главе с Гевондом Иереем изгнали из селения магов, которые собирались превратить церковь в зороастрийское капище. То же произошло в городе Зарехаване. Восставший народ стал по всей стране разрушать капища.

Так началось восстание, давшее начало массовому движению "Вардананк", в честь Вардана Мамиконяна, объединившего весь народ: дворянство, духовенство и крестьянство.

С весны 450 года быстро пополняются армянские полки. Для обеспечения тыла был уничтожен ряд персидских гарнизонов, находившихся в Армении; в наиболее важных пунктах страны размещаются армянские отряды. В битве у Арташата Вардан Мамиконян разбил персидские гарнизоны и выгнал их из Армении. У организаторов восстания было время пока Ездигерд II был занят войной с Эфталаном - царем эфталитов.

Васак Сюни был также марзпаном Иверии (Грузии). Восставшие заключили союз с Грузией и Албанией. Соседние народы решили общими силами свергнуть иго Сасанидов. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и Византии.

Однако византийский император Маркиан (450—457гг) не оказал поддержки и более того: сообщил о готовящемся восстании персидскому двору. Не оправдались надежды восставших и на помощь гуннов. Армяне должны были опираться на свои силы, состоящие из регулярных войск и ополчения.

Вардан Мамиконян и Васак Сюни делят войско на три части. Первую из них во главе с Нершапухом Арцруни отправляют в области Гер и Зареванд для защиты южной границы от неожиданного нападения; вторая, под командованием Васака Сюни осталась в тылу, а третья - под командованием спарапета Вардана Мамиконяна отправилась на помощь албанам.

Васак Сюни заметил настроение некоторых нахараров, которые были не прочь выступить на стороне шаха в надежде заполучить области восставших князей. Именно этих нахараров он оставил у себя в центре страны, в Араратской долине, чтобы следить за их действиями.

В апреле 451 года для подавления восстания Ездигерд II послал большое войско, которое вступило в Армению через области Гер и Зареванд и направилось в глубь страны, разоряя все на своем пути.

В мае регулярная персидская армия под командованием Мушкана Нисалавурта, включая полк «бессмертных», 15 боевых слонов и наёмные отряды из варварских племен подошла к городу Маку и стала лагерем к юго-западу от него, у реки Тхмут, на Аварайрской равнине, в провинции Васпуракан, на юго-востоке от горы Арарат. К ним присоединился Васак Сюни с нахарарами противниками восстания.

Против них выступило армянское войско, большую часть которого составляло народное ополчение: в том числе женщины, монахи, старики.

В полдень 26 мая 451 года началось кровопролитное сражение. Вардан Мамиконян разделил войско на три части, основные силы которого вступили в бой со слонами и полком «бессмертных». Битва была ожесточенной, обе стороны понесли большие потери. Вардан Мамиконян пал смертью храбрых.

О численности обеих армий есть разные мнения. Армянские историки, опираясь на рукопись Егише - монаха-воина участника Аварайрской битвы, утверждают, что персидская армия насчитывала 230 000 воинов, а армянская 66 000.
У независимых историков есть сомнения в правильности этих цифр – согласно Иранике численность сасанидской армии составляла 12 000 человек. Согласно рукописи Парпеци – летописца битвы, персидская армия втрое превосходила армянскую. Вероятно битва происходила при большом скоплении народа, иначе, как объяснить, что потери таковы: 1036 человек со стороны восставших и 3544 человека из персидской армии.

Остатки армянской армии скрылись в горах и вели партизанскую войну. Командующий персидской армией в своих донесениях шаху отмечал, что все карательные действия приводят не к подчинению, а к разорению страны, что противоречит учению зороастризма. Он обвинил Васака Сюни в притворном вероотступничестве и неспособности прекратить кровопролитие. Васак был арестован и отправлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд.

Персидский шах Ездигерд II отказался от насильственного обращения армян в зороастризм, восстановил в Армении самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству.

