5. Бригадный разведчик Николай Жирнов

Зима на любом фронте, будь то Южный или Закавказский отягчает условия боевой деятельности. Что же говорить о Калининском, где ранняя зима сорок второго завьюжила уже с середины ноября, сделала непроходимыми и непроезжими дороги - шоссейные, полевые и даже железные.
       Если обороняться, куда ни шло, а тут наступать надо, хватать немца то за один бок, то за другой, не давать ему покоя, а главное - создать такую обстановку, чтобы он, враг, не снял не то что дивизии, одного полка, которых требует  Гитлер для помощи Паулюсу под Сталинградом.
     Вот и 34-я мехбригада ждет приказа на наступление. Соседи уже ведут бой. Теперь очередь 34-й. Командир бригады   Николай  Ефимович Краснов нервничает: нет разведчиков, а ему, чтобы принять решение, надо знать, как развиваются события на передовой.  Задача  перед  разведчиками была  поставлена трудная: вскрыть огневую систему противника перед населенным пунктом, определить силы и состав противника, способы преодоления заграждений, уточнить где находится наблюдательный и командные пункты и склады врага.
    Комбриг  Краснов уважает весь состав разведывательного отряда, но особенно капитана Николая Жирнова.
 Николай Жирнов -бригадный разведчик,  смелый, находчивый и решительный человек. Его любимый вид разведки-ночной поиск. За  храбрость и исполнительность его и любит  комбриг. Не раз мне доводилось видеть, как он встречал капитана чуть ли не у порога. За все время службы в штабе не разу не слышал, чтоб комбриг  был не доволен  Жирновым, или   когда на него голос повысил.
  С Колей Жирновым я был хорошо  знаком: и в бою  вместе участвовали, и «зимовали» в одной землянке, и беседы вели. Он  волжанин из села Михайлово, под Чапаевском. Перед самой войной окончил военное училище. Прибыл в часть и сразу в бой.  Попал в окружение. Выбирался с группой таких же окруженцев. Прошел тяжкий путь по тылам врага.  Не раз ходил в разведку. Понравилось. А когда вышел к своим, уже другой службы не искал. И вот теперь он глаза и уши бригады. Все больше по ночам  с немцами воевал. Это его с нетерпением  так ждал комбриг Краснов.
    Жирнов  ввалился в хату как белое привидение - снежный человек.      
         При виде долгожданного разведчика у комбрига от радости блеснули глаза и он, окая, проговорил:
-Ну, наконец-то! Как противник? Как дорога? Можно ли на машинах проехать?
           В разговор вмешался комиссар:
-Николай Ефимович, дайте разведчику отдышаться. Пусть он выпьет кружечку чайку, отогреется...
-Обойдусь без чая.... А дорога тяжелая. На машинах ехать трудно....  Обстановка такова...
         И разведчик по карте комбрига, как отличный ученик, без запинки начал рассказывать боевую обстановку, сложившуюся к началу декабря сорок второго года под Великими Луками.
Краснов слушал внимательно, а потом неожиданно спросил:
-А что в  Новосокольниках? Нас нацеливают туда...
         Жирнов  на этот вопрос сообщил, что там обороняются 3-я горно-пехотная дивизия и 55-й минометный полк, оснащенный шестиствольными минометами. Там же, по  неполным данным, дислоцируется штаб 59-го армейского корпуса и ряд других обслуживающих частей. Южнее Новосокольников действует 17-й железнодорожный и 863-й охранный батальоны.  Еще южнее Тройнево стоит 3-й охранный полк.
-Спасибо. Теперь многое ясно. Хорошо бы захватить  еще  «языка». И именно оттуда, из-под Новосокольников. Вот ваше новое задание.  Вы пойдете во главе передового отряда....
      Николай тут же достал свою карту и нанес на ней маршрут движения.
     Он знал, что предстояла непростая задача – незаметно пробраться в стан врага, взять пленника и вернуться с ним  до своих. Поэтому изучал  и карту и каждую ложбинку  местности, по которой ему придется вместе с группой  скрытно перемещаться.
         Короткие декабрьские дни. Не успеешь оглянуться, и день прошел.
Густые дымные облака  низко повисли над землей, вот -вот упадут на нее и своей серо-бурой пеленой укутают все движущееся и грохочущее.
      Более трех часов  в белой мгле колонна, возглавляемая разведчиком Жирновым, пробивалась по сугробам за тремя танками, ориентируясь по компасу и незатихающим сражениям: слева - у станции Чернозем, справа - под Острианой и впереди - под Новосокольниками.
     Разведчики с танкистами   рассеивали гитлеровские заслоны, пытавшиеся помешать движению бригады.
       В Борщанке передовой отряд  вступил в бой с врагом и смелой атакой танковых экипажей противник был выбит из села.
