Антра - наследница неба эпилог Ч. III

                Чтение для особо любознательных читателей               

                III. ИНТЕРВЬЮ
              Смыслова-Скородумова группе молодых журналистов
         некоторых научных и религиозных изданий в канун 2000 года
                (стенограмма)

     Возможно, эту часть эпилога вообще не стоило писать,
если бы… если бы не сомнения Ильи Петровича в том, что не
слишком ли роман перегружен сугубо научными текстами и не
следует ли вынести их за рамки повествования. Но тогда
повисает в воздухе главный вопрос – в чём ценность этой книги,
если не в проблеме появления и сохранения человеческого
сознания во Вселенной, проблеме, которой главная герои-
ня романа посвятила свою жизнь, начиная с юных лет?
   «Нужна, нужна обратная связь с читателем, – думал
Смыслов-Скородумов, перечитывая сигнальное издание романа. И он
дал согласие на интервью.

ВОПРОС. Уважаемый господин Смыслов, позвольте вас называть
так для краткости, извините за банальность вопроса - что
изначально послужило поводом для написания романа и насколько
факты вашей биографии соответствуют четвёртому тому
романа? Спасибо.

   – Уважаемые коллеги, если позволите, я начну со второй ча-
сти вопроса, чтобы избавить вас от возвращения к одним и тем
же коллизиям и эпизодам романа. Секретом полишинеля является
ется тот факт, что каждый автор, выступающий в жанре научно
художественного повествования с элементами приключенческого
романа и фантастики, старается сохранить баланс между
вымыслом и реальной жизнью, нанизывая, по примеру Дюма
старшего, свои фантазии на «гвоздь истории». У хорошего художника
яблоко, изображённое на натюрморте, может даже возбудить
дить слюнные железы. Но мы прекрасно знаем, как обманчиво
это впечатление. Яблоко может оказаться и кислым, и горьким,
и вообще без запаха и вкуса. Да, многое, изложенное в романе,
является фактами моей биографии, но где на самом деле мне бы-
вало горько, а где кисло, давайте вынесем за скобки. тем бо-
лее, что не в этом смысл данного интервью.
(смешки в зале, два три вялых хлопка в ладоши.)
    Теперь об «изначальном поводе». Да не было никакого
конкретного повода. По мере публикации моих статей по истории
естествознания, особенно по истории естествознания XVII века,
ставшего самым ярким прорывом в познании законов природы за
за весь период, начиная с греческой натурфилософии,
накапливались вопросы, ответы на которые не укладывались в
рокрустово ложе научной публикации.

                551
   
Все выдающиеся учёные XVII века жили в эпоху, предшествующую
краху абсолютистских монархий, в эпоху формирования
третьего сословия и в эпоху, предшествующую Великому
французскому Просвещению. Именно оно впервые бросило вызов
религиозному мракобесию. Один из парадоксов развития
естественно-научного потока сознания в XVII веке состоит в том,
что творцы нового мира, пилигримы грядущих научно-технических
революций, в большинстве своём были глубоко религиозными людьми,
но именно они стали разрушителями многих богословских догм.
Этот парадокс не мог не привлечь моего внимания, как историка
науки. Были и другие исторические феномены. Например,
великое преображение России.
Благодаря гению и воле Петра I эти преображения органично
впитали в себя все научные и инженерные итоги XVII века. не
правда ли, при желании в этом можно увидеть и некую сакральность?
Были и другие побудительные мотивы.
наконец, я попытался реализовать свою давнюю мечту – написать
приключенческий роман для юных романтиков, каким и я
был когда-то. извините за слишком пространный ответ.
В дальнейшем постараюсь быть более кратким.

ВОПРОС. Уважаемый господин Смыслов, как возник образ главной героини?

   – Представьте, он возник спонтанно, это была внутренняя,
что ли, наработка образа, возникшего из моих предыдущих
жизненных одиссей, не связанных напрямую с научной тематикой.
давайте считать его вымышленным, это избавит меня от целого
ряда вопросов личного характера.

ВОПРОС. Господин Смыслов, как широко вы пользовались архивными
материалами и мемуаристикой?

  – Много и часто по мере получения достоверных сведений
о частной жизни современников главных героев и о конкретных
исторических событиях первых десятилетий XVIII века.

                552

ВОПРОС. Ваше отношение к главной героине романа?
Можно ли полюбить женщину, которая сама говорит о себе,
что она не совсем человек?

  – Попробуйте написать роман и не влюбиться в своего
главного героя.
(смех в зале, аплодисменты.)
Во-первых, она вполне человек. Что же касается её уникальных
способностей, например, к левитации, то, если помните, сам
Мастер Ньютон отнёс это свойство Антры к её личной сверх
гениальности, но отказался толковать это в расширительном смысле,
как проявление общеизвестных к тому времени законов гравитации
Как человек религиозный, он вполне мог допустить, что
это её свойство есть редкий, исключительный случай и особый
дар. но вот чей? если помните, влюблённый Ньютон восклицает:
«только дьявол может быть так прекрасен умом и телом».
(В зале смех, крики: «браво Антра, браво Ньютон, вот бы мне
такую...»)

ВОПРОС. Господин Смыслов, кто является прототипом
герцога де ла Фош, вашего Молчальника? и почему он герцог?

   – Это обобщённый образ крупного учёного времён ренессанса.
Какие-то черты Молчальника как учёного и мыслителя присущи
многим пионерам науки и философам, таким как Николай
Коперник, Тихо Браге, Рене Декарт, Исаак Ньютон, Роберт Бойль,
Готфрид Лейбниц, Фрэнсис Бэкон, Мишель Монтень, наконец.
Почему он герцог? А вы хотели, чтобы он был свинопасом?
Даже в наше просвещённое и либеральное время свинопасы
великих открытий не делают. Молчальник прежде всего символ
гуманизма и преданности идеям просвещения и научного познания
Вселенной, независимо от его принадлежности к высоким
дворянским титулам.
А его внучку, если помните, просто тошнило, когда её называли
герцогиней.
(из зала: «А комсомолкой её не называли?»)

