Пол-царства за... кота в мешке

 
                Да что там, "пол-царства"... За информацию об истории своей любимой Бухары, я готов отдать всё! И, тем не менее, вот какой казус произошел на днях.
                Один мой товарищ - очень известный историк и краевед - прознав о том, что я ищу сведения об исторических памятниках родного края, посоветовал мне приобрести книгу О.Д.Чехович "Арк".
                - Там в полном объеме представлена информация не только о самом арке, но - что самое главное - подробно освещен придворный этикет, со специальными названиями и терминами, бытовавшими в упомянутую эпоху. - подчеркнул мой друг.
                - О! Это то, что мне надо! - воодушевился я и поблагодарив, тут же, кинулся искать эту книгу на просторах всемирной паутины, в надежде найти и скачать бесплатно электронный вариант.
                Однако, не тут то было: как вскоре я выясню для себя, исследовав имеющиеся в распоряжении поисковики (яндекс, гугл...), бесплатным бывает лишь сыр в мышеловке. Тем не менее, я ничуть не расстроился, можно сказать, даже загорелся желанием, во что бы то ни стало, приобрести столь важную книжку. "Раз её нет в интернете, следовательно она и в самом деле представляет ценность!" - резонно вывел я заключение.
                Какова же была моя радость, когда вскоре, войдя на сайт "Alib.ru - букинистические книги" и вбив в поисковик искомые слова, я вдруг с удивлением обнаружил, что могу приобрести столь необходимый для себя источник всего за каких-то несчастных 70 рублей! На всякий случай, я тщательно протёр свои глаза и вновь внимательно прочитал всё заново. Да, всё верно: вот фото самой книжки, вот рядом и информация о продавце, вот контактные данные. "Боже! Да она живет в Питере!" - радостно воскликнул я. Это означает, что я могу просто, позвонить, приехать и забрать книгу без всяких посредников.
                Желая подстраховаться, на всякий случай, я решил приобрести ещё одну (очень схожую) книжку с тем же названием. Правда, продавец был из Новосибирска. И цена - чуточку больше - 100 рублей. "Ерунда..." - решил я про себя и в ту же минуту, заполнив соответствующую форму, составил заказ. После чего, смело набрал номер телефона первого продавца, проживающего в Питере.
                - Да. - раздался в трубке глухой и сиплый женский голос, из чего я заключил, что это, по всей вероятности, одна из жительниц блокадного Ленинграда. - Да, это я - Нина Павловна... Да, продаю... вынуждена была попросить свою дочь, чтобы она разместила объявление. Да, можете в любое время подъехать. Записывайте адрес: станция метро "Гражданский проспект", улица Ольги Форш...
                Наспех одевшись, я выскочил на улицу. Пока шел до станции метро, весь находился в каком-то возбужденном состоянии, которое знакомо увлеченным личностям, занимающихся коллекционированием марок, открыток, монет... "Нет, это же надо, КАК мне повезло! - ликовал я, летя навстречу своей удаче. - Господи, и за что я это заслужил?! Боже, благодарю Тебя! Тысячу раз благодарю!!"
                Вскоре, от избытка чувств, переполнявших меня, мысли мои приобрели несколько другой оттенок.
                "Бедная и несчастная женщина! - стал я искренне жалеть старушку. - Не от хорошей жизни она видать продаёт столь ценные книги. Возможно, работала где-нибудь в отделе рукописей или институте Востоковедения... А я тут... пользуясь её бедственным положением... Ай, как это нехорошо получается." И тут же, спустя несколько секунд: - "Нет, так не годится. Помнится, она ещё сказала мне, что у неё есть несколько подобных книжек. Так вот, даже если они мне и не нужны, я всё равно выкуплю их тоже, дабы помочь несчастной и поддержать её материально."
                Вот на такой благородной ноте я закончил свои размышления, очень скоро оказавшись возле нужной парадной. Позвонив в домофон, я узнал её низкий сиплый голос. После чего, подтвердил:
                - Да, Нина Павловна, это я.
                Едва дверь открылась, мгновенно влетел в подъезд и взлетел на требуемый этаж. Дверь в квартиру была заблаговременно приоткрыта. С трудом совладав со своими эмоциями, я робко переступил порог квартиры и, встретившись с глазами хозяйкой, поспешно поздоровался. Нина Павловна равнодушно оглядела меня и слабо кивнув головой, указала мне на трюмо, которое располагалось рядом с входной дверью.
                - Вот Ваша книжка.
                То, что мне довелось увидеть секундой позже, проследовав за её взглядом, невозможно описать словами. Я наткнулся на... малюсенькие тоненькие туристические буклеты, веером разложенные на столике перед зеркалом. Целый каскад чувств и эмоций, словно холодным душем, окатили меня с головы до пят в течение одной доли секунды. Это был шок, настоящее потрясение!  Тут смешалось всё: разочарование, досада, злость, обида, наконец, смех и жалость. Эти два последних окончательно утвердились во мне: смех по отношению к себе и жалость - к этой ни в чём не повинной женщине.
                Удивительно, но позже я воздам себе должное за актерскую игру и артистизм: с трудом взяв себя в руки, я лишь выдам:
                - А-а... мне казалось, что книжечки должны быть потолще.
                - Но ведь, я там всё написала...
                - Да, да... - перебил я старушку. - Всё верно. Я конечно же, весьма Вам признателен и благодарен. И возьму в придачу, пожалуй, вот эту и вот эту. Они ведь, все по одной цене?
                - Да! - радостно подтвердила Нина Павловна и тут же, с сожалением добавила. - Жалко, конечно, расставаться: это же, как-никак память о нашем пребывании в Средней Азии. Тогда ведь, мы все жили совсем по-другому... Впрочем, зачем я Вам об этом рассказываю: Вы и без меня всё прекрасно помните.
                - Как же: конечно помню! - быстро согласился я, отсчитывая 210 рублей и параллельно воскрешая в памяти свою работу в "Интуристе" в качестве бармена. Подобных туристических буклетиков, переплетенных в огромные стопки, валялось в моей "подсобке" целая куча, раздражая меня и занимая собою изрядное пространство. Дабы поскорее избавиться от них, я раздавал их бесплатно направо и налево, всем туристам подряд.


