Критика Крестный ход в Курской губернии

Жара, духота, пыль, серые зипуны. Благочестиво тупые лица, разряженные купчихи. Скудоумные старушки богомолки. Дьякон в золотых облачениях, изнывающий от жары. Ни одного нормального лица, разве что у калеки на переднем плане. Поток людей, уходящий в бесконечную перспективу. Сам киот, который несут мужики в черно коричневых зипунах, с окаменело важными лицами, Репин помещает по правому краю картины, что сразу снижает его смысловую значимость. Будь  киот в центре картины, или хотя бы перед ним было какое-то пространство, картина приобретала бы праздничное звучание. Все внимание Репин уделяет толпе, толпе безликой, скудоумной, серой, мещанской, «православной». Изображено море людей, а бесконечная перспектива сообщает вселенское значение изображаемому объекту - перед нами Русь православная глазами Репина. Взгляд «просвещенного» человека, знающего из науки, что никакого Бога нет, на дикарей, которые в  этого Бога верят. Хотя поток людей ограничивает, ограждает поднимающийся по диагонали холм с пеньками от срубленных деревьев. Если бы действительно было море людей, без холма это производило бы еще более сильное впечатление. Холм перекрывает пространство, создает коридор для толпы,  что снижает силу воздействия. Толпа все-таки в каких-то рамках. Совершено непонятно какой смысл  несут в себе пеньки, срубленные деревья. Просто случайно попались на глаза. Этот бурый холм неестественно пустой, ни одного человека на нем не видно.  Бурая масса распределена, нарастает по диагонали к правому краю, уравновешивая киот, помещенный у края картины, поглощает его. В то же время эта однородная бурая масса  является противовесом пестрой толпе, но и давит на нее, прессует, на фоне большого объема фигурки людей кажутся меньшего масштаба. Если бы вместо  холма с правой стороны было бы только голубое небо над головами людей, шествие приобрело бы большую значимость и праздничность.  Этот бурый холм в виде гигантской головы крокодила (если смотреть с права налево) занимает полнеба и страшно  давит на всю картину.
Почему-то Репин помещает священников так, что их не видно за толпой, из духовенства мы видим только  одну гротескную фигуру дьякона. Киот с иконой помещается по самому краю картины, из духовенства мы видим только одного человека. Таким образом духовная сущность события снижена до зипунов и тупых  благоговейно мещанских лиц. Если бы киот находился ближе к центру картины, а за ним группа священников, все-таки с одухотворенными лицами, священников в золотых облачениях, то изображение крестного хода приобрело бы радостное звучание, обрело бы духовный смысл. Но такой задачи Репин не ставит перед собой, его интересует толпа темных «непросвещенных» людей верящих в обряды, и такую серую фанатично безмозглую  толпу он и изображает. Так хочет видеть его глаз. Его «критическое око» воспитанное, поставленное Стасовым видит в протодьяконе только обжору и пьяницу с красным носом. «Портрет протодьякона»  Это реальность, но именно эту реальность хочет видеть Репин. Суриков не находился под влиянием   Стасова как Репин, и гораздо с большим человеческим участием относился к своим персонажам,  что и с художественной точки зрения повышало их уровень. Нельзя сравнивать героев, даже «отрицательных» « Боярыни Морозовой» с карикатурными, мелкими персонажами «Крестного хода в Курской губернии»
Огромный церковный праздник, а духовенства на нем нет. Вместо духовенства мужики в черных зипунах и лаптях. Эти зипуны составляют монолитную массу на первом плане, и тщательно, до натурализма прописаны (кажется, что воняет деревней - навозом и керосином, подсолнечным маслом и луком). Эти черные зипуны вносят мрачную ноту в картину. Мощный аккорд. В такой солнечный жаркий день, когда с дьякона пот катится градом, мужики одеты в теплые зипуны, которые можно носить даже зимой. Возникает сомнение, так ли это было в реальной жизни? Киот с иконой несут не монахи, вид которых был бы духовным, а утомленные от деревенских трудов крестьяне, потому у них такое каменное благочестие на лицах. К ним примыкает придурковатый молодой человек, он на подхвате, он смена этим мужикам. Очень безрадостная картина. Контраст черных зипунов и белого киота заставляет взгляд все время перемещать от центра картины краю, что вызывает беспокойство и диссонанс. Сильный контраст позолоченного купола с голубым небом. Правый край картины живет своей самостоятельной жизнью, изображение срезано. Это тоже очень раздражает глаз. Без киота было бы спокойней и красивее. Глаз бы видел хоругви по центру картины. Все было бы гармоничнее и спокойнее. Но это не является целью Репина. У него взгляд обличителя.   Слева старушки в лохмотьях – благочестивые курицы. Их шажок и наклоненные головы в платочках вызывают такую ассоциацию. Соответственно и мозги куриные. За старушками мы видим напыщенного начальника восседающего на коне, надзирающего за движением толпы. Урядник по другому краю, кого-то избивает нагайкой. Причем цвет его обмундирования белый, такой же, как цвет киота. С фотографической точки зрения Репин все правильно запечатлел. Но нельзя одним цветом, белым, цветом чистоты и целомудрия изображать и святыню, и озверелось урядника. Функции разные. Нельзя розовым цветом изображать черные дела – сладко получится.
Мужики одинаково дремучие, все на одно лицо,  одинаково обросшие, с длинными бородами и власами, так что виден только один нос, едут в оцеплении на конях (как на верблюдах), возвышаясь над толпой, и создавая определенный ритм. У всех у них одинаковое выражение лица окамененно благоговейное, важное, театральное, так надо, потому что они участники важного и значительного действа, смысл которого они не очень понимают. Но надо изображать благоговение, поскольку все изображают, участвуют в этой игре. Все они родственники Репинского «Протодьякона»
Не спокойная картина, в ней нет мира. Это отношение Репина.
Очень большое пространство на первом плане занимает песчаная  дорога. Толпе не тесно, зритель не задавлен. Песок так ярко освещен солнцем, переливается золотом, что возникает ощущение, что шествие идет по золотым облакам, что в сочетании с голубым небом звучит необыкновенно радостно и возвышенно. Может быть из-за «золота» дороги Репин не смог изобразить группу священников в золотых облачениях. Если бы дорога была бурой, темной, то толпа выглядела бы очень напористой, пугающей огромным количеством людей, которые все сметут на своем пути. Безусловно, золотое пространство это очень удачное решение Репина, неизвестно осознанное или случайное, фотографическое, что так попало на глаза. Конечно, разные миры иконы и реалистического пейзажа. В иконе золото изображает духовный мир, инородный материальному, потому он изображается не краской, а золотом «инородным» краске. В картине Репина золотая дорога имеет свою сущность, энергетику, какую-то фантастическую природу, почти духовную. Земля не бурая, а золотая. Это золото поднимает толпу, она не заземленная, шествует по облакам в зипунах, лохмотьях, мундирах, платьях. Возникает парадоксальный духовный эффект, может быть вопреки самому художнику, который хотел написать обличительную картину  «Святой, мещанской Руси» ХIХ века.
Вообще две картины Репина «Крестный ход в Курской губернии» и «Бурлаки на  Волге» очень похожи композиционно между собой. И в той и другой обличительный пафос. Голубое небо, золотой песок. Грязное пятно группы изможденных людей в лохмотьях, с тупыми обреченными лицами, чуждых красоте пейзажа. А в Крестном ходе  грязное пятно зипунов, лохмотьев, платьев, костюмов, только люди не с обреченными лицами, а благочестиво-тупыми. Репин находился под влиянием Стасова и писал социальные картины и не слишком удачно, надуманно, несмотря на реализм. Высшим откровением Репина стали портреты генералов из Государственного совета, в них он раскрылся как великий живописец, до этого загубленный Стасовым.

