История ташкентского рока

Первая рок - группа города Ташкента, которую я увидел и услышал, была группа «Киборги». Вероятно, это вообще был первый ансамбль профессионально исполнявшим рок-музыку в нашем городе. Попал я на их выступление, ещё учась в школе, в 67-м или 68-м году.

Я и мой друг Рамиль Ибрагимов случайно узнали, что в кафе «Уголок», расположенном рядом со Сквером,  вечером будут выступать «Киборги», о которых мы уже слышали, но не видели никогда. Мы пришли туда задолго до начала, и, как оказалось, правильно сделали, так как здесь в кафе, на втором этаже, должно было состояться посвящение в студенты первого курса истфака ТашГУ и нас когда началось собственно мероприятие приняли за студентов – первокурсников и не выгнали. «Киборги» играли там весь вечер, поскольку Юра Батуев – соло-гитара и вокалист группы, удивительно похожий на Пола Маккартни,  учился как раз на историческом факультете.

Это действительно была первая рок-группа которую я увидел и услышал как говориться живьём. Правда за год до этого на вечере в 110-й школе мы видели выступление группы «Фаэтон», но они играли на самодельных электрогитарах и с таким звуком, что слушать было практически невозможно.

Немного позже, мы с друзьями были на первом концерте «Киборгов » в парке Тельмана и на самом последнем, прощальном тоже, где они выступали в гусарских костюмах.

Кроме «Киборгов» «вершили нашими умами» ещё несколько незаурядных рок-ансамблей: это «Ваганты», «Синхрон и «Скифы». Основателями «Вагантов» были Боря Новогрудский и Генрих Вальтер. Группа эта отличалась тем, что пела один к одному как битлы. Говорят, что они, песни ливерпульской четвёрки, записанные на скорости 19 прокручивали на скорости 9 (кто помнит катушечные магнитофоны меня поймут) и так сразу была слышна и понятна каждая интонация. Выступали они в клубах промышленных предприятий, Ташсельмаша, Экскаваторного завода, Кенафной фабрики и т.п. Успех имели оглушительный, но вскоре, после нескольких вызовов Вальтера и Новогрудского в КГБ квартет  «Ваганты»  перестал существовать.

А вот группа «Синхрон» вполне официально выступала на летней танцплощадке парка Горького в течении 68-го и 69-го годов. Руководителем у них был Виталик Зубарев, ушедший впоследствии в «Киборги», а вокалистом и автором почти всех песен был Гена Садовников. Первый раз я был на их концерте в ДК «Восток», а когда они стали играть на танцплощадке  парка Горького, мы с ребятами не пропускали ни одного выступления.

Гена Садовников был очень талантливый поэт и композитор, самородок. К сожалению, стихи его нигде не опубликованы, а я помню только обрывки песен:

Ты сказала, что придёшь.
Когда листья опадут.
Когда первые дожди
Влагу с ветром принесут.
Но вот выпал снег,
А тебя всё нет.

Самая известная его песня «Амазонки», вошедшая в репертуар «Киборгов». Помню только одну строчку:
«Девы ищут в просторе паруса каравелл».

К сожалению Гена Садовников — талантливый музыкант и поэт, один из основателей ташкентского рока ушёл от нас осенью 2001 года.
Однако самой любимой группой для нас были «Скифы». Алик Козленко - сейчас проживающий в канадском Торонто, Саша Зурабов, Гриша Пушен (потом ушедший в «Яллу»), мои одноклассники Валера Трошков - звукорежиссёр группы, живущий ныне под Ригой , Валера Нойкин - вокалист и клавишник. Группа была создана на базе института физкультуры, где учился Козленко, отсюда и название,- Спортивный Клуб Института Физкультуры. Позже к ним присоединился, не побоюсь этого слова, виртуоз-гитарист Олег Чесноков - один из лучших гитаристов нашей страны со времен СССР. Уникальный музыкант, уже в 70-х, ставший легендой в Ташкенте.
Поиграв в Ташкенте в “Скифах”, а затем в “Ялле”, в конце 70-х он уезжает в Москву, и начинает карьеру в в джаз-рок группе «Cлайды», где в 80-е годы играли самые лучшие музыканты Советского Союза: бас-гитарист Валентин Лезов, барабанщик Александр Крюков, трубач Игорь Широков. Затем переходит в популярную группу “Надежда”, кузницу многих популярных исполнителей. Из неё в частности вышли Владимир Кузьмин и Игорь Иванов.

Вот отрывок из интервью Игоря Иванова историку отечественной рок-музыки Валерию Колпакову, где он вспоминает о моём земляке:

- Как-то встретил Плоткина. Он мне предложил сольное отделение с ансамблем «Надежда», и я стал работать в качестве солиста с красной строкой на афише.
- «Надежда» тебе аккомпанировала?
- Да, но какая «Надежда»! Она на тот момент была блестящим коллективом. Мне аккомпанировали будущие музыканты «Динамика» вместе с Кузьминым. Как - то раз мы были в Новомосковске. Я слышу, он что-то напевает, и говорю ему:
- Володя, а что ты не поешь? У тебя голос как у «Санта-Эсмеральда».
- Да? А кто это?
И я ему дал послушать кассеты с записями.
Потом Владимир Кузьмин уходит из ансамбля и приходит Олег Чесноков. Я вот сам гитарист, очень люблю звук гитары, знаю многих гитаристов и понимаю, кто как играет. Олег — это большой талант. Он родом из Ташкента. После Олега пришел Алексей Белов - будущий «Парк Горького» и группа «Москва» с которым Тухманов познакомился в «Надежде».
- А Чесноков играл лучше, чем Пивоваров?
Они совсем разные. Оба одаренные и талантливые бесконечно. Оба блестящие гитаристы. Что очень важно. Вот, например, Олег говорит мне:
- Игорь, послушай, в каком стиле я играю?
И начинал играть.
- Блэкмор.
- А сейчас?
- Клэптон.
- А сейчас?
- Карлос Сантана.
Он мог играть в любом стиле. Причем, как мне казалось, лучше оригинала. Нельзя сказать, кто из них лучше. Чесноков играл на разбитом «Хофнере» без примочек, но он умел находить такие ноты, так строить соло, что становилось ясно перед тобой – мастер”.

