Чупакабр. Глава12. Чупакабры на крышах соборов

  По своему многоообразию мир фантастических  существ должен был бы превосходить реальный, ведь фантастическое чудовище всего лишь комбинация элементов, встречающихся у живых существ, а количество таких  комбинаций практически бесконечно. Мы могли бы произвести на свет бесчисленное множество существ, созданных из рыб, птиц. Нас ограничивали бы только два чувства - пресыщение и отвращение. Общее число чудовищ велико, но подействовать на воображение могут совсем немногие. Фауна людской фантазии гораздо беднее фауны Божьего мира.

                Х.Л. Борхес "Книга вымышленных существ".

  Уродливые фигуры сидящие на карнизах соборов. Зловещие тени, прячущиеся в глубине  церковных хоров. Жутковатые обитатели бестиариев. Европейская архитектура породила немало странных существ, вид которых говорит о нездоровой, но бесспорно, щедрой фантазии древних зодчих. Эти каменные, металлические и деревянные чудовища средневекового зверинца несуществующих монстров, которые могут быть с полным правом названы "готическими".

 ...Готика напрямую соотносилась с вечностью(высшими иррациональными силами)
 ...Мощная энергетика готических соборов - огромных, величественных, устремлённых к небу и по сей день оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на людей. Важнейшую роль в создании такой атмосферы играют готические монстры - существа далеко не ангельского вида, которые, как ни странно, вполне гармонично вписываются в общество святых и великомучеников.

  Далеко не всем отцам церкви нравилось, что  храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти, пусть и окаменелой.

   Дебаты вокруг гротесков возникали неоднократно. Так в 1125 г. Бернард Клевровский сетовал: "Какая польза братии, благочестиво читающей в монастыре, от этих странных монстров, чудес извращённой красоты или красивого уродства? Здесь несколько голов могут расти из одного тела, четвероногое тело может иметь голову змеи, а голова четвероногого может покоиться на теле рыбы...Всемогущий Бог! Если уж ты не стыдишься всей этой нечисти, мы должны жалеть потраченных на них средств". Особенно проникновенно звучит его пламенная обличительная речь в контексте его фундаментальной значимости человека, стоящего у истоков Европейского готического зодчества.

   Настоящая полемика разгорелась между монахами цистерианского ордена святого Бернара и бенедиктинца из Клюни. Один из наиболее остроумных аргументов последнего звучал следующим образом: "Бог непостижим, он находится вне возможностей какого - либо описания и изображения, гротескного изваяния, доводя наше воображение до крайних пределов."

  По всей видимости, бенедиктинцы придерживались того мнения, что здание готического собора - это вселенная в миниатюре, а потому оно может вмещать в себя изображения не только всего существующего на земле, но и всего того, что только может предстать воображению человека. Противники святого Бернара полагали также, что грубоватый и не лишённый символизм каменных гротесков, как нельзя лучше подходит для воспитания паствы, основную часть которой составляют люди простые и неграмотные. Главной задачей этих каменных монстров, по мнению монахов, было напоминать о грехах и возмездии.А по народному поверью, горгульи необходимо было рассматривать. При этом они забирали все плохие человеческие качества. - гордость, жадность, лень, зависть.

   Начиная с 17 века различные исследователи- Гобино Де Монлюзиани Калабриэль- и уже в нашем веке - Фулканелли и Амбелен, с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики готической архитектуры.

  Фулканелли, написавший знаменитую книгу "Загадки готических соборов", уже стал авторитетом в этой области (в нескольких фильмах ужасов, действия которых происходили в осквернённых соборах, где появляется нечистая сила, имеются обязательные ссылки на Фулканелли).

  До сих пор продолжают жить легенды о том, что средневековые алхимики закодировали в геометрии готической архитектуры секрет философского камня.

  Фулканелли видел немало алхимических символов в отделке собора Нотр - Дам.
Мир скульптуры собора  Парижской Богоматери вообще занимает особое место в этой азбуке спиритуального. Барельефы на фасаде большого портала, называемого главным входом, или входом Правосудия являют собой серию аллегорических изображений средневекового знания.

  Алхимия изображена в виде женщины, чья голова касается  облаков. Она сидит на троне и держит в левой руке скипетр - символ монарха, а правой поддерживает книги: закрытую(эзотеризм) и открытую(экзотеризм). Лестница с девятью ступенями зажата между её коленями и опирается на грудь. Это символ терпения, которым должен обладать алхимик во время девяти последовательных операций герметического делания.

