Толерантный охват и категоризация

Принцип толерантности – «Природа дает жизни допуск» (см. в сб. Философия с толерантностью), – как имеющий общебиологическое значение, очевидно распространяется и на деятельность мозга, также обладающего способностью быть толерантным к различиям. Этот принцип является ключевым в деятельности мозга. В самом деле, ведь научные понятия, устная и письменная речь, т.е. и сама человеческая цивилизация, не могли бы появиться и существовать без свойства мозга отождествлять различное, т.е. образовывать понятия.

Удивительным образом этот принцип оказался вне поля зрения психологической науки. Вот только один пример: в «Большом Психологическом Словаре» (СПб.-М., 2003), насчитывающем 666 страниц, статей «Толерантность» и «Принцип толерантности» нет.

Эта работа может служить конкретным проявлением принципа толерантности в действии – в обосновании введения нового понятия.

«Кратком словаре когнитивных терминов» (авторы Е.С. Кубрякова и др., М., 1997) говорится, что категоризация в  узком смысле – «это подведение явления, объекта, процесса и т.п. под определенную рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории, но в более широком смысле – процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений.»

Есть два довода для введения нового термина --«толерантный охват» (и его английского аналога «tolerant inclusion»), если его  понимать как отождествление различий, т.е. как проявление толерантности к различиям любого типа. Так понимаемый термин способен обобщить термин «категоризация», соотносимый исключительно с познавательной деятельностью человека. Однако животные любого вида тоже проявляют толерантность – например, к внутривидовым различиям индивидуумов (по возрасту, полу, размерам и др. признакам), неосознанно создавая как-бы-категорию «свои», т.е. производя неосознанный толерантный охват, отстраняющий их от «чужих», к которым они уже не толерантны. Примеры других толерантных охватов, производимых всеми животными: «съедобное» и «несъедобное», «опасное» и «неопасное».

Такой же неосознанный толерантный охват совершают и дети, в языке которых еще нет слов для называния того, что они своей мыслью объединили, да и взрослые тоже, которым трудновато бы пришлось в жизни, не будь они стихийными когнитивистами.
 
Конечно же, нет тогда споров и с теми лингвистами, утверждающими, что категоризация – это чисто лингвистическое явление, так что надо правильно использовать в обязательном порядке прилагательное «лингвистическая» при слове «категоризация». Ясно, что всякое слово, причем устное и письменное, потому и может существовать, что есть толерантное охватывание этого слова по различиям в семантике, в манере произнесения, к почеркам при написании. Скажем, слово «походка». Все его знают, все понимают, представления о нем различаются, но сходство схвачено, охвачено, и написанное или устно сказанное воспринимается и понимается. Т.е. любые слова языка – это все проявления толерантности к различиям, позволяющей людям общаться – а также придумывать научные термины и создавать и продвигать науки.
 
Обратим внимание, что толерантный охват (следствием которого является совместное существование) присущ даже микроорганизмам одного и того же вида, «руководствующимся» при этом, по-видимому, чисто макромолекулярными «соображениями». Это говорит о том, что способность живых организмов осознанно или не осознанно осуществлять толерантный охват должна иметь прямое отношение к фундаментальным свойствам всего живого.
 
Еще один довод в пользу введения термина  «толерантный охват» заключается в его преимуществе по сравнению с термином «категоризация» даже в пределах области компетенции последней, т.е. в познавательной деятельности человека. Преимущество в том, что толерантный охват, как близкий по смыслу к диапазону толерантности, может во многих, если не во всех конкретных случаях, иметь математическую экспликацию: ведь отношение толерантности, или «приближенное равенство», т.е. «равенство с допуском», вводит в рассмотрение и толерантные пространства, и алгебру толерантностей, и интервальный анализ, и теорию нечетких множеств.
 
Можно высказать гипотезу, связанную уже с осознанным толерантным охватом.
В интернет-журнале «World Science» 29 янв. 2014 г. помещена заметка (http://www.world-science.net/othernews/140128_brain.htm) "Уникальная область мозга, которая есть только у человека", в которой описаны результаты исследований неврологов Оксфордского университета, открывших небольшую зону в лобной доле человеческого мозга, каковой нет в лобной доле наших ближайших «родственников» -- человекообразных обезьян. По утверждению исследователя Мэтью Рашуорта, эта область вовлечена в самые сложные процессы планирования и проблеморазрешения. И тот и другой процесс, как и осознанный толерантный охват, несомненно присущ только человеку, и область, открытую оксфордскими учеными, с большой уверенностью можно называть «корковой зоной, отвечающей за этот толерантный охват».


Рецензии