Русская идея 10 Россия в 20 веке. Заключение

        (Художник; Всеволод Борисович Иванов)

              СВОБОДА МЫСЛИ И КУЛЬТУРА.
   Справедливо утверждается, что в России в начале 20 века был культурный ренессанс. Расцвет поэзии, поиск новых форм в искусстве, показывает, насколько бурно происходил процесс брожения мысли среди всего народа. В философии религии, мистике, появилось множество тем для осмысления, необходимых для осознания и построения целостной картины мира. Этот культурный пласт, до сих пор богатейший источник идей для нынешних творцов. Здесь же находится и идеологическая база для политических движений 21 века. Здесь заключено многое из того, что составляет суть «Русской идеи».
  Духовная активность достигла критической массы, которая нашла своё разрежение в революции. Партия народной воли, не достигшая своих целей одним терроризмом, дала материал для формирования марксистского течения. При этом часть марксистов более высокой культуры перешла к идеализму и, в конце концов, к христианству, идеалы которого пытались достичь народовольцы с помощью терроризма. Однако большая часть перешла к активной пропагандисткой деятельности, подготавливая почву, наращивая силу для использования радикальным способом. Они основывались на том, что рабочий класс, сформированный в период капиталистического развития, станет революционным классом. Прежняя идея народовольцев в том, что Россия может миновать период капиталистического развития, признаётся несостоятельной. Крестьянство, марксизм считает реакционным классом, на который нельзя опереться, что послужило причиной бесчеловечности нового Советского государства к крестьянам. Марксизм в России вообще отвергает любую гуманность к человеку в случае его нелояльности к его идеям. Мораль  допускает использование любых средств для достижения цели. Декларируемая в начале, свобода культуры заменяется тотальным диктатом и подчинения культуры задачам, поставленным правящей партией в Советском Союзе. Перспектива свободы, бывшая главной привлекательной составляющей марксизма, в СССР была отвергнута, как угрожающая государственному строю. Таким образом, формула Русской идеи «свобода, равенство и братство» в Советской России неосуществилась и была простутирована. Основополагающий материализм этого учения, также не оставлял шансов для осуществления многовековых  чаяний русского народа. Диссидентство и иммиграция стали единственным способом осуществить свободомыслие. Тем не менее, изначальная идея, лежавшая в основе коммунизма, только укрепилась. Даже формальное постулирование всеобщего равенства способствует нетерпимости существующего неравенства, хотя сейчас эти настроения люмпенизированны и маргинальны в определённой части общества.
  В наибольшей мере раскрывает русскую душу, конечно, русская поэзия начала века. Нет нужды перечислять имена всех поэтов произведших экстракт национальных умонастроений, они хорошо известны и любимы. Каждый может выбрать что-то отвечающее собственным воззрениям и настроению. Повторять за Бердяевым обозрение их творчества кажется неуместным, без возможности добавить что-либо к тому достойное, а потому стоит избежать такой глупости. Лучше продолжить далее за этим.
  Возникает дилемма в вопросе рассмотрения литературы. С одной стороны это то, что в наибольшей мере формировало сознание в 19 – 20 веках, с другой стороны литературная критика до такой степени переработала культурополагающие произведения, что моветоном выглядит любая попытка что-либо добавить к этому перенасыщенному комментариями, гомогенизированному продукту и без того изобилующему штампами и догматическими формулировками. Стоит предоставить такую возможность сделать самостоятельно.
  В формирование Русской идеи значительную лепту внесло русское философское богословие, главными фигурами которого, помимо Бердяева, являлись П.Флоренский и С.Булгаков, высланный из СССР в 1922 году и ставший профессором богословия в Париже.
  С.Булгаков верен основной русской идее Богочеловечества, обожествления твари через Духа Святого. Между Творцом и творением нет абсолютного разделения. Есть предвечная нетварная София в Боге, и есть София тварная, проникающая в творение. Несмотря на неопределённость Софии у Булгакова, соотносившего её с различными понятиями, от себя достаточно сделать добавление, что в других философских системах то, что подразумевается под Софией – Мудростью, являет одну из ипостасей св. Троицы у христиан, Тримурти у индусов или одно из начал высшей триады в иудаизме. Космос Булгакова Божественен, божественен и человек, а значит и божественно его предназначение на земле.
  Если С.Булгаков был создателем религиозно – философского общества в Москве, то создателем такого общества в Петербурге стал сам Бердяев, развивавший тему свободы и творческом призвании человека. Сам Бердяев прошёл через марксизм к христианству и это показывает направленность его философии. Конец мира зависит от творческого акта человека, но человеку не удаётся производить творческие продукты соответствующие его замыслам. В этом трагедия человека. Мир дуалистичен и помимо мира феноменального, объективного, есть мир ноуменальный, мир подлинной жизни и свободы. Так считает Бердяев.

