Герои Орденоносцы татарской национальности - 47

Герои Орденоносцы татарской национальности – 47



Зайдулин Измаил Магигулович

***

Достоин звания Героя
(Из истории первого перехода подводной лодки под командованием И.М. Зайдулина по Северному морскому пути)   

***

‘’В августе-октябре 1940 г. экипаж подводной лодки «Щ-423» под командованием капитана 3-го ранга Измаила Матигулловича Зайдулина впервые в истории совершил плавание за одну навигацию по Северному морскому пути с запада на восток. Долгие годы об этом выдающемся достижении советских подводников упоминалось лишь в специальных изданиях’’……………………………………………..




***
 Зайдулин Измаил Магигулович
(27 октября 1905 – 26 августа 1944)
    Татарин, беспартийный.
    В ВМФ с 1923 года, капитан 1 ранга (15 сентября 1944, посмертно).
    Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1926), подводный класс Специальных курсов командного состава ВМС РККА (1931).
    Карьера: командир торпедного катера (октябрь 1926 – октябрь 1928), связист ЭМ «Фрунзе» (октябрь 1928 – октябрь 1929), штурман ПЛ «АГ-21» (октябрь 1929 – октябрь 1930), помощник командира (октябрь 1931 – апрель 1932), дублер, ВРИД командира одной из ПЛ (апрель 1932 – февраль 1933), командир ПЛ типа «М» (февраль 1933 – апрель 1935), командир ПЛ «Щ-123» (апрель 1935 – декабрь 1937). Участник так называемых «Стахановских автономных походов» подводных. Командир «Л-7» (декабрь 1937 – август 1938).
    В августе 1938 года арестован, год провел в заключении находясь под следствием. Приговором военного трибунала ТОФа признан виновным в том, что в отчетных документах об автономном плавании ПЛ «Щ-123» скрыл все нарушения, поломки и аварии на корабле в период похода, а так же в халатном отношении к службе и пьянстве. К счастью, амнистирован, и в сентябре 1939 года восстановлен в кадрах флота.
    Командир «Д-2» (октябрь 1939 – ноябрь 1940). В августе-сентябре 1940 года обеспечивал переход «Щ-423» с Севера на Дальний Восток Северным морским путем в составе ЭОН-10.
    С ноября 1940 года – уполномоченный Постоянной приемной комиссии при НК ВМФ, в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. С ноября 1941 года – начальник оперативной части штаба 2-й бригады ПЛ ЧФ, в марте 1942 назначен старшим морским начальником Геленджика. В сентябре 1942 временно исполнял обязанности командира ПЛ «А-2». В сентябре – декабре 1942 года начальник охраны водного района Керченской ВМБ, начальник штаба учебного дивизиона ПЛ СФ (декабрь 1942 – май 1943), офицер отдела подводного плавания штаба КБФ (с июня 1943).
    В феврале 1944 года за нарушение воинской дисциплины разжалован в рядовые и направлен в штрафной взвод на 3 месяца. В мае 1944 восстановлен в воинском звании и назначен командиром дивизиона сторожевых катеров (малых охотников).
    26 августа 1944 года советские тральщики, проводящие траление заграждения «Зееигель» были атакованы артиллерией немецких субмарин «U-348» и «U-370». Из-за плохой видимости вражеские подводные лодки были приняты за миноносцы и на их перехват были брошены группа торпедных катеров из состава 1-го гвардейского дивизиона ТКА КБФ и штурмовики «Ил-2» (35-й Краснознаменный ШАП КБФ). Самолеты приняли советские корабли за вражеские. В результате ошибочной атаки 3 торпедных катера и 5 катеров-тральщиков получили повреждения, 11 человек из их экипажей были ранены, 5 убиты. Среди погибших были командир отряда торпедных катеров Герой Советского Союза гвардии капитан 3 ранга Иван Сергеевич Иванов и И.М. Зайдулин.
    Награжден орденом Красной Звезды (1936), орденом Отечественной войны I степени (1944, посмертно).
http://www.town.ural.ru/ship/means/mens_z.php3#z3





Зайдулин, Измаил Матигулович
***
Энциклопедия Санкт-Петербурга
***
Защитник Ленинграда во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда 1941-1944 годов. Родился в 1905 году. Умер в 1944 году

