Первый московский полонийный бал 2013 г

В.Т.Поляковский, wlad@df.ru

Первый московский полонийный бал: говорят, что-то получилось и даже ставят оценки в соцсетях..

Версия для ресурса proza.ru. Более иллюстрированная версия на Яндекс-Дзен: zen.yandex.ru/id/5dd499640d13017d4ff728ca
 

Видеоотчет о первом московском бале полонийном..
Videorelacja o pierwszym moskiewskim balu polonijnym w marcu roku 2013
https://www.youtube.com/watch?v=oRx1_DjtKKA


Немного философии. Данное мероприятие проводилось для того, чтобы жителям Москвы и гостям столицы показать разные интересные элементы польской музыки, бальной и танцевальной культуры, и тем самым показать художественный и интеллектуальный потенциал московской Полонии*. Сколь избито и банально не звучала бы эта фраза.

* - для тех, кто не знает: Полония – краткое название польской диаспоры мира и лиц польского происхождения.

 

Довольно тяжело найти точку отсчета, от которой можно вести рассказ о нашем бале. Может быть, бал в Ростове-на-Дону, который автору этих строк удалось посетить полтора года назад. Тогда, в прекрасный майский день 2011 года, пробыв почти сутки в поезде и решив пару мелких дел по Ростову, он успел прямо к Полонезу. Ирина Вележинская, лидер ростовской Полонии, демонстрировала всем ростовчанам и гостям Ростова один замечательный ростовский обычай: время от времени устраивать праздники для различных национальных меньшинств города, в числе которых входили и ростовские поляки. Причем за счет города.

Благодаря этому обычаю первые три полонийные бала, состоявшиеся в 2010-2102 годах на территории России, прошли именно в Ростове.

Но московская Полония тоже кое о чем думала в данном направлении. И в феврале прошлого, 2012 года, состоялась встреча в кабачке трех московских полонийных деятелей разных возрастов, каждый из которых горел энергией и желанием что-то делать. Принимая во внимание наличие у московской Полонии женского хора «Баськи», молодежного ансамбля «Полонус», хорошо думалось о чем-то новом и оригинальном. Собственно, набор идей был не слишком широким: или рок-фестиваль, или бал. По причине отсутствия должного опыта, взаимного согласия и финансирования идея рок-фестиваля отпала сама собой. Остался куда более финансово и организационно доступный бал.

Изначально пошли некоторые исторические рефлексии, связанные с польской шляхтой: обязательно замок, обязательно исторический антураж. С этим и был нанесен визит на репетицию в одно из московских бальных объединений – «Бал в русской усадьбе». Предварительно им идея понравилась. Правда, на первый план вышел вопрос денег.

После этого пошел естественный процесс поиска круга заинтересованных лиц. В него попала одна прекрасная участница хора «Баськи» и одна ее знакомая, профессиональная тренер по бальным танцам по имени Мария и по фамилии Гасюнас. Так и сформировался очаг организационного комитета бального праздника на момент мая 2012 года. Итого: три представительницы прекрасной половины человечества и один – сильной. А информация о существовании этой группы среди Полонии московской была посеяна довольно быстро, ибо бал без предварительного широкого оповещения немыслим.

Довольно быстро стало ясно, что, в отличие от Ростова, не нужно рассчитывать на помощь местных властей. Так же, как и не нужно рассчитывать на помощь посольства: ситуация с финансированием российской Полонии из-за рубежа все более усугублялась, а московская Полония ввиду предельной занятости ее членов на основной работе и необходимости ежедневного зарабатывания ими хлеба насущного большим энергетическим потенциалом не располагала. По сему встал вопрос налаживания билетной схемы и поиска заинтересованных лиц среди  друзей Полонии.