                - Ну и как: удалось ли заполучить нужную книжку? - первое что спросила у меня жена, едва вошла домой после работы.
                - Ага! - и радостно кивнул головой на столик в прихожей.
                Немая сцена продолжалась не более двух секунд, после чего мы оба расхохотались.
                - Ну, ничего: зато доброе дело сделал старушке! - заключила супруга и вновь весело рассмеялась. - Ишь, какой хитрый: за 70 рублей захотел приобрести раритет! Так, что знай наших! Нет, ну как она смогла...


                Однако, книжная эпопея на этом не закончилась.
                Я уже было стал забывать об этой истории, как вчера вечером обнаружил в почтовом ящике квитанцию-уведомление о получении ценной бандероли из Новосибирска. И первым делом, глянул на сумму, которую мне предстояло заплатить. 217 рублей. "Ну, ничего страшного..." - успокоил я себя.
                На утро следующего дня я пришел на Главпочтамт, расположенный буквально в двух шагах от моего дома. Подойдя к заветному окошку, с удивлением отметил, что никакой очереди нет. Заполнив бланк, я стал нетерпеливо ожидать, когда мне вынесут долгожданный сверток. "Может, хоть здесь обойдётся без облома?" - мысленно успокаивал я себя.
                Наконец, в дверях появилась девушка с заметно внушительным свертком. Сердце волнительно затрепетало.
                - С Вас 267 рублей. - буднично протянула оператор.
                Естественно, я не стал спорить и вдаваться в подробности.
                Не дожидаясь до дому, я тут же попросил ножницы и стал вскрывать пакет. За целлофановым мешочком оказалась грубая толстая типографская бумага. За нею - несколько толстых пачек картона. Со злостью, разорвав очередную преграду, я со смехом извлёк последнюю "матрёшку". Им оказался... ещё один полиэтиленовый пакетик, внутри которого бережно покоился знакомый мне маленький буклетик, где на трёх языках давалась скупая информация об арке, известная мне чуть ли не с пеленок. Тем не менее, пока я шел до дому, с интересом прочитал её вновь.
                А вечером, сидя за ужином, мы вновь вспоминали про Бухару и её достопримечательности. Неожиданно, супруга заинтересовалась:
                - А можно взглянуть на последнее Ваше приобретение? - и взяв в руки буклетик, прочитала вслух указанную цену на обороте  - Надо же: 6 копеек! Даже по советским меркам, когда доллар стоил 67 копеек...
                Тут она не выдержала и рассмеялась. Я тоже невольно прыснул.
                - Так, а теперь посчитаем, сколько было потрачено на наши "антикварные книжки". С учетом поездок на метро, трамвае...
                - Лен, а может не надо? - прервал я супругу и слабо улыбнулся. - Ничего не поделаешь: значит, "судьба такой". Зато, будет, что вспомнить... ведь, правда?


Рецензии
Замечательно рассказано, Голиб!...
И самое приятное - это полное взаимопонимание с супругой,- вот где настоящий раритет!))

Яна Голдовская   23.03.2014 21:22     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и визит, уважаемая Яна! Очень тронут... :-))
С сердечным уважением, -

Голиб Саидов   23.03.2014 22:30   Заявить о нарушении