Магия чисел и литература

Магия чисел и  литература.

Когда я впервые читала роман  Л.  Н. Толстого  “Война и мир”,  меня вызвали удивление и даже недоумение те его страницы, посвященные изображению войны 1812 года, где приводятся нумерологические вычисления Пьера Безухова, согласно которым он открыл для себя свое предназначение” положить предел власти зверя, то есть Наполеона”, сделать что-то самому в трудный для Родины час, а в своих мучительных нравственных исканиях найти выход из “заколдованного, ничтожного мира московских привычек”. Мне трудно было понять тогда, что целый узел сложнейших общественных и личных проблем может разрешиться после кропотливого перенесения  букв имени в цифры, затем по определенной методике сложения их и сравнения подобных занятий с именем Бонапарта: «  Написав по этой азбуке слова, император Наполеон, выходит, что сумма этих чисел  равна 666-ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе”.                “Тогда ему пришло в голову, что ответ на искомый вопрос”- император Александр? Русский народ? - « и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. “Пьер получил искомый ответ “Русский Безухов, равное 666-ти”. Непонятно было для меня, тогдашней, что великий писатель столь подробно и кропотливо привел. Как его герой делает вычисления, ошибается, выбрасывает лишние буквы, подбирает слова для подсчета.
А между тем магия чисел витает над русской литературой, не только над созданными классиками текстами, но и над их судьбами. Два века   «золотой” и “серебряный”- два блистательных периода взлета словесного творчества в России дают также интересные цифровые наблюдения. Самый конец восемнадцатого века – рождение Пушкина, ровно через 100 лет в 1899- Платонова  и Набокова. Конец столетия - словно августовский звездопад - рождает в России для литературного творчества целую плеяду:
                1792-Вяземский П.А.
                1795- Грибоедов А.С., Рылеев К.Ф.
                1797- Кюхельбекер В.К.
                1798-Пушин И.И., Дельвиг А.И.
                1799-Пушкин А.С.
                1800- Боратынский Е.А.
                1802- Одоевский А.И.
                1803-Тютчев Ф.И. , Языков Н.М.
                1804- Полежаев А.И.
                1805-Веневитинов Д.В.
                1807-Павлова К.

                Помимо подлинного взрыва, когда чуть ли не ежегодно рождается гениальный поэт достаточно назвать Боратынского, Тютчева, эти цифры начала биографий людей, впоследствии прославивших русскую литературу  эти цифры интересно сопоставить с другим, “серебряным” веком:

                1879- Чулков Г.
                1880- Белый, С. Черный
                1882- Бурлюк Д.
                1883-Шершеневич В.
                1884- Городецкий С., Клюев Н.
                1885- Хлебников В.
                1886- Ходасевич В., Гумилев Н., Крученых А.
                1887- И. Северянин.
                1889- Ахматова, Клычков С.
1890- Пастернак.
1892-Цветаева М.
1893- Маяковский
1894- Иванов Г.
1895- Есенин С.

 Внимательно посмотрев на эти две колонки цифр, невольно подумаешь о том, что мы современники перелома не только века, но и тысячелетия, что сейчас родились те, кто через десять лет опубликует произведения, поражающие умы и сердца, на многие годы определит направление развития литературы, и, кто знает, может, эти авторы растут в семье ваших соседей или даже в вашей семье? Самой датой рождения дети 80-х и 90-х годов обречены на великий путь в искусстве, или, если угодно, имеют такой шанс благодаря великой магии цифр.
Есть и скорбная закономерность, отмеченная в стихах Владимира Высоцкого,- ранний уход поэтов из жизни в определенном возрасте:
Задержимся на цифре 37 –коварен Бог!-
Ребром вопрос поставил: или-или,-
На этом рубеже  легли и Байрон, и Рембо…
Каждый русский знает, что это и рубеж Пушкина, а если расширить рамки искусства, то и рубеж Моцарта, Рафаэля. Трагичны три дня февраля для русской литературы:9 февраля смерть Достоевского, 10 февраля –день смерти Пушкина, 11-Грибоедова.
Магию цифр признавал в своей судьбе Александр Исаевич Солженицын: числа, кратные девяти, всегда были значимы в его судьбе.1929 год –год триумфа сталинской власти, пятидесятилетний юбилей тирана, который праздновался вместо отмененного Рождества Христова, в этот год школьник Солженицын начал писать, но, конечно, никому и в голову не приходило, что детское  творчество станет столь значительным. В 1959 году, тридцать лет спустя, -начало работы над повестью  о Иване Денисовиче. Александр Исаевич сам писал:» Конец января- начало февраля  всю жизнь у меня роковые, многие в эти дни случались опасности, арест, гибельный этап, операция, и , помельче, а как переживешь эти дни –так сразу и спадало».
Глубина совпадений древней нумерологии вызывает интерес у нашего современника, выдвигавшегося в 2011 году на Нобелевскую премию, Виктора Пелевина. Его роман «Числа» повествует о человеке, внешне проживающем обычную жизнь: школа, вуз, бизнес ,-но внутренне его поступки полностью подчинены как власти, так и противодействию определенных цифр. Выверенные в цифровом отношении бизнес- решения поражают его советчиков и противоречат аналитическим данным, но, несмотря на  свою парадоксальность, приносят герою победу и прибыль.
Быть может, и читающий эти строки имеет в своей жизни или в истории своей семьи факты удивительной, непостижимой власти чисел над самыми важными моментами биографии.


Рецензии