Как быть счастливым. Советы молодым

           Будь внимательнее к своим мыслям – они начало поступков. Лао Цзы
               
Молодому человеку, только вступающему в жизнь, важно сформулировать для себя вопрос: как он хочет прожить эту жизнь? И что нужно сделать, чтобы прожить ее так, как он хочет? Конечно же, каждый хочет быть счастливым. Но, к сожалению, мало тех, кто может сказать о себе: – Я счастлив! Даже люди обласканные судьбой, вполне благополучные в материальном плане и не обделенные здоровьем, зачастую не довольны своей жизнью.

Об этом еще писал Екклесиаст (по утверждениям многих знаменитый, могущественный и мудрый иудейский царь Соломон): "И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!… Потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!".

Наш  великий поэт Александр Сергеевич Пушкин утверждал: “На свете счастья нет, а есть покой и воля…”.

Но почему? Ведь есть же и прямо противоположное мнение знаменитого Козьмы Петровича Пруткова*: – “Если хочешь быть счастливым, будь им!”.
 
* Козьма Петрович Прутков — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически — их коллективный псевдоним).

Вот, с точки зрения активного человека,  правильный подход к этой дилемме! Но как претворить в жизнь это утверждение?

Еще древние великие умы античности, такие как Сократ, Платон, Эпикур, Аристотель ломали копья в дискуссиях на эту тему. Они рассматривали счастье, как высшее Благо, заключающееся в блаженстве. Но достижение этого блаженства достигалось, по мнению разных философов,  зачастую совершенно разными путями.

Одни, например эпикурейцы, понимали блаженство  как наслаждение. Они считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба. Для достижения такого состояния они предписывали: – считать, что благо легко достижимо, а зло легко переносимо;  не бояться богов;  не бояться смерти («Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»). Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Под удовольствиями Эпикур имеет в виду не радости плоти, а духовные наслаждения: мыслью, умной беседой с друзьями, красотой природы и приятием мира во всей его полноте. Не нужно желать многого. Чем меньшим ты довольствуешься, тем счастливее твое существование. Человек, живущий по этому принципу, истинно свободен. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо стремиться получать только те удовольствия, без которых человек страдает. От остальных желаний следует отказаться. Жизнь – вот главное наслаждение. Для наслаждения жизнью необходимы мудрость и благоразумие

Другие философы, называвшие себя киниками, от слова аплокион (истинный пёс), понимали Благо как воздержание от страстей, утверждая, что наилучшая жизнь заключается не в обладании лишним и бесполезным, а следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; быть верным, храбрым, благодарным.

Еще одна известная древнегреческая философская школа Стоицизм, тоже стоящая на позициях, близких к убеждениям киников, утверждала, что Благо это жизнь в гармонии с природой. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa1 Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил свои занятия под сводами этой галереи. В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это – основная цель человека. Стоики счастливы потому, что осознают свою способность следовать по жизни жестким правилам, установленными ими же. Они считают, что жизнь всякого человека сопряжена с исполнением долга, в чем и заключается нравственный смысл человеческого существования.

Интересна трактовка счастья у Аристотеля. Он считал, что  счастье есть некая деятельность души. Нельзя быть счастливым, не осуществляя соответствующую деятельность, находясь в покое или во сне. В то же время он проповедовал умеренность и советовал  во всем и всегда придерживаться “золотой середины”. Для него идеальный человек тот, который “ мужествен (не безрассудно храбр, но и не труслив); разумно щедр (не расточителен, но и не скуп); высокомыслен (не тщеславен, но и не принижен в чаяниях); сдержан в проявлении чувств (не гневлив, но и не податлив); остроумен (не записной шут, но и не зануда); дружелюбен:(не заносчив, но и не угодлив); скромен (не бесстыден, но и не застенчив); правдив (не хвастлив, но и не ханжа).

Надо отметить, что все эти древнегреческие философские подходы к образу жизни вполне согласуются с учениями основных религий (буддизм, зороастризм, иудаизм, конфуцианство*, христианство, ислам), которые тоже проповедуют

* Конфуцианство – этико-философское учение, иногда рассматриваемое как религия, разработанное Конфуцием (551 – 479 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.