-Борщанку захватили,-сообщил по рации  Жирнов комбригу,-противник отступает к Новосокольникам.
       Получив доклад Жирнова, комбриг развернул 2-й мотострелковый батальон майора Соловьева, усилил его взводом легких танков Т-70. Обойдя Борщевку с юга, батальон скрытно пересек железную дорогу Новосокольники - Невель и с ходу захватил деревню Козлово.
       В Борщанке к бронетранспортеру Жирнова подкатила семидесятка. Из башни танка проворно выбрался командир, молодецки спрыгнул на снег, лихо сдвинул на затылок шлемофон и отчеканил:
-Лейтенант Червонцев, командир разведвзвода танкового полка.
       Жирнов осветил танкиста: перед ним стоял настоящий богатырь, атлет. В свете фонаря на  Жирнова смотрели из-под черных бровей смелые, немного выпуклые карие глаза. Капитан со свойственным ему простотой и обаянием похлопал по плечу лейтенанта и сказал:
-Будем вместе решать поставленную нам задачу. Пойдем вот в эту хату.
         Жирнов указал фонарем на стоявшую рядом крытую соломой хату, утопавшую в снегу.   В избе никого не было, видимо, немцы только что покинули дом, а  жителей, очевидно, выселили или угнали куда-то. Николай осветил все углы. На полу валялись обрывки бумаг, порожние банки от консервов, на нарах кучей лежала одежда, в углу под божницей на конике грудой дежали противогазы, цинковый ящик с патронами к карабинам, рожки к автоматам и запалы к гранатам.
      Капитан расстелил на столе свою карту и, освещая фонарем, пояснил лейтенанту задачу, полученную им от комбрига. Вместе с  Червонцевым они водили по карте карандашом, выбирая лучший вариант и маршрут движения. Они договорились до Гришино ехать на бронетранспортере , а в Новосокольники прорваться на танке.
       Жирнов убеждал лейтенанта:
-основной залог успеха  - внезапное и стремительное появление  с  тылового направления противника.  Немцы никогда не подумает , что с запада к ним  могут пожаловать «гости».  В такую пургу они, как суслики, сидят в норах - блиндажах.  Наверняка, уже хватили шнапса и отогревают отмороженные лапки.
           Они ехали за танками на транспортере.  Взводный приказал наводчикам стоять на башне и следить не только вперед, но и назад, за световыми сигналами  транспортера. Жирнов почти не  отрывал глаз от карты и компаса. На карте не все ориентиры и очертания  были занесены.
   У железной дороги один танк  зацепил тросом бронетранспортер и перетащил его по сугробу через рельсы.
         К рассвету разведчики  достигли деревню Гришино и остановились в двух километрах юго-западнее Новосокольников. Совместно с батальоном Соловьева выбили немцев из Гришино. Подразделения противника в панике покидали деревню, крича во все горло: «Панцирь!   Панцирь!» В немецком языке это  слово  означало- танк. В  покинутых немцами блиндажах находились награбленные вещи,  боеприпасы,  оружие. Выгнанные с теплого места, гитлеровцы беспорядочно вели ружейно-пулеметный огонь. Им вторили вражеская артиллерия  и минометы, бесцельно выпуская сотни  мин и снарядов, которые пролетали над батальоном и с треском рвались в стороне. Иногда такая поднималась трескотня изо всех видов стрелкового оружия, что трудно было понять, кто в кого стреляет. 
    В Гришино разведчики сосредоточились у командного пункта соловьевского батальона. За столом сидел комиссар бригады  Ищенко и обсуждал с  Соловьевым детали предстоящего боя   за очередной населенный пункт. Жирнов доложил старшему батальонному комиссару о задании комбрига и, получив от него «добро», вышел к своим разведчикам.
 Его  план состоял в следующем: бронетранспортер остается в Гришино      с водителем и командиром машины в распоряжении комиссара бригады, как и два танка.   
      Все разведчики, Жирнов и  Червонцев пробираются десантом на  одном танке в Новосокольники. Для пополнения десанта Жирнов взял двух своих земляков, приглянувшихся  ему еще  при формировании. Один - Федя Яшнов из села Сосновка  Похвистневского района, другой - Володя Кузнецов из деревни Юрмалка.
    Буран, поземка и плохая видимость поможет им  незаметно добраться как можно ближе до первых домов. Замаскировав танк, Жирнов с десантом проникнет  в город. Крайние дома  занимают обычно только наблюдатели-автоматчики. Они же выполняют функции сигнальщиков, предупреждая об угрозе. Задача десанта скрытно пройти мимо наблюдателей, но при  обнаружении быть готовыми на отражение врага..
   На объект разведки: контрольного пленного - короткий бросок и удар штыком, прикладом, гранатой.