  На боковых сторонах контрфорсов, ограничивающих главный вход, мы видим на уровне глаз два маленьких барельефа. Барельеф на левой колонне изображает алхимика, открывающего Таинственный Источник, дающий материю Делания, одну из составляющих алхимической трансмутации. На соседнем контрфорсе изображено  приготовление философского состава.

  Оккультные сюжеты изображены в два ряда, один над другим, вправо и влево от входа. Там на цоколях колонны находится каноническое для алхимии, так как
в нём заключены её ключевые моменты, изображение Ворона.

  Фулканелли  также писал: "Если  подталкиваемая любопытством или просто ради праздной прогулки, погожим летним днём, вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к  верхним этажам собора, пройдётесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса, дойдя до угла, образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер, удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотр - Дама. На голове у него фригийский колпак, атрибут Адепта. Он не размышляет, он наблюдает. Пристальный, острый взгляд. Вся его поза выражает крайнее напряжение.

   Важной деталью готического собора является изображение лабиринта. Один из самых известных лабиринтов выложен на полу Шартрского собора, но аналогичные образцы встречаются повсеместно. Основная идея этого символа заключается в возврате к духу, путём прохождения по запутанной дороге к центру. Прохождение по лабиринту символизирует также духовную эволюцию, путь адепта, получающего в результате Святой Грааль, философский камень или "Сокрытую " Печать.
А также Лабиринт - проход в иную реальность, ворота в иные миры.

  Некоторые историки эзотеризма, в частности П.Д Успенский, считают, что готические соборы возводились эзотерическими школами строителей. Соборы представляют  собой квинтэссенцию сокровенной философии и были предназначены для сохранения и передачи знаний. Всё в этих сооружениях подчинялось единому замыслу, не было ни одной лишней или случайной детали.

 Они насыщены сведениями по математике и астрономии, встречаются необычные идеи по биологии(или "эволюции"). По мнению Успенского - химеры и другие  фигуры собора Парижской Богоматери передают психологические идей строителей, "главным образом, идею сложного характера души". И в заключении делали предположение, что цель создания Нотр - Дама"состояла не том, чтобы научить всех людей, а лишь в том, чтобы передать некоторые идеи, немногим, через пространство времени". Хотя подобная точка зрения достаточно спорна, всё же обще признано, что не только каждая деталь готического храма служит символом, но и пропорции и конфигурации несут явное смысловое значение, имеющие истоки в Пифагорейской школе.

  Любой собор  Средневековья, независимо от того построен он в романском или готическом стиле можно назвать Библией для неграмотных. По мнению, упоминавшегося выше аббата Сугерия - скульптуры, барельефы и витражи предназначались для того чтобы показать простым людям, не умеющим читать Священное писание, во что он должен верить. Помимо композиций на библейские и евангелические сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов, на них помещались эпизоды  из легенд о святых, изображения исторических событий, назидательных притч.

    Однако библейскими историями содержание гигантского каменного "комикса", которым является каждый из соборов не исчерпывается.Рядом с иллюстрациями к Священному писанию мастера помещали сюжеты из жизни своих современников, переплетая и те и другие совершенно не библейскими, а порой и пугающими изображениями химер, неизвестных земель(ведь представления о географии сильно отличались от современных). Откуда взялся обычай украшать готические храмы гротескными скульптурами людей, чудовищ и монстров? Даже в наше время такое количество божественного и низменного несколько озадачивает...

   ...Важнейшую роль в создании такой грозной атмосферы играют готические монстры - существа, далеко не ангельского вида, которые как ни странно, вполне гармонично вписываются в общество святых и великомучеников.

 Химера и её родня: Наиболее популярными готическими монстрами являются горгульи(глотка) и химера. Их часто путают, называя горгульи химерами и наоборот. Различие между ними весьма условно, однако скрывает в себе  некоторые любопытные секреты происхождения этих классических представителей готического бестиария.

  Прежде  всего, под "химерой" в данном контексте, подразумевается не легендарное чудовище из древнегреческой мифологии, а скорее общеизвестный принцип создания фантастических существ, путём соединения частей тела каких - либо непохожих друг на друга животных в одно целое.

   Впервые этот принцип был применён в мифологии. Самое известное упоминание о Химере содержится в шестой песне "Илиады". Там описывается огнедышащее существо - дочь Ехидны и Тифона, имевшее туловище козы, хвост змеи, а переднюю часть, как у льва. По предчертанию богов Химера была убита красавцем Беллерофонтом, сыном Главка. Есть много описаний, отличающихся от этого.

