Письма о Крыме. Часть первая

Вот сейчас лежу на диване дома и балдею - как хорошо после длительного отсутствия вернуться домой! Три недели мы жили в окружении таких широких просторов, что теперь дома все кажется миниатюрным, аккуратненьким, чистеньким, очень родным и домашним! В первые мгновения пространство квартиры воспринимается вообще необычно, как если б в первый раз я была здесь. И этот дурманящий запах, которым встретил нас дом! Я бы никогда раньше не почувствовала, что оказывается у нас дома пахнет воском. Да-да, сладковатый, приятный такой запах свечей и чего-то еще... сложного для определения словами, но понятного мне теперь, надышавшейся совсем другим воздухом, что это запах МОЕГО дома.

Ну что, начну свое повествование о Крыме, надеюсь, оно будет интересно и будет хоть капельку отражать то, что было на самом деле.

Дорога туда была наполнена предвкушениями! И ни жара, ни духота вагона, ни длительность пути не могли омрачить настроения. Поезд наш прибывал на Симферопольский вокзал поздно вечером, и решено было провести первую ночь именно там. К тому же у нас в течение всего путешествия была необходимость выходить в интернет, поэтому в Симферополе мы расположились в зале ожидания, где был вай-фай. Хотелось спать. Но – увы! – лечь на скамейку в зале ожидания было крайне трудно: деревянные, ребристые скамьи с фиксированными подлокотниками позволяли на себе только сидеть. Но мой опытный и умудренный путешествиями Данил мне подсказал хитрость: лечь на бочок так, чтобы верхняя часть туловища была на одном креслице, а нижняя, поджатые ноги - на втором, а облучок приходился бы как раз в складку на животе. Конечно, спать так не дюж удобно, но я так хотела спать, что все-таки проспала почти всю ночь, переворачиваясь то на один, то на другой бок.

Вообще надо сказать похвальное слово Симферопольскому вокзалу. Во-первых он большой и хоть и не совсем современный, но достаточно чистый, и находиться на нем не противно, как например на Казанском в Москве. А еще у него есть одна шикарнейшая вещь, тем более полезная, что летом наплыв туристов большой, и вокзал при всем желании в своем здании столько не уместит: у этого вокзала есть большие уютные дворы, и центральный дворик самый красивый и уютный. Посредине стоит фонтан с голубями, и везде лавочки и бордюры клумб, так что разместиться есть где.
А наутро мы поехали на троллейбусе в Ялту!
От Симферополя, прямо от вокзала ходят троллейбусы до Алушты и Ялты. Стоимость вполне небольшая.

Кстати, цены в Крыму, хоть и говорят, что их накручивают в туристический сезон, вполне приемлемые. Особенно если изначально определять, на какую сумму рассчитываешь. Мы понимали, что нам не до шику, и все же мы немного шиковали. Думали, что с нашим замахом на количество мест, обязательных к посещению, к концу отдыха будем грызть сандали, но оказалось, что вполне реально найти и жилье по деньгам, и питаться прилично, и передвигаться на транспорте, и посещать некоторые музеи, и даже позволять себе какие-нибудь удовольствия (мы даже сделали некоторые глупые траты - куда ж без того, чтоб где-то да не лопухнуться - и они не сильно сказались на нашем положении).

Итак, мы поехали! Надо сказать, что на тот момент мне все еще не верилось, что мы в Крыму. Несмотря на то, что за окнами было жуть как интересно, а в троллейбусе шла видео-экскурсия по Крыму на телевизорах, я жутко кимарила большую часть дороги - ничего не могла с собой поделать - на лавочках не выспишься как следует. Кстати, ехали мы на новеньком троллейбусе, в то время как в Симферополе на улицах я видела древнейшие тралики - просто допотопные! Наверное годов с 50-60 сохранились. Пучеглазые такие, смешные. И они придавали такую нежнейшую прелесть этим симферопольским улицам!..

Троллейбус шел живописнейшими крымскими дорогами! За окнами сменялись горы и ущелья, горы и ущелья... Куда я попала? В какой рай?

У Данила была мечта подняться на Димерджи, на которой он уже однажды был.    http://vk.com/photo16876910_138338313 Но когда он мне описал подъем на эту гору, я еще дома отказалась. Все же вид этой горы из окна троллейбуса меня впечатлил! И я еще больше утвердилась в своем мнении, что туда с моими способностями к погорамхождению лезть не стоит. Во всяком случае, пока. Впрочем, сегодня, когда возвратившись, мы окинули взором весь пройденный путь, я поняла, что вначале ожидала от путешествия гораздо больше сложностей и тягот, чем оказалось на самом деле. И теперь подумываю, что в следующий раз вполне можно будет штурмовать и Димерджи.