               МАРКСИЗМ И КОММУНИЗМ.
  Идейно вредное свободомыслие русского ренессанса было отвергнуто деятелями революции 1917 года, и творческое дело было уничтожено. Лже - религия коммунизма заменило христианство, не исполнившее своего долга и жившего в своём замкнутом мире. В результате революция стала и религией и философией, поскольку имела концептуальную программу и имела свои методы её осуществления. «Очень легко доказать, что марксизм есть совершенно неподходящая идеология для революции в земледельческой стране, с преобладающим подавляющим крестьянством, с отсталой промышленностью и с очень немногочисленным пролетариатом. Но символика революции – условна, её не нужно понимать слишком буквально. Марксизм был приспособлен к русским условиям и русифицирован. Мессианская идея марксизма, связанная с миссией пролетариата, соединилась и отождествилась с русской мессианской идеей. В русской коммунистической революции господствовал эмпирический пролетариат, а идея пролетариата, миф о пролетариате. Но коммунистическая революция, которая была настоящей революцией,  была мессианизмом универсальным, она хотела принести всему миру благо и освобождение от угнетения. Правда она создала самое большое угнетение и уничтожила всякую свободу, но делала это, искренне думая, что это – временное средство, необходимое для осуществления высшей цели». «Они начали утверждать форму диалектического материализма, в которой исчезает детерминизм, раньше столь бросавшийся в глаза в марксизме; почти исчезает материя, которой приписываются духовные качества – возможность самовыдвижения изнутри, внутренняя свобода и разумность. Русский коммунизм есть извращение русской мессианской идеи. Она утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму Запада. В коммунизме есть своя правда и своя ложь. Правда – социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь же в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности всякого человека, к сужению человеческого сознания, которое было уже в русском нигилизме. Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа, и изжит  он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолён, а не уничтожен. В высшую стадию, которая наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобождённая ото лжи. Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом её главный смысл». Так писал Бердяев в 1946 году.
  Сейчас, когда коммунизм преодолён, мы, находясь в другой эпохе видим, что ситуация в чём то схожа с тем, что происходило во время русского ренессанса начала 20 века, хотя мы практически исключили философию, как дисциплину, из нашей жизни. В нас нынешних, огромное «религиозное беспокойство и религиозное искание, это – постоянный переход в философии – за границы философского познания, в поэзии - за границы искусства, в политике – за границы политики в направлении эсхатологической перспективы…» - так характеризовал десятые годы 20 века Николай Бердяев, то, что происходило ровно сто лет назад. Параллель очевидна в той же «устремлённости к русскому самосознанию». Есть огромное желание перемен и, слава богу, нет желания революции. Присутствует понимание гибельности такого пути. Момент самый подходящий для реальных перемен.