Подводник, капитан 1 ранга.
Защитник Ленинграда. В 1926 г. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Командуя одной из первых подводных лодок Тихоокеанского флота Щ-123, в 1936 г. Совершил дальний поход, превысив автономность более чем 3 раза.
В 1937 г. Был арестован, но освобожден. В 1940 г. Руководил первым в истории отечественного флота переходом подводной лодки Щ-423 Северным морским путем с запада на восток.
Участник Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). 26 августа 1944 г. Трагически погиб в Нарвском заливе.
Награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

http://www.wikipiter.ru/index.php?title=,_

***

Москва, Кремль. 22 июля 1936 г.
Опубликовано в № 170 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 23 июля 1936 г.
***
В 1936 г. перед подводной лодкой Зайдулина была поставлена задача подготовить и провести поход по проверке автономности корабля. Официально установленная норма автономного плавания для подводных лодок типа «Щ», исходящая из проектных данных, составляла 20 суток. Столько времени запасы продовольствия, пресной воды и топлива позволяли подводной лодке полноценно выполнять боевые задачи. Выйдя из Владивостока весной, подлодка И. Зайдулина вернулась на базу только осенью. 75 суток автономного плавания при установленной норме 20 суток — этот результат экипажа Зайдулина никто больше не смог не только превзойти, но даже повторить. Член Военного совета армейский комиссар 2-го ранга Г. С. Окунев в статье «Мы из Владивостока», опубликованной в «Правде», писал: «Море требует бесстрашия и мужества, а подводникам эти качества требуются вдвойне... Зайдулин в три раза перевыполнил нормативы автономного плавания...» Постановлением ЦИК СССР от 22 июля 1936 г. «за отличную работу и выдающиеся достижения в боевой подготовке» командир И. М. Зайдулин и военком В. П. Ясыров были награждены орденом Красной Звезды, а все остальные члены команды — орденом Знак Почета.
Этот экипаж провел в отрыве от базы два с половиной месяца — в полтора раза больше, чем Бук, и почти в два раза больше, чем Египко. Так на Тихоокеанском флоте стало три экипажа орденоносцев. Все они были из 5-й морской бригады.


«Щ-123» («Угорь»)
***
подводная лодка V-бис-2 серии
****
    Заложена 20 декабря 1933 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде под стапельным номером 215. В 1934 году подводная лодка перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке была произведена её окончательная сборка. 26 августа 1934 года подводная лодка спущена на воду и 30 апреля 1935 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

    Первым командиром корабля стал Зайдулин Измаил Матигулович. Под его командованием с 27 апреля по 1 июля 1936 года субмарина совершила длительное автономное плавание, за что весь экипаж корабля был награжден правительственными наградами.

http://www.town.ural.ru/ship/ship/h123.php3




''УШЕДШИМ НАВЕЧНО В ГЛУБИНЫ МОРСКИЕ''
ЧАСТЬ 3. ПОДВОДНИКИ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА, РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В 1937 – 1938 гг.
***
ЗАЙДУЛИН Измаил Матигулович, Командир подводной лодки «Л-7»
***
Арестован в августе 1938 г., осужден на 3 года. Находился в заключении до августа 1939 г., восстановлен в ВМФ. Командовал 12 дивизионом кораблей ОВР КБФ. Погиб в 1944 г .




Зайдулин Измаил Магигулович
***
(27 октября 1905 – 26 августа 1944)
    Татарин, беспартийный.
    В ВМФ с 1923 года, капитан 1 ранга (15 сентября 1944, посмертно).
    Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1926), подводный класс Специальных курсов командного состава ВМС РККА (1931).
    Карьера: командир торпедного катера (октябрь 1926 – октябрь 1928), связист ЭМ «Фрунзе» (октябрь 1928 – октябрь 1929), штурман ПЛ «АГ-21» (октябрь 1929 – октябрь 1930), помощник командира (октябрь 1931 – апрель 1932), дублер, ВРИД командира одной из ПЛ (апрель 1932 – февраль 1933), командир ПЛ типа «М» (февраль 1933 – апрель 1935), командир ПЛ «Щ-123» (апрель 1935 – декабрь 1937). Участник так называемых «Стахановских автономных походов» подводных. Командир «Л-7» (декабрь 1937 – август 1938).
    В августе 1938 года арестован, год провел в заключении находясь под следствием. Приговором военного трибунала ТОФа признан виновным в том, что в отчетных документах об автономном плавании ПЛ «Щ-123» скрыл все нарушения, поломки и аварии на корабле в период похода, а так же в халатном отношении к службе и пьянстве. К счастью, амнистирован, и в сентябре 1939 года восстановлен в кадрах флота.
    Командир «Д-2» (октябрь 1939 – ноябрь 1940). В августе-сентябре 1940 года обеспечивал переход «Щ-423» с Севера на Дальний Восток Северным морским путем в составе ЭОН-10.
    С ноября 1940 года – уполномоченный Постоянной приемной комиссии при НК ВМФ, в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. С ноября 1941 года – начальник оперативной части штаба 2-й бригады ПЛ ЧФ, в марте 1942 назначен старшим морским начальником Геленджика. В сентябре 1942 временно исполнял обязанности командира ПЛ «А-2». В сентябре – декабре 1942 года начальник охраны водного района Керченской ВМБ, начальник штаба учебного дивизиона ПЛ СФ (декабрь 1942 – май 1943), офицер отдела подводного плавания штаба КБФ (с июня 1943).
    В феврале 1944 года за нарушение воинской дисциплины разжалован в рядовые и направлен в штрафной взвод на 3 месяца. В мае 1944 восстановлен в воинском звании и назначен командиром дивизиона сторожевых катеров (малых охотников).
    26 августа 1944 года советские тральщики, проводящие траление заграждения «Зееигель» были атакованы артиллерией немецких субмарин «U-348» и «U-370». Из-за плохой видимости вражеские подводные лодки были приняты за миноносцы и на их перехват были брошены группа торпедных катеров из состава 1-го гвардейского дивизиона ТКА КБФ и штурмовики «Ил-2» (35-й Краснознаменный ШАП КБФ). Самолеты приняли советские корабли за вражеские. В результате ошибочной атаки 3 торпедных катера и 5 катеров-тральщиков получили повреждения, 11 человек из их экипажей были ранены, 5 убиты. Среди погибших были командир отряда торпедных катеров Герой Советского Союза гвардии капитан 3 ранга Иван Сергеевич Иванов и И.М. Зайдулин.
    Награжден орденом Красной Звезды (1936), орденом Отечественной войны I степени (1944, посмертно).