                553

ВОПРОС. Господин Смыслов, почему ваш роман носит явно
антиклерикальный, антицерковный характер, прокламирую
щий неверие в истину Божию?

   – Это хороший вопрос, спасибо. Простите, ваше имя?
   – Протодиакон Афраний.
   – Поздравляю, прекрасное имя. Значит, вы тёзка главы тай-
ного сыска Понтия Пилата, если верить Михаилу Булгакову?
Впрочем, надеюсь, кроме имени у вас с ним нет ничего общего.
(из зала: «надейтесь, Илья Петрович, отец Афраний, судя по
возрасту, ещё с лубянскими Пилатами был и в службе и в дружбе».)
– Господа! Где ваша политкорректность? Стыдно, право, нападать
на человека. Вместо этого я предлагаю всем подумать, откуда у
людей такая мания создавать себе кумиров? достаточно вспомнить
армии фанатов футбола и рок-музыки. есть такой банальный каламбур:
Кумиромания сознания. К вопросу протодиакона
это имеет самое прямое отношение.
   Итак, я отвечаю. Я ничего не имею против глубоко религиозных
людей, живущих в мире с тем нравственным идеалом, который они сами
вырастили в своей душе. Они никому не навязывают себя, не
кликушествуют.
Эти люди, как правило, толерантны, они очень скромны и миролюбивы
Собственно, им, по большому счёту, и церковь не нужна, они сами себе
церковь. Нет нужды повторять, что вопрос Веры сугубо личный, сугубо
интимный.
А демонстрировать свою религиозность публично, в СМИ и по
телевидению, могут только люди либо недалёкие, либо делающие
это из корыстных, либо ложных побуждений.
(из зала: 
   - "Именно так!»
   – «Да нет, не так!..» –
   - «Эй вы! дайте послушать!»)
   
 – Итак, существует неоднократно проверенный исторический
тест: возврат дремучей поповщины в ущерб просвещению и
прогрессу свидетельствует о крахе господствующей в обществе
идеологии, о крахе экономическом и наступлении общего кризиса.
Но как фундаментальное понятие и неустранимое свойство
вашей личности Вера не есть монополия церкви. Религиозное
сознание, как и научное, истинно само по себе в силу
убеждённости и Веры конкретного человека в ту парадигму
идеалистического или естественнонаучного взгляда на мир, который
данный человек приемлет для себя сегодня, сейчас!


                554
Запомните раз и навсегда - главное свойство Веры -
её ИНВАРИАНТНОСТЬ и ОБРАТИМОСТЬ. Вера отдельного человека
реализует  себя в любой из предлагаемых парадигм, любого
богословского, или естественно-научного взгляда на мир.
Личная Вера человека не принадлежит ни богу, ни патриарху,
ни президенту, ни воинскому начальнику, ни чёрту.
По поводу обратимости тоже всё понятно. Сколько людей
за свою жизнь меняли одну религиозную парадигму на другую:
из христианства в ислам, из  иудаизма в христианство, из ислама
в буддизм, из буддизма в даосизм и ламоизм, не говоря уже о
конфуцианстве и рецидивах язычества.
Повторяю, Вера – есть неустранимое свойство человеческой
личности, и распоряжаются ею люди в силу своей свободы выбора
и свободы воли, частично ограниченных рамками происхождения,
образования, среды обитания, как и вследствие физических
и психических травм, полученных в войнах и природных катастрофах.
(Протодиакон: «Но это же ересь, то что вы говорите о Вере!»)
   – Я не сказал ничего нового, читайте философов прошлых
эпох и современных, и там вы найдёте то же самое. Но в Ро
государственной  собственности – недвижимости и земель.
И всё это за счёт граждан страны, на три четверти не считающих себя
религиозными людьми. А введение в школах Закона божия вместо
астрономии это откровенный саботаж, подобное явление иначе,
как мракобесием, не назовёшь.
И, наконец, признайте: между религиозным и научным
сознанием существует принципиальная разница. В отличие от
богословских школ с её неизменными застывшими догмами и
начётничеством,  естественнонаучное сознание исповедует ПРИНЦИП
РАЗВИТИЯ. В романе отражено умонастроение научного, широко
образованного сообщества.
(Протодиакон: «Это клевета на церковь, проповедующую слово
божие, на нём взросла Вера».)
   – Ах вот как? тогда скажите мне, вне человеческого сознания
возможно ли существование бога?

                555

Ответ лежит на поверхности – нет сознания, нет и бога. 
Объясните мне тайну происхождения человеческого сознания, а потом
уже говорите о богах, которых это сознание и сотворило, начиная
от древних тотемов и языческих богов и до многоликого воплощения
монотеизма. Протодиакон, у меня нет малейшего желания обидеть
вас лично и поколебать вашу религиозную убеждённость.
Но и вы должны понять: монополия церкви на понятие Веры, как
религиозного феномена, утрачена и утрачена навсегда.
Поверьте, вам будет легче жить и молиться вашему богу, забыв
об этой монополии, предоставив людям самим выбирать свой
символ Веры, но естественно в пределах нравственных и правовых
норм общества.
(Протодиакон: «Не богохульствуйте, истина в слове божием!»)
   – Эка хватили, протодиакон. Истина – вещь столь же
относительная, сколь относительно истинны Библия, Тора, Коран и
Буддизм – столпы монотеизма. Если бы это было не так, монотеизм
давно бы слился в одну церковь. Вы хотя бы раз стояли в
третьяковке перед гениальным полотном Николая Ге «Что есть истина?"
Она произвела такое впечатление на российскую молодёжь, вызвала
такое кипение страстей, что император приказал снять её с выставки
и уничтожить. Какое счастье, что  картину спас Третьяков, успев
купить её у Николая Николаевича.
Кстати, протодиакон, какое у вас образование, если не секрет?
(Протодиакон: «Я окончил «пед» по физике и математике и
до принятия сана работал в средней школе».)
   – Да что вы, как интересно. Я помню ваш институт, студенческое
братство, походы, комсомол, барды... А как пели "Бигантину"
Павла Когана: «Пьём за яростных, за непокорных, за презревших
грошевой уют <…> Флибустьеры и авантюристы – братья по крови,
горячей и густой...» Кто же так охладил вашу кровь, протодиакон?
Я всегда завидовал одарённым математикам. Вам бы квантовой
механикой заниматься и связью её парадоксов с парадоксами нашего
сознания, а вы свой, быть может, уникальный талант разменяли
на заплесневевшие библейские постулаты.
(Протодиакон: «Это так вы назвали заповеди Христовы?»)
   – Да не Христовы, протодиакон, не Христовы. Этот свод
нравственных правил, как подтверждают археологические
находки, были составлены некими жрецами ещё лет за 700 до
рождества Христова. Есть такие науки – библиология и
кумрановедение.