                РУССКАЯ ИДЕЯ.
  Заканчивая избирательное обозрение аналитической работы Н.Бердяева, необходимо привести ещё две большие цитаты, суммирующие его представления о том, что являет собой Русская Идея, выделив их крупным шрифтом: «РУССКАЯ МЫСЛЬ, РУССКИЕ ИСКАНИЯ 19, НАЧАЛА 20 ВЕКА, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О СУЩЕСТВОВАНИИ РУССКОЙ ИДЕИ, КОТОРАЯ СООТВЕТСТВУЕТ ХАРАКТЕРУ И ПРИЗВАНИЮ РУССКОГО НАРОДА. РУССКИЙ НАРОД – РЕЛИГИОЗНЫЙ ПО СВОЕМУ ТИПУ И ПО СВОЕЙ ДУШЕВНОЙ СТРУКТУРЕ. РЕЛИГИОЗНОЕ БЕСПОКОЙСТВО СВОЙСТВЕННО И НЕВЕРУЮЩИМ. РУССКИЕ АТЕИЗМ, НИГЕЛИЗМ, МАТЕРИАЛИЗМ, ПРИОБРЕТАЛИ РЕЛИГИОЗНУЮ ОКРАСКУ. РУССКИЕ ЛЮДИ ИЗ НАРОДНОГО ТРУДОВОГО СЛОЯ, ДАЖЕ КОГДА ОНИ УШЛИ ОТ ПРАВОСЛАВИЯ, ПРОДОЛЖАЛИ ИСКАТЬ БОГА И БОЖЬЕЙ ПРАВДЫ, ИСКАТЬ СМЫСЛА ЖИЗНИ. РУССКИМ ЧУЖД РАФИНИРОВАННЫЙ СКЕПТИЦИЗМ ФРАНЦУЗОВ, ОНИ ВЕРУЮЩИЕ И ТОГДА, КОГДА ИСПОВЕДУЮТ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ КОММУНИЗМ. ДАЖЕ У ТЕХ РУССКИХ, КОТОРЫЕ НЕ ТОЛЬКО НЕ ИМЕЮТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, НО ДАЖЕ ВОЗДВИГАЮТ ГОНЕНИЕ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ, ОСТАЁТСЯ В ГЛУБИНЕ ДУШИ СЛОЙ СФОРМИРОВАННЫЙ ПРАВОСЛАВИЕМ. РУССКАЯ ИДЕЯ – ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ, ОБРАЩЁННАЯ К КОНЦУ. ОТСЮДА РУССКИЙ МАКСИМАЛИЗМ. НО В РКССКОМ СОЗНАНИИ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРИНИМАЕТ ФОРМУ СТРЕМЛЕНИЯ КО ВСЕОБЩЕМУ СПАСЕНИЮ. РУССКИЕЛЮДИ ЛЮБОВЬ СТАВЯТ ВЫШЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ НОСИТ СОБОРНЫЙ ХАРАКТЕР. ХРИСТИАНЕ ЗАПАДА НЕ ЗНАЮТ ТАКОЙ КОММЮНИТАРНОСТИ, КОТОРАЯ СВОЙСТВЕННА РУССКИМ. ВСЁ ЭТО – ЧЕРТЫ, НАХОДЯЩИЕ СВОЁ ВЫРАЖЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО В РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЯХ, НО И В ТЕЧЕНИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ. ИЗВЕСТНО, ЧТО ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ ЕСТЬ ПРАЗДНИК ПАСХИ. ХРИСТИАНСТВО ПОНИМАЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КАК РЕЛИГИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ. ЕСЛИ БРАТЬ ПРАВОСЛАВИЕ В ЕГО ОФИЦИАЛЬНОЙ КАЗЁННОЙ, ИЗВРАЩЁННОЙ ФОРМЕ, ТО В НЁМ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ, БОЛЬШЕ ЧУВСТВА БРАТСТВА ЛЮДЕЙ, БОЛЬШЕ ДОБРОТЫ, БОЛЬШЕ ИСТИННОГО СМИРЕНИЯ, МЕНЬШЕ ВЛАСТОЛЮБИЯ, ЧЕМ В ХРИСТИАНСТВЕ ЗАПАДНОМ. ЗА ВНЕШНИМ ИЕРАРХИЧЕСКИМ СТРОЕМ РУССКИЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ГЛУБИНЕ ВСЕГДА БЫЛИ АНТИ – ИЕРАРХИЧНЫ, ПОЧТИ АНАРХИЧНЫ. У РУССКОГО НАРОДА НЕТ ТОЙ ЛЮБВИ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ВЕЛИЧИЮ, КОТОРЫМ ТАК ПЛЕНЕНЫ НАРОДЫ ЗАПАДА. НАРОД, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЕЛИЧАЙШИМ В МИРЕ ГОСУДАРСТВОМ, НЕ ЛЮБИТ ГОСУДАРСТВА И ВЛАСТИ И УСТРЕМЛЁН К ИНОМУ»
