Воронежские евреи

Посвящаю этот рассказ моему ушедшему другу - Жданкину Владимиру Ивановичу.

Мой добрый приятель, Владимир Иванович, примерно в 1984 году рассказал мне про русских христиан из Воронежа, принявших в начале 20-го века иудаизм и уехавших в Палестину. Потом я прочитал эту удивительную историю в 1992 году, когда первый раз приехал в Израиль. Я работал вместе с Владимиром Ивановичем на заводе в Ленинграде,  в  группе цеховых инженеров и ответственно заявляю: он - абсолютый гений! Это бывает, но чтобы быть с ним знакомым, беседовать, советоваться, ездить на лыжах, посидеть за столом – это повезет не всем. Мне повезло! Вот, что я знаю о нем. Его корни из именно из Воронежа, он закончил институт в Ленинграде, женился и работал на заводе сначала регулировщиком радиоаппаратуры, потом инженером. Не знаю источника и причины его  энциклопедических знаний, но одна из причин – великолепная память. Он говорил про себя, что ленивый, но умение учиться, изучить самостоятельно девять языков (!), в том числе, японский, разбираться в любой технике – даны не всем. По какому бы вопросу я к нему не обратился, его реакция, как умного и скромного человека была осторожной, мол, не все знаю по теме. А потом, в процессе решения вопроса, выяснялось, что знает и очень много по теме и всему, что эту тему окружает. Он и сейчас там работает и его совершенно  феноменальные мозги по решению системных радиотехнических, математических задач до сих пор ценят и используют на заводе, где мне посчастливилось с ним работать. Откуда Владимир Иванович, вдребезги русский человек, знает историю про воронежзких евреев - я не знаю, это, особенно в то время, редкая информация! Но смутные подозрения, что сам он хорошо знает историю своей семьи именно по материнской линии - у меня есть. Дело в том, что была в России такая постыдная история с кантонистами: это дети евреев, прибалтийских народов, которых забирали в 12-14 лет на военную службу на 25 лет. Увозили их служить в центральную и восточную части России, и те из них, кто выживал, выдерживал это непомерное бремя, часто оставались жить в тех местах, где и служили в царской армии, например, в Воронеже. Почитайте знаменитую повесть: "Кантонистская история". Внешне Владимир Иванович был среднего роста, шатен, серые глаза, нос с явной горбинкой. Я спросил как-то у него про происхождение, но он отшутился...
Так вот, история вкратце такова. Во второй половине девятнадцатого века, годах 70-80-х жил себе Воронеж тихой жизнью среднероссийского города. И в городе были, как это бывает, не ленивые, интересующиеся, активные  люди. Одним из них был молодой человек, из скромной семьи служащих, назовем его Петр Иванович. Он работал учителем словесности в гимназии и ни чем особым не выделялся, кроме того, что изучал историю своего края, людей в нем живущих.   И довольно интересно и стройно все получалось с его «малой родиной» пока  случайно он не узнал, что недалеко от Воронежа, в строго определенном месте - черте оседлости, живут евреи. Что за люди, почему живут там, не едут в город, а только на ярмарку продать свой незатейливый товар, что за Б-г, которому они поклоняются и множество других вопросов, что возникают у думающего человека. Он в свое время, как все, читал и изучал Библию, знал, что есть такой народ, но что они живут рядом, своей, какой-то другой жизнью - это  обнаружилось случайно. Петр Иванович выяснил  у знакомых, что смог, про это селение и евреев. Получалось, что у них все не так:  воскресенье у них в субботу, свинину не едят, говорят на непонятном языке и т.