43. центр и зорге после нападения германии на ссср

43. Центр и Зорге после нападения Германии на СССР

     С началом советского-германской войны, на  второй ее день, когда не было ясности с об-становкой,  Голиков направил 23 июня 1941 г военным загранаппаратам циркулярную теле-грамму: «Сообщите Ваши данные о позиции Японского правительства в связи с войной Гер-мании против Советского Союза. Директор». Военный атташе, резидент легальноцй раз-ведки  Гущенко ответил 25 июня 1941 г. шифротелеграммой «О настроении японцев и по-зиции правительства Японии, США и Великобритании относительно  советско-германской войны». Из объемистого сообщения наиболее важными являются: «6. Прави-тельство уже три дня совещается и не может принять решения по вопросу своего отно-шения к войне, есть слухи, что они (генералы Араки и Сида – Ю.К.) хотят протянуть неде-ли три и приглядется к войне, какое она примет направление……; Определить позицию пра-вительства сейчас очень трудно; народ верит, что будет принято решение – в войну не вступать.
     7. Военщина не высказывает своего мнения по этому вопросу.
      Вывод:……Правительству доверять нельзя, оно может пойти на самые неожиданные шаги, даже вопреки здравому учету внутренней обстановки».
      За несколько дней обстановка на советско-германском фронте резко изменилась, немец-кие танки подошли к Минску и  содержание сообщения Гущенко не могло удовлетворить Центр. Поэтому  27 июня 1941 г. Зорге получил по радио персональную шифрограмму: «В Токио. Тов. Инсону (Рамзаю). Сообщите, какое решение принято японским правительством в отношении нашей страны в связи с войной между СССР и Германией. Случаях перебросок войск  нашим границам сообщайте нам». Подписана телеграмма была начальником отдела («Организатор»), а не Голиковым и это понятно, так как на тот момент, когда немецкие тан-ковые части, пройдя за 6 дней 400  км., входили в Минск позиция  Японии начала представ-лять определенные опасения,  но, пока еще в теоретическом плане..
Некоторые авторы считают, что в этой шифрограмме Центр впервые сообщил Зорге о его новом оперативном псевдониме и дескать этим жестом Разведывательное управление как бы закрывало прежнюю историю своих взаимоотношений с Зорге и заявляло о желании на-чать их с чистого листа. В дальнешем мы увидим, что ничего подобного не произошло, если говорить об отношении к Зорге. На самом деле всё было проще, так как касалось реоргани-зационных мероприятий. Как уже говорилось, резидентура «Рамзай» перешла в подчинение  4-го отдела, где решили дать Зорге, Одзаки, Мияги, Вукеличу и Клаузену новые оперативные псевдонимы соответственно «Инсон», «Инвест», [«В военной разведке информирует» приве-дены опративные псевдонимы Мияги –«Интелли» («Интерри»), а у Фесюна – «Интари», «Итери»], «Инд» и «Изоп». Предположительно «Мики» был писвоен псевдоним  «Ирако (см. шифровку Зорге от 3 июля).
Шифрограмма Центра от 27 июня разошлась по времени с двумя шифровками Зорге, которые он послал 26 июня. В первом сообщении «О готовности Японии выступить про-тив СССР» он не только подтверждал преданность порученному делу и понимание сложно-сти обстановки: «Выражаем наши лучшие пожелания на трудные времена. Мы все здесь бу-дем упорно выполнять нашу работу», но и докладывал  о первой реакции германофила, японского министра иностранных дел:   
     «Мацуока сказал германскому послу Отту, что нет сомнений, что после некоторого времени Япония выступит против СССР».
     [Резолюция НУ]: «НО-4. Членам ГосКО, НКО (тел-ф). НГШ. Голиков». Фраза в тексте о Мацуока обведена.
В этот же день Зорге  послал дополнительную информацию: «Германский посол ОТТ не имеет приказа  давить на Японию вступать в войну.
Источник ОТТО (Одзаки – Ю.К.) сказал, что японский флот в отношении вступления в войну будет наблюдать и выжидать.
Второй месяц – два германских корабля с военными материалами для Германии стоят в Японии. Названия этих кораблей: «Oven Wald” и “Reuhland”.
Мацуока не имеет надежд, на какие либо взаимопонимания с Америкой».
     Одновременно Зорге  принимает меры для встречи с Одзаки, чтобы получить более под-робную информацию. Это ему удается сделать и 28 июня 1941 г.  в Центр ушла шифрограм-ма  «О принятии японским правительством решения начать наступление на Сайгон и временно воздержаться от выступления против СССР»  с развернутым изложением по-зиции Японии с учетом начавшейся советско-германской войны: «Решение о движении на Сайгон было  принято [во-первых] под давлением радикальных элементов, которые требо-вали действий, но при условии избежания конфликта  с Америкой и, во-вторых, чтобы вы-играть время в течение   германо-советской войны.  Источник Инвест утверждает, что, как только Красная Армия получит поражение, Япония выступит на север, но указал, что   Япония желает купить Сахалин мирным путем, как случай (два  слова искажены)… поли-тики в период советско-германской войны.