Армянская церковь причислила Вардана Мамиконяна и 1036 воинов-героев павших вместе с ним на Аварайрском поле к лику святых. Ежегодно, в четверг за восемь недель до праздника Святой Пасхи отмечается Вардананк (Святой Вардананц).
Таким образом, на Аварайрском поле армия Вардана Мамиконяна выполнила свою основную задачу: армяне отстояли право быть христианами.

Куда делось тело Вардана Мамиконяна?
Какова роль Васака Сюни в Аварайрской битве?

У армянских историков разные мнения и ответы на эти вопросы. Большинство утверждает, что Вардан Мамиконян похоронен на Аварайрской равнине. Однако народ Сюника каждое второе воскресенье июля в селе Ангегакот отмечает праздник Сурб Вардан и уверен, что могилы Вардана Мамиконяна и Васака Сюни находятся в часовне близ села.

Церковь канонизировала спарапета Вардана Мамиконяна и воинов погибших в Аварайрском сражении два века спустя и тогда вышла отредактированная версия летописи Егише «О Вардане и войне армянской». Имя Васака Сюни автоматически превратилось в синоним предательства.

Беря за основу книгу Егише, на вопрос о роли Васака Сюни официальная историография отвечает, что марзпан предатель и виновен в поражении армянских войск на поле Аварайра, потому что перешел на сторону персов.

Однако историк Мовсес Хоренаци не так категоричен в оценке действий Васака Сюни. Переводчик книги Мовсеса Хоренаци: «История Армении» в примечании к ней пишет:
«Интересно, что Мовсес Хоренаци в своем отношении к Васаку совершенно не отдает дани той ненависти и презрению, которыми в различной степени, но одинаково проникнуты историки V в. Егише и Лазар Парпеци, подробно описавшие восстание 451 г, и изменническую деятельность Васака, хотя, конечно, наш автор должен был быть прекрасно осведомлен об этих делах».

Вардан Мамиконян, Васак Сюни и Мовсес Хоренаци были в числе первых учеников Месропа Маштоца, восстановившего армянский алфавит. Положительно отзывался о Васаке историк Корюн: «когда в 405 году Месроп Маштоц открывал школы в Армении, молодой Васак был одним из его сопровождающих». («Житие Маштоца» (443—450гг))

Некоторые западные ученые считают, что Егише вымышленный автор, а по мнению других он жил в IX веке. Полемика началась в 1893 году, когда востоковед Фредерик Конибер обнаружил два рукописных фрагмента книги Егише. В них отсутствует три десятка предложений, которые есть в книге: «О Вардане и войне армянской», хотя один из листов не удалось расшифровать полностью – лист сильно поврежден. Именно несоответствие текста рукописных листов и книги вызвало сомнения в достоверности излагаемых в книге событий. Возможно речи, письма и указы в книге появились после канонизации. Есть надежда, что с помощью компьютерных программ удастся прочесть и другие найденные фрагменты рукописи.

Ныне историки выдвигают версию, что на самом деле лидером движения был не Вардан, а Васак. У армянского историка Парпеци сохранилось письмо, которое Васак написал спарапету Вардану, призывая его вернуться, после того как тот, собрав своих людей, бежал в Византию. К тому времени Васак уже договорился с аланами и гуннами, готовыми присоединиться к армянскому войску. Как правитель, Васак не мог сам возглавить движение – это могло привести к гибели страны.

Эпизод, когда нахарары вызванные к царскому двору притворились, что сменили веру, вызывает сомнение в предательстве Васака. Они вернулись в страну в сопровождении магов и восставший народ стал по всей стране разрушать капища. «Разоряли и разрушали их строения, поджигали и сжигали дома служения огню.» (Егише)
Зороастризм проник в Армению задолго до этого и Васак к насаждению чуждого культа не причастен, как ему приписывают. Капища были построены еще при шахиншахе Шапухе (Шапур III, 385-388 гг – дед Ездигерда II).