  Готические химеры непохожи на свой многоликий древнегреческий прототип. Они обрели всемирную известность благодаря статуям человеческих фигур с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями, орлиными когтями,установленными у подножия башен Собора Парижской Богоматери. Древние греки считали, что  химера вызывает шторм и опасности на земле и на море.Средневековые  строители отошли от такого определения сущности химеры. Они используют  химер в качестве аллегорического воплощения человеческих грехов (падшие души, которым запрещён вход в церковь, которые были превращены в камень).

  В иносказательном смысле термин "химера" употребляется  для обозначения ложной идеи, пустого величия, а также какого - либо фантастического существа - гибрида.

  Готическая химера ничем не отличается от горгульи, та же уродливая тварь с телом обезьяны (или человека - горбуна), козлиными рогами, крыльями летучей мыши т.п. животными частями тел. С практической точки зрения горгулья представляет  собой элемент архитектурного дизайна, призванный выполнять не только художественные, но и вполне бытовые функции. Горгульи прикрывают удлинённые водостоки готического собора(либо сами выступают в качестве таковых, выводя осадочную влагу из пасти), благодаря которым дождевая вода льётся на землю на определённом расстоянии от фундамента  не подмывая его. Иначе говоря горгульи - это дренаж, оформленный в виде какой либо гротескной фигуры.

Горгульи справа и слева.
  Несмотря на то, что  горгульи являются типично готическими чудовищами, их собственное происхождение уходит корнями вглубь  веков и древней Греции и Египта.

   Цивилизация Египта знала много зооморфных богов, а египтяне были одними из первых народов, начавших активно применять образы богов в живописи и архитектуре.

  Греческая мифология также  активно эксплуатировала истории и различных гибридных созданиях(не имевших в отличие  от персонажей египетских верований статуса высших божеств). О химере было сказано ранее, а кроме неё уместно вспомнить гарпий, кентавров и грифонов(грифов). Статуи последних украшали крыши  греческих хранилищ и простых домов - ведь считалось, что грифы охраняют  легендарное золото Зевса в Скифии (территории северного Причерноморья)от аримасков - бойких одноглазых людей, постоянно пытавшихся украсть его.

  Водосточные желоба, как элемент устройства домов в древней Греции встречались нечасто, однако  в том случае, если они выходили не по углам крыши, а под ней( в середине стены) - тогда водосток оформлялся в виде головы льва с распахнутой пастью (позже  лев стал одной из составляющих  образа горгульи). Это символизировало могущество Греции, защищало жителей дома от врагов и отпугивало злых духов.

   Постройка готических соборов велась на протяжении многих поколений, поэтому нам сегодня трудно определить точный возраст горгулий...
С достаточной долей уверенности можно предположить, что первые горгульи(в их хрестоматийном варианте)появились к началу 12 века.

  В мире нет ни одной горгульи которая была бы похожа одна на другую - ведь скульпторы пользовались полной свободой при выборе зоологических прообразов для изваяния  очередного монстра.

  На протяжении всего  готического периода истории европейской культуры, облик горгулий был всегда разнообразен.

  Первоначально он имел весьма скромные размеры, а в их внешности доминировали зверинные черты. К 13 веку горгульи стали крупнее(до одного метра в длину) и человекообразнее. Четырнадцатый век ознаменовался для них увеличением числа мелких деталей, горгульи стали изящнее и легче. В 15 веке горгульи потеряли часть своего демонизма, компенсируя эту утрату общей выразительностью мимики и большим разнообразием поз. Эволюция готического стиля в искусстве привела к тому, что горгульи постепенно выходили  за рамки религиозной тематики и к 16 веку превращались в обычных каменных уродцев - отталкивающих, но уже почти не страшных для рядового обывателя.

 Горгульи  и химеры, прочие обыватели тёмных закоулков готической культуры были рождены человеческим разумом, пытавшимся  поставить безрассудную роскошь животного мира на службу  церковным канонам (по мнению автора).

  К сожалению, существа, созданные средствами обскурации, иррационализма и холодной клерикальной программатике оказались совершенно нежизнеспособными. Для того, чтобы стать живыми, он были слишком разнородны - ведь из льва, козла, змеи, собаки и человека вовсе не  так легко  составить единого зверя.

  Но даже поняв всю эфемерность подобных монстров, люди не перестали их бояться. Мы смотрим на горгулий со страхом, поскольку нам  известно, что в определённом смысле  они - это мы сами и наоборот. Каменные статуи при свете дня, кажущиеся совершенно безжизненными, с наступлением ночи уже таковыми не являются - привычная серая фигура, превращается в нечто таинственное, пугающее и едва ли не одушевлённое.

                ( Материал взят из сети интернет)


 
 

   

 


Рецензии