Запис. современ. 48 Это человек хрустальной чистот

Записки современника 48 Это человек хрустальной чистоты и прозрачности

7 января 2014 г. Рождество Христово. После храма я так хорошо себя чувствовала, что выпала из времени, забыла о нём и легла спать утром.

Я читаю о братьях Киреевских Иване и Петре Васильевичах, автор Михаил Гершензон и делаю выписки.

Николай Иванович Тургенев в записной книжке написал: "Характер человека познаётся по той главной мысли, с которой он возрастает и сходит в могилу. Если нет сей мысли, то нет и характера".

Михаил Осипович Гершензон: "Пётр Васильеыич Киреевский являлся перед людьми спокойным и ласковым - и никто не знал, как страстно, как болезненно чутко жил он внутри, какой острой болью отзывались в нём на вид обыденные впечатления".

Пётр Васильевич Киреевский собирал русские песни в разных губерниях, ему помогали Пушкин, Константин Дмитриевич Кавелин, Гоголь, В.И. Даль, Снегирёв,* Попов. 

* Иван Михайлович Снегирёв 23 апреля (4 мая) 1793 г., Москва — 9(21) декабря 1868 г., Санкт-Петербург) — русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, участник кружка Н. П. Румянцева, сторонник теории официальной народности, первый исследователь русского лубка, составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей.

Пётр Васильевич говорил и писал на 7 языках. Он хорошо рисовал, страстно любил музыку, играл на фортепьяно.

Он обладал удивительной простотой и скромностью, в нём была самоотречённость, сердце у него было горячее и нежное. Он любил свою маму Авдотью Петровну Елагину, брата Петра, детей мамы от второго брака с Елагиным. Он никогда не был женат.

Больного поэта Николая Языкова он привёз из деревни в Москву, потом увёз за границу в Германию и многие месяцы выхаживал его. Языков писал о нём: "Ровно год жизни он пожертвовал мне, променял сладостные труды учёного на возню с больным на хлопоты и заботы самые прозаические.

За терпение, которым он побеждал скуку лазаретного странствования и пребывания со мной, за смирение, с которым он переносил мои невзгоды и причуды, за тихость и мягкость нрава, за доброту духа и возвышенность духа, которыми умилялся я в минуты моих страданий и болезненной досадливости, за всё, чем он меня бодрил, укреплял и утешал, за всё, да наградит его Господь Своей благостью".

Кавелин Константин Дмитриевич — русский историк, юрист, философ, публицист и общественный деятель после смерти Петра Васильевича писал о нём: "Безупречная высокая нравственная чистота, незлобивость сердца, беспримерное и неизменное прямодушие и простота делали этого замечательного человека образцом, достойным всякого подражания, но которому подражать было очень трудно".

Хомяков Алексей Степанович называл его чудной и чистой душой, Александр Иванович Герцен преклонялся перед его благородством.

Тургенев Иван Сергеевич отзывался о П. В. Киреевском так: "Это человек хрустальной чистоты и прозрачности. Его нельзя не полюбить".

В 1840 году Тимофей Николаевич Грановский писал о Киреевском Петре Васильевиче: "Странный, но замечательно умный и благородный человек". Только за ним и Иваном Сергевичем Аксаковым Грановский признавал "живую душу и бескорыстное желание добра".

Несколько строк о Грановском: Грановский интересовался так называемыми «переходными» эпохами: от Средневековья к Новому времени, а также историей средневекового города, феодализмом, как системой политических и правовых отношений и так далее. По своим воззрениям Грановский был сторонником Гегеля, главный смысл всеобщей истории видел в развитии «духа рода человеческого».

В середине 1820-х вместе с братом Пётр Киреевский вошёл в кружок любомудров (архивные юноши), познакомился с Веневитиновым, Хомяковым, Адамом Мицкевичем, присутствовал на авторском чтении драмы Борис Годунов в октябре 1826 г. в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке.

