Глава 1 Каникулы

Все. Лето пропало. Безоговорочно, безнадежно, безвозвратно. И еще, как его там?  Бессмысленно. Нет, бессмысленно, пожалуй, не подходит. Хотя, почему? Пусть будет. А, еще и бесповоротно можно сказать, И это подойдет.
М да... Какая чушь в голову лезет. Тут,  в самом деле, самая  настоящая трагедия у человека, а в голове какие то бесповоротные, да безвозвратные вертятся. А то мне мало было этих прилагательных во время учебного года. Нет,  в самом деле, до сих пор в голове не укладывается. Столько времени ждала лето. Такие планы строила. И, вот, на тебе. Мне, видите ли, после трудного учебного года, необходимо как следует восстановиться в условиях экологической чистоты Российской глубинки. Слова то, какие. Спросонья и не выговоришь даже. В общем, отправляют меня на все лето в какую-то глухомань.  Деревней Вешкой называется. И что за Вешка? Да ее скорей всего и в природе то не существует, сколько ни искала ее в Интернете, так и не нашла. А мне там все лето жить.
Ворчу я себе под нос, ворчу, а что делать. Вон, и сборы уже идут во всю.  Чемодан делается все полней да полней, да еще сумка, да пакеты разные.  Эх, последние часы ведь доживаю в родном-то доме. Бедная моя головушка, и где-то, ты преклонишься. Подумала и сама расхохоталась.
Все посмотрели на меня с удивлением, но промолчали. Только бабуля пояснила – Смешинка в рот попала. Что ж, смешинка, так смешинка.
Но вот все узлы и чемоданы были собраны, сложены в одну кучу и все присели на дорожку. Так водится.
- Дождичка бы еще небольшого – сказал дедуля – говорят, хорошая примета.
Ему никто не ответил, и правильно. Дождичек ему подавай. И без дождичка глаза на мокром месте. Провожать меня до самого места поселения, поехали всей семьей. Буквально всей. И дедулю с бабулей прихватили. Оно и понятно, кто упустит возможность лишний раз позлорадствовать над чужим горем. Нет, всенепременно надо убедиться, что человек доставлен к месту назначения и приступил к отбыванию предписанного ему отдыха. А Белка с Сашкой хохочут. Ведь, посмотреть на них, от горшка два вершка, а туда же, злорадствуют. Вот их бы в эту Вешку, вместо меня. Тогда бы и я посмеялась.  Да только кто их туда пустит. Они дети... Это меня можно куда угодно запихать, А этих нет. Даже и думать не моги. 
Ну, что там у них еще? Вроде бы, все давно готово. И никак не поедем, Скорей бы уж. Ну, вот, наконец, то. Тронулись. 
Километров сорок ехали по шоссе. Я даже чуть повеселела, глядя на пробегающие мимо поля, перелески, небольшие поселки. Вот бы тут где-нибудь меня высадили, подумала я, но машина увозила меня все дальше и дальше. А потом и вовсе съехала на проселочную грунтовку. Поехали заметно медленнее. Это мне понравилось. Когда по шоссе едешь, там, ничего и разглядеть толком не успеешь. А тут, вон, пожалуйста. Вот прямо на обочине дороги две трясогузки кланяются друг другу, смотри ты, какие вежливые. А вот, целый рой бабочек вспорхнул с куста, потревоженный проезжающей машиной. А уж цветов-то всяких. Люпин да Иван-чай, те вообще целыми полянами. Потом мимо малинника проехали. Ягоды зеленые еще, не время. 
Ехали долго. Несколько раз дорогу уточняли, один раз у женщин ворошивших сено, потом у пастуха с коровами и забавной рыжей собачонкой, потом еще у встречного мотоциклиста. Вот так и добирались. И, это заметьте в век GPRS, и космической связи. Говорю же я, что нет на свете никакой Вешки, зря едем. Оказалось не зря. К сожалению. Приехали таки. 
То, что это Вешка, я поняла не сразу. Когда мы остановились у крайнего домика какой-то крохотной деревушки, я подумала, опять дорогу спрашивать будем.  Оказалось, нет. Приехали. И вышедшая из дома пожилая женщина в выцветшей ситцевой кофте, это и есть та самая тетя Ариша, которая согласилась за мной присматривать.  Меня ей, тут же и представили. Она чуть заметно улыбнулась, кивнув головой, и ничего не сказала. Не понравилась я ей, что ли. Зато Белка с Сашкой уж точно пришлись ей по душе. Чем-то, она была ими с первого же взгляда очарована. Наклонившись, обняла их за плечики, пошептала, что-то каждой на ушко. И все. Мелкие от нее уже больше не отходили. Тут же окрестив ее бабулей Ришей.
