Как создавались в 90-е казахские деньги - тенге
Эта книга - продолжение ранее вышедших романов «Утерянный рай», «Непуганое поколение» и «Благие пожелания», объединенных под общим названием "Русский крест". Роман-эпопея "Русский крест" состоит из 5 книг и повествует о судьбе целого поколения советских людей, которым суждено было стать свидетелями и участниками событий и перемен, охвативших нашу страну на исходе XX века. В романе "Вихри перемен" повзрослевшие, возмужавшие герои вступают вместе со страной в начало 90-х. У каждого из них своя судьба -- а вместе -- это судьба поколения. В книге нашли отражение все знаковые события и явления того времени: путч, развал СССР, коммерциализация государственных предприятий, эмиграция, тотальный дефицит, зарождающаяся олигархия и бандитские разборки. Это было время, когда вихри перемен коснулись каждого...
_______________________
"Ну, он там жил. Чтобы не было видно, что он в гипсе, пришлось посадить его за стол. Вот тогда он и заявил во всеуслышанье, что Казахстан выйдет из рублевой зоны. То-то шуму было. И началось! Представители от каждого жуза и рода рванули на прием к высшему начальству. Кого рисовать-изображать на новых деньгах? Все сошлись на том, что на единичке должен быть прародитель всех казахов, великий ученый и философ Аль-Фараби. А вот когда дело дошло до более крупных купюр, тут единого мнения не было. Каждый за своих. Абаю Кунанбаеву удалось разместиться только на двадцатке. А он великий поэт и просветитель казахского народа. Много споров было вокруг Чокана Валиханова. Как изображать? Он ведь служил в колониальной армии! Ну, все-таки решили, что в военном мундире привычнее. С остальными было попроще. Вот они какие теперь!
Амантай берет в руки несколько пестрых разноцветных купюр, складывает их веером, как карты при игре в дурака и несколько секунд любуется ими.
- Не беда, что никаких прижизненных портретов великих ханов и батыров не было никогда. Художники-графики, сидевшие на секретной даче в Англии, хорошо понимали свою задачу. И сумели соблюсти баланс. Чтобы все жузы и роды казахского народа были достойно представлены на первых в его истории деньгах.
- Сам Нурсултан Абишевич правил! Я, Амантай, видел его руку на гравюрах. Видишь, жена, за основу взяты европейские деньги. Чтобы уж было, как говорится, не отличить, - хвастается в конце рассказа он. – Хороши!
- А что так назвали – теньга? Это похоже на деньги.
- Тоже много споров было. Свои деньги! Как назвать? Хотели “сом” или “сум”. Но у узбеков уже есть сомы. У киргизов сумы. Пробовали делать дизайн с названием “алтын”. А потом махнули рукой. Назовем деньги деньгами. Только по-нашему - “теньге”. Теперь это наша уже история. И в ней уже есть свои герои…
…Изначально Казахстан заказывал “теньге” и печатал их в Лондоне. В один прекрасный день, оценив затраты на печать и доставку, Акежан Магжанович предложил простой, но никогда никому не приходивший в голову вариант. Печатать их на месте. В стране. И для этого просто купить на Западе такую же печатную машину. Оказывается, ее стоимость была не больше стоимости партии новых “теньге.” Всего несколько миллионов фунтов стерлингов.”"
Свидетельство о публикации №214022601266