Дебютировал в журнале Московский вестник (1827), публиковал переводы с испанского (Кальдерон де ла Барка, также писал об Испании), английского (повесть Байрона "Вампир"), переводил Шекспира (не опубликовано, рукописи утрачены). Печатался также в журнале брата "Европеец". Перевёл книгу Вашингтона Ирвинга "Жизнь Магомета" (опубликовано в 1857 г.)

При жизни материалы фольклорного собрания Петра Киреевского публиковались в ЧОИДР, «Московском сборнике», «Русской беседе» и других журналах, но были напечатаны далеко не полностью.

Пётр Киреевский считал, что зло пришло в Россию вместе с Петром I, который разорвал связь интеллигенции с русским народом. Пётр Васильевич очень любил русский народ.

В 1856 г. умирает Иван Васильевич Киреевский. Пётр Васильевич не мог перенести смерть брата. Перед смертью своей он был в сознании, он сложил руки крестом на груди со словами: "Мне очень хорошо!". Похоронили его в Оптиной Пустыни рядом с братом.

Один монах после смерти Ивана Киреевского сказал: "Он весь был душа и любовь".

Звонила моя знакомая и сообщила мне, что 27 декабря умер поэт Лев Ионович Болеславский. Он часто выступал в одном салоне в Златоустинском переулке. Его там обожали. Мы редко виделись с ним у общих знакомых, но я получила в подарок некоторые книги Льва Ионовича. Он очень любил мою музыку. Однажды раз 15 он просил меня играть одну и ту же мелодию.

Мои стихи:

Земля трепещет, облака плывут.
Рассвет невнятных утренних минут.
Что выбираем мы, кто выбрал нас?
Свет радуги вечерней не погас.

Избранники... Но отчего печаль?
Жизнь облаком летит куда-то вдаль.
Куда? "Любовь не ищет своего."
Ещё как ищет. Дайте мне его.

9 сентября 2007 г.

* апостол Павел, знаменитая глава

Портрет П. В. Киреевского


Рецензии
Написано красиво, но очень хаотично. Автор не посчитала нужным произвести более тесную связь частей текста, хотя обладает большим литературным, художественным талантом. Такое впечатление, что произведение написано во время душевного потрясения и отразило переживания мечущейся в беспокойстве мысли. В работе соединилась публицистика и художественный стиль, переплелись стихи и проза. Неравнодушный читатель остро почувствует этот душевный дискомфорт и некоторую мрачность, несмотря на то, что очерк больше познавательный, чем художественный. Это редкое сочетание стилей говорит о таланте автора, умеющей психологически воздействовать на читателя. Желаю дальнейших успехов!

Константин Сычев 2   25.02.2014 14:29     Заявить о нарушении
Константин, это один из моих дневников, который я решила, вспомнив Пушкина, назвать несовременно "Записками современника". Если бы Вы почитали ещё что-то на моей странице, то Вы бы удивились, что эта страница дневника в основном о П.В. Киреевском, а не обо мне. Я делаю выписки, когда мне что-то интересно.

Никакого душевного дискомфорта не было у меня вчера, когда я печатала "очерк" и в тот день, когда я сидела дома, читала об удивительном человеке, каких на земле не так уж много.

Странно мне было читать Ваши размышления. Но все мы разные. И смешное воспринимаем по разному, кому-то смешно, кто-то остаётся равнодушен. Так и тут происходит, я просто делаю выписки, пишу немного о себе, а Вам кажется что-то совсем иное.

Всего Вам доброго и спасибо за труд души.

Галина Ларская   25.02.2014 22:57   Заявить о нарушении
Галина, интересная подборка. Меня особенно затронуло вот это... Михаил Осипович Гершензон: "Пётр Васильевич Киреевский являлся перед людьми спокойным и ласковым - и никто не знал, как страстно, как болезненно чутко жил он внутри, какой острой болью отзывались в нём на вид обыденные впечатления".
Это такое приятное для души занятие - читать умные и добрые книги, делая выписки... А потом делиться с читателями - почему бы и нет!
И стихи замечательные! Спасибо!

Моцарелла Элина Маркова   26.02.2014 23:33   Заявить о нарушении
Спасибо за хороший отклик, Элина.

Галина Ларская   21.07.2015 18:01   Заявить о нарушении