Театр чем он так прильщает

Несколько лет назад наша газета брала интервью у народного артиста России, лауреата Госпремии России Валерия ЛОМАКО. Тогда он поделился с читателями историей о том,  как стал актером…
Во время войны Валерий Иванович учился в сельской школе под Сталинградом, где преподавательница русского языка и литературы Мария КРАШЕНИННИКОВА ставила небольшие спектакли. Конечно же, они не были профессиональными. Однако именно тогда, у Валерия Ивановича зародилась любовь к театру, которую он пронес через всю свою жизнь.
Как и все советские мальчишки, Ломако хотел стать летчиком. Однако проблемы со зрением не позволило ему реализовать себя на этом поприще.
После окончания школы Валерий Иванович поступил в Саратовскую театральную школу-студию к преподавателю Юрию КИСЕЛЕВУ
Затем семь лет играл в трех разных театрах: в Саратове, Свердловске и Волгограде. Курск стал конечной точкой его пребывания.
Спустя три года, мы решили вновь встретиться с заслуженным артистом России и разузнать, какие изменения произошли в его жизни за это время.
 - Так случилось, что я ослеп. Вначале на один глаз, затем и на второй…
Последние три года провожу в клиниках. Здесь и в институте имени Федорова. Доигрывал спектакли, в которых был занят. За это время некоторые постановки были сняты с репертуара, но это не по моей вине. Вероятнее всего, просто упал спрос у зрителей на эти спектакли. Поэтому… За это время больших серьезны работ не было. Они просто мне не под силу. Ведь я не мог элементарно читать. Перенес восемь операций на оба глаза.
Однако в грядущем сезоне я буду задействован. Сейчас доведена до прогона постановка по Вильяму Шекспиру «Ромео и Джульетта». В этом спектакле я буду играть Герцога. Роль небольшая, но на протяжении всей постановки у меня будет три выхода. У Шекспира нет плохих и проходных ролей. Для меня, при нынешних обстоятельствах (зрение) – это нормально.
- Вы играли в трех разных театрах, наверно, были режиссеры, с которыми вам особенно понравилось работать?
- Это достаточно сложный вопрос, но и вместе с тем простой. Саратов, Свердловск, Волгоград… В каждом из этих городов я проработал по семь лет. Такая градация вышла.
Прежде всего, я бы хотел отметить народного артиста советского союза, лауреата всяческих премий, художественного руководителя Саратовского театра Юного зрителя – Юрия Киселева. Он был не просто прекрасным педагогом, а отцом для каждого из нас. Прежде всего, он думал о нравственном воспитании человека, будь это актер или зритель, который пришел в театр.
Вторым знаковым для меня режиссером стал Вениамин БИТЮТСКИЙ. Мы с ним познакомились в Свердловске. В те времена люди жили очень трудно, голодно. Моя зарплата составляла всего 85 рублей. На одной из репетиций спектакля, я упал в обморок прямо на сцене. Вениамин называл меня не Валера, а Валя. «Валя, что с тобой?», - спросил он тогда, а ему ответили, что это я от голода.
Было решено отложить премьеру спектакля на три дня. У Вениамина был знакомый лесник. Он позвонил и договорился о том, что я приеду к нему погостить. «Валя, вот поедешь, откормишься, подышишь свежим воздухом», - сказал мне БИТЮТСКИЙ.
Это, прежде всего, говорит о характере человека и о его отношении к актерам. Вениамин замечательный режиссер. К тому же, он добрый, творческий и сильный человек.
Еще один режиссер, с которым мне было приято работать, Владимир Бортко. Отец Володи Бортко, известного кинорежиссера. Это удивительный человек, я навсегда его запомню.
Каждый режиссер, с которым мне приходилось работать, оставил частицу своего ума, таланта, дарования в моем сердце. Я всегда буду помнить о них. Это то достояние, которое, слава Богу, мне досталось. Я благодарен судьбе, что я познакомился с этими режиссерами.
- Валерий Иванович, как вы считаете, изменился ли театр за последние годы?
На мой взгляд, театр изменился очень сильно. Почти до неузнаваемости. Особенно, театральная молодежь. Я имею ввиду творческий состав труппы. Мне вспоминаются мои молодые годы. Как-то одновременно в театр пришла целая группа замечательных актеров. Сейчас, все эти люди без исключения стали народными артистами.
Раньше, когда  я был юношей, мы ходили на спектакли с участием актеров старшего поколения. Иногда, даже подглядывали за выступлениями прямо из-за кулис. Их игра – это невероятные находки! Пластика, жесты, движения, мимика…Это была постоянная учеба.
