24. 3 финансирование

24.3 ФИНАНСИРОВАНИЕ

     Зорге, Макс  с Анной, Бранко  с Эдит и сыном, Штайн с Гетенбай, Мияги, Одзаки жили на свои заработки от легальной деятельности. Зорге зарабатывал как журналист, Клаузен  - за счет фирмы, Мияги  - от продажи гравюр и портретов, котороые пользовались успехом, по-стоянным спросом, Одзаки – как чиновники и за свои статьи, Вукелич, будучи талантливым фотографом к тому же зарабатывал в качестве токийского представителя агентства Гавас, принадлежность к которому, к стати, открывало перед ним двери многих закрытых учрежде-ний.  и, Штайн и Гетенбай - журналистской деятельностью. Деньги для резидентуры сначала поступали в американский банк в Шанхает на счет фирмы Клаузена, а затем переводились в Японию через банки Митсуи, Митсубиси, через Гонконг. Деньги, которые резидентура по-лучала из Центра, расходывались на оперативные цели. Причем эти расходы не шли ни в ка-кое сравнение с теми безумными средствами, которые отнимались у  нищего советского на-рода и вкладывались в компартии иностранных государств во имя мировой революции. И хорошо, если бы из этого был толк, но известно документально, что большинство из этих средств мягко говоря тратились не по назначению.
     По подсчетам американцев на всю деятельность резидентуры Зорге за 8 лет было израс-ходовано всего 40.000 доларов. Более того, были попытки со стороны Центра бездумно сни-зить финансирование в два раза и об этом будет рассказано.
     Чтобы хоть как-то ущемить Зорге и хотя бы отдаленно, но привести к той же идее, что Зорге работал и на немцев, некоторые авторы упирают на то, что он работал в посольстве и получал за это деньги.
     Давайте вспомним о чем идет на самом деле речь. С началом войны Англии и Франции против Германии в сентябре  1939 г. посол Отт предложил Зорге на платной основе вести подготовку и издание информационного бюллетеня  для немецкой колонии в Японии.  Хотя это было дополнительной нагрузкой для Зорге, но его согласие, во-первых,  оказывало лич-ную услугу Отту, во-вторых, эта работа давала возможность обсуждать самые свежие ново-сти из фатерланда в беседа с Оттом, военными атташе и старшими дипломатами посольства и таким образом получать от них много фактов для анализа. Кроме того, эта работа давала возможность для свободных посещений посольства и еще больше закрепляла его реноме в глазах японских контрразведчиков, как доверенного  лица посла.
     Зная национальную черту немцев – уважительное отношение к деньгам, со стороны Зорге было бы по меньшей мере странным, если он отказался бы от оплаты. Кроме того, деньги были нужны не только для поддержания определенного социального статуса, но и для рас-ходов в оперативных целях (деньги на оплату услуг агентуры и полезных лиц, на радиообо-рудование,  фотопринадлежности, приобретение литературы, оплату аренды домов и т.п. ). Центр в отличие от непонятных щедрых расходов в отдельных случаях, как это было с Айно,  не «баловал» даже ценных разведчиков. К слову, об этой непонятной, необоснованной «жад-ности» Центра упоминали в своих произведениях ряд разведчиков, включая  Героя России Я. Черняка..
     Расходы скрывались в отчетных книгах фирмы Клаузена. Полугодовой финотчет микро-фильмировался и с курьерами отправлялся в Центр, который особо контролировал расходы на оплату информации, полученной от агентов.


Рецензии