  «У РУССКИХ МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ОЧЕНЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЗАПАДНЫХ ЛЮДЕЙ. ЭТО СОЗНАНИЕ БОЛЕЕ ХРИСТИАНСКОЕ. РУССКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ, А НЕ К ОТВЛЕЧЁННЫМ НАЧАЛАМ СОБСТВЕННОСТИ, ГОСУДАРСТВА, НЕ К ОТВЛЕЧЁННОМУ ДОБРУ. У РУССКИХ ИНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРЕХУ И ПРЕСТУПЛЕНИЮ, ЕСТЬ ЖАЛОСТЬ К ПАДШИМ, УНИЖЕННЫМ, ЕСТЬ НЕЛЮБОВЬ К ВЕЛИЧИЮ. РУССКИЕ МЕНЕЕ СЕМЕЙСТВЕННЫ, ЧЕМ ЗАПВДНЫЕ ЛЮДИ, НО БЕЗМЕРНО БОЛЕЕ КОММЮНИТАРНЫ. ОНИ ИЩУТ НЕ СТОЛЬКО ОРГАНИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА, СКОЛЬКО ОБЩНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ОНИ МАЛОПЕДАГОГИЧНЫ. РУССКИЙ ПАРАДОКС ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО РУССКИЙ НАРОД ГОРАЗДО БОЛЕЕ КОММЮНИТАРЕН, БОЛЕЕ ОТКРЫТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ. ВОЗМОЖНА МУТАЦИЯ И РЕЗКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕВОЛЮЦИИ. ЭТО ВОЗМОЖНО И В РЕЗУЛЬТАТЕ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. НО БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ О НАРОДЕ ОСТАЁТСЯ ТОТ ЖЕ, И ДЕЛО УСИЛИЙ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА – ОСТАВАТЬСЯ ВЕРНЫМ ЭТОИУ ЗАМЫСЛУ. ЕСТЬ, КАКАЯ - ТО ИНДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ МАЛОПОНЧТНА БОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНО ДЕТЕРМИНИРОВАННОЙ ЖИЗНИ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА. НО ЭТА ИНДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ОТКРЫВАЕТ МНОГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ. У РУССКИХ НЕТ ТАКИХ ДЕЛЕНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЙ, ГРУППИРОВОК ПО РАЗНЫМ СФЕРАМ, КАК У ЗАПАДНЫХ ЛЮДЕЙ, ЕСТЬ БОЛЬШАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ. НО ЭТОЖЕ СОЗДАЁТ И ТРУДНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЬ СМЕШЕНИЙ. НУЖНЫ С ОДНОЙ СТОРОНЫ – СМИРЕНИЕ, ОТРЕЧЕНИЕ; С ДРУГОЙ СТОРОНЫ – БУНТ, ВЫЗВАННЫЙ ЖАЛОСТЬЮ И ТРЕБУЮЩИЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ – СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ, ЖАЛОСТЛИВОСТЬ; С ДРУГОЙ СТОРОНЫ – ВОЗМОЖНОСТЬ ЖЕСТОКОСТИ; С ОДНОЙ СТОРОНЫ – ЛЮБОВЬ К СВОБОДЕ, С ДРУГОЙ – СКЛОННОСТЬ К РАБСТВУ. У РУССКИХ ИНОЕ ЧУСТВО ЗЕМЛИ, И ЗЕМЛЯ САМА ИНАЯ, ЧЕМ У ЗАПАДА. РУССКИМ ЧУЖДА МИСТИКА РАСЫ И КРОВИ, НО ОЧЕНЬ БЛИЗКА МИСТИКА ЗЕМЛИ. РУССКИЙ НАРОД, ПО СВОЕЙ ВЕЧНОЙ ИДЕЕ, НЕ ЛЮБИТ УСТРОЙСТВА ЭТОГО ЗЕМНОГО ГРАДА И УСТРЕМЛЁН К ГРАДУ ГРЯДУЩЕМУ, К НОВОМУ ИЕРУСАЛИМУ, НО НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ НЕ ОТОРВАН ОТ ОГРОМНОЙ РУССКОЙ ЗЕМЛИ, ОН С НЕЙ СВЯЗАН, И ОНА САМА В НЕГО ВОЙДЁТ. ДЛЯ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА НЕОБХОДИМА КОММЮНИТАРНОСТЬ, БРАТСТВО ЛЮДЕЙ, И ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ЕЩЁ ПЕРЕЖИТЬ ЭПОХУ ДУХА СВЯТОГО, В КОТОРОЙ БУДЕТ НОВОЕ ОТКРОВЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ. В РОССИИ ЭТО ПОДГОТОВЛЯЛОСЬ».