Вот тут нововозникший оргкомитет и столкнулся с неким препятствием. Очень не хотелось специально для бала создавать некую новую структуру и очень хотелось заниматься реализацией билетов через структуру уже существующую. А из этого ясно следовало то, что идеальный вариант – это подружиться (или, если сказать более официально – установить надлежащие отношения) с владельцами подходящих для его проведения помещений и организовать продажу билетов через них…

К величайшему сожалению, это оказалось весьма непросто. После пробного обзвона владельцев залов с их стороны выражалось весьма закономерное сомнение в том, что на планируемое нами мероприятие будет продано достаточное количество билетов, и просто предъявлялся счет на аренду помещения. Сумма счета была не очень маленькой, и у членов оргкомитета возникали закономерные сомнения в том, что по итогам бала она отобьется…

Итак, на тот момент мая-июня 2012 года все уперлось в деньги. Члены оргкомитета пожелали друг другу удачи и перешли в пассивное состояние ожидания лучших времен. На первый план вышла одна печальна реальность: российская Полония, московская, в частности, не имеет своих коллективных денег. Правда, были отдельные всплески энтузиазма: слухи распространялись, появились отклики, мнения, идеи, люди… Одной из таковых оказалась молодая талантливая актриса, танцовщица и руководитель школ спортивных и восточных танцев по имени Дельфиния из подмосковного Домодедово, которая выразила интерес принять участие в подобном празднике.

Лучшие времена начали проклевываться примерно в октябре этого же года. Именно тогда автору этих строк были переданы сведения о том, что есть некий солидный и состоятельный человек, который может единоразово перед балом выложить некую сумму за его аренду, но: он выставляет обязательное условие возврата этой суммы по итогам мероприятия. Это предложение не показалось привлекательным, и сам замысел смелый бала начал все дальше и дальше отходить на задний план.

Тем временем в Москву пришла зима, и сами мысли о бале у тех, кто был ангажирован в разговоры о нем, начали переползать в то место мозга, где хранятся воспоминания о несбыточных мечтах. И вот ровно 23 февраля, в день, весьма знаменательный для всех мужчин русскоязычного пространства, автор этих строк от прекрасной госпожи тренер по бальным танцам получил сведения о том, что некий танцевальный зал под названием «Пингвин» 24 марта, в вс будет свободен… Причем на очень хороших условиях.. А 24 марта – день весьма торжественный: первое воскресение после весеннего равноденствия… День окончательной победы света над тьмой, что еще в доисторические времена было замечено.

От 23 февраля до 24 марта – чуть меньше тридцати дней. Если делать бал, то браться за дело нужно быстро. В мае-июне вроде бы было обсуждено немало. Пытаться стартовать можно?

Ограничения? Ситуация с постами? Православный заканчивался, как стало ясно из Интернета, 5 мая, если вычесть сорок дней, то получится примерно 25-26 марта. Как раз первый понедельник после бального воскресенья.

Немного забегая вперед: тема поста оказалась весьма популярной. Интересней всего дискуссия о нем прошла в одной из рассылок Интернет-журнала «Сова»(“Sowa”) польской диаспоры мира. В ней вышло на поверхность, что, с одной стороны, св.Иосиф вообще не постился, а, с другой стороны, даже по время великого поста, на который, к сожалению, 24 марта попадало, все требования поста не распространяются на воскресные дни. Таким образом св.Иосиф несколько спонтанно оказался небесным покровителем нашего бала, а члены оргкомитета столкнулись с некоторыми вопросами теологии. Правда, со временем на первый план вышло то, что в на балы ходят одни, а в религиозные культовые заведения - другие. Что вполне закономерно. Ибо по-настоящему танцевать и развлекаться можно только с легкой и открытой душой, не тая никакой злобы на сердце.

Итак, 23 февраля – принятие первого импульса о бале 24 марта. Далее рассылка с целью исследования общественного мнения. Некоторое количество мнений поступило от полонийных активистов и просто знакомых польского происхождения. А решающей каплей, перевесившей чашу весов в сторону положительного решения, было «Да», прозвучавшее из уст самой молодой участницы оргкомитета – Дельфинии.