д. Интеллигентному и образованному человеку, к которым Петр Иванович себя относил, захотелось узнать  побольше про этот народ. Выяснил, что живут евреи, где им указано в черте оседлости и покидать её право не имеют, на работу в город они наняться так же не имеют права. И еще много разного и странного говорили об этом народе и он решил познакомиться с этими людьми для изучения и  расширения своего кругозора. Уж как он с ними познакомился, как уговорил разрешить ему изучать их еврейскую жизнь – история умалчивает, хотя сценарий на многосерийный фильм так и просится, это тебе не «Рабыня Изаура» может получиться! И Петр Иванович стал ездить  в это еврейское местечко, присутствовал на молитвах, свадьбах, похоронах, обрезании, встречал Шабат, смотрел на работу резника скота. Ему захотелось изучить этот необычный, древний язык, на котором кантор поет молитвы, понять этот народ, живущий со своим Б-м, по своим законам и даже летоисчислению. Язык, на котором евреи общались между собой – он знал, это был немецкий, но немного измененный, это мы теперь знаем, что это идиш. Петр изучал евреев,  их обычаи, язык и веру несколько лет, он подружился с этим людьми и, видимо, полюбил их. Друзья Петра интересовались его странным увлечением, он рассказывал им о евреях, их обычаях и жизни и получалось, что не такие они необычные, просто мы, русские, относимся к ним не так, как ко всем остальным. Оказывается, мир много перенял у этого древнего народа, письменность которого насчитывает более 3000 лет. И вовсе они не странные, а религия их накладывает много ограничений и правил и все это написано в Библии, в первой части, которая называется Ветхий завет, a у евреев называется Тора. Интересные рассказы заинтересовали друзей Петра и они захотели тоже узнать про этот народ. Еще несколько человек присоединились к Петру Ивановичу и стали ездить в еврейское местечко, изучать язык и обычаи  иудеев. О своих поездках они рассказывали друзьям, родным и знакомым и у людей их круга постепенно стал складываться положительный образ евреев, особенно живущих рядом. Прошло лет 8-10, в Воронеже образовалась небольшая группа интеллигенции, которая посещала еврейское местечко, видимо, решала какие-то насущные для евреев вопросы, встречали вместе с ними еврейские праздники, общались и помогали по мере возможности. А потом начались погромы и эти интеллигенты встали на защиту «своих» евреев и отстояли их от бешеной толпы и бездействия полиции. Это еще более укрепило обе стороны: изучавших и изучаемых, еще более сблизило евреев с Петром Ивановичем и его друзьями. Прошло еще лет 5, погромы были в те времена обычным делом, но евреев под Воронежем не трогали, так как у них были защитники. Думается, что была там и любовь, и деловые связи, и финансовые и коммерческие отношения – история не уточняет, додумайте сами, мои друзья. Но вот погромы конца 19, начала 20 –го века были ужасны, а органы власти и полиция по-прежнему бездействовали. Интеллигенты в России всегда были инициаторами самых передовых идей и действий, только не всегда удавалось направить эту замечательную силу в продуктивное русло. В этот раз, видимо в силу чрезвычайных обстоятельств, когда разговор шел о жизни и смерти, Петр с друзьями приняли неординарное решение: принять иудейскую веру и уехать в Палестину вместе со «своими» евреями. Но пока они передвигаются по России, Петр Иванович и его друзья остаются русскими, а евреи как бы при них и обижать их нельзя. Отдельный сценарий по продвижению по России и далее через Черное и Средиземное море. Ведь уехало не 20 и не 50 человек, а около 200: семей 25 иудеев и семей 7 русских, принявших смелое решение. Как они добирались, как и где обосновались, как интегрировались русские люди в незнакомый Восток – неизвестно. Известно, что приехавшие в Палестину россияне приняли иудаизм, и по сей день прекрасно живут  на Земле обетованной. Думается, что это они стали одними из первопроходцев кибуцного движения, так популярного в прежние годы, но так и не воплощенного в СССР, в России. Пародия на это движение – колхозы – умерли вместе с СССР, значит, не жизнеспособны были. Я был в нескольких кибуцах в 90-х годах и мой восторг неописуем! Сейчас в некоторых кибуцах трудные времена, но просуществовали они около 100 лет и некоторые из них добились выдающегося процветания и успехов на благо членов кибуца, ставших очень состоятельными людьми и даже миллионерами. Почитайте. Из русских крестьян в еврейские поселенцы: https://isralove.org/load/2-1-0-192?utm_source=copy