Между тем, тетя Ариша продемонстрировала свое хозяйство. Огород, коровник, курятник, какие то еще сарайчики. Хозяйство у нее оказалось большое. Кроме коровы и трех овец с подросшими уже ягнятами, куры, утки и гуси. Корову и овец мы увидели, они паслись неподалеку, кур тоже. Они ходили по всему двору и постоянно что-то клевали. А вот, гуси и утки, как нам объяснили, утопали на озеро, которое здесь, рядом, в двух шагах. Я в двух шагах в любую сторону от себя никакого озера не обнаружила, но к словам придираться не стала, понимая, что не надо понимать все буквально.
Между тем, мама, бабуля и тетя Ариша вели какой-то серьезный разговор. Наверное про меня говорят. подумала я и прислушалась. Но разговор был не обо мне. Мама, как раз отвечала на какие-то слова тети Арищи.
- Нет, нет, Арина Федоровна, никак не могу с Вами согласиться, У Вас здесь определенно самый настоящий рай.
- Рай, то рай. Да только вряд ли Вы согласитесь на этот рай, сменить свою  городскую квартиру. – тетя Ариша махнула рукой – Да я и не о Вас лично говорю. Пустеют у нас деревни, а то и совсем умирают. Вот не поверите, у нас раньше пятьдесят с лишним дворов было. А теперь девять осталось, которые не до конца развалились. А и те то, как считать, коли, в них никто не живет. Одна я тут осталась. А ведь рядом деревни были, Ломовка, Зеленый мыс. Одни названия и сохранились, да память о том, где они раньше стояли.
Эти взрослые разговоры меня не интересовали, и я решила немного побродить вокруг. Интересно, при этом размышляла я, если Тетя Ариша живет здесь одна, значит, теперь, будем жить вдвоем. Не слишком приятная Перспектива. Я все-таки рассчитывала на наличие здесь своих сверстников.
Мои грустные размышления были прерваны приглашением к столу, попробовать настоящей окрошки. Никто и не думал отказываться, кроме малышни, которые согласованно потребовали молока.  И получили его по огромной кружке.
Встав из-за стола, родственники мои засобирались. Путь то действительно был немалый.
- А ну-ка, девочки, марш в машину – скомандовала мама.   
И тут вспыхнул бунт – Мы у бабули Риши останемся – заявила Белка, и подтверждение своей решимости, они схватились с Сашкой за руки.
На мой взгляд, бунт не имел никакой перспективы. Сейчас их  затолкают в машину, и на этом все кончится, подумала я.
- А, что. Пусть девочки останутся – вмешалась тетя Ариша, - здесь им будет неплохо, поверьте мне.
Ну да, как же, оставят их тут, ждите, злорадно подумала я. Но вопреки моим ожиданиям, мама, вместо того, чтобы самым решительным образом пресечь даже попытки или намеки на то, чтобы оставить сестренок в деревне, лишь смущенно спросила - Но ведь, Вам, наверное, тяжело будет с ними?
- Вы думаете, что я никогда детей не нянчила? – тетя Ариша улыбнулась.
- Нет. Но
- Ну, вот пусть и остаются. Не надо нам никаких но.
Вот и весь разговор. На моих глазах свершилось настоящее чудо, Вот так вот, запросто, безо всякого усилия малышню взяли и оставили в деревне. Уму непостижимо. Тогда я еще не знала, что скоро такие вещи перестанут меня удивлять, потому, что тетя Ариша и не на такие чудеса способна. Сейчас же я была просто ошарашена.
Как выяснилось, чуть позже, произошли не все еще приключения, намеченные на этот день. Проводив машину, мы уселись на скамейке у дома, и тетя Ариша принялась от нечего делать, переплетать девчонок, развлекая их при этом смешными прибаутками. Они хихикали, иногда что-то переспрашивали и снова хихикали. Я все это время усиленно скучала.
И вот, тут, откуда-то сверху, весь в клочках сена скатился дедуля. 
- Ну что, уехали, наконец? – озираясь по сторонам, спросил он.
Мы все молчали, включая тетю Аришу. И вид у нас, по-видимому, был соответствующий. Потому, что дедуля, глядя на нас, весело посоветовал – Рты-то позакрывайте, а то ворона залетит.
Первой пришла в себя Сашка.
- Ты неправильно говоришь – громко закричала она – вороны в рот не залетают. Они с дедулей всегда спорят, и Сашка всегда кричит громко, наверное, думает, что так убедительнее. Вмешалась и я – Дедуля, тебя же искать будут – я постаралась говорить, как можно строже.