Ближе к побережью я наконец проснулась. За окнами появилось море!.. Такое синее между зелеными горами!.. Синее, и теряющееся где-то в горизонте. Этот вид моря всегда больше всего меня околдовывает: вот есть море, вот над ним небо, а где граница - не видно. Море плавно переходит в небо, а небо также мягко стекает в море. Хотя бывали дни, когда граница была очень четкая.
Но вот мы миновали Артек и вскоре уже приближались к Ялте. Вышли мы немного не доезжая города: нас ждал подъем в Массандру. 

Скажу немного про наш груз, чтобы дать представление о том, что не давало нам парить аки бабочкам. У нас был большой туристический рюкзак, величиною почти с Данила :))) и весом почти как Данил :))), и обычный рюкзак, и палатка, а еще сумка с провиантом и ноутбук. В большом рюкзаке мы везли помимо личных вещей походную газовую горелку (в заповедниках не везде можно жечь костры, да и собирать дрова не всегда хочется, и надо сказать, горелочка эта нам сослужила огромную службу! работая безотказно, она варила нам супчики и кашки, кипятила чай так быстро и так нетрудоемко, что мы были ей очень благодарны, особенно когда после долгого перехода хотелось поскорее поесть и лечь спать), термосок, КЛМН, воду, провиант, два спальника, два коврика плюс всякую дребедень, типа медикаментов, кремов от сгара на солнце, и тому подобного. Короче, у Данила вес груза достигал в разные периоды путешествия от 25 до почти 55 кг (я просто диву давалась, как он с этим грузом идет, да еще идет в гору, да еще и меня на прицепе тянет), а у меня от 7 до 12-15 кг. Если быть точнее, то вот этих нижних цифр наш груз достиг только на обратной дороге, когда уже не было необходимости тащить с собой запас питьевой воды и провиант на ближайшие несколько суток (не везде была возможность пополнить припасы, приходилось запасаться) ( http://vk.com/photo4645390_309347749 ).

В Массандру мы стартанули очень бодро! Сил было еще очень много, задору тоже, груз пока еще выполнял функцию заземления, чтобы не воспарить от радости. И в то же время уже через полчаса подъема в гору (причем подъема вполне культурного, по тенистой ровной дороге) я поняла, что груз-то нехилый! Я еще не втянулась, и с непривычки много идти под хорошим весом было тяжеловато: трудно было набрать полную грудь воздуха, воздуха не хватало. Потом, на следующие дни, было уже иначе, тело мобилизовалось вполне. Но в тот первый день я была еще разболтана и не собрана, и потому видимо, я как раз на дороге в Массандру у меня случилась неприятность: что-то болезненно хрустнуло внутри бедренного сустава. Сперва показалось, что ничего страшного. Дало о себе знать это только вечером, уже в Ливадии. Но это позже.

Мы поднялись в Массандру!

Массандра - резиденция русских царей. Строить Массандровский дворец начали в 1881г. по заказу князя Воронцова (с чьим огромным владением мы познакомимся позже в Алупке), но достроен он был уже после смерти князя, когда дворец был выкуплен для императора Александра III. После смерти императора резиденцию унаследовал Николай II, он повелел достроить дворец в память об отце, но жить в нем царская семья не стала – предпочтение Николай отдавал Ливадийскому дворцу, и Массандра была редко посещаема. А зря! Мне в сравнении с Ливадийским дворцом Массандровский показался просто сказочным! Небольшой дворец, сочетающий в себе множество архитектурных стилей – очень гармонично уживаются вместе готика, барокко, рококо, классицизм, всюду башенки, ниши, фонтаны, львы и химеры, вазоны, завитушечки… и все это окружено тесным кольцом красивейшего пейзажа. Дворец будто заботливо укрыт холмами и горными склонами, пышными кустами и высокими деревьями парка.  Вниз из парка спускается дорога, ведет к Ялте, и терраса в саду выходит видом на море, которое вроде и близко, и все же далеко. Чудный уголок! ( http://vk.com/photo4645390_309340378 , http://vk.com/photo4645390_309340349 )

Сады здесь были разбиты искусственные, завозили многие диковинные растения. Здесь и пальмы, и много необычных кустов и деревьев, но пожалуй самые поразившие нас были 130-летние секвойядендроны гигантские. Это не те секвойи, которые самые большие на земле, но их родственники. Хвойные вечнозеленые деревья громадных размеров и огромного обхвата, прямые и красивые, с множеством перпендикулярных стволу ветвей. Кстати, если наступают сильные заморозки, то эти деревья скидывают не листву, а... ветки! Эдакий веткопад :)) ( http://vk.com/photo4645390_309340238 )

Из Массандры мы спустились в Ялту. В этом городе нас особо интересовало несколько мест, в частности – Армянская Православная церковь.