http://www.town.ural.ru/ship/means/mens_z.php3






''Достоин звания Героя''
(Из истории первого перехода подводной лодки под командованием И.М. Зайдулина по Северному морскому пути)   

***

В августе-октябре 1940 г. экипаж подводной лодки «Щ-423» под командованием капитана 3-го ранга Измаила Матигулловича ЗайдулинаI впервые в истории совершил плавание за одну навигацию по Северному морскому пути с запада на восток. Долгие годы об этом выдающемся достижении советских подводников упоминалось лишь в специальных изданиях. Пришло время сказать о нем в полный голос.

Интенсивно изучать и осваивать Северный морской путь Россия начала после русско-японской войны. Снаряжался ряд экспедиций по нему и к Северному полюсу, большинство которых окончились неудачами. Дальнейшее освоение Северного морского пути прервала Первая мировая война и последовавшие за ней события.

В 30-е гг. СССР вновь начинает осваивать Арктику. Организуются экспедиции Папанина, Шмидта и других полярников. Свои усилия предпринимали военные моряки. В 1936 г. за одну навигацию были проведены по Северному морскому пути эскадренные миноносцы «Сталин» (бывший «Самсон») и «Войков». 192 участника полярного рейса получили государственные награды.

Вслед за надводными кораблями, впервые Советское правительство запланировало перевод Северным морским путем подводной лодки. Выбор пал на подводную лодку «Щ-423». 23 мая 1940 г. нарком Военно-морского флота подписал приказ № 00120 о переводе в навигацию 1940 г. этой лодки из Мурманска во Владивосток Северным морским путем. 25 мая «Щ-423» перешла из пункта своего базирования в Полярном к заводу «Севморпуть» в Мурманске, где в обстановке строгой секретности ее стали готовить к трансполярному переходу. Корпус «Щ-423» начали обшивать толстой противоледовой деревянно-металлической «шубой».

14 июня 1940 г. приказом № 00145 наркома Военно-морского флота создается Экспедиция особого назначения — 10 (ЭОН-10) для перехода подводной лодки «Щ-423» по Севморпути. Этим же приказом на период подготовки самого перехода командиром «Щ-423» назначается капитан 3-го ранга Измаил Матигуллович Зайдулин.

Это был опытный подводник. Во второй половине 20-х гг. после окончания военно-морского училища, он служил на торпедных катерах Черноморского флота штурманом подводной лодки, в 30-е гг. — командиром подводной лодки типа «М» («Малютка»), затем подлодки «Щ-123» на Тихоокеанском флоте. Экипаж «Щуки» был в числе передовых. Зайдулин гордился им и называл его «командой дружбы народов». «У нас на корабле, — говорил он, — представлены многие национальности: русские, украинцы, белорусы, евреи.,, И сам я татарин. Но все идет у нас, как в единой семье. Неспроста у нас многие остаются на сверхсрочную службу»1.

В 1936 г. перед подводной лодкой Зайдулина была поставлена задача подготовить и провести поход по проверке автономности корабля. Официально установленная норма автономного плавания для подводных лодок типа «Щ», исходящая из проектных данных, составляла 20 суток. Столько времени запасы продовольствия, пресной воды и топлива позволяли подводной лодке полноценно выполнять боевые задачи. Выйдя из Владивостока весной, подлодка И. Зайдулина вернулась на базу только осенью. 75 суток автономного плавания при установленной норме 20 суток — этот результат экипажа Зайдулина никто больше не смог не только превзойти, но даже повторить. Член Военного совета армейский комиссар 2-го ранга Г. С. Окунев в статье «Мы из Владивостока», опубликованной в «Правде», писал: «Море требует бесстрашия и мужества, а подводникам эти качества требуются вдвойне... Зайдулин в три раза перевыполнил нормативы автономного плавания...» Постановлением ЦИК СССР от 26 июля 1936 г. «за отличную работу и выдающиеся достижения в боевой подготовке» командир И. М. Зайдулин и военком В. П. Ясыров были награждены орденом Красной Звезды, а все остальные члены команды — орденом Знак Почета.