- И, что. Как думаешь, найдут? – хитро спросил дедуля.
Ну, что тут скажешь. Тетя Ариша восприняла все это спокойно.
- Решили остаться? – просто спросила она. Ну что ж, мы рады, правда, девочки?
- Да-а-а – закричала Белка. Немного подумав, к ней присоединилась и Сашка. Я промолчала, но если честно, тоже была очень рада.


Глава 2 Вешка.

Свое первое утро в Вешке, я встретила, когда солнце было уже высоко. Напротив меня спали Белка с Сашкой. Дом у тети Ариши был бревенчатый и состоял из двух частей, которые назывались просто Задняя и Передняя. В передней стояли две кровати, одна поменьше, на ней я и спала. Другая кровать была очень большая, Поперек ее и спали сейчас мои сестренки. Дедуля, еще вчера проявил твердое не восприятие всех разумных доводов, не согласившись ни на что менять, полюбившийся ему сеновал. Где спала сама тетя Ариша, осталось для меня загадкой, поскольку, когда я засыпала, она была еще на ногах, когда проснулась, тоже.
Все тут было, как то непривычно. Умываться, например, надо было на заднем дворе. Из, смешного такого, умывальника. Поднимаешь стерженек, вода течет, опускаешь – перестает. Забавно так. Но при этом, надо помнить, что для того, чтобы умыться, нужно сначала воду в умывальник налить. А чтобы налить, надо ее оттуда-то принести. Это не дома в ванной, открыл кран и плещись, сколько хочешь. Или с хлебом. Булочной в Вешке нет. Поэтому, чтобы хлеб получить, надо муку просеять, тесто замесить, дрожжей добавить, подождать, когда взойдет. Потом его по формочкам разложить и в печь. И все это надо вовремя сделать, а то или сгорит, или сырой будет. Непропеченный. Зато, вкусный он какой,  когда прямо из печки. В магазине такой не продают.
Ну, да это я уже вперед забегаю. Дальше постараюсь по порядку. Умылась я. Вода такая холоднющая, что кожу обжигает. Ну, думаю, мелкие нипочем не вытерпят. А им и не пришлось. Им, тетя Ариша из ковшичка тепленькой водички полила. Ну вот как всегда, вопиющее неравноправие. А тут и дедуля откуда-то появился. Тоже, наверное, давно уже встал. И сено с себя отряхнул, и чистенький весь, какой-то. Странно даже.
Приступили к завтраку.  Тетя Ариша, всем по такому куску омлета положила, что казалось, ни за что не одолеть. Да еще при этом, сказала, что с утра переедать вредно. Смеется, что ли. Или пугает так, вот подождите, мол, до обеда. На самом деле, с омлетом справились все, включая Сашку, хоть она по части еды привереда известная. Да и омлет, то был совсем не такой, какой дома мама готовит. Высокий, весь воздушный, какой-то. Про вкус уже и не говорю.
После завтрака, мы вчетвером, отправились знакомиться с Вешкой. Получилось это у нас очень быстро. Да и, что тут долго осматривать, Единственная улица, представляющая собой букву “Г”. Три достаточно далеко отстоящих друг от друга, дома, затем поворот и еще шесть домов, стоящих по одну сторону дороги. Вот и все. Дома, хоть и пустые,  но в таком состоянии, что заходить в них было как-то  страшно, а вдруг он как раз в этот момент обвалится. Да и не хотелось этого делать. Перекошенные калитки. Висящие на одной петле ставни. И все это заросло таким бурьяном, что не проберешься. Напротив домов заброшенные огороды. Тоже все в бурьяне, выше человеческого роста. Даже заборов не видно. Так кое-где, обнаженные участки частокола.