Церковь стоит высоко на горе (все Крымские города находятся на горах и ходить все время вверх-вниз там нормально), ведут к ней множество ступеней. Сама церковь выстроена в начале XX века в стиле ранних христианских храмов, богато украшена ажурными орнаментами, резаными по камню. Внутри шли ремонтные работы, так что я только заглянула. Внутри было странно: непривычно смотрелись надписи все на армянском, стояли кресла как в католическом храме, чтобы сидеть во время службы, и глядя на иконы можно было  без сомнения назвать национальность Иисуса - он был армянин!

Какое впечатление оставила церковь? Впечатление тени и тишины – не зря изначально она возводилась на месте семейной усыпальницы одного армянского нефтепромышленника. Впечатление средневековой грозности и суровости, уединенности и основательности. http://vk.com/photo4645390_309340700 , http://vk.com/photo4645390_309340727 , http://vk.com/photo4645390_309340932

День был в разгаре. Жутко хотелось освежиться после поезда, подъемов и спусков, жары и пыли. И потому от церкви мы двинулись на пляж. Силы были на исходе. На пляже мы остановились на первом попавшемся месте, не очень удачном. Рядом был причал, с которого по громкоговорителю каждую минуту - я не преувеличиваю! - объявляли о морских прогулках. Мне кажется за те часа полтора, что мы там провели, я выучила все маршруты их прогулок, равно как и географию южного крымского берега!

А встать и уйти, поменять место, сил уже не было. Мы искупались в море, правда, из-за жары, толпы людей и усталости даже не получили особого удовольствия, я бы даже сказала, что я просто не осознала, что я уже купаюсь в море. Кстати, море в Ялте голубое-голубое! Яркое-яркое! и жуть сколько медуз! Они просто везде! Их невозможно обойти или отогнать - все вокруг тебя сплошь в медузах, небольших белых плотных комках, как будто в киселе не промешали крахмал.

На берегу я вырубилась, не в силах больше сопротивляться усталости, а Данил ушел искать жилье на ночь и симкарты.

Жилье снять на ночь не удалось, все было как-то дорого и неудобно добираться, мы были уставшие, мои нервы уже начинали дымиться... Ну и решено было, что отдохнув на пляже, все же надо выбираться за город, чтобы где-то ставить палатку. Ну а раз уж выбираться, то вполне можно двигаться дальше по маршруту, т.е. в Ливадию.

Кстати, Ялта мне очень напомнила Таджикистан вообще и Душанбе в частности, как если бы я попала в свой родной город двадцатью годами ранее: те же неширокие дороги, спуски и подъемы, каменные мощные бордюры по краям дорог, чинары – или как их называют в Крыму платаны, - и засушливый жар лета. Вечереет рано, потому что солнце не растекается над полями и долинами, как в центральной России, а быстро и неожиданно скатывается за горы.

На автобусе мы добрались до Ливадии. Прошлись по парку, осмотрели Ливадийский дворец снаружи, не поняли, отчего им так все восхищаются – на мой взгляд, в некоторых городах вокзалы краше. Даже почувствовала себя как-то смущенно: может, я чего-то не понимаю в красоте архитектуры, но по-моему Массандровский дворец куда интересней. Впрочем, не берусь судить, может быть внутри Ливадийского дворца очень красиво – но внутрь мы не заходили. http://vk.com/photo4645390_309341492
 
Вот как раз в Ливадии дало о себе знать мое бедро: при каждом движении ощущалось как проворачивается бедренный сустав, и это доставляло очень чувствительную боль, так что шла я, почти не опираясь на ногу.

Но надо было уже выбирать место для ночлега! Солнце уже давно перевалило за полуденную отметку. Совсем скоро оно начнет неуклонно и быстро снижаться, а потом провалится за горизонт. Мы решили идти на Ореанду и где-нибудь там разбить палатку.

