Моя вторая мама

Инна Владимировна Полонская… Прежде 18 февраля мы собрались бы на ее день рождения. И был бы неизменный плов на столе в гостиной, который по-таджикски надо есть руками, и шумел бы где-то на кухне Петрович, обсуждая с кем-то из гостей-спортсменов последний футбольный матч и одновременно моя посуду, и мы любовались бы красавицей внучкой, которой -надо же! - впору стали бабушкины туфли...
Ах, эти туфли!..Туфель у Инны Владимировны было - не счесть. На каждый сезон, на каждый выход...Когда она в первый раз показала мне все, открыв вместительный шкаф, я потеряла дар речи.Ну, естественно, как еще могла отреагировать на семь пар новеньких красивых туфель вчерашняя студентка из большой семьи, где родители -  бюджетники имели неосторожность родить  четырех дочерей ? А ведь были еще и сапожки, и босоножки, и тапочки, в конце концов...
Я знала Инну Владимировну  на протяжении всей моей сознательной жизни,  и в своем  отношении к ней  прошла несколько стадий. В 15 лет - боготворила, боялась даже подойти. Помню, ко дню рождения мы с девчонками сделали ей "гармошку" - такую смешную стенную газету - и едва осмелились подарить.Они с Юрием Петровичем Родионовым, мужем,  жили тогда на старой квартире, на Шотмана. Мы позвонили в дверь, "гармошку" оставили и убежали.Слышали, как она звала нас попить чаю, но все равно убежали...
В 18 лет я уже освоилась в "Товарище", известном клубе старшеклассников при газете "Комсомолец", писала заметки, часто приходила в редацию  и воспринимала Инну Владимировну прежде всего  как строгого наставника.Она работала заведующей отделом учащейся молодежи "Комсомольца", на бывшем месте Евгения Давыдова, создавшего клуб, но перешедшего на работу двумя этажами выше, в "Ленинскую правду". Давыдов продолжал руководить клубом,собирал нас по средам,  но за страничку старшеклассника "Товарищ" перед своим начальством отвечала все же Полонская. И я видела, как она, не претендуя на лидерство,  забирала себе всю черновую работу и иногда, когда поджимал редакционный  график,  просто  переписывала наши заметки. А потом вместе разбирались - что, как и почему надо было сделать...
В 19 лет я  точно знала, что буду журналистом, хотя училась в пединституте.Писала о студенческой жизни.  На каникулах ездила в командировки от редакции, привозила  репортажи из школ, зарисовки об учителях. Один из репортажей - на тему о военно-патриотической работе в Ребольской школе - даже был признан лучшим авторским материалом года.
В 21 год меня пригласили на первый в республике слет рабселькоров. Посадили в президиум (в Доме политического просвещения, сейчас это филармония) рядом с дедушкой из старинного Шелтозера. Вручили Почетную грамоту Президиума Верховного Совета Карельской АССР...Я чувствовала себя очень неловко, понимая, что еще не имею права на   такое  внимание к своей персоне...что его еще надо заслужить... За всеми этими очень значимыми для меня событиями стояли, конечно, Давыдов и Полонская. Как папа и мама - мои родители в профессии.
В 22 года меня приняли в штат редакции газеты "Комсомолец", корреспондентом отдела учащейся молодежи. Как  рассказывала потом Инна Владимировна , ректор пединститута Ихалайнен  сильно гневался,  подписывая по просьбе редакции мое распределение "в распоряжение Министерства культуры",  и сказал, что это был первый и последний раз, когда  выпускник пединститута распределяется не в школу.
Теперь я видела свою  наставницу с утра до вечера, мы и обедали часто  вместе. Я продолжала учиться у нее  секретам профессии, как принято говорить, но на самом деле, по-настоящему,  я училась у нее Жизни, начиная хотя бы с того, как одеваться на работу. Она - всегда с прической, как будто только что от парикмахера, в безупречном костюме или платье, непременно с брошью или крупными нарядными бусами, -  приходила на работу как на праздник. Редакция - место публичное, народу кругом много разного бывает...к тому же, случаются  срочные задания...  внешний вид должен быть  визитной карточкой...  Что бы ни случилось дома...даже если ночью "скорую" вызывала, что случалось...с утра под душ - и на работу, как ни в чем не бывало...
Работа - это святое. Я запомнила на всю жизнь и передала своей дочери одно непреложное правило Полонской:на работе ты работаешь! Бывало, примчишься в редакцию с утра совершенно расстроенной - дочка в яслях осталась вся в слезах - и сидишь, переживаешь, как она там без меня...И надо писать, сдавать материал в номер,  уже заглядывают из секретариата, время не ждет! И ничего не получается!.. Посмотрела на меня, такую растрепанную в чувствах, раз-другой Инна Владимировна и сказала:"Давай договоримся. Оставила ребенка в яслях, закрыла за собой дверь - и все! Забыла! Теперь думай о нем, не думай - ничего не изменишь. Теперь для тебя главное - работа!"  С этим правилом я и живу, распространив его на всю дальнейшую жизнь:если знаешь, что ничего не изменится от твоих переживаний - не переживай.
Я училась у нее мудрости, умению находить компромисс в сложных жизненных ситуациях. Моя семейная жизнь начиналась у нее на глазах. Само собой, что мы с мужем пригласили Инну Владимировну  и Юрия Петровича на свадьбу, перезнакомили их со своими родственниками, еще в мои студенческие годы.  Само собой, что, работая потом бок о бок, мы делились друг с другом и  личными проблемами. Она берегла меня, как дочь. К примеру, сама много курила. Привычная была картина: загдядываешь к нам в кабинет, а там - низко склоненная над столом белая голова с безукоризненной  высокой прической и над ней - облако дыма. Она писала всегда с сигаретой, так ей лучше думалось. Была близорука, но очки не надевала, чтобы не закрывать своих красивых глаз (и мне советовала не носить очки).Но когда стало известно, что я жду ребенка, все в нашем кабинете изменилось:моя начальница стала выходить курить в коридор. А мне насчет курева она сказала как бы ненароком:"Даже не начинай, тебе сигарета не пойдет..."И я не начала. Даже когда как-то предложили дефицитные тогда "Мальборо" в отличной студенческой компании - не попробовала...Не пойдет - что для женщины важнее?
Она учила меня быть женщиной.
Что еще рассказать о моей второй маме? Что она хотела быть моей свекровью, настоящей второй мамой? Не получилось, опоздала, со своим мужем я познакомилась раньше, чем с ее старшим сыном.А сыновья ее мне нравятся до сих пор. Но дело ведь не в формальном родстве...Я благодарна судьбе за то, что в начале жизни она свела меня с такой замечательной женщиной. Все, что получила от нее, я стараюсь передавать своим молодым коллегам, родственницам  и знакомым.
...Жаль, что нет уже квартиры, где  жили Инна Владимировна Полонская и Юрий Петрович Родионов в свои последние годы. В их бывшей квартире теперь - аптека.Но зато можно зайти туда в любое время,  даже безо всякой надобности.Зайти и потрогать стены... вспомнить...


Рецензии
Надежда, светлые, добрые воспоминания Ваши!
Трогательное повествование!
Славно, когда в судьбе происходит такая душевная встреча, которая помогает жить!
С уважением, С.Т.!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: pismo mame 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.

Тёплый Сергей   15.03.2023 11:24     Заявить о нарушении