Но, вот, что странно. Решила я немного поворчать, по этому поводу, и с удивлением для себя обнаружила, что не хочется. Вот не хочется и все. Умиротворение какое-то вокруг. И покой. Смотрю, Сашка с Белкой  между тем кузнечика ловят. А он крупный такой, зеленый, словно играет с ними. Подпрыгнет, пролетит несколько метров на тоненьких радужных крылышках и бух в траву. Девчонки с радостным визгом за ним. Хотят его ладошкой накрыть, а он снова прыг. Хотела, было к ним присоединиться, да смотрю, дедуля с ящеркой знакомится. Стоят друг против друга и дедуля медленно, медленно, чтобы не вспугнуть  на корточки опускается. И надо же, присел. Не убежала. И вот они на расстоянии вытянутой руки, смотрят пристально так, друг на друга словно гипнотизируют. А дедуля начал так же медленно руку вперед выдвигать. Ящерка дернулась, было, но не убежала, видать любопытство превозмогло. А, рука к ней все ближе и ближе. Ну, думаю, вот сейчас сиганет. Ан, нет. Но ведь не может же этого быть, убеждаю себя. Что, я, ящериц что ли никогда не видела. Рука уже в каких-то считанных сантиметрах от нее, а она все не убегает, Смотрю все с большим интересом. А, ящерка, вдруг высунула язычок, длинный такой и тоненький, тоненький. И язычком этим по вытянутым пальцам быстро пробежала. Если бы кто сказал, не поверила бы, что такое бывает, а тут своими глазами видела. 
Тут, по-видимому, дедуля сделал какое-то резкое движение, потому, что ящерица, вильнув хвостом, быстро скрылась в траве. Кузнечику, похоже, тоже надоело играть. Он подпрыгнул напоследок, и исчез в высоком бурьяне. Мы двинулись дальше. Малышня как бы сама по себе, впереди. Дедуля, явно довольный результатами своего, практического эксперимента в области естествознания, сразу за ними. Я замыкала шествие. Выйдя за пределы заброшенных огородов,  мы резко остановились, потому что пред нами, слегка волнистым сероватым зеркалом сверкнула гладь реки.
- Ого, да здесь и река есть – радостно возопил дедуля – девчонки, исследуем?
- Исследуем – Белка и Сашка были единодушны.
Конечно, исследуем, подумала я, но зачем об этом так громко кричать. Ну, вот. Опять захотелось поворчать по привычке, и опять не получается. Значит, жизнь налаживается. Определенно налаживается. В глубине души, я уже чувствовала, что не испытываю разочарования от приезда сюда, но даже себе не хотела еще в этом признаться.
Ну, река, не река, но речка достаточно широкая, протекала пологим берегом с нашей стороны. Мы достаточно быстро нашли подходящее для купания место. Там, где речка, оставив, справа от себя  живописный залив, резко убегала в сторону. Прибрежный песок тут, был настолько плотным, что почти не проваливался под ногами. А главное, дно. Оно было абсолютно чистым, как, впрочем, и весь берег, и очень плавно опускалось к середине реки. Ребятне настоящее раздолье, чему способствовала и хорошо прогретая на мелководье вода.  Мы с дедулей уже и накупаться успели, что называется досыта, и ждать устали. А Белка с Сашкой из воды вылезать решительно отказывались. Пришлось применять силу.  Мелкие сопротивлялись отчаянно, грозились даже пожаловаться бабуле Рише, но и мы с дедулей проявили упорство и из воды их вытащили.
- А, я уже хотела идти к обеду вас звать – такими словами встретила нас тетя Ариша.
Сашке и Белке по-видимому было уже не до обеда. Привычно потребовали, молока, но так и не допив его, уснули тут же за столом. Дедуля и тете Ариша, осторожно, чтобы не разбудить, уложили их в постель.
- Измотались то как – покачала головой тетя Ариша – ну да это только на пользу.
Затем, неодобрительно взглянув на мою мокрую голову,
- А вот волосы то мочить так не надо. Вон они, какие у тебя, жалко будет, если испортишь - она провела рукой по голове.
К слову сказать, волосы у меня действительно хорошие. Длинные.  Гораздо ниже пояса.  Моя коса, так вообще, наверное, главная гордость всей семьи, кроме меня, конечно. Я бы с удовольствием от этой ежедневной мороки избавилась, да только об этом даже заикнуться страшно. Непрактичные у меня родители. Взяли бы вот, да посчитали, сколько на одном шампуне только сэкономить могли бы.
Меду тем, тетя Ариша, осторожно перебирала пальцами, мокрый объект гордости нашей семьи.
- Концы секутся. А чего еще ждать от шампуней этих. Ну, ничего, я тебе баньку слегка протоплю. Золы березовой заварю. Да лопуха накопаю. От его корня волосы большую силу набирают. А еще крапивы заварим. За лето выправим твои волосыньки.