                556

Я всем советую внимательно прочесть книгу Зигмунда Фрейда
«Табу и тотем», написанную, если мне не изменяет память, ещё
в 1913 году и изданную в России в 1923 году. Она посвящена
зарождению в человеческом сознании первых примитивных форм
религиозности. Вспомните хотя бы пантеоны языческих богов
древнего Египта и Греции. Схема возникновения религиозного
сознания универсальна: от суеверий к мифологии, от мифологии к
боготворчеству и от него – к богословию, то есть к автономно
замкнутой философской системе идеализма. Попавший в эту
изолированную систему человек всю свою жизнь так и будет
ходить по кругу. В отличие от богословия естественнонаучный
поток сознания – это путь открытого поиска и трудных восхождений
к тайнам природы. Выбор за вами, господа.
Хочу напомнить тем, кто забыл, и объяснить тем, кто об этом
не читал и не слышал, что современное научное представление
о возникновении человека и человеческой цивилизации исходит
из АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА происхождения жизни.
Когда-то Демокрит утверждал, что во Вселенной нет ничего кроме
ме атомов и пустоты. Антропный принцип утверждает, что все
объекты во Вселенной от протооблаков космического газа до
высокоорганизованной органической материи состоят из элементарных
частиц и силовых полей, таких как электромагнетизм,
слабое взаимодействие, сильное взаимодействие и гравитация.
Антропный принцип утверждает, что мы живём не только в наилучшей,
но в единственно возможной для жизни Вселенной.
Эта возможность обусловлена строгим соотношением всего
нескольких вселенских постоянных, таких как гравитационная
постоянная, постоянная Планка, константа, обратная скорости
света, заряд электрона и его масса и ещё нескольких физических
констант. Реальность существования этих констант подтверждена
и многократно проверена экспериментом и строгими математическими
теориями. но для того, чтобы существовал хотя бы простейший
___________________________________________________________
* библиология – наука об исторических корнях происхождения
богословских текстов. была под запретом до 1875 г. Кумрано
ведение – исследование текстов, обнаруженных археологами в
Кумране, ареале обитания древних семитских племён.

                557

атом, атом водорода, необходимо, чтобы масса электро-
на была меньше, чем разность масс нейтрона и протона. В про-
тивном случае протону, составляющему ядро атома водорода,
было бы энергетически выгодно захватить свой единственный
электрон, превратившись в нейтрон и испустив антинейтрино.
Это привело бы к исключению одного из фундаментальных взаимо-
действий – электромагнитного. А это значит, что никаких атомов
и молекул, в том числе нуклеотидных и белковых, не существовало
бы. И жизнь, в том виде, в котором она появилась на Земле,
никогда бы не возникла. И никогда бы не было во Вселенной ни
человека, ни человеческого сознания, способного творить не
только богов, но что более важно – осуществлять научно
промышленные революции, создавшие современное, но ещё далёкое от
совершенства общество. Только человек, вооружённый этим знанием,
способен противостоять религиозным, антинаучным и бюрократическим
нападкам на научный прогресс и отстаивать необходимость широкого и
общедоступного образования российской молодёжи.
Собственно человеческая цивилизация в том виде, в котором
она сложилась к концу двадцатого столетия приближается к
точке перелома. Эгоистические монстры человеческого сознания
всё время оказываются победителями в схватке с нравственными
и духовными императивами. Всему виной наш дуализм, соединение
животной плоти с разумом, вещества с бесплотным гением.
В нас каким-то противоестественным образом уживаются Homo
Sapiens и Нomo Terrible. Как тут не усомниться в психической
адекватности тех, или того, кто сотворил подобного монстра?
(Крик из зала: - «Да вы опасный еретик, профессор. За такие
слова можно и на костёр угодить».)
Спасибо на добром слове, господа.

ВОПРОС. Уважаемый Илья Петрович, в одной из статей вы
сравнивали веру с бозонами – переносчиками взаимодействия
в микромире. Поясните подробнее.

   – Вы знаете, этот пример с переносом взаимодействия по
аналогии с бозонами довольно прямолинейная метафора, и мне
самому она не нравится. Я как-то использовал её в пылу полемики
подчёркивая тем самым инвариантность Веры, о которой мы
говорили несколько минут назад.


                558

Всё обстоит сложнее. Вера – это врождённая адаптивная
активность, без которой человек не способен обрести своё эго
– стержень внутренней самодостаточности, необходимый для
формирования личности во всём её многообразии и для вживания
в социальную среду. Но у каждого человека Вера имеет свою
родословную и свою психическую структуру.
Символ Веры начинает формироваться в раннем возрасте
по принципу хорошо-плохо. Первый символ Веры – это родившая
нас женщина. Если двух-трёхлетняя кроха видит, что люди
и окружающий его мир хорошо относятся к его маме, значит это
хорошие люди и хороший мир. Если они плохо относятся к его
символу Веры, значит это плохие люди и это плохой мир. так
начинается адаптация личности и адаптация Веры. и в основном
формирование личности происходит, как убеждены психологи,
уже к пятилетнему возрасту. А дальше всё идёт по восходящей в
зависимости от семьи и среды обитания.Решающее значение для
развития гармоничной личности имеет воспитание в социуме
и широкое образование. На его базе и формируется с возрастом
мировоззрение человека. Адаптивной активности мы обязаны
такому свойству личности, как любознательность.
Ещё Платон говорил, что любознательность есть первое начало
философии. Любознательность становится главным проводником
феномена Веры как неустранимого свойства личности. Выбор
того или иного символа Веры часто определяется склонностью –
довольно тонким понятием. Склонности могут совершать некие
колебания и вибрации, смещения возрастные и привнесённые
извне. На формирование склонностей мощное влияние оказывает
сексуальная доминанта (либидо по Фрейду). Впрочем, влияние
этой склонности на религиозность сознания чаще проявляется
у женщин, нежели у мужчин.
Психофизические склонности женщины более тесно связаны с
эмоциональными переживаниями и областью неосознанного.
Это давно и хорошо изложено во всех курсах по психологии,
психиатрии и сексопатологии.
Сексуальные влечения женщин с возрастом часто сублимируются
в религиозную экзальтацию. Это тоже из курса психиатрии. Далеко
не каждая глубоко религиозная женщина догадывается, что

