На смерть Евграфа Дулумана. Анализ последней книги
Знаете ли, послужной список Дулумана впечатляет впечатляет:
Дулуман Евграф Каленьевич (1928-2013) — профессор, доктор философских наук, кандидат богословия. Заслуженный деятель культуры Украинской ССР, профессиональный философ и религиовед. Атеист.
Родился 6 января 1928 года в семье крестьянина села Большая Бокова Любашёвського района Одесской области. Учился и окончил Одесскую духовную семинарию (1945-1947) и Московскую духовную академию (1947-1951). Одесский кредитно-экономический институт (1956), философский факультет Киевского государственного Университета (1956-1959) и очную аспирантуру при нём (1964-1966).
Работал доцентом и помощником инспектора Саратовской духовной семинарии (1951-1952), колхозником (1944-1945, 1952-1953), референтом Общества «Знание» (1959-1963), доцентом, и.о. заведующего кафедрой научного атеизма Киевского педагогического института им. А.М. Горького (1965-1969), старшим научным сотрудником, заведующим Отдела научного атеизма Института философии АН Украины (1969-1982). С 1982 года — профессор кафедры философии НАУ; по совместительству — заместителем директора Одесского филиала Московского Кредобанка (1992-1994). Опубликовал 8 монографий, 18 брошюр, 120 статей. За 40 лет прочитал по линии общества «Знание» свыше 2 500 лекций (из них — 800 публичных). (http://antibibliya.narod.ru/duluman.html)
Ну ладно, послужной список достойный. А вот книги его? Павлин красивый, но поет как? Вот и почитал его первую атеистическую книгу 1957 года. Знаете, не впечатлило. Читал его и позднейшие работы. За деревьями не видеть леса! например, в письме Кураеву в 1998 году http://www.ateism.ru/duluman/To_kuraev.htm он цепляется за слова или оговорки, но главное не видит,Христос ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Итак, начнем с начала, с 1957 г., когда Евграф Дулуман написал книгу "Почему я перестал верить в Бога". Начинает он с беседы о том, как став атеистом-пропагандистом, приехал в деревню с атеистической лекцией, обвиняет Христа в невежестве: горчичных деревьев не бывает, а мелкие зерна есть - зерна мака, например, - гораздо меньше горчицы (Мк. 4:30–32).
Неужели было трудно почитать хотя бы эту заметку про горчичное дерево? http://www.hrampokrov.ru/gospel/artefacts/2487/.
Проверил по последней прижизненной книге, изменились ли его взгляды по этим вопросам з последние полвека. Нет!
Смотрите сами:
Евграф Дулуман. Бог. Религия. Священники. Верующие и Атеисты. Киев. Феникс. 2012. Цитирую по номерам страниц:
Дулуман , 2012.