скромность и воздержанность в быту, но добавляют и утверждают Бога в качестве высшего Блага, являющегося  источником всего (в том числе и природы) и конечной целью духовных человеческих устремлений.

Счастье для православных (Отец Владимир, руководитель пресс-службы Московской Патриархии): «Все, что не противоречит любви, свободе и истине, – это и есть воля Божья. Если человек исполняет и делает все, что приближает его к любви, свободе и истине, – это и есть счастье».

Счастье для буддистов  (Лама Сонамдордже): «Счастье определяется не количеством удовольствий или уровнем комфорта. И то, и другое – недолговечное, поэтому не может принести истинного длительного удовлетворения. Буддисты верят, что жизнь в принципе обладает природой страдания. Поэтому в буддизме стремятся постичь счастье другим путем – мы пытаемся избавиться от страданий и их причин с помощью духовных практик. Потому что настоящее счастье определяется только одним – отсутствием страданий. А страдания исчезнут, когда мы научимся выходить за пределы своего эгоизма и прекратим считать себя пупом вселенной. Когда мы избавимся от своего эго, или “Я”, с которым мы ассоциируем все напасти и беды, то последние просто потеряют свою актуальность».

Счастье для зороастрийцев: "Счастье тому, кто дарует счастье другим" –  говорится в Авесте*.

* Авеста – собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы.

Зороастрийцы также считают, что "Того, кто приобрел богатство праведным трудом, следует считать счастливым, а того, кто приобрел его через грех,– несчастным".

Счастье для мусульман (Эльдар Мухамеджанов, главный редактор газеты «Трибуна Ислама», Духовное управление мусульман): «Что такое счастье? В принципе все народы и культуры отвечают на этот вопрос одинаково: счастье – это когда решены материальные вопросы, когда с твоими близкими все в порядке и им не угрожают болезни и другие несчастья, когда есть ради кого и ради чего жить. Правда, материальных благ и благоденствия близких ислам предписывает добиваться только дозволенными методами. Если человек нарушает законы Бога, это не может принести ему счастья. “Терпение – ключ к счастью”, – есть такая арабская поговорка. Душевный покой, душевное равновесие, достигаемые с помощью терпения и выдержки, и есть ключ к счастью: ведь если душа человека успокоена, то, по большому счету, это и дает ему ощущение счастья».
 
Счастье для конфуцианцев (Китаист Бронислав Виноградский): «В целом китайцы, когда говорят о счастье, подразумевают три составляющие: долголетие, карьеру и благополучие. Счастье возможно, если человеку сопутствует удача. Ну а удача как награда приходит лишь к тем, кто сохраняет правильное отношение к жизни».

Мыслитель двадцатого века Карл Густав Юнг, один из величайших психологов, сформулировал в1960 году пять составляющих, которые, по его мнению, являются основой для человеческого счастья:
1. Хорошее физическое и психическое здоровье.
2. Хорошие личные и интимные отношения (семья, друзья, брак).
3. Способность к восприятию красоты в природе и искусстве.
4. Умеренный образ жизни и удовлетворения от работы.
5. Философская или религиозная точка зрения, которая помогает успешно справляться с превратностями судьбы.

Соглашаясь с тем, что без этих условий человек не может чувствовать себя счастливым, к ним можно бы добавить, учитывая мысль Аристотеля о необходимости деятельности души, шестую, а именно:
6. Постановка перед собой большой цели и упорное стремление к ней.

Не затрагивая далее множество других  теорий счастливой жизни, рассмотрим более подробно эти шесть составляющих счастья.



                ***

1. Хорошее физическое и психическое здоровье

Хорошее здоровье, а следовательно, и высокая энергетика определяют жизненную активность человека, способствуют успехам в работе и любви, способствуют достижению поставленных целей. Конечно же, физическое здоровье в первую очередь зависит от генетической наследственности, что зависит от того, в каких условиях и как жили наши предки. И, все же, самым главным условием  здоровья является собственный образ жизни и отсутствие вредных привычек, таких как чревоугодие, злоупотребление алкоголем, курением табака и наркотиков. Человек, родившийся не очень здоровым, но ведущий правильный образ жизни, регулярно занимающийся физкультурой и спортом, закаляющий свой организм купанием и длительными прогулками на свежем воздухе, вместе с физическим здоровьем будет одновременно воспитывать в себе и высокие волевые качества и здоровую психику, что позволит вести активный образ жизни и быть готовым к большим свершениям. Ярким примером такого человека является наш великий полководец Александр Васильевич Суворов.