На примере «Щуки» И. Зайдулина стало ясно, что наши подводные лодки способны решать задачи на значительном удалении от баз, причем во льдах. Зарождался опыт, примененный затем в трансарктическом переходе в годы войны. Конечно, эксперименты Зайдулина требовали риска и мужества.

Надо полагать, было еще одно обстоятельство назначения И. Зайдулина командиром «Щ-423», предназначенной для выполнения рискованного и трудного задания. Это — его «вредительское» прошлое.

После рекордного автономного плавания в 1938 г. И. Зайдулина вместе с другими командирами 5-й морской бригады в условиях разжигаемой борьбы с «врагами народа» обвинили в измене Родине, шпионаже, вредительстве, диверсиях, терроризме и контрреволюционном заговоре. Одним из «аргументов» стало резкое превышение норм автономного плавания.

Сфабрикованность дела была настолько очевидна, что даже военный трибунал флота отвел выдвинутые следствием обвинения. Было признано, что обвиняемые допустили только служебную халатность.

После освобождения из-под ареста Измаила Матигулловича в октябре 1939 г. назначают исполняющим дела командира подводной лодки «Д-2» Северного флота. Через семь с небольшим месяцев его утвердили в этой должности. За короткий срок И. Зайдулин завоевал авторитет грамотного, решительного и смелого командира. Но о деле 1938 г. никто не забыл. И в случае неудачи или аварии, можно было вспомнить прошлые обвинения.

Как бы то ни было, 15 июня 1940 г. И. Зайдулин принял под свое командование подводную лодку «Щ-423». Личный состав под его руководством занимался переборкой механизмов, получением текущего и зимовочного запасов, их погрузкой на сопровождающий транспорт «А. Серов».

22 июля И. Зайдулин вывел «Щ-423» на ходовые испытания после обшивки корпуса противоледовой «шубой» и установки специальных «ледовых» кормовых горизонтальных рулей. Подводная лодка погружалась на глубину 45 метров. К 25 июля подлодка была окончательно готова к переходу. Причем результаты испытаний подтвердили ее готовность к ведению, в случае необходимости, боевых действий.

И вот наступило 5 августа 1940 г. Проводить корабль прибыли бывший командующий Северным флотом В. Дрозд и вновь назначенный на этот пост А. Головко. В 13 час. 15 мин. «Щ-423» отошла от пирса г. Полярного. Ледовый поход начался.

Баренцево море встретило подводников неприветливо — штормило, временами подлодка попадала в полосы густого тумана. Сложная обстановка сразу же потребовала от экипажа максимума внимания и собранности. Этот отрезок пути подводная лодка следовала одна, без сопровождения обеспечивающих кораблей.

«Щ-423» пошла через пролив Маточкин Шар, где встретилась с ледоколом «Ленин» и транспортом «А. Серов», также входящими в состав ЭОН-10. На судах имелось 250 тонн различных грузов, топлива и продовольствия для экспедиции.

В Карском море подводники получили ледовое крещение. 12 августа ледовая обстановка усложнилась до 8-9 баллов. Приходилось даже приостанавливать движение. В этих условиях И. Зайдулин сутками не уходил с мостика подводной лодки, открытого для арктического, обжигающего лицо ветра. Надо было внимательно следить за маневрами ледокола, не допустить опасного сближения с ним, вписаться в его кильватерный след, уклоняться от льдин, внезапно появляющихся из-под кормы ледокола, чтобы они не попали под винты субмарины.

17 августа, сначала по чистой воде самостоятельно, а от острова Тыртова через пролив Вилькицкого под проводкой ледоколов, «Щ-423» вышла в море Лаптевых. На этом участке пути толщина льда достигала трех-четырех метров. При сжатиях ледяные глыбы наползали на корпус подлодки, все свободные от вахты моряки расчищали узкую обледеневшую палубу. Низкая температура воздуха и забортной воды, вызывали в отсеках обильное отпотевание, походившее на мелкий дождь2. Условия жизни на подводной лодке резко ухудшились. Однако моряки нашли выход: с ледореза «Ф. Литке» подали по шлангу пар для отопления и просушили все отсеки.

В суровой ледовой обстановке моря Лаптевых, «А. Серов» потерял еще две лопасти гребного винта. Пришлось в бухте Тикси перегружать имущество экспедиции на теплоход «Волга». 31 августа рейс был продолжен.

Остались позади Новосибирские острова, и «Щ-423» вышла в Восточно-Сибирское море. После Медвежьих островов тяжелый многолетний лед становился все плотнее. Пришлось воспользоваться и помощью ледокола «Адмирал Лазарев». Особенно трудная ситуация сложилась между мысом Шелагским и мысом Биллингса. На некоторых участках ледоколы проводили подлодку и «Волгу» на коротком буксире поодиночке. Но и эти препятствия были преодолены, и через пролив Лонга «Щ-423» вышла в Чукотское море. Вскоре караван ЭОН-10 достиг Берингова пролива. Личный состав «Щ-423» построился на палубе, прозвучали выстрелы из пушек — салют в честь покорения Арктики.