                559

в формировании образа иисуса Христа или Магомета в
её подсознании активно участвует и её либидо. Эти оба символа
Веры выступают в роли латентных (скрытых в подсознании женщины)
секс-символов и усугубляют её религиозную экзальтированность.
Склонности человека формируются также с участием
его генотипа, с преобладанием аналитического или чувственно-
созерцательного мышления. Это, как правило, неравновесный
симбиоз с преобладанием одного из генотипов. Дрейф склонно-
стей человека может быть итогом посттравматических синдромов
психики, как последствия войн и катастроф, о чём мы уже говорили.
Девичий голос из зала:
   – Извините, профессор, меня попросили напомнить…
   – У вас вопрос, юная герцогиня?
(Взрыв хохота: «Антра, это вы?.. да нет, это Машка из МК».)
   – Понимаете, Илья Петрович, на проповеди один священник
в Санкт-Петербурге доказывал, что положительные заряды
в ядре атомов, которые отталкиваются друг от друга как одно-
имённые, не разлетаются благодаря силе божьего духа, и только
поэтому возможно существование материи. А на самом деле?
неужели это правда?
   – Скажите, юное очаровательное создание, что у вас было по
химии в школе?
(В зале тишина, чей-то нервный вздох.)
   Какое выразительное молчание. А что вы хихикаете, моло-
дой человек? Может, вы у нас специалист по силе божьего духа?
Вы знаете, господа, я с содроганием смотрю на пандемию неве-
жества и элементарной необразованности российской молодёжи
последнего десятилетия. Маша... Вас действительно так зовут?
Ах, Марина? так вот, Марина, выражение «дефект массы» вам
знакомо, надеюсь? Нет-нет сидите, мы ведь не на уроке. Я понимаю,
журналистика – одна из увлекательнейших профессий на
свете. Сам грешен, не раз и не два отмечался в газетах и в
интернете. Но профессионал потому и профессионал, что должен
быть подкован на все четыре лапы. Так вот, о силе божьего духа.
 Атомы одного и того же элемента имеют строго постоянный
положительный заряд, а количество нейтронов может отличаться
у разных атомов  этого элемента. Это понятно? слово «изотопы»
ещё не забыли? Поэтому в таблице Менделеева номер элемента и его
атомная масса различаются практически вдвое. Номер элемента -
это число положительных зарядов в атоме любого элемента, обозначим
символом А, а атомная масса равна А + N, где  N количество нейтронов
в данном атоме данного элемента.

                560

Для простоты возьмём атом дейтерия, состоящий из протона
и нейтрона. Теоретически,  в сумме, протон и нейтрон имеют
постоянную атомную массу. В реальном атоме дейтерия общая атомная
масса на неизмеримо малую величину меньше, чем теоретическая.
В знаменитое уравнение Эйнштейна E = mС2 скорость света входит
во второй степени. Незначительный дефект массы порядка
10 в степени (–27) г атома дейтерия мы умножаем на скорость
света в квадрате, а это колоссальная величина. На отрыв в
атоме дейтерия протона от нейтрона приходится энергия около
2,2 мегаэлектроновольт (МэВ)*. Это чудовищная сила, овладеть
которой мечтают физики всего мира. Именно ядерная сила сжимает
положительные заряды ядра всех элементов. Так что на роль
Божьего духа претендует дефект массы, переходящий, по уравнению
Эйнштейна, в энергию ядерного сжатия.
(В зале подчёркнуто редкие хлопки.).
   -Разрешите ваши бурные овации считать победой разума над
мракобесием. Ваш скепсис понятен. Пришли на интервью, а
попали на урок химии. А чего вы ожидали? Какие вопросы, такие
и ответы.

ВОПРОС. Уважаемый господин Смыслов, я читал ваши статьи
о кризисе цивилизации. как этот роман соотносится с
вашим мировоззрением?
  -Благодарю. Хороший вопрос.
  - Дело в том, что к исходу ХХ века стало очевидно: научный,
а значит, экономический и социальный прогресс уже невозможны
без овладения тайнами Космоса и информационностью Вселенной,
включающей в себя и такой сверхмощный аналитик и накопитель
информации, как человеческое сознание.
Работа таких учёных, как Идлис**, косвенно подтверждают
абсолютную, замкнутую на себя, информационность Вселенной.
Астрономы, занявшиеся в начале XX века изучением строения
звёзд, вдруг обнаружили, что изучают строение ядра атома. Чем
не аргумент в пользу теории ВИЗ***?
* В одном грамматоме дейтерия содержится энергия сжатия равная 2,2
МэВ 2,6 Х 10 в степени (23) атомов, или 1,32 ; 10 в степени (24) МэВ.
**Идлис Г. М. – историк науки, автор книги «Революции в астрономии, фи-
зике и космологии» («наука», 1985 г.).
*** ВиЗ – Вселенная информационно замкнутая.