Суворов родился слабым и часто болел. Однако с детских лет он стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. Он прожил большую жизнь, стал генералиссимусом российских сухопутных и морских сил, фельдмаршалом, не потерпевшим ни одного поражения во всех  сражениях (более 60 сражений). Он разделял с простыми солдатами все трудности военной и походной жизни, показывая пример выносливости и мужества. Умер Александр Васильевич, несмотря на две раны, полученные в боях, в семьдесят лет, что в те времена считалось весьма продолжительной жизнью (1730 – 1800).

Многие люди, стремясь к счастью, стараются получить удовольствия любым путем, забывая о последствиях для здоровья. Но, удовольствие это лишь видимость счастья. Так, пребывая в алкогольном или наркотическом опьянении, человек вполне доволен и ему кажется, что такое состояние будет длиться вечно. Особенно, если время от времени пополнять количество наркотиков и алкоголя в организме. Правда, потом наступает сначала пресыщение, и добавочные порции этих “веселящих” веществ перестают оказывать радующий эффект, а затем и тяжелое похмелье, когда человека ждут тяжкие страдания.

В связи с рассуждениями о хорошем здоровье, нельзя обойти вниманием отношение людей к природе. Надо твердо понимать, что без бережного отношения к ней человечество обречено. Хищническое вырубание лесов, засорение атмосферы и водных ресурсов планеты, бездумное использование топливных ресурсов, ведущее к глобальному потеплению, все это лишает людей шансов на здоровую жизнь. Видя человека, бездумно оставляющего мусор в лесу после пикника или бросающего на улице пачку от сигарет, полиэтиленовый пакет или пустую бутылку, нужно ясно понимать, что этот человек враг, как собственному здоровью, так и здоровью окружающих людей, не говоря уже о грядущем поколении.

Настоящими врагами всего человечества следует признать людей, обладающими властью или частной собственностью, которые, не заботясь об очистительных сооружениях, стремясь к личной выгоде, эксплуатируют производства, наносящие вред природе, загрязняющие мировой океан и атмосферу земли.
 
Большой вред здоровью могут нести средства массовой информации и компьютерные технологии. Они навязывают людям и, в первую очередь, молодому поколению психологию потребления и иллюзорного существования в виртуальном мире, лишая их воли  и стремления к активной жизни.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно порекомендовать молодому человеку, стремящемуся к счастливой жизни, следовать следующим простым правилам.

– Заниматься физкультурой и закаливанием. “В здоровом теле здоровый дух!”.
– Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Они ведут к слабости, уходу от реальной жизни и быстрому старению. Кроме того, они ухудшают наследственность. Надо помнить древнюю мудрость:  Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер –пожнешь судьбу… «Мы есть то, чем обычно занимаемся» (Аристотель).
– Беречь природу, среду нашего обитания. Чистые вода, воздух и питание – залог хорошего здоровья не только нашего поколения, но и потомков.
 – Ограничивать использование информационных технологий. Не попадать в зависимость от них. Стремиться к самостоятельному мышлению.

                ***

2. Хорошие личные и интимные отношения

Хорошие личные отношения основываются на любви и взаимном уважении. Любовь это то, в чем нуждается каждый человек с детства. Почему мы любим? Любовь первоначально возникает к матери, а затем и к отцу. К тем людям, от которых ребенок получает еду, кров, защиту, ласку и, конечно же, любовь.

Впоследствии, инстинкт продолжения рода заставляет каждого искать себе пару, и человек находит себе объект для любви на подсознательно-генетическом уровне, а также используя собственные представления о физической и духовной красоте.

Религиозные люди,  осознавая и веря в то, что Бог является истинным отцом Всего, искренне любят и Бога.

Очевидно, что мы, в первую очередь, любим тех, кто дает нам жизнь и поддерживает ее, помогая нам в существовании в этом мире. Кроме того, нас привлекает красота, как физическая, так и духовная, доброта, смелость, отсутствие эгоизма, готовность человека придти на помощь, искреннее сочувствие.