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  Подводя итог, хочется отметить важные недостатки выдающегося труда  Бердяева. Во первых он обошёл вниманием работы таких наших космистов, как Чижевский и Циолковский, излагавших перспективы развития человечества в будущем и общие концепции эволюции. Во вторых он никак не учитывает многотысячелетнюю историю Русской Земли до того, как она приняла христианство и сформировала государственность. Получается история, у которой нет начала, истоков. Хотя это и не входит в категории развития философской мысли, зато открывает многие причины формирования русской ментальности и эсхатологического сознания. В результате такого сиквестированного подхода картина развития русской мысли остаётся неполной. Необходимо в обязательном порядке воссоздать целостный масштаб и мерить идею уже по новым меркам, не ограничиваясь тысячелетним периодом христианства. Надо попытаться по крупицам воссоздать нашу историю, сфальсифицированную немецкими академиками и перестать вести отсчёт с варягов. Это краеугольный камень в основании национальной истории, национального самосознания, национальной идеи.
   На этом  заканчиваются  размышления о «Русской идее» Николая Бердяева, но не заканчивается разговор о самой идее, которая требует ещё своего оформления через следующие работы – «Новое сознание» и «Новая Русская Идея». Трилогия построена по принципу – вчера, сегодня, завтра и, следовательно, мы пока познакомились только с прошедшим.  До новых встреч!


Рецензии
Углубляясь в многотысячелетнюю историю, нельзя ничего понять.
Русской истории - 1039 лет.
До принятия христианства - были русисчи (русы, росы). Как все - народ, обозначавший себя именем существительным.

После принятия христианства - стали обозначаться прилагательным. Это уже - степень, свойство, звание, достоинство...
Так, византийцы называли себя "православные". Различия этносов оставались, но вместе они имели общее прилагателное, звание.

Русские - народ небывалый. Этнос стал званием.
Входящие в него инородцы становятся одним этносом (при этом, не теряют своих корней, сколь бы непостижимо это не звучало).
Пушкин - именно ЭТНИЧЕСКИ русский человек. Потому, что "русский" - это прилагательное.

А национальная идея формулируется много проще:

МЫ ЖДЁМ ДОБРОГО ЦАРЯ.

Когда забываем КОГО ИМЕННО ждем или меняем предпочтения (начинаем ждать кого-то другого) - тогда и случаются все потрясения, революции и философские трактаты...

Владимир Афанасьев 2   28.05.2017 11:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.