Глава 3. Нарушить Тору или сопротивляться злу
Возможно, таково мироощущение рабби Якова. Ему просто повезло: ужасы Холокоста прошли мимо него. О Божьем царстве на земле рассказал бы рабби тем, кто оказался в печах Освенцима. С тех пор как Каин убил Гевеля никакого Божьего царства на земле больше нет. «Мир во зле лежит». Но есть царство человеческое и Князя мира сего. Я ни в коей мере не умаляю власти Бога или всесилие Его, и мир существует до сего дня лишь потому, что такова Его воля. Но и свободы воли человека пока никто не лишил.
Иисус проповедовал Царство Небесное, которое приблизилось, но не факт, что с тех пор состояние не изменилось, и Царство Небесное не удалилось на недосягаемую «высоту». Для всех «Мы», но не для отдельных «Я», потому что Царствие Небесное внутри нас есть.
Из 111 стихов Нагорной проповеди рабби Якова заинтересовали неполных 12, из которых он составил 5 «наставлений» Иисуса:
1. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. (Мф. 5:21-22)
2. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Мф. 5:27-28)
3. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе. (Мф. 5:33-34)
4. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (Мф. 5:38-39)
5. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… (Мф. 5:43-44)
Первые три не вызвали у рабби возражений. Но четвертое «наставление» серьезно озаботило рабби Якова. Рабби обнаружил, что призыв Иисуса «не противься злому» есть нарушение Торы. Мало того, рабби обвиняет Иисуса в «ограниченности видения»!
Рабби Яков не считает нужным дать контекст и не рассматривает, как проблема зла решается в Новом Завете в целом. Во всяком случае, рабби обязан был определить, что есть зло, и очертить его рамки и границы. А вопрос этот: противиться или не противиться злу очень серьезен и нельзя его решать с наскоку, уделив этому несколько строк.
«Христианская вера учит нас, чтобы мы непримиримо относились главным образом к собственному греху и собственным страстям, учит максимализму в отношении к себе, а не к другим» (Бердяев Н.А.).
Это центральный момент в понимании «непротивления злу». Как реагировать на зло, совершаемое в отношении меня лично, я сам должен принять решение. Иисус меня наставляет, что оптимальным для меня будет «не противиться злу». Но это всего лишь наставление или добрый совет человека имеющего «вИдение», но не приказ, не закон и не мицва, за неисполнение которого я подвергнусь наказанию, отлучению или херему. Решение я волен принимать сам. А двухтысячелетняя история христианства знает множество примеров не пассивности позиции «непротивления злу», как считает рабби Яков, а наоборот, парадоксально чрезвычайной активности и действенности такой позиции в борьбе со злом в мире. Действительно существует устойчивый общественный стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность, психологическую трусость и отсутствие мужества. Однако философия, стратегия и тактика борьбы со злом путем ненасилия достаточно разработаны.
Вспомните, рабби, что произошло после убийства Мартина Лютера Кинга-младшего в 1968 году. «Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулеметчики. По всей стране 46 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат»(1).
Приведу пример из современной жизни. Рабби помнит, возможно, трагическую судьбу авиадиспетчера из Швейцарии, которого зарезал некто Виталий Калоев за то, что по вине этого диспетчера произошло крушение самолета, на борту которого, к несчастью, находилась семья этого человека. В 2007 году Калоева выпустили из швейцарской тюрьмы, где он отбыл всего три года из восьми, и отправили на родину в Россию. К моему, как гражданина России, глубокому стыду его встречали как героя, овациями и цветами.
Гибель семьи Калоева, конечно, ужасная трагедия и несчастье, вызывающие сочувствие и сожаление. Но его сознательное и хладнокровное исполнение принципа «око за око» превратили его в банального убийцу, более мерзкого, более жестокого и ужасного, чем несчастный авиадиспетчер.
Джейкоб Ньюснер никак не возьмет в толк: как это можно на зло – отвечать добром. Однако мудрецы Талмуда отлично это понимали. Так в трактате «Пиркей Авот» (4.24) сказано: «Когда враг твой падает – не радуйся; когда он спотыкается – да не ликует сердце твое: Господь увидит, найдет это дурным и гнев Свой обратит от него на тебя».
Главная книга хасидов «Тания» (2), скорее всего, не авторитет для рабби Якова. Однако, в связи с рассматриваемым вопросом, в ней говорится: «Мозг направляет свое влияние и власть над духом в сердце его, чтобы заставить его совершить прямо противоположное и поступить с человеком, на которого обращены эти чувства, чрезвычайно мягко и дружественно, все снося от него терпеливо до последнего предела и не сердясь на него, сохрани Бог, а также не отвечая ему тем же, сохрани Бог, а, напротив, на зло отвечая добром, как написано в книге «Зогар», что этому можно учиться на примере того, как поступил Йосеф со своими братьями».
После двух тысячелетий человеческого развития передовые мыслящие люди с активной жизненной позицией убедились, и все большее их число продолжают убеждаться, в правоте «принципа ненасилия» озвученного Иисусом в Нагорной проповеди, и в том, что этот принцип является единственным действенным путем борьбы со злом в мире.
В пятом «наставлении» рабби усмотрел слова, произнесенные Иисусом, но которых нет в Торе. Тора не требует «ненавидеть врага своего». Раввины, считает рабби Яков, учили ненавидеть зло, но не преступника.
Здесь, на мой взгляд, обвиняя Иисуса, рабби отказывается от своих только что сказанных слов: обучение Торе посредством раскрытия её в новых выражениях есть типичный прием раввинов.
Рабби прав в Хумаше (3) нет слов о ненависти к врагам, но давайте поищем что-то похожее в других местах Танаха.