 Что-то я не припомню состоятельных колхозников, которым даже паспорта выдали только где-то в 1965 году.  Я иногда отмечал для себя, что в Израиле очень все перепутано с расами! Вот вижу со спины идет явная израильтянка, и речь, и одежда, и манеры – ну чистая еврейка, обгоняю, смотрю на лицо – лицо ивановской ткачихи. Я знал, что кровей здесь намешано немало и, помня про воронежских христиан, принявших иудаизм, вопросов не возникало. В каждой истории должен быть неожиданный поворот и он произошел. Как только нашей доченьке Машеньке исполнилось 18 лет – она подала документы и уехала в 1999 году на ПМЖ в Израиль по какой-то молодежной программе Сохнута, обосновалась там и назвала себя Марго, как называл её брат. Прошло 8 лет, мы помогли дочке купить квартиру в Ришон-ле-Ционе, она вышла замуж и все хорошо. Мы приехали к ней  в очередной раз на побывку, дочка  была беременна и ждали мы девочку. Дело было зимой (если бы у нас лето в Питере было такое!) и было скучновато, я решил поправить здоровье и позаниматься карате. Мне посчастливилось с 1976 года отдать более 25 лет непрерывных занятий этому чудесному виду борьбы. Я  до сих пор немножко поддерживаю себя, ну а тут прочитал в русскоязычной газете объявление, да еще зал недалеко от дома и решил попробовать сходить на тренировку. Ведь всегда хочется себя почувствовать моложе, выше, сильнее, проверить свои способности, а лет то уже немало: 58.  Меня хорошо приняли, мол, пожалуйста, три раза в неделю тренировки. Я со своим коричневым поясом, честно полученным в 1988 году, не опозорил Родину, хоть и втрое был старше тренера и на 20 лет его отца, который организовал зал, рекламу и сам бизнес. На тренировки в нашей группе ходили  большинство русскоязычные от 16 до 35 лет. К дочке мы с женой приезжали, когда на месяц, когда на четыре, как получалось, и на тренировки я ходил регулярно по приезду. Как то после занятий в минувшую зиму я с тренером разговорился, мол, давно ли живет семья в Израиле, откуда приехали, когда начал заниматься карате? Гиль, так назовем тренера, беленький, кудрявый говорит, что они коренные израильтяне, но родился он в Воронеже вначале девяностых годов. Отец Гиля – Шмуэль рассказал мне эту удивительную историю. Их семья много поколений живет в Израиле, но из устного семейного предания известно, что их предки - христиане из Воронежа, которые больше 100 лет назад уехали в Палестину. В семье бережно хранилось все, что было связано с Россией: старинные вещи,  рассказы, язык и была мечта, совершенно несбыточная: побывать, а может и уехать в Россию. За 100 лет сменилось 4-5 поколений, но русский язык в семье знали все, чем весьма гордились, и  тут случилась, помните, Перестройка! Я даже не представляю, как надо было воспитывать своих детей, внуков, пра, -пра, -правнуков, чтобы так любить свою Родину. И эта семья решила вернуться! Представляете, 89 –й год, Перестройка в разгаре вместе с антиалкогольной компанией, а тут пейсатые, белокурые евреи со своей Торой, талесом, мацой и всей мишпахой (семьей) попадают  в Воронеж? Как и чем они занимались – можно только догадываться, в 1993 году даже мальчик Гиль родился, потом развал Страны, пустые полки в магазинах, работы нет, бандиты расправили крылья, виноваты во всем евреи. И в 94-м году вся семья, человек 7-10 во второй раз, уже навсегда, покинули пределы России, без сожаления. Так даже не придумать! Вы удивитесь, но есть еще один вариант продолжения этого удивительного повествования про воронежских евреев! Видимо, не все семьи, приехавшие в Палестину, стали жить вместе, кто-то захотел жить своей жизнью, кто-то организовал киббуц. Но это уже другая история!
P.S. Жданкин Владимир Иванович ушел летом 2020 года. Мы, работники цеха, его друзья, проводили его в последний путь. Я прочел по-русски Поминальную молитву, которую читают евреям. Даже если он был чистейший русский, уверен, что он бы на меня не обиделся! Да будет Благословенна его Память!
Ришон-ле- Цион 2008г. 2020 г


Рецензии