Перевороты как орудие зла


Отрывок из моей книги «Добро и зло: выбор длиною в жизнь», глава 4
( http://www.proza.ru/2002/09/02-77 )

Далеко не всегда зло старательно охраняет сложившуюся ситуацию. Когда оно видит, что созданная им система уже стала неэффективной, требует значительных усилий для своего сохранения, нуждается в срочном обновлении, оно не только не препятствует борьбе с этой системой, но и само толкает людей на решительную ломку существующего порядка. Правда, при этом оно внушает людям, что замены на свою противоположность требует абсолютно все. А так как в нашей жизни добро и зло всегда перемешаны, получается, что, уничтожив одно зло, мы сами порождаем другое.

Так, если мы возьмем черно-белую фотографию и сделаем негатив с нее, поменяв черное на белое и белое на черное, мы никак не сможем получить абсолютно белый лист (если, конечно, исходная фотография не сплошная чернота, что встречается нечасто).

В результате подобных действий зло не исчезает, оно просто переходит в другие формы, которые оказываются обычно даже более опасными, чем уничтоженные, так как бороться с неизвестным противником всегда сложнее.

Например, при любых революционных переворотах в обществе и при решительных и стремительных реформах революционеры и реформаторы стремятся переделать на свою противоположность буквально все, что было раньше, и при этом вольно или невольно уничтожают то, что было хорошего в старой форме общества. Наиболее наглядно это обычно проявляется в отрицании норм морали, которые после переворотов многие склонны рассматривать как вредный пережиток прошлого. Кстати, при обратном перевороте (например, при быстрой победе контрреволюции) уровень морали, как правило, вовсе не восстанавливается, как может показаться, а еще больше падает.

И совсем не обязательно замена на противоположность означает исправление исходного зла, она может просто заменять одно зло другим. Переход от одной крайности к другой, свойственный любым переворотам, никак не увеличивает гармонию мира, а просто заменяет одну форму искажения этой гармонии другой формой, что злу очень даже приятно, и что оно всегда поддерживает. А так как понятно, что слишком долго какая-то крайность существовать не может, что скоро всем станут ясными ее недостатки, зло часто использует метод маятника, то есть провоцирует периодическую смену одной крайности другой, не допуская задержки на середине, то есть восстановления гармонии.

Это как в сказке о двух глупых и жадных медвежатах, нашедших головку сыра, и о хитрой лисе, помогавшей им разделить эту головку поровну. Лиса, как известно, разделила головку на две неравные части. Медвежонок, которому достался меньший кусок, потребовал восстановления справедливости, что лиса с удовольствием сделала, откусив от большего куска, но так, чтобы в результате этого он стал меньшим. Тут же возмутился другой медвежонок, и лиса снова стала восстанавливать равновесие тем же способом. В результате за несколько «выравниваний» лиса съела весь сыр, не оставив медвежатам даже крошки.

И еще о крайностях. Как это ни покажется многим странным, но известны многочисленные факты того, как ярые приверженцы одной идеологии довольно быстро становились столь же ярыми приверженцами другой идеологии, внешне крайне враждебной первоначальной, причем без особого внутреннего напряжения и без сильного внешнего принуждения.

Например, после революции в России фанатичными коммунистическими деятелями становились многие завзятые уголовники, которые еще недавно и слышать не хотели о каком бы то ни было сотрудничестве с властью, а также некоторые бывшие белые офицеры, в недалеком прошлом говорившие об уничтожении всех коммунистов как о единственной цели своей жизни.

Похожая ситуация наблюдалась в Германии после прихода к власти Гитлера и образования первых концлагерей, которые тогда еще считались средством перековки, а не орудием уничтожения. При этом лучше всего перековывались в законченных и фанатичных нацистов именно коммунисты, которые перед этим неизменно объявляли фашизм главной опасностью.

Все это странно только на первый взгляд. Ведь с точки зрения добра и зла, разница между разрушительными идеологиями не столь уж велика: не так уж важно, что именно должны разрушать служители зла, главное — чтобы они не останавливались в своем разрушении. А фанатизм разрушения не меняется от замены цели разрушения. Так, некоторым пьяным дебоширам абсолютно все равно, что крушить, — близлежащий магазин, случайных прохожих, свой дом, своих соседей, свою жену или даже самого себя — важен сам процесс крушения.

Зло довольно часто делает вид, что оно разделилось на части, что между этими частями идет борьба, что одна часть уничтожает другую, но это не что иное, как ложь. Зло представляет собой предельно централизованную, абсолютно непротиворечивую систему, жестко связанную беспрекословным подчинением, строжайшей дисциплиной. Как и в любой полностью централизованной системе конфликты в ней невозможны. Поэтому видимость конфликтов — просто один из тактических приемов, направленных на более эффективную вербовку своих служителей.

