Аккорд Вечности
… В зале Рембрандта всегда слышится органная музыка. И это - не метафора. Звуки имеют цвет,и музыканты знают, что зрительные образы всегда содержат в себе созвучную им мелодию. «Возвращение блудного сына», последний сюжет Рембрандта, звучит торжественным и драматическим аккордом. Он - о жизни самого живописца (итог пути), он - об извечных проблемах мира и духовном созревании. Он - о человечестве.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в городе Лейдене. Отец его был мельником. Прозвище «ван Рейн» отец художника получил из-за местоположения своей мельницы у одного из рукавов реки Рейн…
О жизни и творческом пути Рембрандта писали все известные и великие искусствоведы мира, к сюжетам его полотен обращались музыканты и поэты. «…Нет дома, подобного этому дому! В нем книги и ладан, цветы и молитвы! Но видишь, отец, я томлюсь по иному: Пусть в мире есть слезы, но в мире есть битвы…», - писал русский поэт Серебряного века Николай Гумилев в своем поэтическом цикле «Блудный сын» (1912 год). Но… все по порядку. Известный бельгийский поэт XIX - XX в.в., Эмиль Верхарн, оставил нам, пожалуй, одно из самых проникновенных исследований творчества Рембрандта. Верхарн описывает дом, где прошло детство художника как явление, которое находилось в необычном пространстве. Мальчик жил на мельнице, и сочетание звуков, световых эффектов и цвета навсегда запечатлелось в его памяти, и зародили возможность создавать особую атмосферу работ, одновременно, реалистичную, но и многогранно наполненную разными смыслами. Рембрандт – представитель реалистической школы живописи, не родоначальник, но законодатель ее.
Вообще, XVII век обратился к реализму во всех странах Европы. Вермер Дельтфский Веласкес, Рубенс, Мольер, Паскаль. Но истинной глубины реализма в XVII в. изобразительном искусстве, которой будет затем знаменита культура второй достигла только живопись Голландии. В это время в стране работали замечательные художники: Франс Хальс, Питер де Хох. Реализм или отражение жизни через человеческие переживания и взаимодействие, был принципиален как выбор для творцов победившей в 1606 году (напомним, в год рождения Рембрандта) голландской буржуазной революции, идеологически преодолевшей смертоносное давление испанского королевского двора, который почти сто лет владычествовала в Голландии. Из-за этого, набравшего силу протеста, желания создать новые формы в изобразительном искусстве, молодой Рембрандт уходит из Лейденского университета, где изучал наскучившую ему латинскую классическую литературу - и учится живописи у голландских мастеров. Сначала - у лейденца Якоба Исаака Сваненбурга, затем у известного амстердамского художника Питера Ластмана, превзойдя обоих в мастерстве и таланте. На голландских художников очень влияет творчество художника Караваджо, прославленного реалиста позднего Возрождения (1573-1610 г.г.). Итальянец, трагическое творчество которого как бы «открыло» путь свободному реалистическому художественному мышлению в Европе и свободу в образном выражении своей мысли…Рембрандт преодолеет и гениальность Караваджо: философской направленностью своих работ, их духовной глубиной и неповторимым разнообразием в изображении «живых» человеческих эмоций.
В 1630 году успех, приобретенный в родном городе, привёл Рембрандта в Амстердам, куда его пригласили писать на заказ композиции и портреты. Начинается новый, амстердамский период творчества Рембрандта.
«Прибереги восторг, о незнакомый друг,
По поводу чудес, простёршихся вокруг:
Что стоят все слова о царствах небывалых –
Пред роскошью, что здесь отражена в каналах!»
Этот отрывок из стихотворения об Амстердаме, написанного Константейном Хёйгенсом, государственным деятелем, дипломатом, поэтом и композитором. Он, кстати, издаст первое сочинение о творчестве Рембрандта и будет всячески пропагандировать его произведения. Патриотический настрой стихотворения Хёйгенса был свойственен всему голландскому искусству. Окрашивает он и работы Рембрандта. И все-таки – это, всего лишь, малейшая его составляющая. Художника как истинного реализма привлекает психологизм человеческой жизни, движет любовь к каждому ее проявлению. Коллективные портреты, офорты, великолепно выполненные (художник до сих пор считается непревзойденным мастером офорта), сюжетные картины. Рембрандт становится богатым и знаменитым.
