Альбинай-Заян

Проснулась Альбина от ощущения, что кто-то смотрит на неё. Летняя ночь была лунной, а тут как раз тучи закрыли луну, и какой-то блик сверкнул и угас за стёклами веранды. Как и все агинские селенья, Таптанай раскинулся привольно, его дворы широкими крыльями уходят в стороны от улицы. На улице тихо, только изредка лают собаки, да блеют овцы в загонах.
Альбина Цыбикова гостила у родственников, ходила на Онон, поднималась на священную гору Алханай. Таптанай казался самым тихим, уютным местом на земле. Успокоившись, она уснула, но перед рассветом что-то заставило её открыть глаза, и она увидела, что от веранды на неё смотрит странная птица. Она как бы светилась изнутри и была полупрозрачной. Альбина оцепенела, но не испугалась позвала: «Иди ко мне!» Видя, что птица не шевелится, девушка поднялась. Но птица попятилась к стене и словно растворилась в ней, точь-в-точь как в первый раз, когда показалось, что сверкнул блик луны.
Утром она рассказала родичам, те засмеялись, мало ли что может присниться, но Альбина сказала, что не просто видела, а отчётливо чувствовала присутствие птицы. Тут все забеспокоились, вдруг это злой дух бохолдой, а если это - птица гаруда, то тем более, надо провести молебен. И пригласили двух лам, которые отслужили его.
Уехав в Улан-Удэ, Альбина Цыбикова много работала, ездила на БАМ. Её полотно «Гоуджекит, 2 апреля 1981 года» стало событием. Репродукция появилась в журнале «Юность». Альбину наградили премией Ленинского комсомола. Тот странный случай забылся. Но однажды она взялась за новое полотно, и птица появилась так же неожиданно, как в ту ночь. Альбина тут же зарисовала её, а потом спросила:
- Чего ты ушла тогда? Хорошо, что мы снова встретились, теперь ты не уйдёшь: я тебя поймала…
Но кто кого поймал? Эта птица, угнездившись на одном полотне, вскоре появилась на другом, третьем. К тому времени Альбине присвоили звание Заслуженный художник. На выставках в Улан-Удэ, Иркутске, Москве её картины имели успех. Потом они демонстрировались в Индии, Монголии, Англии, Германии, Чехии. Особенно успешно прошли вернисажи Альбины в 1995 году в США - Беркли, Кармеле, Монтеррее и других местах Калифорнии. Все обращали внимание на забавную птицу, воспринимая её как плод фантазии. Альбина не пыталась опровергать, кто поверит, что она видела эту птицу наяву. И вряд ли люди узнали о тайне, если бы не странности, которые начали происходить в её мастерской на улице Куйбышева.
В то время Альбина получила большой заказ - многометровое панно в новом театре бурятской драмы. Работая над эскизами росписи под названием «На земле Гэсэра», она допоздна засиживалась в мастерской, оставаясь ночевать там. И тут стали слышаться шорохи, скрипы. Сначала Альбина не обращала на это внимания. Может, соседи двигают мебель или делают что-то по хозяйству. Дом большой, вокруг – мастерские и квартиры художников, а внизу – художественный музей Бурятии.
Но однажды, когда было ещё не поздно, и Альбина с маленьким сыном Сашей сидела за столом, сверху начала капать какая-то жидкость. Альбина поднялась по винтовой лестнице на второй этаж мастерской, оглядела потолок – ничего, и пол сухой. Откуда же полилось? Саша хотел вытереть лужицу тряпкой, но мама остановила его и набрала жидкость пипеткой во флакончик, чтобы показать химикам, и поставила на подоконник. Они ушли, а утром флакончика не оказалось, хотя в мастерскую никто попасть не мог.
Выпускница Московского училища имени Сурикова Альбина Цыбикова была сугубой реалисткой в жизни и соприкасалась с фантазией только в творчестве. И когда ей посоветовались обратиться к шаманам, она даже рассмеялась. Но странности становились всё вычурней. Птица то клювом постучит, то перьями тряхнёт. В комнате в темноте мерещились пушинки, которые исчезали, когда вспыхивал свет. И найдя однажды бесцветное пёрышко, Альбина не выдержала и пригласила шамана Баирова.
Семён Тулгеевич пришёл в мастерскую, зажёг в бронзовой курильнице траву ая-гангу, поставил её на стол и пошёл по первому этажу, потом поднялся на второй. Поводя ладонями, он почувствовал особое излучение со стеллажа с картинами. Альбина стала вытаскивать их, а шаман подносил ладони к каждому полотну. Чтобы лучше улавливать излучение, он делал всё с прикрытыми глазами. Когда перед ним оказалась картина с изображением птицы, шаман особенно долго водил ладонями. Ничего не зная об этой птице, он сказал, что температура и излучение от места, где изображена она, гораздо выше. Указав это место, он открыл глаза и спросил, как птица появилась на полотнах. И тут Альбине пришлось рассказать всё.
- Эта птица не простая, - сказал Баиров, - После появления в Таптанае она исчезла из-за молебна лам, но когда действие молитв ослабло, птица вернулась к вам. Начав рисовать её, вы добились успеха, а потом забыли о ней. Она обиделась и стала напоминать о себе. Но изгонять её не надо. Наоборот, нужен благодарственный молебен, а вы чаще рисуйте её…
Рассказав мне об этом, Альбина вздохнула, что никто не может назвать имя птицы. Сначала не мог сделать этого и я, но позже нашёл в трёхтомнике учёного М. Хангалова статью о духах-альбинах. Блуждающий дух альбинай-харгы сбивает людей с пути, а добрые альбины помогают, если к ним относиться с почтением. Так вот, ту птицу можно назвать Альбинай-заян, т.е. добрый дух или ангел-хранитель. У них даже имена совпадают!
На эскизе панно Бурятского театра этой птицы не было, но при окончательной доводке Альбина нарисовала её недалеко от Гэсэра. И Альбинай-заян снова принесла успех, на этот раз монументальному произведению искусства, украшающему театр.
Однако дело кончилось плохо – через несколько лет Альбина Цыбикова умерла от рака. И было ей всего-то за сорок. Видимо, вмешались такие силы, которые не сумела остановить даже её хранительница, принёсшая столько успехов. А, может, Альбинай-заян позвала Альбину Цыбикову к себе, в более прекрасный мир, где им рядом гораздо лучше?


Рецензии