За мысом Дежнева И. Зайдулину и экипажу «Щ-423» вновь пришлось держать серьезный экзамен морской выучки: корабль застиг сильнейший шторм. Крен доходил до 46 градусов, порой волна полностью накрывала рубку, но и экипаж, и техника испытание выдержали. 9 сентября ЭОН-10 прибыла в бухту Провидения, закончив переход Северным морским путем.

После захода в Петропавловск-Камчатский и короткого отдыха «Щ-423» в составе отряда подводных лодок через 1 -й Курильский пролив вошла в Охотское море. Вскоре подводников радушно встретили в Советской Гавани.

Преодолен последний участок пути, и 17 октября 1940 г. в 7 час. 59 мин. «Щ-423» подошла к пирсу подводных лодок Тихоокеанского флота во Владивостоке. Задание Родины было выполнено с честью. За кормой «Щ-423», ведомой И. Зайдулиным, остались восемь морей и два океана, 7 227 миль, из которых 1,2 мили пройдены в надводном положении. Командование Тихоокеанского флота поздравило экипаж с завершением этого исторического плавания.

Народный комиссар ВМФ объявил всему экипажу «Щ-423» благодарность и наградил участников похода знаком «Отличник РК ВМФ». На плавбазе «Саратов» состоялся вечер, посвященный этому героическому переходу. 7 ноября 1940 г. И. Зайдулину присвоили звание капитана 2-го ранга. Подводная лодка «Щ-423» после докового осмотра, смены винтов и снятия ледовой защиты уже через три недели вышла в море на боевую подготовку. В 1942 г. ее переименовали в «Щ-139».

После перехода И. Зайдулина назначили уполномоченным постоянной приемной комиссии при НК ВМФ. На этой должности ему пришлось принимать от судостроительной промышленности и испытывать на новые корабли и подводные лодки.

В октябре 1941 г. капитана 2-го ранга И. Зайдулина назначают на действующий Черноморский флот сначала командиром оперативной части 2-й бригады подводных лодок, а затем старшим морским начальником в г. Геленджик. В июле 1942 г., в самые тяжелые месяцы обороны Севастополя и Керченского полуострова, И. Зайдулин становится командиром охраны водного района Керченской военно-морской базы.

В декабре 1942 г. И. Зайдулин уже на Северном флоте. Его назначают начальником штаба учебного дивизиона подводных лодок. Он учит командиров максимально использовать боевые возможности отечественных подводных лодок в сложных условиях Заполярья. Старшим другом и наставником считал И. Зайдулина известный подводник Герой Советского Союза И. Фисанович.

В мае 1943 г. И. Зайдулин направлен в распоряжение Военного Совета Балтийского флота. Вскоре его назначили начальником 1 -го дивизиона подготовки подводных лодок отдела подводного плавания. Но психологические перегрузки привели к срыву. За допущенную провинность И. Зайдулин был разжалован в рядовые и направлен в штрафной взвод сроком на три месяца.

28 мая 1944 г. И. Зайдулина восстановили в прежнем воинском звании и назначили командиром 12-го дивизиона сторожевых катеров истребительного отряда охраны водного района Балтийского флота. Во время десантной операции в Выборгском заливе отряд прикрытия под его командованием потопил три корабля противника при весьма ограниченных собственных силах. Сам Зайдулин в этой боевой операции показал себя как опытный и отважный морской офицер...

22 августа 1944 г. славный сын татарского народа погиб как настоящий моряк, в море, при авианалете. 18 сентября И. Зайдулин был «исключен из списков офицерского состава ВМФ, как погибший в борьбе немецкими захватчиками».

Посмертно Родина наградила И. Зайдулина орденом Отечественной войны I степени. 15 октября посмертно ему было присвоено воинское звание капитана 1-го ранга.

В огненные годы Великой Отечественной войны отдали свои жизни многие товарищи И. Зайдулина, с которыми он совершил героический переход по Севмор-пути в 1940 г. Смертью храбрых на Черноморском флоте погиб капитан-лейтенант А. Быстров — дублер командира «Щ-423». На Северном флоте погиб вместе со своим экипажем командир Краснознаменной гвардейской подводной лодки «Д-3» капитан 3-го ранга М. Бибеев — слушатель Военно-морской академии, стажировавшийся на «Щ-423» в арктическом переходе.

Минули годы. По пути, проложенному «Щ-423», прошли целые караваны подводных лодок послевоенной постройки. В 1956 г., в прямом смысле повторив путь отца, Северным морским путем на одной из подводных лодок прошел курсант выпускного курса Высшего военно-морского училища подводного плавания Джемал Измаилович Зайдулин. С появлением атомных подводных лодок в 60-е гг. советские подводники покорили Северный полюс и стали осуществлять трансарктические переходы в подводном положении. Их подвиги стали возможны благодаря мужеству и героизму тех, кто были первыми. К числу таких первопроходцев по праву можно отнести и экипаж подводной лодки «Щ-423» с командиром И. Зайдулиным, первым из подводников покорившим Арктику и открывшим Северный морской путь для подводного флота России.