                561

ВОПРОС. Способна ли религия в современном мире бороться
с этими монстрами эгоистического сознания, с этими
Homo Terrible?
   – Религии не только не укротили этого монстра, но в своих
устремлениях к гегемонии над человеческой психикой только
разжигали суеверия и обоюдную ненависть. Первое тысячелетие
новой эры началось с жестоких расправ над ранними христианами
 со стороны официальной языческой религии императорского
Рима. Второе тысячелетие отмечено чудовищными преступлениями
инквизиции начиная с XIII века и не менее чудовищными
преступлениями радикального ислама в наше время. Необходимы
поиски альтернативы, необходима переориентация общественного сознания.
всей мировой научной элиты, новых планетарных институтов,
чтобы эта ненависть не захлестнула и третье тысячелетие. Чисто
военные меры здесь не эффективны.

ВОПРОС. А как же усилия понтифика Папы Павла Иоанна второго,
о котором вы с симпатией пишите во вступлении
к роману, по сплочению церквей под эгидой единого Бога?

  – Спасибо, хороший вопрос. Да, много лет назад Павел Иоанн
Второй делал попытки к сближению христианства с исламом и
иудаизмом, даже проводил совместные службы. Но дальше дело
не продвинулось. За каждой церковью стоит государство, а
государство, в принципе, не может согласиться с идеей экуменизма,
так как церковь как инструмент власти выпадет из мощной
государственной десницы. Особенно это видно по поведению
русской православной церкви. Понтифик делал также попытку
примирить библейский вариант происхождения Вселенной с
теорией большого взрыва, но для этого пришлось бы коренным об-
разом пересмотреть старый и новый заветы и принять возраст
Земли и картину эволюции Вселенной в соответствии с самыми
современными космологическими теориями. А это значит
согласиться с той скоростью света, которая входит во все расчёты
астрофизиков и космологов. А это, в свою очередь, значит, что
при размерах Вселенной порядка 13–15 миллиардов световых
лет вопрос коммутации с создателем в прямом смысле повисает
в бездонном Космосе. Либо следует принять такую версию, что
создатель послал весточку еврейскому рабочему Савлу (читай –

                562

Павлу) родом из римского пригорода Тарса ещё 13 миллиардов
лет назад, то есть за 8,5 миллиардов лет до возникновения
Солнца и солнечной системы с крохотной песчинкой под
названием планета Земля.

ВОПРОС. Вот вы всё время говорите мракобесие, мракобесие,
а как его отличить от светлобесия?
(В зале дружный хохот.)
 
   - Браво, прекрасный вопрос. Кстати, спасибо за «светлобесие",
ваша склонность к словообразованию делает вам честь
    Что ж, для краткости по пунктам:
1. Лишение человека права под каким-либо давлением госу-
дарства, церкви или семьи знать о современном уровне научных
представлений об устройстве Вселенной, строении вещества,
эволюции звёзд и галактик – есть мракобесие, толкающее человека
в объятия церкви, и того хуже – в объятия изуверских сект,
нацистских и фундаменталистских террористических группировок.
2. Наступление государства (часто вопреки конституции)
на гражданские и политические права граждан – это тоже вид
мракобесия. Любой запрет на свободу воли и свободу выбора есть
мракобесие.
3. Потакание низменным инстинктам, наркомания, алкоголизм,
полная апатия человека к жизни общества, да и к своей
собственной, низводящие человека до уровня животного – это
ведь тоже путь вниз. А любой путь вниз от современного уровня
цивилизации и есть мракобесие.
Можно было бы и продолжить, но и этих трёх позиций
достаточно, чтобы лишить человека способности на выработку
собственного мировоззрения. А человек, лишённый современного
взгляда на мир, становится лёгкой добычей демагогов
всех мастей .
По моему глубокому убеждению существуют лишь два абсолютно
нравственных императива, достойных Homo Sapiens:
   – Первый – признание высшей ценностью на планете Земля
человеческой жизни и человеческого сознания;
   – Второй – сохранение человеческого сознания во Вселенной,
как высшего уровня её эволюции. Это та проблема, которая,
начиная с XXI века, станет наиболее актуальной и накладывает

                563

особую ответственность на человеческую цивилизацию – носителя
сознания в безграничном космосе. И тут я не могу обойти
вопрос соотношения масштабов мыслящей личности и Вселенной.
Человеческий мозг составляет 1 х 10 в степени (–25)см часть
расстояния от Земли до «видимого горизонта Вселенной». и вот эта,
геометрически неизмеримо малая величина по масштабу владения
информацией эквивалентна, или равновелика, всей наблюдаемой
Вселенной и, более того, изучает эволюцию всех видимых с
Земли объектов космоса, а их миллиарды.
Вопрос всем – подходит ли этот феномен под определение
«светлобесия»?
(В зале смех, всеобщее оживление и аплодисменты.)

ВОПРОС. Господин Смыслов, объяснитесь, пожалуйста,
по поводу трёхсотлетнего возраста вашей героини?

  – А что тут объяснять? родилась триста три года назад, но на
самом деле ей по всем физиологическим и психо-физическим
параметрам около 30 лет. Я думаю, что через несколько десятков
лет многие люди, при желании, смогут проходить такую же
космическую «чистку» и спокойно жить если не триста, то сто
пятьдесят или двести лет, оставаясь молодыми, полными сил людьми
Если раньше человек совершенствовал технику, создавал
механизмы, приборы, новые металлы и сплавы, искусственные
материалы, электронику, авиацию и ракетную технику, то теперь
очередь за человеком, за его генеральной реконструкцией.
В этом смысл прогресса XXI века. Слишком уязвима наша бренная
 плоть, страдает от недостатка питательных веществ, подвержена
авитаминозам, нарушению обмена, чувствительна к резким
атмосферным колебаниям, не может жить без защищающей её
микрофлоры. Наша способность мыслить также находится под
угрозой деградации из-за слабого сопротивления различного
рода психотропным воздействиям. Пора, пора, браться за нашу
несовершенную плоть. Эти технологии интенсивно развиваются
во многих медицинских центрах. Могли ли люди каких-то 100
лет назад поверить, что можно трансплантировать основные
органы человека, прежде всего, сердце? А пересадка почек уже
стала обыденностью. очередь за регенерацией органов из
собственных стволовых клеток. И это не фантастика!