Ссылки Мистические рисунки с натуры, явления

Рисунок "Отец Всеволод Шпиллер накануне своего отпевания" http://www.proza.ru/2009/12/25/1601

Рисунок "Призывание" Явление о.Всеволода на литургии Василия Великого, через неделю после смерти  http://www.proza.ru/2010/01/30/62

Рисунок "Явление прт. Всеволода Шпиллера патриарху Пимену 7 февраля 1984г. Николо-Кузнецкий храм. Праздник иконы Божией Матери "Утоли моя печали" http://www.proza.ru/2009/05/25/733   

Рисунок "Беседа с о.Всеволодом в день его поминовения" http://www.proza.ru/2010/12/26/64

Рисунок "о.Всеволод на празднике иконы Божией Матери Взыскание погибших 1984г. (еще не прошло 40 дней)" http://www.proza.ru/2010/03/01/138

Рисунок "Пречистая. Николо-Кузнецкий храм 6 февраля 1985 г".http://www.proza.ru/2010/01/23/34   

Рисунок Набросок. "Явление Пречистой в Кузнецах 6 февраля 1985 г."  http://www.proza.ru/2009/12/26/31

Рисунок "О.Всеволод на Всенощной в храме на Преображенской http://www.proza.ru/2009/12/26/56

Рисунок "На службе о.Владимира" http://www.proza.ru/2010/12/26/1038

Рисунок "О.Всеволод на кухне своей квартиры. (после смерти)" http://www.proza.ru/2009/12/26/75

Рисунок "О. Всеволод в прихожей. После смерти."   http://www.proza.ru/2011/01/18/1712

