Критика Крестный ход в Курской губернии
Почему-то Репин помещает священников так, что их не видно за толпой, из духовенства мы видим только одну гротескную фигуру дьякона. Киот с иконой помещается по самому краю картины, из духовенства мы видим только одного человека. Таким образом духовная сущность события снижена до зипунов и тупых благоговейно мещанских лиц. Если бы киот находился ближе к центру картины, а за ним группа священников, все-таки с одухотворенными лицами, священников в золотых облачениях, то изображение крестного хода приобрело бы радостное звучание, обрело бы духовный смысл. Но такой задачи Репин не ставит перед собой, его интересует толпа темных «непросвещенных» людей верящих в обряды, и такую серую фанатично безмозглую толпу он и изображает. Так хочет видеть его глаз. Его «критическое око» воспитанное, поставленное Стасовым видит в протодьяконе только обжору и пьяницу с красным носом. «Портрет протодьякона» Это реальность, но именно эту реальность хочет видеть Репин. Суриков не находился под влиянием Стасова как Репин, и гораздо с большим человеческим участием относился к своим персонажам, что и с художественной точки зрения повышало их уровень. Нельзя сравнивать героев, даже «отрицательных» « Боярыни Морозовой» с карикатурными, мелкими персонажами «Крестного хода в Курской губернии»
Огромный церковный праздник, а духовенства на нем нет. Вместо духовенства мужики в черных зипунах и лаптях. Эти зипуны составляют монолитную массу на первом плане, и тщательно, до натурализма прописаны (кажется, что воняет деревней - навозом и керосином, подсолнечным маслом и луком). Эти черные зипуны вносят мрачную ноту в картину. Мощный аккорд. В такой солнечный жаркий день, когда с дьякона пот катится градом, мужики одеты в теплые зипуны, которые можно носить даже зимой. Возникает сомнение, так ли это было в реальной жизни? Киот с иконой несут не монахи, вид которых был бы духовным, а утомленные от деревенских трудов крестьяне, потому у них такое каменное благочестие на лицах. К ним примыкает придурковатый молодой человек, он на подхвате, он смена этим мужикам. Очень безрадостная картина. Контраст черных зипунов и белого киота заставляет взгляд все время перемещать от центра картины краю, что вызывает беспокойство и диссонанс. Сильный контраст позолоченного купола с голубым небом. Правый край картины живет своей самостоятельной жизнью, изображение срезано. Это тоже очень раздражает глаз. Без киота было бы спокойней и красивее. Глаз бы видел хоругви по центру картины. Все было бы гармоничнее и спокойнее. Но это не является целью Репина. У него взгляд обличителя. Слева старушки в лохмотьях – благочестивые курицы. Их шажок и наклоненные головы в платочках вызывают такую ассоциацию. Соответственно и мозги куриные. За старушками мы видим напыщенного начальника восседающего на коне, надзирающего за движением толпы. Урядник по другому краю, кого-то избивает нагайкой. Причем цвет его обмундирования белый, такой же, как цвет киота. С фотографической точки зрения Репин все правильно запечатлел. Но нельзя одним цветом, белым, цветом чистоты и целомудрия изображать и святыню, и озверелось урядника. Функции разные. Нельзя розовым цветом изображать черные дела – сладко получится.
Мужики одинаково дремучие, все на одно лицо, одинаково обросшие, с длинными бородами и власами, так что виден только один нос, едут в оцеплении на конях (как на верблюдах), возвышаясь над толпой, и создавая определенный ритм. У всех у них одинаковое выражение лица окамененно благоговейное, важное, театральное, так надо, потому что они участники важного и значительного действа, смысл которого они не очень понимают. Но надо изображать благоговение, поскольку все изображают, участвуют в этой игре. Все они родственники Репинского «Протодьякона»
Не спокойная картина, в ней нет мира. Это отношение Репина.