Вот, например, он описывает свое знакомство с о.Алексеем в послевоенной Украине, приведшего советского школьника - атеиста в семинарию в главе "Per auditur et altera pars". (Пусть будет выслушана и другая сторона)."Ты слушал только атеистов. А вот выслушай, как говорят о вере великие ученые, Паскаль, Ньютон, другие." И священник, снимавший с семьей жилье в доме Дулуманов, постепенно приводит к вере в Бога от веры атеизма. Ненадолго: уже в Духовной Академии, после Семинарии, вместе со знакомством с атеистической литературой и проповедниками из общества "Знание", снова начал возвращаться к прежнему безбожию. Вот если бы этот "религиозный дурман" убрать от нежных детских душ, верующих бы никогда не было, считает он (С. 34.): "Для нас же, школьников, любой великий ученый был авторитетом во всех областях. Об ошибках ученых мы знаем мало. В сокровищнице науки хранятся ведь не ошибки" а достижения того или иного ученого. Человек велик своими взлетами, а не падениями! И мы порой думаем, что если ученый делает великие открытия, например, в физике или химии, то и во всех других областях знаний он всеведущ. Только значительно позже я понял, что религии противоположна не какая-то отдельная наука, а все науки, вместе взятые, в их совокупности. Поскольку религия - это прежде всего определенное мировоззрение, то прямую и полную противоположность ей нужно искать также в области мировоззрения, в области философии. Религия - наиболее ложное, фантастическое, превратное восприятии человеком окружающей действительности. Прямой противоположностью ей является правильное учение, правильное мировоззрение - диалектический материализм. И если тот или иной ученый двигает науку вперед и продолжает верить в бога, то о нем можно сказать: как ученый - он гигант, гений; но как мыслитель, философ - карлик. Ведь он только потому и является ученым, что в своей науке, на дело не признает никаких сверхъестественных сил: богов, чертей, духов, чудес. Так, для верующего медика бог может быть везде - в астрономия, химии и так далее, - только не в медицине. Набожный астроном изгоняет бога из вселенной, психолог - из человека, экономист - из общественной жизни. Такие ученые, по образному выражению Владимира Ильича Ленина, движутся к марксизму задом. Глаза их обращены к богу, а своей научной работой они, по сути, отходят подальше от бога, лишний раз доказывая, что бога пет. Все это я понял гораздо позже. Но в то время поп своими "аргументами" побудил меня усомниться в правильности материализма. Мне же казалось, что я сам, самостоятельно, стал сомневаться. А появившиеся сомнения (тогда я этого не понимал) вели меня прямо к религии.
Быть может, все, написанное в этой книге, написано с передних рубежей науки? Оцените сами: (С. 472) У дарвинизма есть все доказательства, но он для верующих не убедителен; креационизм для верующих весьма убедителен, но у него нет никаких доказательств.
А вот пассаж из области богословия (C. 472):
"У меня есть богословское доказательство того, что Бога - нет. Вот, давайте поразмышляем вместе с верующими по-богословски: - Бог - существо абсолютно всемогущее. (Так учат все монотеистические религии: христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, бехаизм. Так веруют все "воцерковлённые" этих религий). - А поскольку Бог абсолютно всемогущий, то для него абсолютно все - без исключения! - возможно. Следовательно, для него нет ничего невозможного. То есть, всё возможное и все невозможное для Бога возможно, для Бога доступно. - Поскольку для Бога возможно всё возможное и всё невозможное, то для него есть также и возможность перестать существовать. А математическая статистика доказала, что за бесконечное время с любым предметом, вещью и явлением обязательно и неизбежно осуществляются все малейшее их возможные вероятности. - Бог, согласно канонизированному учению всех религий, существует извечно. Отсюда следует, что с Богом за бесконечное время его существования уже осуществились его все возможности. - Значит, если Бог когда-то и существовал, то он уже давным-давно перестал существовать. - Заключение этому безупречному богословскому доказательству только одно: - - Бога - нет! Если он в прошлом и был, то в настоящем его нет, а его появление в будущем, (согласно закону энтропии о необратимости времени) даже не предвидится. С. 468 Почему в евангелиях так много несообразнозностей. Да только потому, что Иисуса Христа никогда не было. Он - вымышленная личность. Евангельские рассказы, так много раз повторяемые церковниками, настолько же доказывают существование Христа, насколько сказки доказывают существование жар-птицы, конька-горбунка или ковра-самолета. Много нелепостей в евангелиях встречается еще и потому, что сочинители сказок о Христе, - а таковых было очень много, - сами были невежественными людьми. Какие сочинители, такие и сочинения!"
Невозможно представить, что семинарист Дулуман прошел мимо главной книги догматического богословия, написанной еще в XIX веке митрополитом Макарием - "Православно-догматическое богословие". Он пишет в I-ом томе (Ч. 1, параграф 20. Свойства ума Божия. Всемогущество): "Святые Отцы и учители Церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестной, что считали излишним ее доказывать. "Укажите мне, — писал блаженный Августин, — не говорю, Христианина или Иудея, но укажите мне язычника, поклоняющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог всемогущ. Отрицать Христа может; но отрицать Бога всемогущего не может." На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать (2 Тим. 2:13; Евр. 6:18), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым, это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого.