Из вышесказанного следует, что, если мы хотим, чтобы нас любили и уважали, надо стремиться быть таким, каким мы бы хотели видеть окружающих.
 
Мировые религии тоже давно сформулировали условия хороших  взаимоотношений между людьми. Вот их краткое изложение.

Буддизм: «Все учение Будды можно свести к двум тезисам. Первый: «Ты
должен помогать ближним». Второй: «Если не можешь помочь ближним, то не вреди им».
 
Христианство: “Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…” (Матф. 7.12). “ Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга.” (Иоанн 13.34).

Ислам: “…Не сотворите никому несправедливости – и несправедливость минует вас…”  (Из последней проповеди Мухаммеда).

Если вы будете жить, соблюдая эти простые заповеди  – любовь и уважение окружающих вам гарантированы. Другими словами: меньше эгоизма и больше заботы о ближних – и вас полюбят!

Но этого мало. Для полного счастья необходимо, чтобы и вы любили и заботились о ком-то. Вот когда жизнь наполняется смыслом! Любовь и забота по отношению к родителям, давшим вам жизнь и вырастившим вас, к своим возлюбленным, мужу или жене, составляющими одно целое с вами, к друзьям, делящими с вами и горе и радость, конечно же, очень важны.

Особое место в этом ряду занимают дети. Ведь они – залог не только вашего личного бессмертия, поскольку являются вашей частью и несут генетическую информацию о ваших предках со времен Адама и Евы, но и всего человечества. Таким образом, если у вас есть семья, в которой царят любовь и взаимное уважение, это значит, что одно из важнейших условий счастливой жизни соблюдено… Это знали еще наши древние предки. Около пяти тысяч лет назад они писали:

                Легенда о Гильгамеше               
                (шумерское предание 26 – 27 век до н. э)
               
... ликуй  непрестанно; днем и ночью устраивай себе праздник. Одень красивые одежды. Смой с себя грязь. С нежностью посмотри на малыша, который держит тебя за руку. Да будет счастлива женщина, прильнувшая к тебе!
Так должен поступать каждый человек!

 
                ***
               
3. Способность к восприятию красоты в природе и искусстве

Считается, что красота это одно из доказательств божественного происхождения этого мира. Легендарный ученый Роберт Бойль, выразил это в следующих словах: – «Безмерность, красота и гармония космоса, удивительное устройство животного и растительного мира, другие чудесные явления природы – все это справедливо побуждает разумного и не предвзятого наблюдателя прийти к выводу о существовании высшего, могущественного, праведного и благого Создателя».
               
Любуясь природой или произведениями искусства, человек неосознанно приобщается к великим тайнам мироздания. В такие моменты в душе возникает необъяснимое чувство умиротворения, покоя и благодарности к творцу за то, что мы живем в этом прекрасном мире. Хочется привести несколько стихотворных строк, посвященных красоте мира.

Нам на земле устроен жизни пир,
И пусть порой в страстях изнемогая,
Мы стонем, но каждой клеткой понимаем,
Как сказочно прекрасен этот мир!

А он, сияет, сверкает и манит,
В нем хочется летать подобно птице,
И жизнью в полной мере насладиться, 
Коль бытия свеча еще горит.               

И хочется цедить, смакуя, каждый миг,
Страдая, радуясь и познавая,
И с изумленьем и восторгом понимая,
Как необъятен мир и как он многолик.

Воспитывая в себе с детства способность воспринимать красоту, вы сможете приобрести душевный покой и равновесие, которые так необходимы для счастья. Кроме того, человек, искренне любящий природу и видящий ее совершенство, начинает понимать, что и он неотъемлемая часть ее и никогда не позволит себе причинить ей вред, а, следовательно, его действия будут способствовать здоровью, как его собственного, так и окружающего мира.

Я никогда в богатые не метил.
Бродил по свету, ныряя в омут звезд,
И шепчет мне веселый вольный ветер,
Что я богаче, чем царь лидийский – Крез!

Ведь для  меня все золото закатов
И молний серебро ночной грозы,
Алмазный дождь и вечера-агаты,
Бриллиантов горсти утренней росы.

Что для меня поля, озера, горы,
И льдов холодный изумрудный блеск,
Хрусталь ручьев и синий бархат моря,
И в жемчугах уснувший зимний лес.