В 1634 году Рембрандт женился на Саскии ван Эйленбюрх. Он счастлив в семейной жизни, у него появилось множество почитателей и учеников, его узнают на улицах. В эти годы он пишет ряд заказных картин на темы из Нового завета, в которых рождается и получает развитие его замечательная светотеневая характеристика персонажей… Рембрандт задумывается над символами мира – и теряет общедоступную легкость своих произведений. В 1642 году молодой художник создает свой шедевр «Ночной дозор», не принятый современниками из-за многогранности смысла и сложности содержания. (Групповые портреты в Голландии того времени заменяли фотографию, и данный жанр поэтому требовал простоты исполнения). В этом же году умирает Саския… Личные трагедии делают художника, и без того настроенного на глубины познания и осмысления, еще философичнее. Впервые ветхозаветные и евангельские сюжеты становятся поводом для размышления о мире. Он видит в Библии как бы отражения всех ситуаций и конфликтов, возникающих не только в его собственной жизни, но и в жизни окружающих его людей. Таким образом, возникает знаменитый внутренний объективизм Рембрандта или, как принято называть это свойство в изобразительном искусстве – монументализм, психологический, который, как формула, содержит в себе все жизненные коллизии. В живописной технике монументализм Рембрандта «выплеснется» светотеневыми эффектами, образующими дополнительную психологическую окраску происходящему на картине… «Свет, как его понимал Рембрандт, – писал Эмиль Верхарн, – был не что иное, как лучезарность. То не был естественный свет, омывающий предметы или преломляющийся в них. Совсем напротив: то был некий идеальный свет, только мыслимый и воображаемый. Этот свет и управляет композицией Рембрандта…». Непревзойденным считается психологический портрет Рембрандта. На портретах его современников, близких ему, особенно старых людей, вдруг отразится внутреннее… знание. Но до изображения главного лица, Лика Отца, обращенного к вернувшемуся сыну, на картине «Возвращение блудного сына», мастеру оставалось прожить еще целых 26 лет. Этот библейский сюжет, притча о блудном сыне, в котором заложена основной вопрос нашей жизни: куда идет человек, кажется, волновал художника весь его творческий путь. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. Он по-разному интерпретирует историю о том, как некий юноша, запросив у отца его долю в общем имуществе, отправляется странствовать по миру и «покорять» этот мир. Потратив деньги, претерпев нужду и унижения, с чувством искреннего раскаяния он возвращается домой, и старый отец радостно встречает и прощает его. Молодой Рембрандт как будто бы сам перевоплощается в этого своевольного юношу. Вот он, молодой и счастливый, на «Автопортрете с Саскией на коленях» – беззаботный! Никаких раздумий! Жизнь дана в награду талантливым и дерзким… Вот психологические коллизии жизни, несущий каждодневный выбор – картина «Ассур, Аман и Эсфирь». Многие исследователи, описывая эту работу, называют художника поэтом, благодарю особому световому ритму произведения. Глубокие переживания, страсти и противоречия жизни - «Давид и Саул». Человек-сын проходит все эти испытания, его душа постепенно надламывается, и одежда как внешнее наполнение жизни, приходит в ветхость… «…Нет дома, подобного этому дому!..». Так куда и к чему возвращается «блудный сын»?
Но сначала об истории создания картины. 60-е годы, последние годы жизни художника, были для Рембрандта временем очень тяжелых жизненных испытаний. Смерть уносит самых близких людей, художник разоряется и теряет почитателей, ему изменяют ученики. Как в притче, послужившей основой для создания картины: мир быстро утрачивает блеск и роскошь, динамика его становится губительной… Но Рембрандт как художник достигает к этому времени вершин живописного мастерства.
Реалистическая школа живописи, которой мы касались выше, преодолевает царивший концептуализм классицизма и декоративную эклектичность барокко (в эти годы, а, точнее, в годы написания «Блудного сына», во Франции началось сооружение Версальского комплекса, квинтэссенции архитектурного наследия классицизма). Классицизм над жизненными явлениями превозносит идею, над многогранностью личности человека его роль в общественном «спектакле», человеческие типажи. Барокко – к реализму ближе, но декоративность его, отчетливость световой гаммы – предполагают отсутствие глубины… Эмиль Верхарн писал: «Как Шекспир, Рембрандт создаёт целую область химер и поэзии и, тоже как Шекспир, несмотря на это неистовство мечты и блеска, остаётся столь глубоко и существенно человечным, как только это возможно... Можно определить Рембрандта как художника чудесного. Всё в нём – его мастерство, его краски, таинственный свет, им созданный и оставшийся навсегда в искусстве, – предрасполагало Рембрандта к этой его основной миссии».
Глубина последнего произведения художника непревзойденна, как глубина «Фауста» Гете в поэзии, и музыка Баха…
Перед крыльцом отцовского дома мы видим несколько фигур и можем воспринимать их как фон, но можем, вспомнив притчу, выделить старшего сына, который согласно библейскому тексту, был удивлен добротой отца по отношению к отступнику… в картине Рембрандта он сопереживает происходящему, и его красивое благородное лицо указывает на спокойную силу мира, к которому вернулся сын младший. Фигура вернувшегося юноши – символ бродяги и нищего – где слабость указывает не на материальный статус, а на ту внутреннюю пустоту и обездоленность, до которых человек опустился. В контрасте - богатые одежды старика-отца: тяжелый, глубокого красного цвета плащ также не является признаком только полнокровности и богатства отчего быта. Как цвета иконы, золотой и красный в одежде отца означают для нас присутствие другого мира, Высшего. Это – его прощение вернувшемуся. И тогда становятся понятными доброта этого необыкновенного мудрого старца, его, вселяющая надежду и покой пластика, настоящая внутренняя сила, обращенная к коленопреклоненному сыну. Обе фигуры, в отличии от вполне исторических второстепенных, символы. Изображение их не несет в себе признаков времени. Всмотритесь. Они вполне современны, особенно, фигура юноши, они, что удивительно, вненациональны.
Картина полна человеколюбия, Веры и настоящей жизнеутверждающей силы. Она даже не о надежде, она о всепоглощающей высшей Любви, которая освещает всю нашу жизнь и к которой мы всегда стремимся. Какой-то внимательный зритель сказал о происходящем на полотне: это Встреча, за которой уже нет разлук…
Свидетельство о публикации №214022602147