Любовь и жизнь к его ногам - окончание
В 1844 году семья Тютчевых переезжает в Петербург.
Дарья и Екатерина (дочери от 1-го брака) становятся воспитанницами Смольного института благородных девиц. Там они знакомятся с Еленой Денисьевой – племянницей инспектрисы и тоже воспитанницей.
Там же, навещая дочерей, увидел Елену и Ф.И.Т. – высокую, красивую, статную, с глазами, «опущенными ниц, в которых мерцал угрюмый, тусклый огнь желанья»
Ему – 47, ей – 24!!!
Никогда постороннему взгляду со стороны не постичь тех троп, которые приводят двух людей к отношениям, называемым «Больше, чем любовь».
Если бы Тютчев разлюбил Эрнестину, всё было бы относительно ясно и привычно.
Но НЕТ!
Если жена уезжает, он мучительно переживает её отсутствие: « Я не желаю и не могу его выносить». «…с твоим исчезновением моя жизнь лишается всякой последовательности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Да, в недрах моей души – трагедия, ибо часто я ощущаю глубокое отвращение к себе самому и в то же время ощущаю, насколько бесплодно это чувство отвращения, так как эта беспристрастная оценка самого себя исходит исключительно от ума; сердце тут ни при чём, ибо тут не примешивается ничего, что походило бы на порыв христианского раскаяния.
Итак…Раскаяния нет.
А что же происходит в это время с Еленой?
В момент выпуска обнаруживается её беременность. Вместе с тётушкой, заменявшей ей умершую мать, её изгоняют из института. Общество отворачивается от неё, отец – проклинает.
Теперь она – красавица и умница, кандидатка во фрейлины, становится ПАРИЕЙ, лишаясь всего и сразу взамен на любовь чужого мужа, который снимает ей квартиру и создаёт фактически вторую семью.
Рождаются дети Елена (1851-1865)
Фёдор (1860-1916)
Николай (1864-1885), которым Тютчев с согласия Эрнестины (!) даёт свою фамилию.
И пишутся стихи, да ещё какие!!!
Рождается самый пронзительный
«Денисьевский цикл»
( «О, как убийственно мы любим»,
«Не говори: меня он, как и прежде любит»,
«Чему молилась ты с любовью»,
и др.)
(«Жизнь поэта должна быть мучительной, с надрывом и переломами, иначе не родятся на свет стихи, способные потрясать и захватывать.
А когда драмой его жизни становится любовь – не простая, не освящённая церковью, не принятая обществом, - его творчество становится пронзительным и вечным»).
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Читая это стихотворение, невольно думаешь: «А ведь это не просто стих, это мольба, крик души».
Сам поэт с удивлением пишет: «Я не знаю никого, кто был бы менее чем я достоин любви. Поэтому, когда я становился объектом чьей-нибудь любви, это всегда меня изумляло.
О чувстве Елены он пишет:
« Любила ты, и так, как ты любить –
Нет, никому ещё не удавалось».
Любя, страдали обе женщины. Не в силах отказаться ни от одной, страдал и сам поэт.
Великую силу духа и прощения проявила Эрнестина, ни от чего и ни от кого не отказавшись, скрепя сердце соединяла семью в единое целое, заботясь и радея обо всех, с трудом укладываясь в скудный бюджет (её личное состояние давно было прожито) и прощала, прощала, прощала, одаривая всех своей неизбывной нежностью.
Именно это качество, обычно сменяющее любовь-страсть, выше всего ценил в ней Ф.И.Т.
14 лет продолжалась эта тройная нескончаемая пытка.
Слабее всех оказалась Елена. Она угасала и погибла в 37 лет от чахотки, а вслед за ней и двое её детей. Долгую жизнь прожил только Федя.
Тютчев воспринимал эту трагедию, как кару, и очевидно был недалёк от истины.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
В годовщину Её смерти он напишет:
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.
В этой строфе поэт обращается к «другу» как бы за сочувствием и пониманием, зная, что найдёт и то, и другое. Иначе и быть не могло – его Эрнестина всегда понимала его и принимала таким, каков он был, не смотря на все душевные муки, выпавшие на её долю.
Покорная судьбе, прощая и страдая, она 15 июля 1873 года приняла последний вздох мятущейся души своего любимого мужа.
Свидетельство о публикации №214022501523
Заголовок - 100% попадание в точку по форме и содержанию.
К стыду своему почти не знал деталей его личной жизни. Впрочем, уже со школы и до сих пор считаю, что "лишнее" о гениях и выдающихся личностях лучше не знать, иначе возникает противоречие, накладывающееся на восприятие их творчества.
И начинаются эти крючки-тормоза к Караваджо, Льву Толстому, Дали, Есенину, Льву Ландау, этот список можно продолжать бесконечно...
Тем и знаменательна эта трилогия, что в ней, не о недостатках Тютчева, а об особых достоинствах его женщин. За это, именно, моя особая благодарность!
Не знаю, как сейчас, но в советской школе уже к 4 классу Тютчев попадал в пятерку изучаемых русских поэтов. Если Пушкин, Лермонтов, Некрасов фиксировались в детской памяти вместе со стихами, то Тютчевские стихи запоминались без фамилии (это не только мое мнение). Думаю, почти все знают "Люблю грозу в начале мая,....", но добрая половина не скажет, кто автор...
Еще раз, спасибо,Нелли, за этот подарок!
Николай Шурик 22.03.2014 23:14 Заявить о нарушении
Очень теплая рецензия с полным пониманием её содержания( не осуждение поэта, а вознесение на пьедестал его женщин).
Очень важна и вторая мысль о том, что сначала нужно читать(или смотреть произведения самого автора, создать о нём своё твёрдое мнение и лишь потом читать о нём, как о человеке, ибо это чаще всего не совпадает..
Ау! как поживает викторина?
Всего доброго, весеннего.
Ваша Нелли.
Нелли Мельникова 23.03.2014 10:26 Заявить о нарушении