Такая хрупкая штука - мир...

     "Уважаемый мистер Андропов,
Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю вас с избранием на новую должность. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между СССР и Соединенными Штатами. Вы собираетесь начать войну или нет? Если вы против войны, скажите, пожалуйста, как вы собираетесь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали.
     Искренне Ваша,
     Саманта Смит" (ноябрь 1982 года)

     Такое хрупкое понятие - мир...

     Филологи говорят, в названии "Война и мир" Толстого было значение не мира как отсутствия войн, а мира как огромной Вселенной. Может быть... Гениальность всемирно уважаемых деятелей культуры - в многозначности оставленного ими наследия. Миром в обоих пониманиях термина наполнены произведения уже покойных Бредбери, Ремарка и Сэллинджера; озабоченность происходящими событиями в мире (простите тавтологию!) и возможным (апокалиптичным?) будущим постоянно высказывали Оруэлл и Олдос Хаксли, замечательный философ Станислав Лем. Да и романтичная идеалистка десятилетняя американская школьница Саманта уже давно не с нами - не в этом мире.

     Ядерные боеголовки многих стран устрашающе направлены друг на друга, и достаточно... мгновения, вспышки, щелчка кнопки, чтобы начался ад на Земле. Это много больше, чем всякая ерунда: небольшая зарплата, склоки между соседями, непонимание дома. А может, именно в этом причина? Откуда по-прежнему на свете берутся жестокость и озлобленность, зависть и лютая ненависть? Если к врагам - понятно, но кого считать противником?

     Ведется информационная война. Кто кого перетянет на свою сторону? Удивительным образом, начало конфликтов совпадает с периодами, когда мировая общественность отвлечена на самое мирное - Олимпиады. Помните, греки ведь запрещали войны, пока велись спортивные турниры?
 
     08.08.08. Грузия: напала Осетия. Осетия: напала Грузия. Пока разберешься - выясняются жуткие подробности убийства тысяч человек за ночь, мирных жителей - а после докажут, что многое было подложным. Начало Олимпиады в Сочи в 2014 году - опять резня на Украине. Ой, простите - они же говорят "в Украине". Но суть одна: опять смерти и страх, ложь и предательство. Сбежавший президент и смешные посты в интернете по случаю. А многие бывшие "друзья" переругались в социальных сетях и забанили друг друга. Навсегда.

     Значит, действует яд разобщения. Строится невидимая Вавилонская башня - а если серьезно, единства никогда и не было. И не будет, только кое-где. "Битва Бога и дьявола", говоря словами бессмертного Федора Михайловича.

     "И трудно разобраться, где правда, где туман
      В потоке информации с поправкой на обман..." (А. Макаревич)

     Я всегда мечтала побывать в Киеве. Это частично и Родина, и память предков. Золотые купола соборов, такой смешной украинский язык...
     Теперь перед глазами хроника, где одному выкалывают глаза, другого забивают железными прутами и кирпичами, вынимая камни из мостовых у метро на Крещатике.

     Я знаю, что практически каждая страна пережила нечто подобное. Почти... кроме тех, что ведут войны чужими руками, на инородной территории. В чем-то такая же романтик и пацифист, как подросток Смит, я знаю и верю, что зло всегда наказуемо - на этом свете или том. Не видела я счастливых агрессивных людей. Аукнется провокаторам их слепая агрессия, направленная против них самих.

     Самое ужасное - что все забывается. Это не я сказала, а мой отец. Когда я в возрасте Саманты жаловалась, что не могу выучить параграф из учебника истории, папа грустно закурил на кухне и произнес:

     - Печально, что история никогда никого ничему не учит.

     Через годы эту фразу повторил наш уважаемый декан факультета социальных наук моего ВУЗа. Он еще добавил: "Национализм зачастую крайне недалек от фашизма. Слишком тонкая грань. Мне ближе привычное и неагрессивное понятие - патриотизм". Как же он был прав!
     Мне всегда везло на общение с умными людьми.

     Вечер. На кухонном столе в пепельнице серые следы от папиной сигареты, в маминой кружке осталось немного кофе. В моей комнате сопит шестимесячное существо - моя доченька. Я смотрю на нее, вдыхаю аромат ее волос (одно название, хлипкая косичка) и понимаю: это мой мир.

     Да, я пацифист. По крайней мере, была. Я ненавижу оружие и жалею, что мне не хватает духа стать вегетарианкой. Я не надену майку с Че Геваррой и не могу восхищаться слишком уж свирепыми лидерами.

     Но, если в мой дом станут ломиться, я буду защищаться и спасать своих близких. Если на наш город нападут, я стану революционеркой и буду способна пустить под откос поезда. Возможно, я не перережу хладнокровно горло, но пустить пулю в агрессора смогу точно. Главное не ошибиться в том, кого считать врагом.

     Еще у Ремарка написано - любой мирный человек способен озвереть, когда уничтожают святое для него. Это драгоценное есть у каждого; не дай Бог посягнуть на это, ведь всем издевательствам приходит конец.

     Иногда я мечтаю улететь с близкими мне дорогими людьми куда угодно с этой чертовой планеты... Если есть в МИРЕ хоть одно МИРНОЕ место - я хочу быть там.

     Такого места нет на Земле - слишком все уязвимо, и это тоже замысел Всевышнего, как его ни назови. Видимо, мы все слишком поддались темным силам внутри нас.

     Меня ждет детская повесть, я хочу написать ее для дочки и других детей. Она ждет тех, кто будет жить после меня и, возможно, вас. Пускай увеличится количество добра на планете, я не одна такая... идеалистка! Я ощущаю сильное желание это сделать в ближайшее время.

     Понимая, насколько на свете все зыбко; ощущая, что все может быть попрано; желая сделать то, что, как мне кажется, я должна сделать; думая только о хорошем; отчаянно помня, что такое мир...


Рецензии
Черные новости
http://www.stihi.ru/2014/05/03/929
Украине, какой мы её знали и любили, посвящается...

Черные новости в телеэфире;
Ими давлюсь я в вечерней квартире.
Ужаса больше теперь, чем испуга:
Люди опять убивают друг друга.

Дура-хохлушка стишок сочинила
"Братьям не быть нам" - ей память отбило?!
Впрочем, по Киеву бродят в избытке
Дети Бандеры, судьбы недобитки.

Как же родители их упустили -
То, что мозги поздно чистить от пыли?
Грустный конец Украины прекрасной...
Быдло с оружием - это опасно!

Киевом правят "революционеры".
Танки - по людям. Идут бэтээры;
Падают люди и гибнут за совесть.
Нашей истории пишется повесть.

Нагло врет в Штатах баракообама,
Меркель померкла, продажная дама.
Фикция всей демократии - в ж***пе,
Ценностей нет и законов в гейропе.

Куплены СМИ и политики тоже,
У полицейских продажные рожи;
Где толерастия правит умами -
Бродят макаки баракообамы.

Штаты - кровавое царство террора;
Зависть к российским законным просторам
Душит рассадников лжи и фашизма.
Злость заменяет отток героизма.

Мария Кутузова Наклейщикова   03.05.2014 13:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.