Великая или кошмарная? о поэме С. Есенина Черный ч

Великая или кошмарная?


Поэма Сергея Есенина «Черный человек» - одно из загадочных произведений русской литературы. Одни воспринимают ее как вызванное болезнью предвестие трагического исхода, другие находят глубокий философско-эстетический смысл в этом произведении и относят к числу лучших произведений, посвященных теме самопознания, двойничества, дуализма добра и зла в человеке.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

…Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
…Никого со мной нет
Я один…
И разбитое зеркало…

В мировой литературе тема двойничества, как и в русской, далеко не новая. Достаточно вспомнить «Моцарт и Сальери» Пушкина, произведения Гоголя «Вий», «Ночь перед Рождеством», «Портрет», роман Достоевского «Братья Карамазовы» и его же «Двойник», «Записные книжки» К. Батюшкова, стихотворения А. Белого «Осень», стихотворения Блока «Двойник». Давний миф, рожденный в фольклоре, питал множество сюжетов в литературе, объединенных одной темой: душа человека может пребывать в его отражении на воде и в зеркале. В мемуарах можно прочесть, что знакомые не раз заставали Есенина перед зеркалом в цилиндре, в сюртуке и с тростью, с непередаваемой усмешкой разговаривавшим со своим двойником-отражением.
   По  утверждению    Словаря  славянской  мифологии,   зеркало – дверь  в  тусторонний мир,  враждебный  человеку.  Нельзя  показывать  зеркало  ребенку в возрасте  до  одного  года:  заглянет, и  может  навсегда  стать  вампиром  или  колдуном.  Нельзя  смотреть  в зеркало  ночью  или  во  время  грозы:   можешь  увидеть  такое,  что  лишишься  рассудка.  Нельзя  держать зеркало  незанавешенным,  если  в доме  покойник.  Иначе  он  вернется  в мир  живых   злобным  вурдалаком.   Но  зеркало  опасно  и  для  нечистой  силы:   если  перехитрить  колдуна  и  заставить  его  отразиться  в зеркале,   он  не  только  потеряет  способность  чародействовать,  но  заболеет  и  умрет.
У многих русских писателей были представители черных сил. У Пушкина водяной, обманутый Балдой, метельные бесы, Мефистофель, искушающий Фауста. Черти у Гоголя - вертлявые, смазливые /“ Ночь перед рождеством”/. Черт, искушающий Ивана Карамазова,- философ, мыслитель, софист .В.С. Соловьев в “ Краткой повести об Антихристе” изобразил явившегося в мир с помощью дьявола подмененного Христа, Антихриста, и у Соловьева он- “лучший из людей”.
Почему же двойник черный? Метафорическое значение из контекста ясно: воплощающий черное,  т.е. скверное, дурное, злое, недоброе в самом герое, его второе «я», которое мучает и терзает, он называет жизнь героя поэмы жизнью пройдохи и забулдыги, авантюриста, называет его жуликом и вором, подлецом. Диалог с черным человеком, изматывающий героя поэмы в бессонные ночи, ведется для того, чтобы опровергнуть эти грязные и лживые обвинения. Сделать это непросто. С маккиавеллиевской изворотливостью черный человек и сам готов перечислить все лучшее, что дорого поэту,  особенно совесть:Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей
Он говорит о множестве «прекраснейших мыслей и планов», о таланте поэта. Но этот страшный гость неслучайно черный. Секретарь Айседоры  Дункан писал  том, что толчком послужила встреча с негром В Европе, происшедшая неожиданно, в толпе. Конечно, Есенин не знал о неграх, но внезапно в европейском городе, а не специально приехав в Африку, увидеть среди белых людей человека с такой кожей – впечатление сильное, тем более для поэта. Может быть, именно эмоциональный толчок определил двойника именно черным? Ведь одно из первых названий было «Человек в черной перчатке».
Когда называют эту поэму бредовой, безумно, обычно исходят из фактов биографии поэта. Для того чтобы отнести это произведение к числу глубоких поэм о судьбе, можно обратиться к времени написания. Поэма датирована 14 ноября 1925 года, но дата окончания и время работы – разные вещи. По воспоминаниям современников, Есенин работал над поэмой два года, писал за границей. Если допускать такую тщательную и продуманную работу над текстом, то его можно назвать апологией, для которой была избрана глубоко адекватная художественная форма диалога с двойником, давно апробированная в русской и мировой литературе. Можно ли считать такое произведение патологичным, запечатлевающим распад личности?
