Была война

       В произведениях писателей-фронтовиков  К.Симонова, Ю.Бондарева, Г. Бакланова, В. Некрасова, В.Астафьева, В.Быкова и других, военных мемуарах маршалов, генералов и адмиралов,  война описана многогранно и ярко. Победы и поражения, боевые подвиги и предательство, счастливые и трагические судьбы героев.
       Однако практически все авторы, за исключением разве что Астафьева и Некрасова почти не освещали нелицеприятные фронтовые эпизоды, которых было предостаточно. И это понятно. В советское время такое было рискованным.
       А между тем, сами по себе, они поучительны  и открывают еще одну, малоизвестную страницу войны.
       О некоторых таких фактах, ставших известных мне от их участников или очевидцев,  я и попытаюсь рассказать. Но не в целях шельмования памяти фронтовиков, а для более глубокого понимания сути человека в той страшной войне. 
       Как известно, за подвиги на фронте награждали. И  это были ни те  обесцененные награды, которые вручаются сейчас, нередко по протекции и за туманные заслуги. Или еще проще, за мзду.
       Тогда была конкретика: за успешно проведенные операцию или бой,  уничтожение определенного числа солдат врага или его боевой техники. Получил боевой орден или медаль - гордись. На Руси всегда чтили героев.
       Но были и тогда  «рвачи», старавшиеся незаслуженно получить желанную награду.
       Об одном из таких мне рассказали несколько ветеранов Военно-Морского Флота – адмиралы и старшие офицеры.
       Среди блестящей плеяды наших героев-подводников, фамилии которых до сих пор на слуху, есть один,  отмеченный высшими правительственными наградами, который, как выяснилось после войны, искусственно завышал число своих боевых побед. Делал он это довольно просто. Находясь на боевой позиции, имитировал атаку вражеского корабля у побережья и из подводного положения торпедировал береговые скалы. Затем приказывал  отметить на карте место его «потопления» и поздравлял экипаж с победой.               
       Афера раскрылась только спустя много лет, когда военные историки, сопоставив вахтенный журнал его подводной лодки и архивные документы  «кригсмарине»  установили, что во время «победных» атак, никаких кораблей противника там  потоплено не было. Верится с трудом?
       Однако это факт. О нем многие  ветераны - подводники тех лет знают. Развенчали ли миф того командира официально? Нет. И, думается, правильно. Были у него и настоящие победы.
       Но очень уж, по-видимому, хотелось встать в ряд лучших. И встал. Но  забыл библейскую заповедь - «всякое тайное, становится явным».
       А вот еще случай. Теперь уже трагикомический. Рассказывал отец.
В 1944 году, когда он уже служил в зенитной артиллерии, они отражали атаку немецких «юнкерсов» на наши боевые порядки. Бой сложился удачно, немцы не смогли лечь на боевой курс и прицельно отбомбиться, а два  самолета   батареи  сбили.
Командир дивизиона с замполитом тут же выехали в штаб корпуса ПВО, дать заявку на уничтоженные бомбардировщики, пообещав представить всех к наградам.
       Вернулись они через пару часов с подбитыми физиономиями.
       Оказалось, что на эти самолеты уже оформило  заявку  командование соседнего авиаполка, истребителей которого в небе, в том бою не  было. 
В результате в штабе разгорелся спор, в ходе которого летчики и всыпали артиллеристам.
       - Сволочи! - бушевал в землянке командир дивизиона. - Как только немцы появляются, у них нелетная погода,  взлететь не могут. А как липовые заявки подавать, всегда первые. Я этого так не оставлю!
       - Однако никаких наград за тот бой мы так и не получили, хотя наше начальство обращалось даже в штаб армии, - улыбнулся отец.
       -  Да и хрен с ними, главное, что самолеты сбили.
       Но бывали случаи, когда бойцы и отказывались от незаслуженных по их мнению наград. Как старшина 1 статьи  Дмитрий Дмитриевич  Вонлярский,   всю войну провоевавший в морской пехоте. О нем много написано в военных мемуарах,  но не все. Был во фронтовой биографии и такой случай.
       Зимой 1943 года, в боях за Керчь, которую штурмовали моряки, на помощь обороняющимся гитлеровцам прорвались несколько «тигров». Они расстреляли нашу батарею и стали утюжить боевые порядки морской пехоты. Когда, раздавив очередную огневую точку, один из танков перевалил через окоп, из которого вел огонь Вонлярский, тот метнул вслед ему противотанковую гранату. Раздался взрыв, тяжелая машина проползла еще несколько метров и застыла.
       После боя Дим Димыч, решивший посмотреть на результаты своей работы,  отыскал «крестника», подивился его размерам и мощи,  и…  увидел в тыльной части  башни «тигра» рваную пробоину от снаряда. 
       По- видимому, в тот самый момент, когда он швырнул в танк гранату, артиллеристы всадили в него крупнокалиберный снаряд.
       - Меня уж было хотели представить  к очередной награде за подбитый «тигр», но я поделился с командованием бригады своими соображениями на этот счет и присваивать себе чужую заслугу не стал.
       А вот еще боевой эпизод, рассказанный ветераном.
       В  декабре 1944 года, в районе Вуковар, где берег обороняли 2 пехотные и 1 танковая дивизии немцев, рота 83 бригады морской пехоты под командованием старшего лейтенанта Е.Г. Ларикова и помощника начальника штаба лейтенанта М.А. Сысоева, катерами  Дунайской флотилии была по ошибке высажена на острова. До берега свыше ста метров ледяной воды.
       Лариков и Сысоев приняли решение оставаться на месте до прихода бронекатеров. Однако находящаяся с ними разведгруппа батальона, под командованием Вонлярского, вопреки приказу решила форсировать протоку. Их было совсем немного: Г.И. Дорофеев, Г.Ш.Джорбинадзе, А.К.Кожевников, Н.Алексашкин, девушка Маша - санинструктор, а всего двенадцать человек. Они переплыли ее и на берегу обнаружили немецкую артиллерийскую  батарею.
       Не долго думая, разведчики вступили в бой с ее пехотным прикрытием, а затем и самими артиллеристами. Бывший комендор с крейсера «Червона Украина» Дорофеев организовал стрельбу из захваченных немецких орудий, и горстка смельчаков в упор расстреливала врага. Однако силы были неравные, а боезапас кончался. Но помощи с островов не было. Там все ждали бронекатеров.
       В конечном итоге, несмотря на помощь оказавшегося рядом отряда югослав, разведчики вынуждены были пробиваться к своим.
       А немцы подтянули резервы, и  теперь уже вся штурмовая группа оказалась в капкане. Десант таял на глазах и погиб  бы полностью, если бы не дальняя огневая поддержка основных сил.
      Ночью его остатки, в том числе группа Вонлярского, прорвали окружение и вышли к своим.
      За тот бой, который практически вела разведка, Ларикову и Сысоеву были присвоены звания Героев Советского Союза, а Вонлярский получил орден Отечественной войны.
      - Однако возмутило меня не это, - закончил Дим Димыч.
      - Мои разведчики наград не получили. Даже тяжело  раненый Жора Дорофеев…

 


Рецензии
Война, это тяжёлая тема. И героев много. И жертв. И обид. И несправедливости. А самая главная награда - жив остался! Р.Р.

Роман Рассветов   02.08.2023 10:29     Заявить о нарушении
Выжить - это главное.
И победить.

Реймен   03.08.2023 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.