А дальше все пошло легко. На ближайшую от момента положительного ответа субботу, 2 марта, был назначен осмотр зала и заседание оргкомитета в ближайшем питейном заведении. Оно прошло успешно, за исключением того пикантного обстоятельства, что автору этих строк за час до выхода из дома пришлось немного поглотать таблеток: иначе температура была бы 37.2. Но главные вопросы решены были: билеты будут продаваться через яндекс (в этом деле забота взвалил на себя молодой человек по имени Константин), в соцсетях будут созданы витрины мероприятия, и, кроме того, еще будет экспромт-сайт бала в целом. Еще автор этих сток будет пытаться решить вопросы с присутствием почетных гостей (власти, посольство). В свете необходимости платить хоть какую-то аренду (хоть небольшую и отсроченную),  было решено минимизировать все организационные расходы.

И именно в тот момент, на заседании оргкомитета, появился первый  сценарный план бала. К не лучшему состоянию здоровья одного из членов оргкомитета было проявлено вполне толерантное отношение: ему в короткое время был выслан предварительный сценарий бала, выработанный по итогам заседания. В нем видное место занимали элементы польской музыкальной и танцевальной культуры. И еще по итогам первого заседания оргкомитета возникло одно веселое единодушное мнение: еще одного заседания оргкомитета не проводить и все текущие вопросы решать по E-mail или скайпу.

Процесс высказывания мнений и идей для их воплощения при проведении бала был довольно бурным. Автор этих строк в обязательном порядке настаивал на выборах королевы бала и ее коронации. Была еще идея (невоплощенная по причине неявки на бал ее автора) выбора самой красивой танцующей пары. Была идея вплести в сценарий традиционные польские бальные игры (chusteczka (платочек), stary niedzwiedz (старый медведь)), но им не нашлось наиболее эстетичного места в сценарии. Была идея спеть пару-тройку хороших итальянских арий с приглашением одной певицы из дальнего Подмосковья: не сбылось по причине большой метели в день 24 марта (та метель, что была за день до этого в Киеве, была признана крупнейшей за последние пятьдесят лет), а также по причине требования придерживаться польской стилистики. Была идея предложить участникам преимущественно технические очень простые танцы, заодно проводя для всех новичков обучение. В общей сложности состав оргкомитета можно охарактеризовать цифрой десять – столько в нем было хоть что-то хорошее для бала сделавших людей.

Была еще идея внести максимальные элементы светского раута путем представления гостей друг другу, что частично удалось реализовать.

Экспромт-сайт, а также витрины в соцсетях были сделаны довольно быстро. В сети FB витрины сделала Ирина Калягина. Она же затем сделала плакат бала в прекрасной рамке. Именно ее фото на фоне русской березки стало своего рода символом бала, отражаемой на экспромт-сайте www.bal-polonijny.narod.ru. В сети «В контакте» сделала Дельфиния, объявление о продаже билетов через свою фирму вывесил Константин, а сделать витрину в «Одноклассниках» выпало автору этих строк.

Еще среди лиц, оказавших балу хорошую добрую помощь, хочется назвать Аллу Петрову. Вопрос покупки короны для королевы бала со всеми эстетическими тонкостями этого дела висел именно на ней. Но: корона была куплена.

При не самом роскошном, если называть вещи своими именами, состоянии полонийного движения России, и при том, что председатель оргкомитета бала на его момент был всего-навсего модератором одной из полонийных групп в одной из соцсетей Интернета, едва ли можно было рассчитывать на серьезное внимание со стороны властей и прессы. Тем не менее, одного интересного почетного гостя пригласить удалось. Им оказался один представитель российских финнов: Валерий Рудольфович Хилтунен. В свое время он был одним из самых знаменитых журналистов, и в «Комсомольской правде» он вел рубрику под весьма романтичным названием – «Алый парус». А российских финнов, как и российских поляков, можно смело назвать представителями национальностей иностранных государств – один из критериев приглашения.