Углубляясь в идею существа совершеннейшего и беспредельного во всем, равно как существа самобытного, которое есть единственный источник жизни, след. и силы для всего существующего, а с другой стороны, видя пред собою поразительное величие и громадность мира, созданного и непрестанно сохраняемого Богом, разум и сам собой необходимо приходит к мысли о всемогуществе Божием. Потому-то ее принимали даже языческие мудрецы".
Вот о всем нашем духовенстве, без комментариев. С.467: Процветающие сейчас христианские страны добились своего успеха не благодаря христианству, а вопреки ему. Поповская жизнь отвратительна и зловонная. Попы - это лица, которые на небеса посматривают, а по земле пошаривают. Попы это корыстолюбивые проповедники мракобесия и невежества. Чем умнее поп, тем вреднее его деятельность для народа... Впрочем, по-настоящему умных попов еще надо поискать и поискать. Как правило, поповское кодло - это скопище невежественных людей, начиная с Патриарха и кончая пономарём".
Если духовенство такое плохое, откуда брать пример? С.453-454: "Атеисты, как правило, - это наиболее активное самодеятельное население. Своим личным трудом они создают подавляющее большинство материальных и духовных общественных благ, они в буквальном смысле слова содержат своим трудом страну и обеспечивают жизнь ее граждан. Не в пример массиву верующих, массив атеистов - это наиболее просвещенная и образованная часть населения страны. Именно она развивает науку, ее руками осуществляется научно-технических прогресс, обогащается социально-культурная жизнь реальным богатством граждан страны. В свою очередь наука, будучи результатом познания естественных закономерностей и тайн природы и общества, способствует дальнейшему размыванию религиозных верований и развитию научного, атеистического мировоззрения".
А вот то, с чем трудно не согласиться. (С. 456) "В Библии имеется много исторически достоверного материала, и меру этой достоверности уже установила такая наука, как библеистика (Наука о Библии). В Библии также имеется достаточно много возвышенно художественного, глубоко философского и морально поучительного материала. На нём формировалась львиная доля духовной культуры христианизованных народов. Без знания Библии нельзя по-научному познать ни истоки, ни содержание этой культуры, приобщиться к этой культуре, сделать её элементом своего духовного богатства. Но фетишизация текста Библии порождает религиозный фундаментализм, ведет к вероисповедным распрям, мешает всесторонней оценке величия этой действительно уникальной книги. Правда всегда раскрепощает человека".
Читал ли Е. Дулуман о последних достижениях библеистики или внешних к богословию наук в пользу историчности Христа? Он до самой смерти убежден, что Евангелие ложь, а Христос - мифическая личность. Это можно было говорить в СССР в 1957 году, это поощрялось системой. Но умер Дулуман атеистом в 2013 году в июне - от рака, оставшись в атеизме. Ведь он не глуп, доктор философских наук. А то, что Христос - не мифическая, а историческая личность, историкам уже было ясно в XIX веке. Неужели было трудно почитать хотя бы это? Б.Г. Деревнский, из книги "Христос в документах истории" (СПб, 1994 г. и поздние издания). Историчность Христа доказывается "из молчания первого века", т.е. даже не Евангелий, а языческих, иудейских, исламских писателей:
Но нет, не читает, а если и читает, все перетолковывает... не опровергает прежнюю ложь, хоронит 36-летнюю дочь, умирает от рака, но не кается. Продолжает до смерти оставаться ведущим атеистом-пропагандистом, редактором и автором многих атеистических сайтов. Как страшно за его душу! Как же теперь стоять перед Богом и упрекать Его в небытии, а Христа в неисторичности? Господи, помилуй нас!
Свидетельство о публикации №214022800114
Александр Картограф 27.11.2023 00:08 Заявить о нарушении