     Германский посол Отт подтверждал в отношении первой части  этого, но Мацуока на вопрос Отт в отношении второй части сказал, что Япония выступит против СССР, как он об этом всегда заверял его. Затем Мацуока сказал послу Отт, что император  согласился на движение в Сайгон еще некоторое время тому назад  и что это не может быть измене-но в данное время. Поэтому Отт  понял, что Япония не выступит на север сейчас.
     Инвест сказал, что прибытие генерала Ямасита (командующий Квантунской армией в 1941 г. – Ю.К.) будет иметь большое влияние на выступление Японии на юг или север, но само решение  о выступлении даже Ямасита изменить уже не сможет. Прибытие Сигэми-цу и переговоры в Вашингтоне будут также иметь некоторое влияние на дальнейшие реше-ния.
     Американский ответ в отношении сближения прибыл удовлетворительный, но еще не известен, но утверждают, что ответ в общем касается Китая и что Япония получит большое экономическое преимущество  в Китае, если она не будет претендовать на южные моря и расторгнет пакт трех держав. Инвест скоро будет иметь более полную инфома-цию».
     [Резолюция НУ]: «НО-4. Разослать тт. Сталину, Молотову, НГШ. Голиков».      
     30 июня 1941 г. в Центр поступила шифротелеграмма от Гущенко, составленная на осно-вании беседы с подполковником Хаяси – начальником  русского бюро 2-го отдела японского генштаба. Важным в тексте являлось что Хаси сказал о том, что: «Все военные в Японии ду-мают, что правительство Японии должно занять нейтралитет по отношению к СССР. Договор с Германией для нас не имеет реальной силы. Мы должны закрепиться в Китае. Мы воюем 5 лет, воевать нам хватит. В заключение сказал:»Я передам начальнику генштаба, что СССР воевать против Японии не намерен. Перелеты через границу (советских самоле-тов – Ю.К.) являются результатом беспокойства за соседа, не собирается ли он напасть».
     Вывод: Хаяси правильно отразил настроение основной массы офицерства, но есть среди военщины много сторонников (того, чтобы) ввязаться в войну. Доверять ни в коем случае нельзя, ибо сейчас даже Коноэ не может сказать, как разовьются события в ближайшее время (выделено – Ю.К.). Немцы приводят всю систему японского государственного аппа-рата в лихорадочное состояние. Могут соблазниться обещеаниями немцев и объявить нам войну»
      [Резолюция НУ]: Разослать тт. Сталину, Молотову, Тимошенко, Вышинскому. Под-пись»   
     3 июля 1941 г. от Зорге пришла радиограмма: Заголовок в «Русском архиве: «О страте-гическом замысле германского командования по разгрому Красной Армии и подготов-ке Японии к выступлению против СССР»
     Заголовок в «Военная разведка информирует…»: «О немецком наступлении на левом фланге и сроках вступления в войну Японии»:
     Вторая часть шифровки (начало на странице 223 – Ю.К.) сообщает о планах Японии: «……Германский военный атташе сказал мне, что  японский Генштаб наполнен деятельно-стью с учетом наступления немцев на большого про[тивни]ка и неизбежностью пораже-ния Красной Армии.    
     Он думает, что Япония вступит в войну не позднее как через 5 недель. Наступление японцев начнется на Владивосток, Хабаровск и Сахалин с высадкой десанта со стороны Сахалина на советском побережье Приморья. Общее настроение народа  против действий Германии и присоединения Японии.
     Ваша дипломатическая деятельность должна быть значительно сильнее, чем это дела-ется другой стороной.
     Источник Инвест думает, что Япония вступит в войну через 6 недель.Он также сооб-щил, что японское правительство решило остаться верным пакту трех держав, но будет и придерживаться пакта о нейтралитете с СССР.
     Решено послать три дивизии в Сайгон Индо-Китай. Даже Мацуока голосовал за это, который перед этим был за ориентацию на СССР.
     Источники И[н]тери и Ирако  сказали, что слышали в отношении укрепления Восточной границы некоторым количеством войск из Сев[ерного] Китая а также усиления войск на Хоккайдо.
     Возвращенная в Киото дивизия будет направлена на север»..

РАМЗАЙ
Перевел полк[овник] Рогов
   [Резолюция НУ]: «НО-4. 1) Подчеркнутое на стр.1-2 послать выпиской членам Гос. К. Об. и Г.Ш.  2) Потребуйте от Рамзая  сообщений о япон[ских] военных перебросках про-тив СССР из Китая и самой Японии. 8.7.41. Голиков.
      Комментарий: 8.7.41 Голиков в Москве уже не был. Подпись поставлена за него.


Рецензии