  Хотелось бы обратить внимание читателей, убежденных в болезненном состоянии поэта в последние годы жизни и уверенных в серьезном влиянии такого состояния на создание поэмы “ Черный человек”, на факты из жизни другого писателя. Для этого обратимся к биографии Горького. Для многих подобная аналогия непонятна, но не потому ли, что нами владеют стереотипы, усвоенные со школьной скамьи? Великий пролетарский писатель , “ буревестник революции”…  К нему неприменимы широко известные определения из есенинской биографии: “ пьянство, сумятица разгульной жизни, мания преследования, распад личности, кризис личности. В творчестве Горького много персонажей – самоубийц: Сокол, Данко, силач и красавец Коновалов, Илья Лунев / роман “ Трое”/ разбивает себе голову о стену/, Актер / “На дне”/.  По собственному признанию Горького, он весьма интересовался вопросом о самоубийстве и собирал описания наиболее характерных случаев. Еще школьником, когда он заболел оспой и его связали, чтобы не расчесывал себя до крови, Алексей развязался, выбросился в чердачное окно, разбив стекло головой. Из-за ненависти к отчиму он пошел на него с ножом и грозился матери, что убьет его, а потом и себя. В 19 лет, решив убить себя,   Горький покупает на базаре револьвер, изучает анатомический атлас. Пулю вырезали,  Алексея   через неделю выписали из больницы. Но оказавшись в больнице, Пешков еще раз пытался покончить с собой. Во время обхода врач ,известный своей грубостью, чем-то обидел больного, тот схватил большую склянку хлоралгидрата и выпил его, Алексею промыли желудок. В советское время писать о психопаталогии Горького было почти невозможно. Но в 20-е  г.г. была опубликована статья доктора И.Б. Талант “ К суицидомании Горького”, автор состоял в длительной переписке с Горьким и был уверен, что писатель страдал не одним,   а целым букетом психических заболеваний.
Приводя эти факты, мы вовсе не хотели бы создать “ скорбный лист” для одного или всех русских писателей. Нам только не хотелось бы,  чтобы некоторые диагнозы навсегда приклеились к некоторым писателям и чтобы они становились заодно фактами их творчества.
      Поэма  «Черный  человек»  -  произведение, глубоко воздействующее на читателя,  оно    уже у современников вызывало противоположные отзывы. М. Горький писал о «чудесных, искренних и трогательных стихах», называл поэму «великой». Мнение А. Крученых кратко и выразительно: «сплошной бред». Известный исследователь и крупнейший знаток русской поэзии Д. Святополк-Мирский называет поэму Есенина «Черный человек» «главным украшением последних лет» творчество поэта, а А.  Воронский «материалом для психиатра и клиники». Быть может, эти оценкам мешало расстояние? Или его отсутствие, необходимое для того, чтобы отвлечься от личных встреч и впечатлений, накала литературной борьбы и противостояния и встать на ту самую точку, с которой видится «большое»?
Мне кажется, не так уж важно, какое в конечном счете каждый из нас примет решение. Гораздо важнее, что кровью своего сердца, жизнью своей поэт создал произведение, от которого мороз по коже, слезы в глазах, тяжелая от мыслей голова, взволнованное сердце, такую книгу, о которой писала наша современница Татьяна Толстая: «Ты,   Книга!  Ты  одна  не  обманешь,  не  ударишь,  не обидишь,  не  покинешь!  Тихая  -  а  смеёшься, кричишь,  поешь; покорная – изумляешь,  дразнишь, заманиваешь;  малая  -  а  в  тебе  народы  без  числа; пригоршни  буковок, только – то,  а захочешь – вскружишь  голову,  запутаешь,  завертишь,  затуманишь,  слёзы  вспузырятся,  дыхание  захолонет, вся – то  душа,  как  полотно  на  ветру, взволнуется,  волнами  восстанет,  крылами  взмахнет!  А то  чувство  какое  бессловесное в груди  ворочается,  стучит  кулаками в  двери,  в  стены:  задыхаюся,  выпусти! – а как  его,  голое – то,  шершавое,  выпустишь?  Какими словами  оденешь? - нет  слов,  мык  один! как  все  расно  у  зверя  дикого  али  слеповрана.  А  книгу  -  раскроешь – и  там  они,  слова,  дивные,  летучие».


Рецензии