Более полутора лет длилось противостояние: с сентября 449 по май 451 года. Все это время Васак Сюни пытался примирить стороны. Ездигерд II к этому времени проиграл новую войну с эфталитами и по совету Васака Сюни, издал указ, облегчающий налоги и аннулирующий требование вероотступничества. Так от восставших отошли грузины, албанцы и некоторые окраинные армянские области. Однако остальные не поверили и были настроены на битву.

Вспомним, что сыновья Васака Сюни остались в заложниках шаха и Васак Сюни собрал возле себя ненадежных нахараров, которые в любом случае могли выступить на стороне персов. Видимо Васак Сюни решил сам выступить в битве против восставших, чтобы контролировать ненадежных нахараров и помогать Вардану Мамиконяну.

Командующий персидской армией Мушкан Нисалавурт после битвы был потрясен числом убитых персов - 3544 по сравнению с потерями армян - 1036.
Уж не заслуга ли эта воинов Васака Сюни? У каждого нахарара было свое собственное небольшое войско.

После битвы Васаку Сюни удалось вывести тело Вардана Мамиконяна. Он сам или его воины похоронили Вардана в селе Ангегакот.

Остатки армянской армии еще сражались в труднодоступных горных районах. Мушкан Нисалавурт в своих донесениях шаху обвинил Васака Сюни в неспособности прекратить кровопролитие. По требованию шаха Васак был доставлен в Ктесифон, где над ним состоялся суд.

У Васака Сюни обнаружили письма к византийцам, князьям Грузии, Кавказской Албании и другим лицам с призывами помочь восстанию. На суде Васака Сюни обвинили в том, что после Аварайрской битвы он предал многих проперсидски настроеных князей: выманивал их из укреплений, арестовывал и казнил. Васака обвинили в причастности к поражению персов под Зарехаваном.

«Судилище» - так назвал это Егише:
«Ибо были представлены грамоты, которые выдавал Васак и все те, кто был с ним, чтобы в договоре о восстании [адресаты] были с ним заодно: одну грамоту в страну иверов и одну грамоту в страну алванов, а также одну грамоту в Алдзник, и одно послание к царю греческому, и одну грамоту к великому спарапету Антиохии [византийский военачальник]. И ко всем этим грамотам была приложена удостоверяющая печать Васака. Он был причастен также и к убиению могов [магов]в Зарехаване. И представили его грамоты и приказы по поводу многочисленных замков, которые [восставшие] отняли у персов, ибо в то время он был марзпанам.
... Предъявил ему обвинение также и Мушкан Нисалавурт и вместе со своими товарищами-соратниками объявил, что и после окончания войны Васак дал пролиться многой крови, [сказал] как тот лживой клятвой обманывал и побуждал спускаться из замков и одних убивал, а других уводил в плен в качестве царских рабов и рабынь. И сверх всего этого вреда он еще оказался расхитителем податей страны, которые направлялись в царскую казну».

Ездигерд II приговорил Васака к смерти. Васак Сюни умер в заключении в 455 году.

Восстание армян ослабило персидскую армию. Гунны воспользовались этим, напали и разорили провинцию Атрпатакан. Зороастрийские маги обвинили в поражении армянских священников - христиане потушили священные зороастрийские огни, тем самым оскорбив богов. Шах приказал казнить армянского католикоса и многих священников. Тридцать пять армянских нахараров, были арестованы и сосланы на северо-восток Персии воевать с кочевниками. Они смогли вернуться на родину только через 12 лет.

Однако персидский шах Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. Пример Васака Сюни показал, что под давлением силы переход в зороастризм был притворным, он вынужден был разрешить армянам исповедовать христианство.

После канонизации спарапета Вардана Мамиконяна и воинов погибших в Аварайрском сражении вышла отредактированная версия летописи Егише «О Вардане и войне армянской». Возможно, тогда в книге Егише появились речи, письма, указы и предложения, где вина в этих бедах возлагалась на Васака Сюни. Это выясняют ученые института Матенадаран, изучая найденные фрагменты рукописи Егише.

