В ожидании... 17. Подробности счастливой жизни

В  ОЖИДАНИИ  СВЕТЛОГО  БУДУЩЕГО

Повесть

17. Подробности счастливой жизни

     В целом жизнь у Веры – по провинциальным меркам – складывалась как будто неплохо. Она была старательной и ответственной, к тому же у неё был хороший характер, поэтому начальство её ценило, а с женщинами она никогда не ссорилась и не спорила, даже с самыми бойкими, которые любят похвастаться, какие они деловые и многоопытные. Кто знает, правда ли всё, что они рассказывают о своих женихах и любовниках? Мужья-то у них не ахти – впрочем, как у всех. Да и откуда взяться принцам в их городе? Если кто-то казался лучше и умнее других парней, он и доставался той девушке, что получше или похитрее.

     Когда заведующая отделом ушла на пенсию и её место освободилось, Вере предложили новую должность с прибавкой в зарплате. Конечно, она была ещё слишком молодой для того, чтобы командовать десятью женщинами старше себя, но кто же отказывается от повышения? А у Веры семья, ребёнок, да и надо как-то расти по службе.

     Через полгода начальство стало намекать молодой начальнице, что теперь хорошо бы поступить на заочное отделение в финансовый техникум: руководители должны быть более образованными, чем подчинённые. Ну и что тут возразишь? Всё правильно. К тому же Вера вообще старалась не возражать старшим – она была скромной женщиной, поэтому сказала, что посоветуется с мужем.

     Подумав пару дней и поговорив с Сергеем, который хмуро буркнул: «Мне всё равно», Вера решила: «А вот возьму и поступлю! Это ведь моя работа, в конце концов. Тебе всё равно, а мне нет! Как-нибудь сама справлюсь. Все девчонки учатся, и я не глупее их».

     И действительно, училась она в техникуме без особых проблем – не хуже, чем другие. Это ведь не институт, а что-то вроде курсов для работающих женщин, которые успели забыть, что проходили в школе, поэтому преподаватели не ждали от них особых успехов и открытий.

     Поездки в областной город на сессию немного разнообразили монотонную Верину жизнь, а сама учёба оказалась не труднее школьной. Конечно, приходилось читать вечерами всякие учебники и методички, писать контрольные работы, но это ведь всего два года, можно и потерпеть. Зато теперь у Веры было полное право занимать свою небольшую руководящую должность, и никто из женщин, работавших в сберкассе намного дольше, чем она, не высказывался вслух, за что, мол, девчонке выпала такая удача. Значит, так надо! Она столько всего вынесла в своей молодой жизни, так долго ждала хоть какого-то успеха!



     Время шло не быстро и не медленно. Бесконечные бумаги с цифрами Веру уже не пугали, а домашние заботы стали для неё привычными, как и для других взрослых женщин. Она и огород сажала, и огурцы закатывала, и свинину на базаре продавала.

     Лида радовалась удачному замужеству дочери и её неожиданной карьере. Она даже хвасталась своим знакомым по швейному цеху – там работали такие же глухонемые женщины. И в самом деле, чего ещё желать: зять не пьёт, не дерётся, хозяйственный, зарабатывает неплохо, а Вера у неё вообще красавица и начальница, так что есть чем гордиться.

     Подробностей счастливой жизни дочери Лида не знала. Вера считала, что не стоит огорчать мать такими мелочами, как обида на мужа за его беспричинную, «профилактическую» ревность, грубоватые шутки, бесцеремонное распоряжение её свободным временем, высокомерное отношение к её мнению и прочими досадными деталями. Да и чем ей поможет малограмотная немая женщина? Она сама жила так, как получалось, потому что не могла повлиять на пьющего мужа.

     Бедной Лиде всегда было ещё труднее, чем Вере, но она не унывала и не жаловалась:  жалобами ничего изменить нельзя. Вот и сейчас, возвращаясь с работы, где в тесном цеху сидели за швейными машинами двадцать глухонемых женщин, она попадала в свою перегороженную квартиру, в большую семью – семь человек, не считая её самой. И никто не приготовит ей ужин, никто не подумает о завтрашнем дне. Сегодня поели – и ладно.

     Даже Лида, казалось бы, необразованная женщина, не обученная тонкостям ведения хозяйства,  – и та не могла привыкнуть к безалаберности невестки, родившей троих детей и до сих пор не научившейся их кормить. Валера к тому времени насовсем ушёл от Гальки к белокурой пассии, так что работающей Лиде вроде не было никакого резона нянчить Галькин выводок, тем более что у неё своя мать имелась, которая для внуков палец о палец не ударила.

     После ночного пожара, когда в их старинном доме сгорела крыша и пожарные залили водой комнаты, всем семьям выделили новые квартиры, и Галька с детьми переехала на один конец города, а Лида с мужем и младшим сыном – на другой.

     На новом месте, с долгожданной ванной и отдельными комнатами, жить стало легче, хотя Василий пил по-прежнему и стал совсем бестолковым. Хорошо ещё, что с работы не выгоняли. А попробуй его выгони! Он инвалид детства, несчастный человек, свои права знает.



     Прошло ещё несколько лет, и молодой семье – Вере и Сергею – тоже дали квартиру на абсолютно противоположной окраине города – там строился новый район. Все люди радовались, когда получали государственные квартиры,  и они тоже радовались: две комнаты, горячая вода, плита с четырьмя конфорками, беленькая ванна – наконец-то!

     Ездить на работу в переполненном автобусе оказалось не легче, чем ходить пешком, но зато Серёжкина школа – рядом, продовольственные магазины поблизости есть – жить можно. Квартира, правда, им досталась на первом этаже, поэтому пол зимой был холодный, но ведь и до этого они жили на первом этаже, какая разница. Палас постелили – терпимо, можно даже босиком ходить.

     Огород у них остался на старом месте, и с весны до осени Вера с Сергеем обрабатывали его по выходным. И комнату им родители оставили, так что теперь это была их дача. Хорошо всё-таки побыть с ребёнком на природе, а не во дворе многоэтажного дома. Правда, ездить далеко, ну так и у всех дачи – далеко от дома.

     Всё у Веры получалось не хуже, чем у других, только для этого ей приходилось крутиться, спешить, рано вставать и поздно ложиться. Тут, конечно, не до книг и не до вязания. Подремлет перед телевизором – вот и вся культурная программа. И это всего лишь с одним ребёнком! А Вере хотелось ещё и дочку родить, чтобы ласковая была, песенки пела и в музыкальной школе училась. Почему бы и нет? Школа ведь совсем близко.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2014/03/11/1379

__________________________________

Фото из интернета


Рецензии