В связи с приближающимся 65-летием героического перехода «Щ-423» следовало бы увековечить память о героях-подводниках. Их имена должны быть вписаны в многотомную «Историю открытия и освоения Северного морского пути». Подвиг экипажа «Щ-423», как и моряков других военных кораблей, прошедших первыми Севморпуть, целесообразно отразить в экспонатах Музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. На наш взгляд, высшей исторической справедливости отвечало бы награждение И. Зайдулина Золотой Звездой Героя Российской Федерации (посмертно), а членов экипажа «Щ-423» и других участников перехода государственными наградами.

I Зайдулин И. М. родился 2 августа 1905 г. в многодетной татарской семье Зайдулиных, проживавших в г. Батуми, где его отец, выходец из Казанской губернии, остался после прохождения военной службы.

ПРИМЕЧАНИЯ:
***
   1. Матвеев А. Династия Зайдулиных // Боевая вахта. - 1972. - 30 июля.
   2. Донесение командира ПЛ «Щ-423» (см.: РГА ВМФ, д. 26, л. 207).

Шамиль Ахметшин,
постоянный представитель Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области,
кандидат военных наук,
полковник запаса
Шамиль Насеров,
главный специалист Постоянного представительства Республики Татарстан в Санкт-Петербурге,
капитан 2-го ранга запаса




‘’Вскормлённые с копья’’
Памяти Джемала Измайловича Зайдулина.

***

21.05.2009 08:47:55
12 мая 2009 года на Серафимовском кладбище проводили в последний путь Джемала Измаиловича Зайдулина, потомственного подводника, подлинного флотского офицера, человека чести, доблести и трудолюбия, скончавшегося 8 мая.

 

Как и его брат, Зайдулин Рустэм Измайлович, как Александр и Игорь Каутские, Валерий Кульбакин, Валерий и Павел Кузьмины, Александр и Игорь Тузовы, Алик Крестовский, Борис и Игорь Моховы, которых я имел честь знать и многие другие, выбрали нелёгкую стезю, продолжили дело своих отцов и дедов - службу на современных подводных лодках. - "Миледи Смерть, мы просим вас за дверью обождать" Коновалов М.В.

На всех этапах службы, которая началась в детские годы его отличали ответственное отношение к делу, требовательное, заботливое и доброжелательное отношение к сослуживцам. У него было много друзей, он чтил их память, живые будут помнить его.



Исповедь начинающего мемуариста. Брыскин Владимир Вениаминович
(воспитанник Ленинградского подготовительного училища, выпускник ВВМУПП, командир ПЛ "С-286" (ТОФ). Новосибирск. 1996.
***
"... в это время к нам назначили нового старпома – Джемала Измайловича Зайдулина. Сын известного балтийского подводника, погибшего в 1944 году, он с детства вместе с младшим братом был помещён в Нахимовское училище, а потом окончил наше училище подводного плавания. Вряд ли мне хватит хвалебных слов для характеристики разносторонних способностей и качеств этого моего товарища. В его лице я получил ту безусловную опору, которой мне так не хватало после В.В.Кравцова. Хотя упомянутые офицеры очень различались между собой, но объединяло их беззаветное служение Флоту, а это – главный стержень нашего дела..."

***

…Прошел слух, что главком будет устраивать магаданцам разнос. Штабные офицеры узнали о намерениях С. Г. (так называли Сергея Георгиевича в Главном штабе Военно-Морского Флота) и, естественно, «накопали» массу замечаний.
Как всегда, Горшков начал с главного -говорил о боевой готовности базы, затем вошел в раж и стал перечислять, что у них плохо: и то не так, и это не этак, и инструкции не соответствуют содержанию руководящих документов...
-Да и с маскировкой у вас плохо, - заявил он и продолжил: -Далеко ходить не надо: сейчас идет Арабо-израильская война, а у вас все иллюминаторы открыты. Нет никакой светомаскировки!

Сидевший в уголке капитан 3 ранга Д. И. Зайдулин возьми да и скажи:
-Товарищ главнокомандующий, Израиль находится у нас по правому борту, а иллюминаторы отдраены слева. Израильтяне нас вряд ли увидят.
В зале все оживились, но вдруг воцарилась тишина. «Уж теперь пощады не жди», подумал комбриг, на мгновенье представив, как с его плеч главком срывает погоны капитана 1 ранга.
Горшков же хитровато улыбнулся, внимательно посмотрел на Зайдулина, выдержал паузу, а затем, оценив юмор, произнес:
-А ведь действительно, Израиль-то у нас справа."


***

Бадеев. "Дорогой отцов" из Сборника очерков "Подводники". — М.: «Молодая гвардия», 1962. Н.

