40. зорге информирует

     40. ЗОРГЕ ИНФОРМИРУЕТ

     Вполне понятно, что создание резидентуры, все трудности сопутствующие жизни развед-чиков в особенности нелегалов и преодоление постоянной опасности не являются самоце-лью, а служат инструментом для добывания своевременной, достоверной, ценной информа-ции. То же самое относится и к резидентуре «Рамзай», которая ценой жизни руководителя и многих ее членов полностью выполнила поставленные перед ней задачи, покрыв себя неувя-даемой славой.
     Прежде чем приступить к анализу  информации, добытой  резидентурой «Рамзай», надо четко представлять, что объектом разведки являлась Япония в объеме  задач, поставленных Центром. И до начала 1941 года все внимание было полностью уделено Японии.
     Ясно, что к Зорге как руководителю разведывательной организации от довереных лиц, агентов и невольных информаторов шел большой поток информации  по различным вопро-сам, в различном виде и различной ценности. Прежде всего надо было определить, что  не-обходимо сразу же передать в Москву по радио, по каким материалам подготовить справки и перефотографировать, часть материалов оставить для накопления.
     Информация Зорге о подготовке Германии к нападению на Советский Союз заслуживает особого вниманияо, так как в своем большинстве она не только оценивается неправильно, с большими искажениями, но и фальсифицируется его врагами  для обоснования клеветниче-ских заявлений. Эта сторона будет подробно рассмотрена в последующих разделах, но здесь следует подчеркнуть,  что, если бы Зорге был другим человеком, с другим характером, он с чистой совестью мог бы посчитать, что информация о подготовке нападения Германии на Советский Союз не только не входит в зону его интересов и обязанностей, но и затрудни-тельна с  точки зрения оценки ее достоверности  из-за удаленности от района событий и от-сутствия прямых источников.  Если бы он так поступил, его никто ни в чем бы не смог обви-нить. Особенно те, кто сегодня навешивают ему всякие ярлыки. Но он действовал так как ему подсказывали совесть и здравый смысл, то есть всю информацию по Германии, на-правленную в Центр шифровками, Зорге посылал в том виде как она была добыта, без своих комментариев, но обязательно с подчеркиванием степени значимости источников. Приходится еще раз особо выделить, что Зорге прекрасно понимал, что события на Западе происходят за тысячи километров от Токио и он считал, что в Москве есть все возможности определить достоверность той или иной информации. Поэтому, в отличие от уверенных в подавляющем числе оценок в отношении Японии, о Германии он просто констатировал  до-бытую информацию, рассчитывая вполне обосновано, что Центр, имеющий намного б;льшие возможности, сумеет правильно оценить сообщенные им сведения. И, что особо важно, при тщательном и объективном рассмотрении содержания шифрограмм Зорге в них нет того, что пытаются выдать за целенаправленную дезинформацию. Более того, среди его ценной информации была и информация особой государственной важности.
     Есть еще один момент, к которому необходимо привлечь внимание читателей. Советская  разведка перед войной имела на главных направлениях развития международных политиче-ских событий разветвленную разведывательную сеть, состоящую из нелегальных и легаль-ных резидентур военной и внешней разведок, которые  несмотря на понесенные ощутимые потери в результате «Большого террора» сумели выполнить главную задачу и своевременно предупредить Сталина  о нападении Германии на Советский Союз. В Центр шла обширная информация о намерении Гитлера начать войну против СССР и она анализировалась.
     Важным фактором является поиск той «золотой середины, которая позволила бы объек-тивно оценить информацию, поступившую от Зорге. При этом сразу надо подчеркнуть, что неправомерно приписывать Зорге, например, такие оценки как «…благодаря только этому человеку можно было избежать трагическое начало Великой Отечественной войны» или, когда пишут о том, что перед Зорге была поставлена задача предотвратить нападение Япо-нии на Советский Союз, а иногда добавляют тоже самое и в отношении Германии.  Однако это не соответствует действительности. 