Очень большое пространство на первом плане занимает песчаная дорога. Толпе не тесно, зритель не задавлен. Песок так ярко освещен солнцем, переливается золотом, что возникает ощущение, что шествие идет по золотым облакам, что в сочетании с голубым небом звучит необыкновенно радостно и возвышенно. Может быть из-за «золота» дороги Репин не смог изобразить группу священников в золотых облачениях. Если бы дорога была бурой, темной, то толпа выглядела бы очень напористой, пугающей огромным количеством людей, которые все сметут на своем пути. Безусловно, золотое пространство это очень удачное решение Репина, неизвестно осознанное или случайное, фотографическое, что так попало на глаза. Конечно, разные миры иконы и реалистического пейзажа. В иконе золото изображает духовный мир, инородный материальному, потому он изображается не краской, а золотом «инородным» краске. В картине Репина золотая дорога имеет свою сущность, энергетику, какую-то фантастическую природу, почти духовную. Земля не бурая, а золотая. Это золото поднимает толпу, она не заземленная, шествует по облакам в зипунах, лохмотьях, мундирах, платьях. Возникает парадоксальный духовный эффект, может быть вопреки самому художнику, который хотел написать обличительную картину «Святой, мещанской Руси» ХIХ века.
Вообще две картины Репина «Крестный ход в Курской губернии» и «Бурлаки на Волге» очень похожи композиционно между собой. И в той и другой обличительный пафос. Голубое небо, золотой песок. Грязное пятно группы изможденных людей в лохмотьях, с тупыми обреченными лицами, чуждых красоте пейзажа. А в Крестном ходе грязное пятно зипунов, лохмотьев, платьев, костюмов, только люди не с обреченными лицами, а благочестиво-тупыми. Репин находился под влиянием Стасова и писал социальные картины и не слишком удачно, надуманно, несмотря на реализм. Высшим откровением Репина стали портреты генералов из Государственного совета, в них он раскрылся как великий живописец, до этого загубленный Стасовым.
Ссылки Мистические рисунки с натуры, явления
Рисунок "Отец Всеволод Шпиллер накануне своего отпевания" http://www.proza.ru/2009/12/25/1601
Рисунок "Призывание" Явление о.Всеволода на литургии Василия Великого, через неделю после смерти http://www.proza.ru/2010/01/30/62
Рисунок "Явление прт. Всеволода Шпиллера патриарху Пимену 7 февраля 1984г. Николо-Кузнецкий храм. Праздник иконы Божией Матери "Утоли моя печали" http://www.proza.ru/2009/05/25/733
Рисунок "Беседа с о.Всеволодом в день его поминовения" http://www.proza.ru/2010/12/26/64
Рисунок "о.Всеволод на празднике иконы Божией Матери Взыскание погибших 1984г. (еще не прошло 40 дней)" http://www.proza.ru/2010/03/01/138
Рисунок "Пречистая. Николо-Кузнецкий храм 6 февраля 1985 г".http://www.proza.ru/2010/01/23/34
Рисунок Набросок. "Явление Пречистой в Кузнецах 6 февраля 1985 г." http://www.proza.ru/2009/12/26/31
Рисунок "О.Всеволод на Всенощной в храме на Преображенской http://www.proza.ru/2009/12/26/56
Рисунок "На службе о.Владимира" http://www.proza.ru/2010/12/26/1038
Рисунок "О.Всеволод на кухне своей квартиры. (после смерти)" http://www.proza.ru/2009/12/26/75
Рисунок "О. Всеволод в прихожей. После смерти." http://www.proza.ru/2011/01/18/1712
Рисунок "Панихида в Кузьминках" http://www.proza.ru/2009/12/26/5
Рисунок "Агриппина Николаевна и о.Всеволод у дверей храма. Кузнецы" http://www.proza.ru/2011/01/07/264
Рисунок "Слушая литургию о.Всеволода" http://www.proza.ru/2011/01/07/961