"Братья Зайдулины! Их отец ветеран подводного флота Измаил Зайдулин в Великую Отечественную войну погиб смертью героя. После войны в училище по комсомольским путевкам пришли его сыновья — старший Джемал и младший Рустем. Окончив училище, они получили назначение на Тихоокеанский флот, туда, где начинал службу их отец. Сыновья служат ревностно: старший плавает помощником командира на лодке, младший — штурманом.
Примеру Джемала и Рустема последовали их двоюродные братья — Олег и Игорь Чефоновы. Они также успешно окончили училище и служат теперь на Тихоокеанском флоте. На Всеармейском совещании комсомольских работников министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский отметил Игоря Чефонова как одного из лучших секретарей комсомольских организаций подводных лодок."

Выпускники НВМУ, братья-близнецы контр-адмирал запаса О.Чефонов и капитан 1 ранга запаса И.Чефонов, капитаны 1 ранга запаса Д. и Р.Зайдулины, большую часть своей жизни посвятили службе на подводных лодках... Фоторепортаж капитан-лейтенанта С.ФЕДОРОВЦЕВА и Ю.ПАХОМОВА Морской сборник № 7, 1994 г.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/1020.php?commentId=40425







Максимов Иван Тихонович

***

Максимов Иван Тихонович
(1924-1987). Герой Советского Союза.

Родился в 1924 году в селе Албай Мамадышского района Татарской АССР. По национальности татарин.

После окончания школы работал в колхозе. В 1942 году был призван в Красную Армию. Окончил пехотное училище.

В Великой Отечественной войне с мая 1943 года. Старший лейтенант, командир стрелковой роты. Героически участвовал в форсировании р. Вислы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Максимову Ивану Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны работал военным комиссаром Ленинского района г. Казани.

По материалам четвертого издания книги "Кто есть кто в Республике Татарстан", Герои Советского Союза – наши земляки (Сборник документальных очерков и зарисовок в трех книгах). – Казань: Татарское кн. изд-во, 1982-1985 гг.



Министерство обороны Российской Федерации
***
Максимов Иван Тихонович
***
Звание
Полковник запаса
Биография
род. 5.8.1924 в с. Албай Мамадышского р-на Тат. АССР в семье крестьянина. Татарин. Член КПСС с 1944. Окончил 8 классов. Работал счетоводом в колхозе. В Сов. Армии с авг. 1942. Окончил Смолен. воен. пех. училище в 1943.
В действ. армии с мая 1943. Ком-р роты 358-го стр. полка (136-я стр. див., 70-я армия, 2-й Белорус. фронт) ст. лейтенант М. при штурме укрепл. обороны пр-ка на подступах к г. Данциг (Гданьск, ПНР) 30.3.45 первым поднял бойцов в атаку. Рота участвовала в освобождении города. Затем на подруч. средствах форсировала Вислу, отразив 6 танк. контратак пр-ка, удержала захвач. плацдарм до подхода гл. сил полка. Звание Героя Сов. Союза присвоено 29.6.45.
В 1947 окончил КУОС. С 1977 полковник М.— в запасе. Живёт в Казани. Работает в НИИ. Нагр. орд. Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1 ст., Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3 ст., медалями.




Иван Тихонович Максимов
***
(1924—1987) — полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Иван Максимов родился 5 августа 1924 года в селе Албай (ныне — Мамадышский район Татарстана). После окончания восьми классов школы работал счетоводом в колхозе. В августе 1942 года Максимов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1943 году он окончил Смоленское пехотное училище. С мая того же года — на фронтах Великой Отечественной войны[1].
К марту 1945 года старший лейтенант Иван Максимов командовал ротой 358-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии 70-й армии 2-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Польши. 30 марта 1945 года Максимов поднял своих бойцов в атаку на подступах к Данцигу и принял активное участие в боях за освобождение города. Под его командованием рота успешно переправилась через Вислу и отразила шесть немецких танковых контратак, продержавшись до переправы основных сил[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года старший лейтенант Иван Максимов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[1].
После окончания войны Максимов продолжил службу в Советской Армии. В 1947 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В 1977 году в звании полковника Максимов был уволен в запас. Проживал в Казани, работал в одном из научно-исследовательских институтов[1]. Умер в 1987 году[2].
Был также награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, рядом медалей[1].

Примечания
***
‡Перейти к: 1 2 3 4 5 Максимов Иван Тихонович (рус.). [1]. Проверено 17 января 2013.
‡Максимов Иван Тихонович (рус.). [2]. Проверено 17 января 2013.

Литература
***
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2



Максимов Иван Тихонович
***
«…А из Албаева, родины прославленного «красного генерала» Степана Домолазова, в 1942 году был призван на фронт один из мальчишек, кто восхищался «албаевским Чапаем», Иван Максимов. В мае 1944 года молодого лейтенанта принимали в ряды коммунистов.

