Пусть все возвращаются...

На филфаке Вологодского гос.пед. университета прошла встреча с журналистом газеты «Премьер», писателем, музыкантом Натальей Мелёхиной.
Филфак включил рассказы Натальи в программу курса «Современный литературный процесс» и объявил конкурс на лучшую рецензию, которые студентам было предложено написать по одной из книг автора – «Медведь с заплатой на ухе» или «Забывай как звали».

В конкурсе принимали участие не только студенты, но и библиотекари, руководители литературных студий, кандидаты филологических наук, бывшие выпускники филфака. В итоге первое место получила руководитель ЛИТО «Полевые цветы» Светлана Дурягина из Чагоды (выпускница ВГПУ), второе – кандидат филологических наук Татьяна Андреева и выпускница филфака Елена Калабанова, третье – студентка Юлия Паклянова.

«ПУСТЬ ВСЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ»

«…И от всех действ злых свободи меня»

О Наталье Мелёхиной я впервые узнала от  издателя  Елизаветы Безниной, которая ВКонтакте  в открытой группе «Клуб вологодского издательства «Легия»  разместила  информацию о выходе в свет в этом издательстве   книжки Натальи «Медведь с заплатой на ухе». Событие произошло в мае 2012 г., а с самой  Мелёхиной  я познакомилась в ноябре  этого же года на VIII межрегиональном литературном  фестивале  «Плюсовая поэзия», состоявшемся в г. Вологде. Когда я увидела автора книжки, то была удивлена:  она показалась мне слишком молодой для того, чтобы  так глубоко размышлять  о смысле человеческого бытия. Но в процессе общения, увидев, как Наташа серьёзно относится к своему творчеству и писательскому труду вообще, я преисполнилась уважения и симпатии к этой хрупкой девушке с  умным и доброжелательным   взглядом пытливых глаз.  Книжку я приобрела там же, и, глядя на медведя с обложки,  сначала подумала, что она предназначается детям, но, прочитав её, поняла, какие недетские проблемы волнуют автора.

Скажу откровенно: книга «Медведь с заплатой на ухе» произвела на меня впечатление - она заинтересовала меня реализмом описываемых событий и судеб, живостью характеров литературных героев, лёгким и уместным юмором. Мне импонирует стиль изложения материала –  без надрыва, но очень выразительно  автор рассказывает  о трагедии постперестроечной российской жизни вообще (рассказ «Медведь с заплатой на ухе»)  и  современной русской деревни в частности (рассказ «Наследники»). Однако трагедия народа, выживающего в условиях жестокого безразличия государства к его нуждам,  не единственная  тема повествования.  В центре внимания автора – обычный русский человек с необыкновенным устройством души, болящей чужими болями сильнее собственных.

  Вот Сашка-журналист: «…молод – и тридцатника ещё не стукнуло…правильные черты, глаза северные, светло-серые. Волосы – русые и даже вьются слегка». Для него помогать  другим людям, -  как дышать,  – естественное занятие.   Он ведёт газетную рубрику о тех, кому  требуется собрать деньги на лечение.  «…пожившие и повидавшие»  журналисты быстро сбегали, отказывались от рубрики. Чужое несчастье оказывалось заразной болезнью, и, чтобы не захворать, требовался иммунитет по-звериному здорового юного тела… Сашке иммунитета хватило на три года, а потом слёг с чудовищным гастритом… Тем не менее, рубрику свою журналист не бросил – не смог».  Видимо, опять же из-за особенного устройства  души не может Сашка пройти мимо любого человека, нуждающегося в помощи, будь то девица-красавица, или одинокая старуха, или десятилетний пацан-потеряшка.  Сашка не исключение, рядом с ним доктора  Лапушкин и Бауэр, Танька-санитарка, отец Вячеслав, омоновец Вадим, делающие своё дело спасения других людей не ради высоких зарплат, а по душевному устройству.
 
Есть в рассказе единственная фраза, смутившая меня : « Строго говоря, Александра нельзя было назвать воцерковленным верующим, потому что в Бога журналист не верил».  Она полностью противоречит финалу, где  Сашка молится за всех:  «И Сашка стал перечислять имена всех, кого знал, но потом ему показалось, что список на спасение подан не полный, что он кого-то забыл, и тогда он начал заново и снова сбился, и начинал еще не раз, и, наконец, отчаявшись, просил уже просто: «Всех, всех нас спаси, сохрани и помилуй, «и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословенна  еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое».

В рассказе «Наследники»  мне послышалась горькая ирония автора, повествующего о многотрудной жизни бывшего колхозника дяди Гриши, ухитряющегося выжить в условиях разрушенной до основания перестройкой деревни:  «Так что теперь  дядя Гриша, как и другие колхозники, чувствовал себя полноправным хозяином руин и развалин. А дети, племянники и внуки - наследники». Но сквозь эту иронию пробивается главное – гордость автора за таких, как д. Гриша, простых русских людей, сильных  любовью и преданностью  своей семье, где каждый заботится о другом по мере сил. Маленький рассказ  населён довольно большим количеством персонажей, которые, благодаря образному языку автора,  запоминаются легко и помогают читателю без усилий воссоздать картину жизни в вологодской деревне: «…вот идёт кряжистая, приземистая тётка Груня, ни дать, ни взять – чугунок в красном платке». Речь героев   соответствует созданным им образам деревенских жителей,  окрашена  авторским юмором и содержит много эмоциональной информации о персонажах: читая диалог дяди Гриши с сыном Игнахой, понимаешь, как крепки родственные связи в этой семье:
«- Как ты, батя, здоров? – заходя в избу,  спросил Игнаха. Он работал скотником, и только что вернулся с ночной смены на ферме.
- Здоров, Игнаха! Болит еще немного, да ты мне снова закапаешь мазюки своей – хорошо помогает! Всю ночь спал прям вот тут на диване!
- Это хорошо, - присаживаясь за стол, заулыбался сын. – А то я иду, думаю, батя-то у меня, уж, может, мычит, да в поскотине  пасется!
Родители отозвались смехом.
- Проверь, Танюха, может, у меня где и вымя выросло! – предложил дядя Гриша и ласково, игриво ущипнул жену за локоток.
- Выросло, так доить будем! Главное, чтоб без мастита! – смеясь, ответила ему супруга».

В миниатюрах из цикла «Дорогие вещи» автор пишет о своих корнях, о родных, о  деревне, о друзьях детства – девяти старушках и трёх стариках из отдалённой маленькой деревушки. Повествование,  как облака после дождя, пронизано тёплыми лучами ностальгии  об утраченной русской деревне, русской жизни.  Уверена, что сердце каждого неравнодушного читателя, как и у меня,  при чтении этой маленькой вещицы теснит от грусти.
 
 Мне очень нравятся  рассказы Натальи Мелёхиной:  их герои - очень живые, люди с большим сердцем, вот, как Сашка, как Лапушкин, как дядя Гриша. Читаешь, и в душе укореняется вера, что хорошие, добрые люди никуда не делись в нашей нынешней одичалой стране. Надо только присмотреться получше к тем, кто рядом.  А ещё после прочтения  рассказов Н. Мелёхиной хочется  в себя заглянуть поглубже и  задаться вопросом: «А что сделал я, «чтобы все возвращались»? Ведь  « Все мы топчемся у моста, давим друг другу на ноги, прижимаемся плечом к плечу. Каждый у светофора: одним зеленый горит, другим – красный, а кому-то всю жизнь желтый, и все ждешь, ждешь чего-то…»      


Рецензии