К счастью Олег и сейчас профессионально занимается музыкой, в его сегодняшнем репертуаре песни на стихи великих русских поэтов, композиции из репертуара зарубежных исполнителей: Chris Rea, Gary Moore, Mark Knofler, Santana, Joe Cocker.

Сейчас Олег живёт в Москве. Работает как сессионный и студийный гитарист в разных музыкальных стилях: блюз, джаз, рок. Одного время работал с Григорием Лепсом. Играет презентации, банкеты, концерты в клубах Москвы и по всей России.
Но, вернусь к «Скифам». Группа была популярна неимоверно, все концерты проходили с аншлагом, а однажды на концерте в Доме Знаний, фанаты просто вынесли двери.
Весной 71-го года в Ташкенте проходил всесоюзный конкурс «Алло мы ищем таланты» Несколько дней во Дворце спорта «Юбилейный» проходил смотр региональных талантов. Вёл эти концерты-конкурсы молодой тогда Александр Масляков, а в жюри под председательством Таривердиева сидели маститые деятели культуры СССР. В результате в финал вышли, в категории солистов - Мансур Ташматов и Александр Троицкий (школьный учитель английского языка). А в категории вокально-инструментальный ансамбль (так тогда стыдливо называли рок - группы) -«Скифы» и только, что народившийся ансамбль «Ялла». Совершенно понятно, что в Москву на всесоюзный финал поехали Ташматов и «Ялла».

Потом «Скифы» работали в Театральном институте, что-то делали с Марком Вайлем. Несколько их песен каким-то образом попали на радиостанцию «Монте Карло». Затем в середине семидесятых группа распалась.

Апофеозом и заключительным аккордом в истории группы был концерт в ДК "Октябрьской Революции", где они исполняя музыку Led Zeppelinn, Deep Purple и Джимми Хендрикса, довели зрителей до экстаза.

Были ещё две группы в начале 70-х которые играли джаз-рок. Это «Синтез» где после распада «Скифов» ударником был Саша Зурабов, мой хороший приятель в то время. Клавишником был Адик Якубов, тоже хороший мой знакомый, уехавший позже в Штаты, а лидером был Арсен Китанов, всегда очень экстравагантно прикинутый.

Второй группой был «Интер» который тяготел более к джазу, чем к року. Эту группу я знал меньше. Ярким лидером “Интера”, был Сергей Гилёв, впоследствии основатель Ташкентского джаз клуба, на заседание которого в Доме Знаний мы часто ходили будучи студентами. К горькому сожалению Сергея Гилёва также уже нет на этом свете.

Садовников в феврале 2001 написал песню памяти Гилёва, но пережил его ненадолго.

«Блюз-реквием музыканту»
Посвящается Другу и наставнику С.А.Гилеву

Он был музыкантом. Большим музыкантом
Трубадуром двадцатого века
Но в близком кругу не кичился талантом
Был прежде всего человеком!
О нем говорили — чудак и фанатик?!
Да и многим казалось странным
Что он променял все житейские страсти
На брейки и дробь барабанов.
Со временем в ногу, всегда в авангарде
О джазе он спорил так рьяно
За общее дело, не гордости ради
Душою болел неустанно.
Нежданно, не звано беда забежала
В настежь открытые двери
Потух огонек- меньше света не стало
Но горе в свечах не измерить
Не стало маэстро. Ушел безвозвратно
Моя песня звучит, словно реквием
Но в памяти, нашей, коллег-музыкантов
Останется жить он на веки!

И напоследок, хочу пару слов сказать про другую, менее яркую группу. Это группа «Ровесники» которая  базироваласьсь в Винбочке - ДК Винзавода на Переушке, там же они давали концерты, на которые мы обязательно ходили. У них был здоровенный ударник Лёша Задорнов, который мне казалось, даст любой ритм даже телеграфными столбами. Он имел очень внушительный вид, но был совершенно мирным человеком.

Вот собственно и всё, что я вспомнил о тех, кто были первыми в революционном рок-движении нашего города. О них и о таких же как и они в других больших и маленьких городах СССР, пел Борис Гребенщиков.

Локоть к локтю, кирпич в стене;
Мы стояли слишком гордо - мы платим втройне:
За тех, кто шел с нами, за тех, кто нас ждал,
За тех, кто никогда не простит нам то, что...

     Рок-н-ролл мертв - а мы еще нет,
     Рок-н-ролл мертв, а мы;
     Те, что нас любят, смотрят нам вслед.
     Рок-н-ролл мертв, а мы;

Иллюстрированный вариант статьи смотри здесь:  http://pashalidi.blogspot.com/2013/08/blog-post_5564.html


Рецензии
Рахмат, Владимир, за столь интересный и познавательный экскурс.
Мне помнится ещё, лауреатом конкурса "Алло, мы ищем таланты" стала девочка из нашей бухарской школы №14 - Башорат Джумаева. Группа "Садо", если память мне не изменяет. Это тоже где-то на заре 1970-х.
С уважением и с наилучшими пожеланиями, Сергей Шара-Бара

Сергей Лепешкин Шара-Бара   08.01.2015 14:09     Заявить о нарушении