        Танк выехал из Гришино в западном направлении, а потом на развилке повернул на север. После очередного ночного маневра повернули на восток. Глубокой ночью подъехали на растояние двести метров к крайнему домику Новосокольников.
   На западной окраине была тишина, а на восточной стороне, неожиданно для разведчиков, слышалась стрельба из пулеметов и пушек.
-Надо же, не спится им. От страха что ли в пургу стреляют, - тихо сказал лейтенант.
-Они могут и из теплого места пулять, у них боеприпасов много, -не удержался Яшнов.
-Вы, лейтенант, остаетесь здесь  с экипажем. Замаскируйтесь, чтобы танк с дороги не заметили, а я с ребятами за «языком».
-Гаврилов и Яшнов, быстро обследовать жилище.
-Есть!
Через несколько минут докладывают:
-Хата пуста, ни своих ни чужих.
     От крайнего домика  шли за своим командиром пять разведчиков, Они старались придерживаться строя, пряча лица от снежного вихря, но пурга и заносы этому мешали. Разведчики миновали несколько домов, когда острый глаз капитана заметил скукоженную человеческую фигуру. Она находилась возле двухэтажного дома.
«Видимо часовой»,- подумал Жирнов и разведчики затаились за углом дома.
     Часовой стоял спиной к ветру, закрыв лицо перчаткой  и постукивая каблуками нога об ногу. 
«Значит, скоро смена, фриц замерзает», заметил про себя Жирнов.
             Буран то затихал, то с новой силой со свистом кружил  снежные  вихри. Почти рядом бухнула пушка, в небо взвилась еле заметная серебристая звезда и почти мгновенно погасла в снежной султане. Жирнов посмотрел на часы: было четыре. И тут он заметил появление второй фигуры возле часового, отозвавшегося на пароль.
-Смена! Порядок!- прошептал Жирнов.
       Он дождался ухода сменившегося солдата и повернулся к своим хлопцам.
         Разведчики оделись в белые халаты и были похожи на бригаду врачей, делавших обход больных в госпитале.
-Обождем десять минут, пусть сменившийся часовой уснет. Брать надо тихо,-шепотом  говорил капитан своим разведчикам.
-Кондаков и Чумак, ползком проберитесь к тому дому и ждите часового возле угла. Когда он подойдет,  Чумак должен ударить его сунутой в перчатку гранатой по затылку. А ты, Кондаков, должен схватить немца  и сунуть в рот кляп, все понятно?
      Чумак прибыл в бригаду из госпиталя после ранения. Любил ходить с расстегнутым воротом и показывать чуть заметные полоски тельняшки, за что от взводного ему часто попадало.  Он воевал в морской пехоте под Одессой и очень гордился своим родом войск, от которого у него осталась отвага и поношенная тельняшка. Он был смел и находчив. В сорок первом как и капитан, хлебнул вдоволь лиха. Он не раз  ходил за «языком» и Жирнов  знал, что  он сделает все как надо.
 Однако, часовой как застыл на одном месте. Иногда только притопывал ногами. Мороз крепчал и поземка усиливалась. Жирнов решил рискнуть.
-Со мной идут Кузнецов и Гаврилов, за ними  через десять метров  Яшнов.
  Ходивший возле здания часовой  заметил, что на середину улицы из-за угла дома вышли три фигуры. Он взял автомат на изготовку, и как только они поравнялись с ним, спросил пароль.
  Жирнов при смене часового запомнил это магическое слово, и по-немецки выложил его часовому. Сам  достал сигарету и зажигалку. Не открывая капсюля, смыкал по колесику. Искры летели, а огня не было.   
        Выругался по-немецки и спросил у часового зажигалку. Тот подошел к нему, правой рукой держась за автомат, левой полез в карман... Жирнов,  молниеносно нанес часовому сокрушительный удар в челюсть левой рукой, а правой  вместе с подбежавшими Кузнецовым и Гавриловым подхватил падающего фрица. Немцу сунули кляп в рот, закутали в белую простынь,  и бегом потащили  к танку.
   Возвращаясь  в дивизию, лейтенант Червонцев не скрывал радости по поводу удачного улова товарищей по операции. Потом, правда, с грустью сообщил, что на его родине, в Изюме,  все еще хозяйничают фашисты...
-Что там творится? Не знаю...
-Ничего, фрицы за все заплатят, выгоним  их со своей земли и за Германию возьмемся...
    «Язык», добытый Жирновым и разведчиками, в преддверии  Великолукской операции, на допросе подтвердил нумерацию немецких войск в Новосокольниках, а также рассказал, что ему было известно об особенностях обороны  этого важного стратегического пункта.


Рецензии
Рисковый мужик Жирнов, часовой мог и не подойти, а полоснуть из автомата.
С уважением

Игорь Меркуленко   08.06.2020 21:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.