«Судилище», как назвал сам Егише, уже есть доказательство истинной роли Васака Сюни в истории. Возможно книга Мовсеса Хоренаци: «История Армении» также подверглась редактированию - в ней нет такого важного события, как Аварайрское сражение, но есть комментарий о мнении Хоренаци.

А что думали потомки Васака Сюни?
Род Сюни не считал Васака Сюни предателем – его потомки давали своим сыновьям имя Васак. Одним из них был Васак I - царь Сюника с 998 по 1040 год.
Народ Сюника уверен в том, что Васак Сюни герой. Потому и похоронили его рядом с Варданом Мамиконяном.
Ни время, ни наговор не смогли очернить его имя в глазах народа живущего в княжестве Сюни - ныне область Сюник.

Вспомнить героев древности нужно и для того, чтобы вернуть герою Васаку Сюни доброе имя.

Народ Сюника не забывает могилы героев: Вардана Мамиконяна и Васака Сюни, хотя они расположены в труднодоступном месте. В прежние времена известных людей хоронили в таких местах, чтобы оградить их от осквернения иноземцами – с недобрыми намерениями в Армении их побывало несметное число. Есть надежда, что благотворительная организация займется благоустройством окрестностей и сооружением достойной часовни, удобной для посещения туристов.

Источники: Егише «О Вардане и войне армянской».
Эрна Ревазова «Распятый росчерком пера».


Рецензии
Действительно, долго одни очерняли имя Васака Сюни, другие - защищали и оправдывали его. Истина всплыла спустя 1650 лет. Хорошую и подробную работу Вы провели в исследовании этой темы.
Удивляет, что в каждой войне всегда жестоко эксплуатируется тема вероисповедания. Если ты не нашей веры, то тебя надо либо посвятить в неё, чтобы обратить в своих, либо убить. Третьего не дано. Всякая религия стоит на страже интересов и спекуляций властей.
Мои следующие рассуждения не касаются вашего замечательного произведения. Если честно, я не люблю историю и не верю ей. Продажная наука, подстраивающаяся под каждого нового правителя и его интересы. Переписывается во всех странах. Думаю, нам с Вами знакомы марши, речёвки, тезисы, стихи о Ленине. Мы же себя под Лениным чистили, чтобы плыть в революцию дальше... В институте не имели возможности сдать ни один экзамен, если не имели на руках толстой тетради с собственными конспектами основных работ Маркса, Энгельса, Ленина. А теперь Ленина как называют? Какую правду о нём нам говорят? Всё, как в Интернационале: "кто был никем, тот станет всем!" Улицы переименовывают. Тех, в честь кого они были названы, называют врагами и предателями. Но придёт время, и улицы снова переименуют, а историю перепишут. И мы снова с этим согласимся и будем верить.
С добрыми пожеланиями,

Татьяна Арутюнова   06.12.2016 14:28     Заявить о нарушении
В данном повествовании о Васаке Сюни рукопись Егише сыграла важную роль - это рукопись очевидца. Сначала на нее обратили внимание иностранцы. В ней почерки разных людей и многие листы написаны в разное время - заявили люди посторонние, потом нашлись оторванные листы.
Да, вы правы, Татьяна и по поводу Ленина, и других деятелей. Каждая новая власть переписывает историю как ей хочется.
Эту мысль я использовала в фантастическом рассказе: Ген памяти. Иногда мысль рождает рассказ. :))
Спасибо, Татьяна, за отзыв!
с теплом

Карин Андреас   06.12.2016 17:54   Заявить о нарушении
Верно пишите, Карин. Ген памяти я прочла несколько дней тому назад. Хорошее произведение.

Татьяна Арутюнова   06.12.2016 21:14   Заявить о нарушении