Она словно и не со мной, а с волосами моими разговаривала. Ласково так, успокаивающе.  Я даже, засыпать начала, и с удовольствием прилегла бы. Да не тут-то было. Как говорится, то, что позволено Цезарю, не позволено всяким там другим, которые не цезари. Вы, только не подумайте, что мне цезарем вдруг стать захотелось. Ничего подобного. Я просто, хотела приткнуться, как-нибудь к Белке с Сашкой и поспать немного. Но тетя Ариша сначала повела нас с дедулей к ключу, из которого воду брали. Довольно крутая, узенькая тропинка, (Да и откуда бы ей здесь взяться широкой, разве, что мы вот теперь протопчем) привела нас на дно  глубокого оврага. Было здесь как-то неуютно и сыро. Откуда то, прямо из земли вытекал ручей. Затем по желобу из липовой коры, падал вниз, образуя маленький искусственный водопад. Здесь и набирали воду. Ручеек был маленький, для того, чтобы он наполнил ведро, ждать надо было минуты две.
Пить воду прямо из ключа, тетя Ариша категорически запретила.
- Горло в момент застудите – строго сказала она – а я лечить вас не собираюсь.
Что-то мне подсказывало, что она говорит неправду, насчет лечения,  но я и сама понимала, что холодной водой застудить горло проще простого. И, все-таки не удержалась, попробовала. И сразу поняла, что больше нарушать этот запрет не буду. Зубы сразу немилосердно заныли, дыхание перехватило. Да такой водой, от жажды будешь умирать, и то не напьешься.
- Целебная здесь водица, от того и такая холодная, чтобы целебные свойства свои сохранять – пояснила тетя Ариша. Потом добавила. Если ей каждый день умываться да пить ее, никакая хворь не пристанет.
Я вспомнила утреннее умывание и поежилась. Ручей между тем то, прячась среди корней то, появляясь снова, впадал в густо поросшее  камышом и осокой болото, обрамленное худосочным, мелким тальником. Мы набрали два ведра воды, очень большое у дедули, значительно меньшее у меня, и стали выбираться из оврага. Как, я поняла, теперь ходить за питьевой водой, было вменено нам, в повседневную обязанность. Не поворчать ли по этому поводу, нет, пожалуй, не буду.
Вернулись домой мы, как оказалось, вовремя. Белка и Сашка, проснувшись, как всегда потребовали молока. К их удивлению, никто на это не прореагировал. Они повторили, свое требование громче, щедро добавив в него ноты неудовольствия. Результат не изменился. Убедившись, что никто молока им не даст, они сами приступили к его поиску. При этом только по счастливой случайности не перебили там всю посуду.
Приход бабули Риши стабилизировал ситуацию. Обе маленькие бестии, тот час же превратились в идеальных послушных девочек из рождественских сказок. А после выпитого молока, так и вообще в невероятно милых созданий. Интересно, надолго ли.
Когда, солнце опустилось пониже, и стало не так жарко, мы всем составом вышли поливать огород. Белке и Сашке, мероприятие пришлось явно по душе. Они подчеркнуто аккуратно ходили по тропинкам, воду выливали потихоньку, и прямо в бороздку вокруг корешка. Воду для полива мы брали тут же на огороде из специально вырытой ямы.
- Земля тут болотистая – пояснила тетя Ариша – грунтовые воды высоко стоят. Иногда до самой осени, вода в яме не пересыхает. Разве, что если лето очень жаркое. Вот тогда с болота приходится воду носить.
С поливкой мы управились быстро. Потом, тетя Ариша помогла мне вымыть голову водой,  настоянной на березовой золе. И, невзирая на мои возражения, расчесала волосы  каким-то большим, старинным гребнем.
- Вот теперь пусть волосы отдыхают – сказала она, наконец,
Значит, и я отдохну, подумалось мне, и я и облегченно вздохнула. И действительно, стали готовиться к чаепитию. Похоже, здесь чай пьют только вечером. Днем, исключительно молоко. А, возражать,  никто и не думал, вкусное оно здесь очень. Хоть вчерашнее, “ночевошное”, как говорила тетя Ариша, хоть парное, сразу из под коровы.
А чай, здесь пили из самовара. Не то, чтобы я раньше самовар никогда не видела. Но такого, точно нет. Говорят ведь “пузатый самовар”, так вот это как раз про него. Вся, вода, которую мы с дедулей принесли, без остатка в него вошла. И на стол-то, когда вскипел, вдвоем с трудом подняли. Сахара не было. Зато варенья сразу три вида. Из черной смородины, земляники и еще из каких-то ягод. Ага, вот тетя Ариша пояснила. Из ежевики.
Ну, малышня сразу показала, что без чая они вполне могут прожить, даже не особо бедствуя. А, вот варенье, это другое дело.
Итак, сидим мы и пьем чай. Сидим и чай пьем. Нет, ну у меня определенно заело, Это я хочу о самом интересном рассказать, и не знаю, как начать. А-а, расскажу, как было. 


Рецензии