Сейчас, молодежь, которая приходит к нам из институтов, абсолютно другая. У них нет такой привычки  - подглядывать и учиться у старшего поколения. Это сильно расстраивает…
Если говорить о посещении театра, то зал в основ всегда битком. Однако раньше на спектакли приходили студенты, которые после действа встречались с актерами и делились своими впечатлениями. Часто они говорили добрые пожелания, но бывало и так, что приходилось выслушивать нелицеприятные вещи, но такая критика шла только на пользу артистам. Сейчас, к сожалению, этого нет.
Очень часто на спектакли приводят школьников. Перед действом они сильно шумят, слышишь молодые голоса и понимаешь: «Будет сложно». А потом, когда начинается спектакль, потихоньку наступает тишина. Посторонний шум куда-то уходит, и ребята начинают слушать, вникать в суть спектакля. Их захватывает действо, и они начинают воспринимать. Тогда, мы артисты понимаем, что делаем все правильно. Ведь мы заставляем задуматься на нравственные и моральные темы молодое поколение.
- Часто ли вы импровизируете на сцене?
Раньше очень часто, сейчас гораздо реже. В слово импровизация – мы не вкладываем понятие вольность. Для нас это, к примеру, перевернуть фразу таки образом, чтобы она звучала посмешнее. Это доставляет огромное удовольствие. Высшим классом считается, когда ты сможешь сказать фразу так, чтобы не поменять смысла происходящего на сцене.  Раньше я получал от этого адреналин!
- Вами было сыграно бесчисленное количество постановок. Можете ли вы выделить какие-то спектакли, которые особенно вам понравились?
Сложно выделить только один спектакль. Я могу назвать целый ряд таких…
Моему сердцу был очень дорог свердловский спектакль «Мещане», где я играл роль Тетерева. Когда он шел в театре, моя мама была еще жива. Она пришла на спектакль, посмотрела его и не узнала меня. Для меня это была высшая похвала, словно бальзам на сердце. В Волгограде самым любимым был спектакль «Час пик», в Курске «Маскарад». Его поставил БУРЭ по произведению Лермонтова. За этот спектакль мы получили государственную премию.
Раньше два вечера шла постановка Бурэ под названием «Крестный отец». Там я играл главную роль. Спектакль был настолько обширным, что не укладывался в лимит одного дня. Постановка была очень интересная. Мне очень жаль, что его сняли. Несмотря на то, что спектакль шел два вечера, людей было очень много.
- Остались ли какие-то роли, которые вы бы хотели сыграть, но, к сожалению, не получилось.
Желаний, конечно же, было много. Однако, пожалуй, все, что мне хотелось – я сыграл.
За исключением Ромео. Я хотел сыграть «Маскарад»  - сыграл, пьесы Шекспира тоже. Практически все, что мне хотелось, исполнилось.
- Часто ли ваша жена присутствует на спектаклях?
Моя жена Людмила СКОРОДЕД – заслуженная артистка России. Она так же, как и я работает в театре. Бывает, что мы даже играем в одних спектаклях. Как же не посмотреть постановку, когда там играет твой родной человечик. Не порадоваться за него или наоборот, сделать какие-то замечания и помочь чем-нибудь.
- Чем вы сейчас занимаетесь в свободное от постановок время?
Лечусь в основном, стараюсь поддерживать общий тонус. Сейчас желание лишь одно – не хотелось бы прожить старость в темноте. Физически чувствуют, что я способен еще на многое, но зрение, к сожалению, этого не позволяет.
- Путешествуете ли вы сейчас?
Раньше путешествовал, сейчас нет. Не было отпуска, чтобы мы с семьей не съездили на море. На самом деле не так уж и много, где я был. С театром, мне посчастливилось съездить в Германию и Монголию. Так же я был в Болгарии и Италии. Во Францию я ездил получать золотую пальмовую ветвь. Это было чрезвычайно интересно и любопытно.
- Сент-Экзюпери писал, что в каждом человеке убит Моцарт. Вы верите в это?
В каждом человеке убит не только Моцарт, но и Сальери. Если говорить о философском начале этой фразы, то в каждом человеке присутствует добро и зло. В независимости от того, в какую сторону его повернет судьба.
- Чтобы вы хотели сказать о театре нашим читателям?
Театр – это то нравственное начало и урок, который должен постигнуть каждый человек. Незнание нынешней молодежью Горького, Толстого, Бунина, Тургенев, Булгакова, Грибоедова, Достоевского, Чехова, Островского – сильно духовно обедняет человека. Театр – это прежде всего нравственность человека. Необходимо духовно обогащаться и просветляться. Так, вы развиваете свою душу.
Вообще, в Курске очень хороший зритель. Главное – благодарный. Мне бы очень хотелось пожелать людям знать театр, любить его и во всяком случае хотя бы интересоваться репертуаром. Было бы здорово, если бы зрители высказывались в прессе или на форумах, к примеру, по поводу тех или иных спектаклей. Нам ведь тоже интересно мнение людей. Это чрезвычайно важно, когда ты знаешь, что думает тот, ради кого ты стараешься. 


Рецензии