Что мне дано купаться в лунном свете,
Нырять с земли в бездонный омут звезд…
Так значит, правду шепчет вольный ветер,
И я богаче, чем царь лидийский – Крез.


                ***

4. Умеренный образ жизни и удовлетворения от работы

Спокойный и умеренный образ жизни способствует самому главному условию счастливой жизни, а именно – здоровью. И наоборот: если человек стремится любыми путями сделать карьеру или обогатиться, то он, по определению японского писателя Роберта Т.Киосаки, участвует в крысиных гонках.

Термин крысиные бега часто используют для описания бесперспективной работы или карьеры, которая вдобавок требует значительных усилий. Также крысиными бегами часто называют работу, связанную с частыми переработками и стрессом, которая не позволяет человеку достичь баланса между работой с одной стороны и семьей, друзьями, обществом и самим собой с другой стороны. Другими словами, крысиные бега это работа направленная на рост экономического благосостояния человека в ущерб его реальному качеству жизни.
         
“Счастье не сводится к обладанию деньгами; оно заключено в радости труда и свершений”. (Президент США Франклин Рузвельт).

Молодому человеку, задумывающемуся над вопросами бытия, важно понять и усвоить давно открытую истину: «Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает». Чаще всего денег хватает тому, кто ведет скромный образ жизни и тратит средства не на роскошные вещи и развлечения, а вещи действительно необходимые, способствующие работе, укреплению здоровья и качества жизни своей семьи.

Конечно же, без упорной работы благосостояния не достичь. Но важно, чтобы работа была интересной, приносящей удовлетворение. А это значит, что к любой работе нужно относиться творчески, заинтересованно.

Это возможно, если человек правильно был ориентирован с юных лет. Для этого со школьной скамьи надо расширять свой кругозор и упорно учиться, принимая установку, что приобретение знаний есть увлекательнейшее занятие, способствующее, к тому же, освоению интересной и любимой профессии и, в конечном счете, ведущее к счастливой, наполненной смыслом, жизни.


                ***

5. Философская или религиозная точка зрения, которая помогает успешно справляться с превратностями судьбы
 
Умудренные жизненным опытом люди говорят: “Жизнь прожить – не поле перейти…”. Это означает, что на жизненном пути человека ждет много трудностей и испытаний. Чтобы их успешно преодолевать, необходимо с юных лет закалять свой дух и интеллект. В этом большим подспорьем может оказаться философский подход к жизни.
 
Философия (от греч. phileo - люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Современные ученые настаивают, что философия представляет собой скорее даже не науку, а мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего. К задачам философии относятся как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», и многие другие. Вопрос о счастье тоже относится к философии.
 
“Философское отношение к жизни, в сущности, исчерпывается активной позицией: раз уж вы попали в этот мир, постарайтесь в нем хорошенько разобраться и хорошо устроиться. Из этого отнюдь не следует, что нужно как можно больше заиметь и как можно выше забраться. Скорее, наоборот. Тщеславие, жадность, зависть и прочие врожденные пороки сердца искажают картину реальности, данной  нам в ощущениях. Так помутнение хрусталика глаза, катаракта, мешает видеть мир, как он есть”. (Владимир Александрович Ермаков “Философское  отношение к жизни”).

Есть разные философские взгляды на жизнь. Одни проповедуют радостное отношение к бытию. К таким относятся и многие древнегреческие школы, и такие мировые религии, как иудаизм, христианство и вышедший из них ислам, которые рассматривают уныние как один из смертных грехов.

Такой же точки зрения придерживался наш великий писатель Лев Николаевич Толстой, который писал: “ Жизнь должна и может быть неперестающей радостью” и “ Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним”.

Но существуют и другие философские направления, которые исповедуют учения, довольно мрачно смотрящие на мир и утверждающие, что нет ни Творца всего сущего – Бога, (например, атеизм, отрицающий Бога), ни смысла в жизни.

К ним можно отнести и буддизм, рассматривающий жизнь, как цепь страданий, или цинизм, который возник как “продукт массового общества – разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа.
 
Цинизм, это “откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей” (Википедия).

По словам британского философа Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо".