Псалом 138:21-22. Царь Давид обращается в молитве к Господу:
«Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
Полною ненавистью ненавижу их; враги они мне».
А вот пророк Малахия (4) от имени Бога (Мал. 1:2-3):
«…Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел…».
И вот рабби Яков в стремлении опорочить Иисуса и представить его нарушителем Торы идет на подмену и прямую ложь.
1. «Меня поражает проповедь Иисусом смирения перед злом как религиозной обязанности» (стр. 82).
Нет у меня такой обязанности, рабби, и Иисус ничего не говорит мне о такой. Я необходимо должен сопротивляться злым словам, идеям и делам, но не убивать их носителей и творцов, хотя порой они того и заслуживают.
2. «Иисус все время возводит стену между собой и другими израильтянами, называя их лицемерами» (стр. 90).
Это просто ложь, недостойная ведущего честный диалог. Нигде Иисус не называл израильтян лицемерами, но только отдельных из них. Это все выдумки Джейкоба Ньюснера.
3. «Иисус считает, что общинная молитва предосудительна… Праведная молитва должна совершаться только в одиночку, только наедине, только втайне…». Традиция молиться Богу вместе должна быть отвергнута «как не имеющая значение» (стр. 90-91).
Полноте, рабби Яков! Это просто архиглупость. Ничего подобного Иисус не говорил и ни к чему такому не призывал. Не передергивайте слова Иисуса. Смешно и не достойно. Да бывал ли рабби Яков в церкви? Что же мы там делаем, по мнению рабби? Ах, да, ну, конечно: валяем дурака.
Есть такая штука, о которой рабби Яков хорошо знает, но предпочитает не рассказывать неосведомленным читателям своей книги: гитбодедут (5) называется. Это уединенная молитва и безмолвное стояние перед Господом. Практика гитбодедута была описана в еврейской литературе Бахией ибн Пакудой (6) средневековым философом и мистиком, но, считается, имеет библейское происхождение. «Эта практика широко отражена в псалмах, а также в историях о странствиях Авраама по пустыне и о пребывании Моисея и Элиягу на Хореве (7) – горе, чье название можно перевести как “одиночество”» (8).
Завершает главу рабби Яков воображаемым диалогом между ним и учениками Иисуса, в котором он произносит странные слова об Иисусе (стр. 93):
– Он – один из нас, но видит нас издалека, подобно другому пророку на другой горе в давнее время – пророку, вставшему среди язычников: «На другой день Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа» (Числ. 22:41).
Рассказ о Бильаме (Валааме) (9), его говорящей ослице и таинственных пророчествах – одно из «трудных» мест Торы. Этот «глотатель народов» обладал страшной властью: проклятое им племя или народ вскоре исчезали с лица земли. Вначале Бильям был великим мудрецом, подобным Малкицедеку, но затем начал использовать свои знания, чтобы добиться власти и богатства. Постепенно Бильям из пророка и мудреца превратился в алчного колдуна. Вот так и в истории с царем Моава Балаком Бильям, плененный корыстолюбием, «забыл» о своем пророческом долге.
Апостол Петр тех, чье сердце охвачено любостяжанием назвал последователями Бильяма: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это – сыны проклятия; оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка» (2Петр. 2:14-16).
Почему же рабби Яков сравнил Иисуса с Бильямом? Когда же это Иисус возлюбил мзду неправедную? Это Иисус-то алчный и злобный колдун? Полноте, рабби Яков! В чем только не обвиняли Иисуса, но до подобной мерзости никто никогда не доходил. Даже в самые отчаянные годы советского лихолетья. Даже Емельян Ярославский не додумался до такого. Сравнение Иисуса с Бильямом – оскорбление и плевок в лицо христианам. Я поражен и удивлен, что никто этого не заметил. В иудейской традиции «все без исключения комментаторы, опираясь на Талмуд и мидраш, рассматривают его (Бильяма) как одного из самых больших злодеев всех времен» (10). Мусульманину этого было бы вполне достаточно, чтобы тихонько пристукнуть рабби в темном переулке. Ну чем еще за добро может отплатить Джейкоб Ньюснер, «вскормившим» его христианам?
1. Википедия. Кинг, Мартин Лютер.
2. "Тания" - главное творение Старого Ребе, раби Шнеура-Залмана (1746-1813; 5505-5573 по еврейскому летосчислению) - основоположника хасидского учения Хабад. Книга состоит из нескольких трактатов, первый из которых называется "Книга средних" (т. е. людей, занимающих среднюю ступень между праведниками и злодеями), за ним следуют: "Врата единства и веры", "Послание о покаянии", "Святое послание" и "Заключительный трактат".
3. Хумаш – Пятикнижие Моисея.
4. Малахи (буквально `Мой посланник`; в русской традиции Малахия), пророк, именем которого названа 12-я (последняя) книга малых пророков Библии.
5. Гитбодедут – «уединение», «самоизоляция».
6. Бахия бен Йосеф ибн Пакуда из Сарагоссы, автор одной из наиболее популярных и очень любимых книг еврейской средневековой литературы. Написанная на арабском языке и переведенная на иврит, под названием Ховот галевавот (Обязанности сердец), эта книга – первое систематическое изложение еврейской этики.
7. Синай - гора на Синайском полуострове, на которой, согласно традиции, Бог дал Моисею Тору. В Библии гора упоминается под разными названиями – Синай, гора Божья, гора Божья Хорев, гора Хорев (Исх. 33:6). Название Хорев, видимо, производное от корня, имеющего значение `сухость`. Этимология названия Синай не ясна.
8. Артур Грин. «Это слова…».-М.: Мосты культуры, 2006. стр. 192
9. Валаам (Билам, бала ам – проглотил народ), прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царем Моава Балаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю обетованную.
Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино».
Свидетельство о публикации №214022500083