Увы, Нижняя Ореанда сейчас сплошь застроена санаториями и частными владениями, так что спуститься непосредственно туда нам не удалось. И пока было светло мы просто шли по петляющей дороге в поисках места для ночлега. Слева от нас показалась красивая гора с торчащими вверх скалистыми вершинами, на которых стоял крест, а кто-то из редких встречных нам сказал, что на этой горе можно остановиться, там есть удобные места http://vk.com/photo4645390_309341599 .
 
Мы к этому времени были порядком уставшие! Но за весь поход Данил никогда не подавал виду, да и я старалась не ныть, и все же надо было срочно уже останавливаться. Оставив меня ожидать его у дороги вместе с вещами, чтобы зря не ходить с грузом, он отправился на разведку и вернулся довольно скоро, сказав, что нашел хорошее место.

Место и правда оказалось очень хорошим! Я даже удивилась, как он сумел так быстро найти его и вернуться за мной, потому что место было с обратной стороны этой горы.

Вообще в Крыму обманчивость расстояний не раз удивляла меня. Вот кажется - рукой подать! - и пехаешь еще полдня до какого-то места, а бывает, кажется, это же так далеко, это такая большая гора - а обойти ее можно всего-то за какое-то считанное время.

Но короче, вскоре мы были и правда на чудеснейшем месте на Крестовой горе! Обрамленное большими камнями, скрытое от посторонних глаз, если бы они там были, на ровной площадочке, где мы чудненько разбили палатку. Снизу под нами светились редкими огоньками проезжающие по дороге машины и огоньки какой-то огороженной территории, позади слышались звуки с Верхней Ореанды (лаяли собаки, машины порой проезжали, горели огоньки), но на нашей площадочке было так тихо, так спокойно, так замечательно!

На камнях установили свою газовую горелку и первый раз опробовали сварить на ней картошку с рыбными консервами. Предвижу, что кто-то сейчас может сказать, что мол, ну вы даете, с собой тащить аж картошку! Я сначала тоже подумала, что Данил не прав, загружая с собой такой тяжелый груз. Однако в первый же вечер я оценила такое усилие! Картошечка-то вещь хорошая, да еще если с рыбой, да после такого тяжкого дня! Весь котелок навернули с голодухи :))
Как описать этот вечер и ночь? Воздух был ни холодный, ни жаркий, но очень свежий. Оглушительно громко стрекотали цикады – я все хотела их увидеть, но это было не взаимно. Море лежало большой темной гладью, и было что-то слегка тоскливое в душе от необычности, непривычности происходящего. Я сама казалась себе не собой – или наоборот, лишенная опоры повседневных обыденных вещей и дел, будто очищенная от шелухи, я вдруг оказалась сама собой? Заброшенная за сотни километров от привычной мне жизни, где-то на краю спускающихся в море гор, посреди молчаливого леса и тайн, под взорами невидимых мне обитателей этих гор – существо одинокое и одновременно принадлежащее всему пространству, окруженное его ненавязчивой заботой. Да, на протяжении всего путешествия мне казалось, что пространство, новое для меня, меня сперва рассматривает, потом мне улыбается и начинает мне помогать и обо мне заботиться. Всё было ласково кругом, и хотелось только не нарушить этих мест, не внести нечаянно свой нелепый человечий след, унести с собой все приметы своего здесь недолгого присутствия.

Ночью сквозь сон мы слышали, что по нашему маленькому лагерю кто-то ходит: осторожно так и совсем не страшно. Видно, ежики или кошки забредали на нашу стоянку.

Утро наступило рано – вместе с пронзительными криками чаек, пробуждающими влажный, тихий, ясный воздух, наполненный запахами смолы и хвои. Море переливалось словно какой-то жидкий металл в первых лучах солнца, все так же в дымке растворялись границы неба и воды. На нашем местечке было очень уютно, как будто гора обняла нас своими хвойными ветками, приютила, обогрела, дала ночлег, и так было дружелюбно все в природе!
 
Нам предстоял долгий путь, и мы быстро собрали свой лагерь.

Когда мы шли обратно, у меня возникло ощущение, что эта гора еще и шутница! вчера вечером, усталые, мы так легко и быстро дошли до места ночевки, а сегодня утром едва можем вскарабкаться к дороге! Я так вообще ловкостью не отличаюсь, лезла чуть не на карачках :)). Данилу все нипочем: с двумя занятыми руками, с огромным рюкзаком, скачет с камня на камень, еще меня чуть ли не на себе тащит. Короче, выбирались с горы втрое дольше, чем вечером, вспотели, задохнулись, но все же выкарабкались на дорогу, разделявшую Нижнюю и Верхнюю Ореанду. Зашли во дворик какого-то человека испросить водицы и спросить дорогу дальше, и нам попался очень добрый и спокойный мужичок, который предложил нам не только попить и набрать воды, но и искупаться в летнем душе. Конечно мы согласились!!!!