Рисунок "Панихида в Кузьминках" http://www.proza.ru/2009/12/26/5

Рисунок "Агриппина Николаевна и о.Всеволод у дверей храма. Кузнецы" http://www.proza.ru/2011/01/07/264

Рисунок "Слушая литургию о.Всеволода" http://www.proza.ru/2011/01/07/961

Рисунок "Прозрачный силуэт"  http://www.proza.ru/2009/12/26/433

Рисунок "Архм. Иоанн Крестьянкин выход в метафизику" Печоры Псковские http://www.proza.ru/2010/01/06/1448

Рисунок "О.Иоанн Крестьянкин среди нас на квартире (метафизически)" http://www.proza.ru/2010/12/27/81

Набросок "Архм. Иоанн Крестьянкин после кончины" Михайловский храм.  http://www.proza.ru/2010/01/01/169

Рисунок "Ангельские силы и о.Иоанн в духовных небесах" http://www.proza.ru/2011/02/06/141

Рисунок "О.Павел Троицкий моление"  http://www.proza.ru/2010/01/30/71

Рисунок "О.Павел в полнеба" http://www.proza.ru/2010/04/04/812

Рисунок "О.Павел на отпевании старушки"  http://www.proza.ru/2011/01/01/197

Рисунок "Митрополит Антоний Блюм. Выход в метафизику" http://www.proza.ru/2010/01/22/1649

Рисунок "Архимандрит Авель Македонов над головой в электричке" http://www.proza.ru/2010/01/06/1198

Рисунок "Патриарх Алексий II, выход в метафизику"  http://www.proza.ru/2010/01/23/53

Рисунок "Духовник созерцает свое чадо через стену кабинета" http://www.proza.ru/2010/01/23/490

Рисунок "Архимандрит Кирилл Павлов на исповеди" http://www.proza.ru/2010/03/01/1016

Набросок "Старец. Выход в метафизику на литургии" http://www.proza.ru/2009/12/12/626

Рисунок "Старец в метафизике на Всенощной  праздникаПреображения" http://www.proza.ru/2011/01/15/159

Рисунок "Выход семейного старца в метафизику" http://www.proza.ru/2011/01/18/72

Набросок "Отец Илий в Оптиной" http://www.proza.ru/2011/01/09/238

Рисунок "Прп. Савва Сторожевский явление в храме Успения на Городке. Звенигород 1985 г." http://www.proza.ru/2010/01/30/55

Рисунок "Первое явление схм. Серафимы Кочетковой старицы Спасо-Влахернского монастыря" http://www.proza.ru/2010/01/23/84

Набросок "Явление схм.Серафимы Кочетковой дом причта при храме Вознесения в Перемилово" http://www.proza.ru/2009/12/19/171

Набросок "О.Александр Мень на своем отпевании в Новой деревне" http://www.proza.ru/2010/01/01/751

Рисунок "Явление высоко-духовной личности" http://www.proza.ru/2010/01/01/228

Рисунок "Псалтырь по княгине Пересветовой" http://www.proza.ru/2010/01/06/1319

Рисунок "Ангел маленькой Лизы" http://www.proza.ru/2011/01/29/1184

Рисунок "Ангел крестника Алеши" http://www.proza.ru/2010/12/26/1316

Рисунок "Спасаем колодец. Ангел" http://www.proza.ru/2011/01/15/291

Рисунок "Игорь Борисович Померанцев на своем отпевании. Храм Ильи Обыденного" http://www.proza.ru/2010/01/23/106

Рисунок "Явление Игоря Борисовича Померанцева на даче. (Загорск)" http://www.proza.ru/2010/02/20/1330

Рисунок "Смерть Пантелеймона Ивановича Васильева" http://www.proza.ru/2010/01/26/113

Рисунок "На свадьбе" http://www.proza.ru/2011/01/01/925

Рисунок "Горький в своем доме-музее на Никитской" http://www.proza.ru/2011/01/01/802

Рисунок "Темный дух арбатской квартиры" Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2011/01/29/1661

Рисунок "Встречи друзей на квартире одержимого человека" http://www.proza.ru/2011/01/30/121


Рисунок "В автобусе". Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2010/01/23/546

Рисунок "В крематории. Души как дети." http://www.proza.ru/2010/01/23/120

Рисунок "На поминках Ольги Дриневич" http://www.proza.ru/2011/01/21/252

Рисунок "Улыбка Натальи на ее отпевании" http://www.proza.ru/2011/01/17/148

Рисунок "Отпевание Леонида К. Храм Ильи Обыденного 2008г." http://www.proza.ru/2011/01/29/543


Рецензии
Дорогой Сергей! Вы совершенно правы! "Русофобия в красках", если перефразировать известное выражение Трубецкого.

Нина Изюмова   09.03.2014 14:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.