Как и положено в таких случаях, он рассказал свою биографию:

- Родился в 1924 году в семье крестьянина. Учился в средней школе, был направлен в военное училище. Через полгода стал офицером и командовал взводом автоматчиков в танковой бригаде… А с февраля в стрелковом полку на Ленинградском фронте…

Вопросов Максимову не задавали: все хорошо узнали его за время кандидатского стажа. Что же, все оправдалось. Не прошло и месяца после этого знаменательного события в жизни Ивана Максимова, как войска Ленинградского фронта штурмовали укрепления на Карельском перешейке. Во главе своих бойцов Максимов преодолел несколько вражеских укреплений, но через несколько дней после наступательных боев был ранен.

Выйдя из госпиталя, Иван сражался на земле Польши и в октябре отличился в боях на реке Нарве. По отзыву командира полка подполковника Недбаева, «в боях за расширение плацдарма на западном берегу реки Максимов показал себя смелым, инициативным и волевым офицером».

Начиная с 19 октября, четвертая рота под командованием Ивана Максимова непрерывно продвигалась вперед, атакуя врага. Один из упорных боев завязался за селение Шадки.

Максимову было приказано очистить от врага примыкавший к населенному пункту лес. Взяв с собой большую группу автоматчиков, командир атаковал с фланга закрепившихся на опушке гитлеровцев. В разгоревшейся схватке он лично прикончил одиннадцать немецких солдат и захватил ручной пулемет. После этого рота прочесала весь лес, обезопасив от вражеского нападения артиллеристов, занявших здесь огневые позиции.

В январе 1945 года советские войска широким фронтом перешли в наступление на польской земле. Иван Максимов за совершенные им подвиги был награжден орденом боевого Красного Знамени. В боях за освобождение Польши его тяжело ранило.

В марте Иван Максимов после лечения вернулся в свою роту. За штурм города-крепости Данцига получил звание Героя Советского Союза.

…Вслед за могучим валом артиллерийского огня утром 25 марта Иван Максимов поднял своих бойцов в атаку. Первой из всех подразделений полка его рота стремительным броском ворвалась в немецкую траншею. Не успевшие прийти в себя фашистские вояки бежали в глубь своей обороны.

Используя замешательство противника, старший лейтенант Максимов немедленно повел бойцов дальше. Под его командованием рота быстро продвинулась в тыл врага и нанесла внезапный удар по второй траншее. В рукопашной схватке было уничтожено больше сотни фашистов. Командир все время находился в центре боя. Пуская в ход поочередно то автомат, то гранаты, он убил 22 гитлеровца и вывел из строя два станковых пулемета.

Только небольшому числу защитников траншеи удалось спастись бегством. Победители взяли в плен гитлеровцев и захватили 26 станковых и ручных пулеметов…

Порвавшись через укрепления первой полосы вражеской обороны, полк открыл себе путь к местечку Лауэнталь, прикрывавшему подступы к Данцигу.

На другой день, наступая в составе батальона, рота Максимова обошла Лауэнталь и с тыла ворвалась в него. Немцы против обыкновения сопротивлялись недолго, но получив подкрепление, перешли в контратаку. Максимов со своими бойцами занял оставленные противником окопы и организовал прочную оборону. Два раза фашисты поднимались в атаку, но, наконец, силы их истощились. Воспользовавшись этим, старший лейтенант решил нанести ответный удар. Немцам пришлось убраться из Лауэнталя, а Максимов, отправив в тыл более полусотни пленных, вместе со своей ротой продолжал преследовать противника.

28 марта полк приблизился к Висле. Первое донесение о выходе на берег реки командир полка получил от роты Максимова, который сообщал: «Рота достигла реки, организую сбор подручных средств для переправы». Комполка распорядился не медлить и захватить плацдарм на противоположном берегу. На кое-как связанных плотах, бревнах, под минометным огнем, группами и поодиночке максимовцы переправились через Вислу и окопались на берегу. Вслед за четвертой ротой начали форсирование реки остальные подразделения полка.

Гитлеровцы, используя момент, пока еще не успела переправится советская артиллерия, всеми силами атаковали пехоту. Прикрываясь броней двенадцати танков и самоходных орудий, они пытались смять окопавшихся у самой воды подразделения.

Максимов оглядел редкую цепь своих бойцов. В строю оставалось меньше половины личного состава роты. Но командир знал, что драться с врагом каждый будет за двоих-троих, насколько хватит сил.

И вот отбита первая атака, за ней – вторая, третья, пятая…Танки и автоматчики противника подходили на десятки метров к берегу и все-таки откатывались назад. Был среди них и танк, подбитый связкой гранат, брошенной рукой старшего лейтенанта. Рядом с горевшими и разбитыми машинами валялись сотни трупов фашистов.

Шестнадцать атак выдержали бойцы роты, удерживая плацдарм, и нашли силы вновь подняться вслед за командиром, когда он с возгласом: «За родину! Ура!» бросился в контратаку…

Возвращался Иван Максимов на родину со множеством правительственных наград. Орден Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Красной Звезды, целый ряд медалей и Золотая Звезда Героя украшали его грудь. Славного сына вырастила мамадышская комсомолия!».

При использовании материалов, ссылка
на http://brizgaloff-aleksey.narod.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА


Рецензии