К великому сожалению, циничное отношение к жизни в современном обществе достаточно распространено и даже становиться модным. Циники, сами не верящие в счастье, зачастую, завидуя счастливым людям, пытаются насмешкам над ними хоть как-то заполнить свою внутреннюю пустоту. Так, например, бытует афоризм, приписываемый Бисмарку: «Чтобы быть счастливым, есть три условия: быть здоровым, быть богатым и быть дураком. Но без третьего всё остальное бесполезно».

Но над подобными завистливыми бессильными выпадами счастливый человек может только посмеяться.

Конечно же, человек, поставивший себе задачу жить счастливо, должен искать опору при возникающих трудностях не в цинизме и унынии, а в философских школах и религиозных учениях, утверждающих радостное отношение к жизни. А для того, чтобы выбрать из множества учений нужное, согласующееся с собственным душевным настроем, опять же, необходимо стремиться к знаниям и воспитывать в себе способность к независимому самостоятельному мышлению.

Главное – выработать в себе установку на счастливую радостную жизнь. “Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым”. Марк Аврелий.



                ***

6. Постановка перед собой большой цели и упорное стремление к ней.

Наверное многие замечали, что стремясь к достижению какой-то цели,  несмотря на трудности на этом пути, человек чувствует прилив физических и духовных сил и, как говорится, живет полной жизнью. И чем труднее достижение желаемого, тем радостнее будет минута свершения. Особенно хорошо мы чувствуем себя тогда, когда цель, которая ставилась перед нами, будет вот-вот достигнута. Именно накануне свершения человек чувствует себя наиболее счастливым. Можно даже сказать, что счастливее, чем по достижению самой цели, когда, зачастую, чувствуется некоторое опустошение и растерянность, свойственные нам при какой-то потере. И это действительно так, потому что мы в этот момент приобретения чего-то желаемого, одновременно теряем цель достижения этого.

Поэтому люди, стремящиеся к полной и счастливой жизни, после достижения одной цели, сразу же стараются поставить перед собой новую задачу. А чтобы уметь ставить такие задачи и решать их, необходим широкий кругозор, знания, профессиональное умение, физическое и психологическое здоровье, надежные тылы в виде крепкой семьи и верных друзей. То есть, необходимы все те элементы, которые и составляют счастье, по мнению многих мудрецов, Карла Густава Юнга и теперь, надеюсь, и вас.

В заключение хочется пожелать: – Не забывайте установку “Хочешь быть счастливым – будь им!”
   


Рецензии
Привет, Вадим! Я уже далеко не юноша, но прочёл твоё эссе с большим интересом. Ты сделал очень широкий обобщающий охват в вопросе "как жить?" или "для чего жить?" Помню сам в молодости изучал древних греков. Школ там было много, и они друг с дружкою не соглашались и часто спорили. Но главное в древнегреческой философии - это наверное принцип меры во всём. Удивительно, но и прочие философии мира и даже религии тоже танцуют от печки меры. Из курса физической культуры в институте я хорошо помню, что главное свойство совершенного движения есть чувство абсолютного баланса, гармонии или той же меры. Это прекрасно видно на примере отточенных движений гимнастов высшего уровня.
В приложении к жизни всё сложнее. Тут надо не просто уметь найти меру в движениях, но и уметь найти меру во взаимоотношениях с окружающим миром, как живым, так и не живым. Дело это архитрудное, но архиувлекательное. И одной жизни скорее всего для достижения мастерства тут будет маловато. Но... надо стараться! Было бы очень хорошо, если бы люди массово занимались этим суперспортом - совершенствованием чувства меры в своём теле и душе. И без желания сделаться в этом деле чемпионом.
Я думаю, тогда очень быстро и очень много чего бы в нашей общей жизни наладилось.
С уважухой

Владимир Радимиров   02.05.2018 12:22     Заявить о нарушении
Здравствуй, Владимир! Приятно получить такую обстоятельную рецензию от единомышленника! Древнегреческая философия действительно золотой фонд мировой культуры. И я согласен – чувство меры это и есть та гармония, которой должен стремиться человек. Иначе или загнивание, или срыв в разнос. Главное, чтобы душа трудилась, не впадая в спячку.
Жму руку.

Вадим Данилевский   03.05.2018 05:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.