                564

ВОПРОС. Уважаемый Илья Петрович, позвольте дополнить
предыдущий вопрос. Речь идёт о «прямой сборке» и о
«резонансах», о которых вы говорите в четвёртом томе ро-
мана. Не является ли эта сборка прямым доказательством
сотворения человека Творцом, а библейская версия лишь
упрощенное, мифологизированное пересказывание квантово-
механической сути «творения».

   – Спасибо. Я ждал этот вопрос. Проблема находится в контексте
глобальной информационности Вселенной, содержащей любое, сколь
угодно сложное программное обеспечение для продуктивной деятельности
мыслящих существ в любом уголке Вселенной, простите меня за слово
«уголок». Считывание информации, заключённой во Вселенной, возможно
только в случае, если она есть не что иное, как универсальная голограмма
как объёмная интерференционная матрица, в каждом фрагменте которой
находится нужный вам пакет программ. таким образом, если вы
уж так стремитесь обосновать наличие Творца, то следует
признать его сверхгениальным учёным, но форма его небесного бытия
и есть мировая голограмма. Вы понимаете, что в этом контексте
слово «бог» не более чем метафора. Скорость обмена информацией
в масштабах Вселенной определена скоростью света. Для нас такая
скорость обмена бесконечно мала. Это правило запрета было
 математически обосновано Антрой де ла Фош на основе её работ
по математическому
моделированию процессов познания. Наш личный космос – это наше серое
вещество, пронизанное пси-полем.
Если говорить о механике прямой сборки, упомянутой в романе,
то там речь шла об элементном обновлении всего организма по
программам генетической наследственности. Звучит это как мистика,
или уж слишком смелая фантастика. Но это та реальность,
к которой рано или поздно, надеюсь, до истечения XXI века,
придёт новая медицинская наука. Что это сулит для человечества?
Практическое бессмертие. Подчёркиваю – для человечества, но
не для отдельного человека, так как его реальное бессмертие
синоним бесконечного ужаса космического одиночества. Вырваться
из космической изоляции человечество сможет, если преобразует свои
земные тела в более жизнестойкую, простите– космостойкую систему.

                565

Без модернизации носителя сознания – человеческого тела
– невозможны никакие межзвёздные вояжи. Вот главный смысл
того, о чём в неявном виде написано в романе. Иначе не видать
будущей цивилизации зон Дайсона* как своих ушей.

ВОПРОС. Уважаемый Илья Петрович, как соотносятся
между собой «матричная программа стереотипов памяти мозга»
по Бехтеревой и «чипы сознания» по Антре де ла Фош?
Спасибо.
 
  – Сложный вопрос. В гипотезе Бехтеревой есть рациональное
зерно. Суть гипотезы в том, что отклонения от матричной
программы памяти мозга, в существование которой она верит,
контролируются, по её мнению, так называемым детектором
ошибок. Сам детектор, как считает Бехтерева, расположен в
гипоталамусе. В упрощённом виде работу детектора ошибок можно
представить по аналогии с поведением «вохры» – охраны
зэков, работающих где-нибудь на лесоповале: «шаг влево, шаг
в право от психической нормы – стреляю». Но всё обстоит на-
много сложнее. Существует самый широкий набор устойчивых
поведенческих матриц памяти для каждой из глубоко чуждых
друг другу религиозных конфессий, для нетрадиционных сексуальных
групп, для лиц наёмного труда от рабочих до академиков, для рантье
и для крупных воротил бизнеса. И внутри каждой группы есть свои
нормы, свои, одобренные большинством, «матрицы памяти поведения».
При пересечении поведенческих реакций конфликт интересов может
вырасти до фанатического взаимного неприятия. А там всего один шаг
до выхода за пределы прав личности на свободу и риск психических
рецидивов. Поэтому гипотеза Бехтеревой носит самый общий характер
применимый к конкретной социальной, племенной или религиозной
группе. то, о чём говорит Антра, относится не к группе лиц, и
даже не к отдельной личности. Она говорит не о готовых «матрицах
памяти мозга»; оставим это всё на совести Бехтеревой,
на совести Юнга с его стереотипами сознания и на моей совести
(я имею в виду мою теорию резонансов). В последние годы жизни
Бехтерева обратила внимание на проблему экстрасенсорных
__________________________________________________________
* Зоны Дайсона – искусственно созданные колонии
в околосолнечном пространстве и в более удалённых
 областях космоса.


                556

способностей сознания человека. Тему «запретную» в формальной
материалистической науке о сознании. Но дать расширенное
толкование этому психическому феномену, как учёный, она не
успела или просто побоялась заглядывать за запретный для себя
предел, так как уже приняла православие.
В трудах Антры де ла Фош есть интереснейшая мысль: нейромеханизм
экстрасенсорики подобен механизму образования ковалентной
химической связи, когда для протекания акта химического взаимо-
действия необходимо спаривание электронных пар двух элементов.
Таким же образом происходит спаривание информационных пси-полей
двух человек. Если вы ещё не забыли основы теории химической связи
 – это аналогично гибридизации орбиталей двух и более электронов.
Разумеется, как и в случае с химическими реакциями, существует
поляризация этих двух пси-полей в сторону более сильного агента,
то есть к человеку, обладающему более мощной психической
энергетикой.
(Из зала: «Ну вы даёте, профессор!»)
   Позвольте продолжить? Итак, детектор ошибок Бехтеревой
совершенно недостаточен для контроля над коллективными
кооперативными эффектами и для предсказания дрейфа
общественного сознания современного постиндустриального
общества, как формы протеста против развитого до гротеска и
невроза искусственно созданного гиперинстинкта потребления.
В роли «детектора ошибок» в данном случае должно выступить
само государство. Но и оно вовлечено в порочный круг идеологии
потребления.
Чем выше потребление, тем выше бюджетное пополнение ресурсов,
а они в свою очередь распределяются так, что стимулируют
очередной виток потребления и так до полного краха обще-
ства потребления.