О радость! О понимание ценности настоящего счастья! Много ли надо человеку, чтобы ощутить себя счастливейшим на свете! Просто холодная вода из шланга, смывающая пот и грязь... Просто вдоволь глотков холодной свежей вкусной воды! И больше ничего. Ах да - доброе слово чужого вроде бы человека.

Навьючив себя снова рюкзаками, мы тронулись дальше, и по дороге нам встречались только добрые люди, радостные помочь и подсказать.

Шли мы на Ласточкино Гнездо. И вот опять пространственный обман! Нам сказали, что идти недалече: по тропе км 3, ну а там уж рукой подать. Блииин... сколько же мы шли! Ну по самой тропе не меньше 5 км отчапали, а как потом оказалось, от тропы еще немного назад надо вернуться по шоссе, а потом еще фиг знает сколько спускаться к самому Гнезду серпантинной дорогой....... http://vk.com/photo4645390_309341907 , http://vk.com/photo4645390_309341874
   
Дорога шла по вполне приличной тропе, называемой Солнечной, по лесу, по горам. Надо отметить один огромный плюс нашего отдыха: практически нигде нас не ели комары! А это много значит!

От шоссе мы ранее видели стоящий в горах красивый белый храм Михаила Архангела, теперь же мы проходили по тропе как раз под ним ниже метров на 100, сквозь деревья только чуточку поблескивали купола на солнце. И вот когда храм остался немного позади нас, а время приближалось обеденное, вдруг среди гор и леса ударил колокольный звон!!! Звонили на колокольне храма. И почти сразу вслед за этим разнеслось мужское хоровое пение!.. Мы замерли. Это было так необычно и так одухотворяюще! Только представьте, что стоите на лесной горной тропе, тишина, сквозь листву проглядывает солнце, где-то много ниже - море, не видное отсюда, и над всем этим несется церковное торжественное песнопение, славящее Бога!....... http://vk.com/photo4645390_309341798
 
В дороге на Ласточкино гнездо вырабатывали выносливость :))
Впрочем, я везде пишу за нас двоих, в то время как наверное ощущения у нас были разные. Данил более выносливый, ловкий, сообразительный, неприхотливый. При гораздо более тяжелых условиях, чем у меня (он все-таки нес основной груз + большую часть ответственности + выслушивал постоянно меня), он конечно переносил поход более бодро и весело. Если бы письмо писал он, оно наверняка было бы наполнено иными эмоциями.

Но дорога на ЛГ хоть и была долгой и нелегкой, была все ж и интересной. Чем? Ну вот даже просто осознанием того, что ты идешь... тебе хорошо... ты идешь... ты идешь.. А что еще надо? на самом деле это путешествие мне так ясно показало и напомнило, что можно от простого действия получать максимум удовольствия и в малейших удобствах находить полнейший рай. Поэтому сейчас этот поход с преодолением усталости, дискомфорта вспоминается как что-то особенно важное во всем путешествии; самое ядро его - это все долгие и сложные переходы и палаточные ночевки.

Сгущались тучи, грозясь пролиться сильнейшим дождем. Поднимался ветер. Ласточкино Гнездо смотрелось очень маленьким и одновременно гордым на фоне темнеющего моря и туч. Вот именно вид на ЛГ издалека и производит наиболее сильные впечатления. Вблизи же.. хм.. ну не очень интересно. Однако спуститься все же стоит хотя бы для того, чтобы увидеть вблизи красивейшие серо-зеленые утесы, которые и увенчаны шпилями дворца Ласточкино гнездо.
Дождь мы переждали, обедая в уютном кафе, после же дождя воздух, наполненный влагой и солнцем, стал тяжелым и душным. http://vk.com/photo4645390_309342294 , http://vk.com/photo4645390_309342335 , http://vk.com/photo4645390_309342408
               
На этом первая часть моего письма заканчивается. Дальше, в вечер второго дня, мы должны были подняться на Ай-Петри – царицу-гору! Успеем ли мы до захода солнца, поставим ли палатку и не попадем ли под дождь – расскажу в следующем письме!

А теперь всех целую и обнимаю! До новых встреч!


Рецензии