 В течение долгого времени над российской Полонией витала, да и сейчас витает весьма прозрачная идея проведения конкурса красоты, в титуле которой сочетались бы весьма прозрачные слова «Miss» и “Polonia”. Ну а еще некоторое слово, идентифицирующее Россию как страну проведения. Такой праздник в фотомодельном формате, как можно несложно догадаться, требовал бы вложений, ангажированности участниц в модельный бизнес и оказался бы очень дорогим. Можно было бы праздник женской красоты сделать чуть по другому сценарию: когда такую же победительницу конкурса красоты выбрать как королеву бала. Вот такую не очень высокую планку участники оргкомитета перед собой поставили. Как эта планка была взята – мнение гостей…

Из традиционных польских бальных танцев обязательно решили станцевать краковяк, причем в двух версиях (одна из идей Марии Гасюнас), танец под неплохо с точки зрения стилистики бала звучащим названием полька… О Полонезе не стоит и говорить: построение на него символизировало завершение своего рода разминки, состоящей в основном из латиноамериканских мелодий. Без него нет польского бала. Мнение автора этих строк: он оказался танцем, станцованным лучше всех…

Очень хотелось внести в вечер некий интеллектуальный элемент. При этом что-то интеллектуальное сложное, на уровне вопросов для «Что? Где? Когда?» или брейн-ринга, вносить не хотелось. Автором этих строк было предложено представить гостям записи самых известных польских мелодий и назвать их композиторов. Прекрасной хозяйке зала, в роли которой оказалась Мария, хотелось несколько другого. Она была вдохновлена опытом одного из своих предыдущих вечеров, где игралось в простенькую, но, тем не менее, интеллектуальную игру под названием «верю – не верю». Эта игра состояла в том, что на танцпол приглашаются все участники бала, а на нем стоят одетые в яркие и характерные костюмы дьявол и ангел. Изначально участники стоят в центре зала. Ведущий делает некое утверждение, и игрок должен бежать или к ангелу, выражая свое согласие, или к дьяволу, выражая несогласие. С каждым раундом игроков все меньше и меньше, и оставшийся один последний объявляется победителем…

Танцзал «Пингвин» расположен ни в центре, ни на окраинах. Равноудален от трех станций метро: «Академическая», «Тульская» и «Нагорная». Название последней весьма нарицательно: местность впечатляет своей пересеченностью. Непосредственно перед в зале проводился детский турнир по спортивным танцам.

Итак, 24 марта, 17-00: указатели развешены, плакат в рамке поставлен возле вахтера, гости начинают собираться. Самыми многочисленными из них оказались любительские и полупрофессиональные танцоры, бывалые посетители различных балов. Вот, кстати, вырисовалась эта реалия: бал с большой охотой посещают именно бывалые посетители балов… Гости получают маленькую ленточку: именно ее они должны буду приколоть на грудь своей кандидатки на звание королевы бала.

Далее джаз, латино, на танцпол выходят первые танцоры и начинается веселье. Далее – объявление номера Дельфинии «Дракон». Далее Полонез. Далее показательные выступления профессиональных танцоров, конкурсы, подведение их итогов.

Бал получился не самым многолюдным. Зато гости, судя по отзывам,  отдохнули на славу. Они действительно любят танцы! Были спеты две польские песни: в исполнении руководителя хора «Баськи» г-жи Людмилы Брыжко, одной из самых активных членов оргкомитета, и восходящей звезды поющей Полонии Москвы Натальи Катковской. В качестве почтенной гости присутствовала примадонна польского театра Москвы Рома Ядинская. Ее появление, говоря по-крупному, для многих было самой приятной неожиданностью.

Одной и самых приятных неожиданностей было появление на вечере писателя, философа и кинематографиста Ивана Дмитриевича Егорова. Именно он организовал и осуществил съемку видеоматериала на две камеры. Таким образом, видеоматериал по итогам вечера есть уже, и, может быть, будет фильм.

К счастью, расходов было немного, так что можно считать, что российская Полония в убытках не осталась…

 

 


Рецензии
лучшее в Польской культуре всегда надо показывать
и лучших - Сенкевича и др.
http://www.stihi.ru/2013/04/07/11302

Дарроддин   22.08.2018 10:52     Заявить о нарушении