ВОПРОС. Уважаемый господин Смыслов, в вашем романе
довольно много говорится о культах вуду и культах друидов
древних племён кельтов и гэлов. Насколько обоснованы ваши
версии?

   – Спасибо за вопрос, я уже не надеялся на то, что мне его
зададут. и в самом деле, это всё настолько далеко от современного
человека, что кажется чистой выдумкой автора, однако
не всё так просто. Исследования магических культов от вуду

                567

до шаманства наталкивают на некоторые догадки, требующие
тщательной проверки и исследования. Складывается впечатление,
что в достаточно отдалённые времена на Земле существовала
высокоразвитая цивилизация. Уровень её соответствовал
управлению квантовыми механизмами сознания и связью с космосом.
Каким-то образом эти способности были переданы некоторым примитивным
племенам центральной Африки, возможно, как эксперимент для
 ускорения интеллектуального развития древнего человека.
 Эксперимент удался лишь
в том смысле, что особо одарённые представители некоторых племён
научились переключаться на контакт обычного сознания с информационными
полями  Вселенной. Но внешне это выглядело как обычные тотемные обряды
со всеми атрибутами, камланиями, масками, танцами, многочасовыми
мистериями и принятием психотропных препаратов. Наиболее продвинутым
жрецам вуду удаётся добиться расщепления сознания на подуровни у особо
внушаемых людей. «Замораживая» высшие подуровни, они выключают
важнейшие центры осознания своего «Я», составляющего личностную основу
индивида, превращая его таким способом в зомби. Это ведь не что иное,
 как квантовая физика, работающая на монстров эгоистического сознания.
   
– Можно дополнить вопрос? Илья Петрович, а что такое
обряд «перекрёстка»?

   - Всё в том же ключе. Владение этими техниками и делает
некоторых жрецов проводниками обряда «перекрёсток». Смысл
его в отборе избранных, более совершенных и способных эти
техники передавать из поколения в поколение узкому кругу
лиц. Этот обряд позволяет также многократно усиливать
экстрасенсорные возможности человека. Не секрет, что эти техники
уже вышли за пределы племенных табу и стали предметом исследований
в институтах спецслужб многих стран. Это чрезвычайно опасно.
КВАНТОВЫЕ ИГРЫ С МАССОВЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ
по последствиям могут оказаться оказаться пострашнее атомной
бомбы. Одни и те же технологии, имеющие различное целевое назначение,
 могут  превратить человека в живой труп, в ходячий автомат или
гранатомёт,  а могут проводить комплексно-элементную чистку сомы*,
усиливающую мыслительную деятельность мозга до гениальности и
сверхгениальности.
 Поэтому  по мере разработки этих технологий, они всё больше должны
подпадать под жёсткий контроль международных организаций.

                568

Что же касается угроз жрецов вуду или колдунов других культов превратить
человека в ядовитую жабу или другую тварь – это чистый шантаж и не более
того. Но шантаж, основанный на слепой Вере испытуемого в могущество
своего мага. Вот вам пример практического приложения феномена Веры.
Ежи Лец очень хорошо сказал однажды: «У слепой Веры злые глаза».
Вы слышите меня, протодиакон?
(Из зала: «Илья Петрович, слинял ваш Афраний».)
   Жаль, бегство с поля боя не лучший способ отстаивать свои идеи.
Так вот, если отойти от неких ритуальных слов и полумистических
толкований, а перейти на язык современной интерпретации квантово-
механической теории сознания, то оказывается, что в таких выражениях,
как «обряд перекрёстка» у жрецов вуду, «мёртвая поза» у Касудзо Ниш,
или поза «мёртвого тела» в хатха-йоге, отражается главный признак
состояния между жизнью и смертью, достигаемый с помощью самовнушения,
или внешнего психического воздействия (вспомните, сколько лет в таком
состоянии находился Мигель, брат Антры). И даже, скажу по секрету,
воскрешение из мёртвых в первые минуты после получения травм, не
совместимых с жизнью, в свете новых теорий не такая уж и фантазия.
Но вы понимаете, обсуждать эти явления предметно можно только в
обществе профессионалов, занимающихся вопросами нейропсихологии
и квантовых механизмов сознания. Поэтому, извините, я ограничусь
 уже сказанным.

ВОПРОС. Илья Петрович, неужели вы никогда не думали
о том, что на самом деле Бог существует?

   – Вот те на! Говорили, говорили, вы что, спали всё это
время?
(Из зала: «Илья Петрович, он не спал, он сопереживал».
   – Кому?
   «Да отцу Афранию, кому ещё».
В зале шум, кто-то хлопает сиденьем и демонстративно ухо-
дит).
   Ну хорошо, спал, переживал… Вопрос задан, нужно отвечать
Скажите, молодой человек, только честно ответьте нам, вы
можете поверить, что из куриного бульона может выскочить жи-
вая курица? Что, не верите? Вот и я не верю.
(В зале хохот, шум, отдельные хлопки.)
___________________________________________________
* сома – плоть, тело (медицинский термин).

                569

Господа, прошу успокоиться, потерпите, мы заканчиваем нашу с
с вами работу. Мой ответ по существу вопроса такой: если
в век квантовой механики, интернета, цифровых технологий,
постоянно и ускоренно сменяющих друг друга, в век системного
зондирования космоса уже за пределами солнечной системы на глубину
«видимого горизонта» Вселенной, в век физических экспериментов
по проникновению вглубь атомных ядер до немыслимой ранее величины
10 в степени (–29) см, в век  всё ускоряющегося прогресса в
исследовании механизмов сознания, кто-то позволяет себе роскошь
рассуждать на тему «существует бог или нет», это, наверное,
и есть самый счастливый человек. Нам бы его заботы. Говорю,
наверное, уже в десятый  раз – есть понятие свободы совести,
закреплённое Конституцией страны. Я никого не принуждаю к отрицанию
религиозного сознания,  но никогда не смирюсь с тем, чтобы
кто-то при самоустранении государства, а ещё хуже – при его
поддержке, насаждал  религиозное сознание в ущерб просвещению
и прогрессу научного потока сознания.
(В зале дружные скандирующие аплодисменты, все встают.)