Рисунок "Прозрачный силуэт" http://www.proza.ru/2009/12/26/433
Рисунок "Архм. Иоанн Крестьянкин выход в метафизику" Печоры Псковские http://www.proza.ru/2010/01/06/1448
Рисунок "О.Иоанн Крестьянкин среди нас на квартире (метафизически)" http://www.proza.ru/2010/12/27/81
Набросок "Архм. Иоанн Крестьянкин после кончины" Михайловский храм. http://www.proza.ru/2010/01/01/169
Рисунок "Ангельские силы и о.Иоанн в духовных небесах" http://www.proza.ru/2011/02/06/141
Рисунок "О.Павел Троицкий моление" http://www.proza.ru/2010/01/30/71
Рисунок "О.Павел в полнеба" http://www.proza.ru/2010/04/04/812
Рисунок "О.Павел на отпевании старушки" http://www.proza.ru/2011/01/01/197
Рисунок "Митрополит Антоний Блюм. Выход в метафизику" http://www.proza.ru/2010/01/22/1649
Рисунок "Архимандрит Авель Македонов над головой в электричке" http://www.proza.ru/2010/01/06/1198
Рисунок "Патриарх Алексий II, выход в метафизику" http://www.proza.ru/2010/01/23/53
Рисунок "Духовник созерцает свое чадо через стену кабинета" http://www.proza.ru/2010/01/23/490
Рисунок "Архимандрит Кирилл Павлов на исповеди" http://www.proza.ru/2010/03/01/1016
Набросок "Старец. Выход в метафизику на литургии" http://www.proza.ru/2009/12/12/626
Рисунок "Старец в метафизике на Всенощной праздникаПреображения" http://www.proza.ru/2011/01/15/159
Рисунок "Выход семейного старца в метафизику" http://www.proza.ru/2011/01/18/72
Набросок "Отец Илий в Оптиной" http://www.proza.ru/2011/01/09/238
Рисунок "Прп. Савва Сторожевский явление в храме Успения на Городке. Звенигород 1985 г." http://www.proza.ru/2010/01/30/55
Рисунок "Первое явление схм. Серафимы Кочетковой старицы Спасо-Влахернского монастыря" http://www.proza.ru/2010/01/23/84
Набросок "Явление схм.Серафимы Кочетковой дом причта при храме Вознесения в Перемилово" http://www.proza.ru/2009/12/19/171
Набросок "О.Александр Мень на своем отпевании в Новой деревне" http://www.proza.ru/2010/01/01/751
Рисунок "Явление высоко-духовной личности" http://www.proza.ru/2010/01/01/228
Рисунок "Псалтырь по княгине Пересветовой" http://www.proza.ru/2010/01/06/1319
Рисунок "Ангел маленькой Лизы" http://www.proza.ru/2011/01/29/1184
Рисунок "Ангел крестника Алеши" http://www.proza.ru/2010/12/26/1316
Рисунок "Спасаем колодец. Ангел" http://www.proza.ru/2011/01/15/291
Рисунок "Игорь Борисович Померанцев на своем отпевании. Храм Ильи Обыденного" http://www.proza.ru/2010/01/23/106
Рисунок "Явление Игоря Борисовича Померанцева на даче. (Загорск)" http://www.proza.ru/2010/02/20/1330
Рисунок "Смерть Пантелеймона Ивановича Васильева" http://www.proza.ru/2010/01/26/113
Рисунок "На свадьбе" http://www.proza.ru/2011/01/01/925
Рисунок "Горький в своем доме-музее на Никитской" http://www.proza.ru/2011/01/01/802
Рисунок "Темный дух арбатской квартиры" Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2011/01/29/1661
Рисунок "Встречи друзей на квартире одержимого человека" http://www.proza.ru/2011/01/30/121
Рисунок "В автобусе". Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2010/01/23/546
Рисунок "В крематории. Души как дети." http://www.proza.ru/2010/01/23/120
Рисунок "На поминках Ольги Дриневич" http://www.proza.ru/2011/01/21/252
Рисунок "Улыбка Натальи на ее отпевании" http://www.proza.ru/2011/01/17/148
Рисунок "Отпевание Леонида К. Храм Ильи Обыденного 2008г." http://www.proza.ru/2011/01/29/543
Свидетельство о публикации №214022600048
Нина Изюмова 09.03.2014 14:51 Заявить о нарушении