     Но в тоже время ни в коем случае нельзя не обращать  внимание на  искажения, фальси-фикации  и принижение  информации, добытой  Зорге, и имеющей особую  ценность. При этом иногда создается крайне неприятная ситуация, когда добытая Зорге ценная и что осо-бенно важная достоверная информация по Японии некоторыми авторами переводится во второразрядную, указывая, что эти  сведения уже были добыты другими, хотя тоже талант-ливыми советскими разведчикам, но действующими в других странах. Иногда идут вообще по пути простого отрицания ценности информации  Зорге. В последующих разделах будет показана действительная ценность информации, добытой Зорге и его соратниками, а пока начнем с количественной стороны.
     За период с января 1936 по октябрь 1941 года Зорге  направил в Центр по радио 805 доне-сений, из которых 363 были направлены Сталину, Молотову, отдельным членам политбюро, наркому обороны и начальнику Генерального штаба. По годам: в 1936 году 49 радиограмм, поступивших от Зорге в Центр были доложены правительственным инстанциям и руково-дству НКО СССР, в  1937 году 48 донесений Зорге оказались в числе доложенных высшему политическому руководству страны и командованию Красной армии,  в 1938 году было до-ложено 86 информационных донесений «Рамзая». в 1939 году – 85, в 1940 – 59 и в 1941 году – 36 донесений направлено правительственным инстанциям. Особо надо выделить, что в 1941 году из 36 донесений Зорге 25 донесений были доложены Сталину. На основании 7 до-несений «Рамзая» было подготовлено  7 специальных сообщений для высшего  политическо-го  и военного руководства страны. Однако из указанного выше общего количества  донесе-ний опубликована только небольшая часть. Остальные продолжают оставаться в режиме секретности. Но и то, что имеется в наличии дает возможность наглядно показать резуль-
таты деятельности резидентуры «Рамзай», личный вклад Зорге, а также документально разо-блачить различные наветы, фальсификации и клевету .
     При этом следует особо выделить, что при всех начальниках Разведывательного управления (Берзин, Урицкий, Гендин, Орлов, Проскуров и Голиков) многие его донесения докладывались непосредственно Сталину, а также  Молотову, наркому обороны и начальни-ку  Генштаба.
    Кроме этого, по опубликованным данным резидентура «Рамзай» добыла и отправила в Москву курьерской связью  и через легальную резидентуру в Токио более 600 секретных до-кументов, докладов, справок и обзоров.
     Приведенные ниже из «Русского архива», «Военная разведка информирует. Докумен-ты Разведуправления Красной Армии» и из книги А. Фесюна «Дело Рихарда Зорге» от-дельные по годам  шифротелеграммы Зорге с резолюциями разных начальников  Разведыва-тельного управления даже без изложения текстов представляют большой интерес и являются доказательством того, что Зорге и возглавляемая им разведывательная организация настой-чиво, последовательно и своевременно добывали актуальную секретную информацию, как по заданиям Центра, так и по собственной инициативе.
     Рассуждения некоторых авторов о том, что к Зорге в Центре относились с подозрением, дескать,  его считали двойником и информацию считали дезинформацией, что никак не под-тверждается, но в главе  «Загадки» придется вернуться к этой фантасмагории. Наоборот, ру-ководство страны в лице Сталина проявляло к донесениям Зорге касательно Японии посто-янный неподдельный интерес. 
     Следует иметь в виду, что  в книгах, содержащих шифрограммы Зорге в Центр, имеются некоторые  расхождения в датах. Это связано с тем, что прямой связи с Москвой не было. Поэтому радиограммы  сначала принимались во Владивостоке радиоцентром штаба Тихо-океанского флота (позывной «Висбаден»), а потом уже пересылались в Москву. Также  надо иметь в виду, что шифротелеграммы шли на большое расстояние и иногда были искажения или  имелись пропуски за счет плохого прохождения волн. Кроме того, некоторые шифро-граммы приведены не по дате их составления Зорге, а по дате прибытия в Москву. Были и другие причины несовпадения дат, что осложняло их анализ.


Рецензии