Улей-олон

С УДИВЛЕНИЕМ ПРОЧЁЛ В ФЕЙСБУКЕ: МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО АКТРИСА И РЕЖИССЁР МАРИЯ ШАМБУЕВА БЫЛА ПРЕКРАСНОЙ ПЕВИЦЕЙ. ПОЭТОМУ РЕШИЛ НАПЕЧАТАТЬ СТРОКИ О НЕЙ.

Едем правым берегом Ангары. Выехали из Иркутского треугольника, где время от времени падают самолёты. И километровые столбы словно листают страницы истории. В Урике, Олонках жили на поселении декабристы Волконский, Раевский. В Александровском Заводе отбывали срок Фрунзе, Дзержинский. Село Бохан, название которого переводится как шаманёнок.

Впереди - Улей, село с мистической славой. Лет двести назад певунью Буржахай-духэй насильно отдали замуж. Она бежала от мужа, а когда её настигли, повесилась вместе с семнадцатью подругами. Буржахай-духэй и её подруг в народе называют Улей-олон (Улейское множество). О них в Х1Х веке писал знаменитый этнограф М.Хангалов. Легенды о них множатся и сейчас. Мол, по ночам их пение доносится с перевала, где когда-то богатырь Гэсэр победил чудовище Лобсогоя, который, умирая, процарапал своей рукой пять падей-ущелий. Так излагал эпос мой родич сказитель Альфор Васильев.

Души Улей-олон витают здесь. И с каждым годом их становится всё больше. К ним присоединяются не только души девушек, покончивших с собой, но и тех, кто умер от болезней, несчастных случаев. Когда кто-то из девушек начинает болеть, Буржахай-духэй и её подруги радуются, ожидая пополнения. Особенно им приятно, когда очередные жертвы были красивы, хорошо пели и танцевали. Они пополняют их хоровод, который они водят на берегах Ангары и Байкала. Говорят, когда их число дойдёт до 666, они станцуют ёхор вокруг знаменитой горы Ердэ, недалеко от бухты Ая на Байкале. И тогда всем мужчинам, которые плохо относятся к женщинам, придётся туго.

Время от времени люди их видят. Мой родич Иннокентий Хамгушкеев в детстве в поисках коровы зашёл на перевал, заблудился и, увидев в сумерках толпу поющих и танцующих, обрадовался и бросился к ним. Но в последний момент заметил, что они кружат вокруг костра, не касаясь земли. И пламя его какое-то синее, а голоса их – «сплющенные». Поняв, что это - Улей-олон, он в ужасе побежал обратно, а когда вернулся домой, сильно заболел. Об этом он рассказал уже взрослым, когда стал кандидатом наук, преподавал в институте.

А доктор филологических наук Михаил Тулохонов, заведующий сектором Бурятского научного центра, рассказал, как его брат с друзьями ехал с сенокоса и вдруг увидел красивую девушку в ярком национальном халате. Она тихо шла по пригорку. Но когда парни решили нагнать её и ускорили лошадей, они не смогли приблизиться к ней. Услышав крики, Буржахай-духэй спокойно оглянулась, махнула рукой. И тут лошади захрапели, встали на дыбы. Парни попадали с лошадей, сильно ушиблись.

В 1938 году в Улей приехала с концертом знаменитая певица Мария Шамбуева. Она была первой буряткой, записавшей песни на грампластинки, недавно получила орден Трудового Знамени. Её песни «Шур-шур, дуутэ, Максим Горький самолёт» и др. хорошо известны и сейчас. Узнав о вечернем концерте, старики предупредили, что петь здесь опасно, и рассказали о Буржахай-духэй. Но Мария лишь усмехнулась.
Концерт получился на славу. Все аплодировали, вызывали на бис. И вдруг ей стало плохо, она упала прямо на сцене. Врачи оказали помощь, на утро её увезли в Иркутск, потом в Улан-Удэ, где она вскоре умерла. И сейчас, говорят, ночами в тайге и по берегам Ангары разносится её голос.

Не сулят хорошего не только встречи с Улей-олон. Те, кто брался писать о них, имели большие неприятности. Так, местный уроженец прозаик М.Осодоев написал повесть об Улей-олон и вскоре умер. В Бурятском Академическом драмтеатре поставлена пьеса «Улейские девушки».

Режиссер Нелли Дугаржабон участвовала в создании пьесы «Шаманские сновидения», которая успешно прошла в Улан-Удэ, Усть-Орде, Москве, Нью-Йорке. Но вскоре её сразила скоропостижная смерть. Говорят, она так понравилась духам Улей-олон, что они призвали её к себе.

Проезжая мимо Улея, мы заходим к здешним родичам. Они работают в школе. В делах по работе и домашнему хозяйству они «ничего такого» не замечают. Ни разу не слышали по ночам пения из тайги или с берега Ангары. Не видели Улей-олон и считают все легенды блажью.
Но после моего отъезда ушёл в тайгу и бесследно исчез мой родич Алик Багаев, тренер по стрельбе из лука, воспитавший много мастеров спорта. Среди них трое его детей. Кое-кто думает, что он чем-то приглянулся красавицам Улей-олон...


Рецензии