ВОПРОС. Уважаемый Илья Петрович, в связи с освоением
космоса – существует ли потусторонний мир, где он находится
и почему некоторые космонавты начали ходить в церковь.
   
   – Во-первых, в церковь ходить никому не запрещено, в парт-
ком, как когда-то, не потянут; во-вторых, повторюсь, вопросы
свободы совести сугубо личные и интимные.
   Теперь о потустороннем мире. он действительно существует.
(Из зала: «Как, вы ли это говорите, Илья Петрович?»)
  Да-да, существует. Единственный потусторонний мир по от-
ношению к открытому космосу – это наша планета Земля, защи-
щённая от смертоносных излучений тончайшей вуалью атмосферы.
И на этой планете по дну воздушного океана ползают его дон-
ные жители. Это мы с вами ползаем по полуразрушенному нами
биоценозу планеты, но ведь и мы сами его весомая часть.
Мы и есть те черти и дьяволы, ведьмы и домовые, что жестоко и
бездумно уничтожают мир, создаваемый природой на протяжении
сотен миллионов лет. Райский Эдем на Земле уже был, пока
обезьяны сидели на деревьях.
(В зале хохот и бурные аплодисменты).

                570

ВОПРОС. Уважаемый Илья Петрович, вы согласны с разделением
право- и левополушарных функций мозга, как его
толкует современная психиатрия?
   
   – В целом да, но я отвечу немного иначе. Помимо первой сиг-
нальной системы, рефлексов, необходимых для выживания, со-
знание первобытного человека, по мере развития, приобретало
свойство установления связи между явлениями природы с по-
мощью образного мышления и чувственных ассоциаций. И уже
чувственное образное мышление стимулировало романтические
фантазии человека, многократно расширившие возможности
мыслительных процессов, прежде всего абстрактно-логического
 мышления. Такая последовательность, пусть и косвенно,
подтверждает природу религиозного сознания как фантастического
и романтического с признаками устойчивого (по Фрейду) невроза.
Если бы у первобытных людей изначально превалировало
развитие пусть самого примитивного, но лишь абстрактно-логи-
ческого мышления, то религиозное сознание никогда бы не воз-
никло. Но как бы при этом был скуден духовный мир человека.
    А связь образного и абстрактно-логического мышления и
стала контрапунктом развития той несовершенной цивилизации,
того самого Homo Sapiens, что с завидным упорством уничтожает
среду обитания, некогда породившую его самого. Простите за
банальность этой мысли.

ВОПРОС. Уважаемый илья Петрович, что вы думаете
о связи квантовой механики и сознания?

  -О, это слишком сложный вопрос для простого интервью. Для
серьёзного ознакомления с проблемой необходим курс лекций.
Собственно, о чём идёт речь? Царь и бог квантового мира – ве-
роятность события, как итог случайных взаимодействий триллионов
и триллионов частиц. Только когда человеческое сознание
вступает в связь с квантовым миром, оно опознаёт собственную
квантовую сущность.
   По мере усложнения знаний о строении вещества на всё более
низших (глубоких) уровнях, усложняется и представление о
механизмах сознания. Парадокс в том, что открывая эти низшие
уровни, мы вдруг обнаруживаем их реальное существование
в Космосе, например, в виде «таинственной» тёмной энергии.
О теории ВИЗ мы говорили выше.

                571

ВОПРОС. илья Петрович, что доставляет вам наибольшую радость:
 работа над романом или его издание?

   – Вопрос не простой, но я всегда думаю о другом: хороший
роман должен быть выдержан и настояться, как дорогое марочное вино,
но на это может не хватить и всей жизни.

ВОПРОС. Господин Смыслов, всё ли сказанное вами о квантовых
методах манипулирования человеческим сознанием соотносится
с термином «психодинамика»? вы его упоминаете в своих работах.

  – Благодарю вас. Вопрос задан под занавес, но ответить
необходимо. Психодинамика – более широкое понятие, это понятие
охватывает всю грандиозную, многокрасочную картину сознания.
Если вы в своём воображении попытаетесь представить
многоцветную картину сменяющих друг друга полей интерференции,
вспышки на окончаниях синапсов, свечение между извилинами больших
полушарий, звёздное сияние нейронов, мерцание пробегающих во всех
направлениях слабых токов, алое свечение тончайшей сети кровотоков
и пульсацию живого мозга, то поймёте, что более красочное, феерическое
зрелище трудно себе представить, но это не маскарад красок, это живой
мыслительный процесс. Чарльз Шеррингтон в своей книге «Мозг и его
механизмы» (1984 г.) назвал процесс мышления «мимолётным
узором». Это настолько же точно, насколько и поэтично. Годы
спустя, я ответил ему такими строками:

                Психодинамика – наука,
                Квантует поле мысль и слог,
                И код ритмического звука
                Уже выходит за порог.
                Соцветья слов перебирает,
                Верстает в строки письмена,
                Рука моя не поспевает,
                Смывает образы волна.
                Но мимолётные узоры
                Интерференции полей
                Дарят нам яростные споры
                И строгие глаза друзей.

                572

   Спасибо всем. Всегда готов откликнуться на все ваши вопросы
по истории естествознания и религии.
(Из зала: «нет-нет, илья Петрович, не уходите!)

ВОПРОС. Скажите, Илья Петрович, почему наука в России продолжает
умирать?»)

   – Однажды в Одессе хоронили Зяму Рабиновича, того самого.
Прохожие стали изумляться. Отчего он умер, ещё и девяноста не стукнуло
и вполне здоровенький был? Чем замечателен город Одесса, там всегда
 есть ответы на все вопросы.
   - Отчего он умер, спрашиваете? Посмотрите, что на веночках
написано: «от жены», «от детей», «от товарищей по работе». А вы хотели,
чтобы я сказал «от правительства, от парламента, от нищенских
расходов на фундаментальные исследования?» Не дождётесь!
(В зале смех, аплодисменты и грохот сидений пустеющих кресел)

                Записано со слов Скородумова И.П.
                07.02.2012 г.


                573


Рецензии