Поиграл Шурик в лямочки
В шестидесятые годы двадцатого века ни бытовых ни материальных, мануфактурных излишеств в рабочих, трудовых семьях не наблюдалось. Купишь вещь и заметно.
Все рады, довольны. Годами носили, а сносу не было. Когда ещё удастся подновиться! Поэтому вещи часто переходили от старших, к младшим и в этом ничего не было зазорного, а даже наоборот. Особенно непросто было, если в семье много детей или хотя бы двое ребятишек. И тому надо, и другому. Нужда за спиной стоит и кричит:
- Оторвусь!
Старшей сестре семиклассника средней общеобразовательной школы Александра - Зинаиде, купили кожаные полусапожки на каблучках, сверху мехом отороченные, стильные по тем временам. Не все могли позволить себе такие. У Зины получилось. Она в старших классах училась, модничала. Пацаны записки писать начинали, поди уж и целовались. История об этом, правда, умалчивает.
Её брат, Шурик, сосунок по сравнению с кудрявой десятиклассницей Зиной, но задиристый, палец в рот не клади. Будущий казак с усами, есаул. Но тогда он бритву лишь у батьки видел. С завистью смотрел на неё, дождаться не мог, когда первый хохолок сбрить понадобится.
В школах в те годы поветрие было: на переменах и после уроков мальчишки играли в лямочки, в чеку, по - уличному. Лямочка – это кусочек свинца, прикрепленного к клочку кожи с мехом. Подбросил биту и внутренней стороной ступни бьёшь её, кто сколько сумеет, на счёт: кто больше начеканит, тот и победил.
Лямочки у всех разные: большие и маленькие, мохнатенькие и не очень, чёрные, серые, пегие, белые. Каждый показывал, хвалился - у кого лучше. У некоторых ребят даже по две было. А у Шурика ни одной, хотя его и дразнили котом.
Котяра, а без лямочки.
Ходит парень и облизывается. Простить себя не может, что до сих пор не изловчился лямочку приобрести.
После занятий из школы возвратился грустный, от обеда отказался. Обдумывает, как своему личному горю помочь.
Сестра из школы вернулась - весёлая, разулась и в свою комнату прошмыгнула, не дай Бог, мать про учёбу выспрашивать станет. С немецкого сегодня удрала.
Шурик совершенно случайно отрешённо глянул на клеёнку возле двери, а там Зинкины шикарные сапожки со «смехом» пристроились. Смотрят на него и улыбаются. Он обомлел. Как раньше не сообразил. Пошарил глазами по стене, на гвозде обнаружил ножницы, схватил их, отрезал от новенького сапога, который дальше стоял, у самой стены, клок коричневого меха и улизнул на улицу.
…Лямочка получилась знатная, коричневая, пушистая, аккуратная. В первый же вечер сходу набил тридцать ударов. У других ребят больше получалось, но лиха беда начало. Соревнования только начались!
Ночь прошла спокойно, хотя ноги, от активной игры у Шурика гудели.Таким счастливым и умиротворённым он давно не был.
…Истошный крик Зинаиды поутру разбудил всех домочадцев. За рыданиями последовали оплеухи. Заполучил Александр не только от сестры, но и от матери. Когда с работы пришёл отец, он тоже не хило приложился.
Недолгую жизнь небезобидная игрушка закончила в костре, куда её точным движением направила тяжёлая рука отца. Даже от свинца следов не осталось.
Промелькнули не дни, месяцы, не годы, а десятилетия. У уважаемого казака, есаула, Александра Ивановича, родился долгожданный внук Павлик. Мальчишка знает, что он потомственный казак. Гордится этим, держит себя по-геройски. Ему даже соответствующую форму из тёмносинего сукна сшили: с лампасами, погонами. В семейном музее кнут, сабля и папаха имеются. Павлик не раз рассматривал их, принюхивался.
И зять казака, отец Павлика, поддерживает его настроение, городской, а вписался в круг, как тут и был. Бабушка, Людмила Борисовна, и дед, Александр Иванович, передают своему потомку традиции, рассказывают о жизни дедов, их истории, нелёгкой жизни, сражениях то за белых, то за красных. Такое непростое время было… По вечерам вместе рассматривают старинные чёрно-белые фотографии.
Понятно, что основной герой, - гражданская война, поэтому никаких обид и озлобленности, а традиции,- великое дело, превыше всего.
Рассказал как – то дед, как казаки здороваются:
- Здорово ночевали!?
Ответить должны:
- Слава Богу!
Смышлёныш Павлушка моментально ухватил - запомнил. На следующее утро ранёхонько звонит деду:
- Здорово ночевали!?
Александр Иванович замешкался:
- Да всё хорошо у нас. У вас как дела, как вчера доехали в такой мороз?
- Дед, ты что, не казак, ты должен ответить: «Слава Богу!», а ты… эх деда, деда…
- Извини, отвлёкся с этими девчатами! Слава Богу, казак!
Есть кому традиции передавать, а вы говорите, что казаки не те пошли!
Свидетельство о публикации №214022501339