Ошибочно также и представление о том, что главное зло, абсолютное зло может уничтожать или карать второстепенное зло (а именно так часто понимают читатели роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, который говорил, что в образе Воланда выведен Сталин).

Злу оба эти заблуждения и все им подобные очень выгодны, так как они ставят человека перед необходимостью выбирать между одним злом и другим злом («из двух зол выбрать меньшее»), надеяться на помощь одного зла в борьбе с другим злом, даже обращаться за поддержкой к одному злу в борьбе с другим злом. Отсюда же идет уверенность в том, что против зла можно успешно применять методы зла, что в действительности только увеличивает разрушение мира. Все подобные убеждения обычно происходят от неверного отождествления собственно зла и носителей зла, людей. Человек, как правило, считает себя добром и отсюда делает неправильный вывод, что существуют и люди, которые представляют собой зло. Столкновения подобных людей и рассматриваются как конфликты между силами зла. Однако человек никогда не может считаться злом, даже если он и стал законченным служителем зла. Любой конфликт между людьми, направленный на уничтожение, служит злу, а неизбежные потери некоторых служителей зла обычно говорят о том, что эти люди выполнили то, что от них требовалось, и стали силам зла не нужны.

С этим также связан следующий прием зла. Когда оно видит, что человек решительно настроен на борьбу со злом, когда его уже трудно нейтрализовать, силы зла не останавливают его, наоборот, даже поощряют. Но все дело в том, что они направляют такого человека не на зло в целом, а на какие-то не слишком ценные частные проявления зла или на других людей, выполнявших роль служителей зла, но теперь уже малополезных.

Другая сторона этого же приема состоит в том, чтобы внушить человеку такие способы борьбы со злом, которые не причинят злу особого вреда, но зато вызовут огромные разрушения в мире, что в конечном счете усилит зло. В результате многие активные и убежденные борцы со злом оказываются в действительности действенными пособниками того самого зла, которое они так ненавидят. В данном случае именно средства, пути достижения целей оказываются гораздо важнее самих целей. Именно о такой ситуации говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад.


Рецензии
Интересный подход к пониманию. )

"Идите к нам! Мы зло! У нас мно-о-ого вкусных печенек!"

А как быть, что зло и добро категории человеческого понимания?
Есть ли зло в природе?
А в обществе? А в поведении людей?
Ответили? Ага, вот и оно, что получается при ответе. )

А, может, зла нет в гармонии, как и добра? Вернее есть и то, и другое.
И гармония вовсе не середина амплитуды маятника? А естественное течение энергий их смена. Ведь темнота - обратное состояние света, вневременье - времени, а "добро" - "зла".
в какой-то они мере "двигают" весь мир.

Если посмотреть глубже, то все зло в поведении мыслях, деяниях вызывается у людей разными пороками, комплексами, гордыней, проявлениями излишнего Эго и собственной важности. Это категории и состояния определяемые критериями личного выбора.
При попустительстве им, находится причина, обыкновенно в виде самооправдания. У революционеров (хотя может быть и у отдельных индивидов, личные, так сказать, теории оправдания) в виде "стройной" теории, доктрины. Которая сама по себе уже движущая сила, и одновременно мощное средство оправдания.
Происходит подмена сути и ценностей, средства становятся не важны по отношению к цели и наступает вседозволенность. Это особенно наблюдается при переворотах и революциях.

Вы не думали о том, что любая система достаточно инертна, склонна сохранять равновесие и к нему возвращаться? Ее достаточно сложно вывести из относительного равновесия. Будет релаксировать упорно. Ну, например. Так хроническое заболевание у человека, чуть подлечил - оно опять проявилось. Система возвращается в привычное состояние. Так и общество.
А здоровый организм тоже не сразу начинает болеть. Борется. Надо "потрудится", что бы вывести его из равновесия, как любую систему.

Получается, что если перевороты так легко возникают в некоторые временные отрезки в обществе, то система уже достигает состояния своего неравновесия? И они лишь проявления ее кризиса. Типа температуры, лихорадки и прочего у больного человека. Клетки нездоровы, организм нездоров общества - бах, болезнь. Остальное, что мы видим при революции, лишь проявления болезни общества, его острого состояния, кризиса. С уничтожением всяких клеток, и больных и здоровых, до получения состояния равновесия. Перед революцией общество обыкновенно загнивает, застаивается, задыхается, с жиру бесится, явления подобные декадансу распространяются повсеместно.

Где тут зло?
Болезнь - это зло или добро? Не то ни другое. Лишь средство и следствие. Вывода из равновесия и приведения в равновесие. Ну, конечно бывают и летальные исходы. Увы.

Благие намерения плохи потому, что застят человеку реальность. Он так проявляет свою гордыню. Это просто разновидность гордыни. Быть правильным "хорошим". Это не есть верный путь, потому он ведет в "ад". У революционеров так же благие намерения.
А на деле попрание законов мироздания.

Может, Вы сочтете это высказывание странным, но я считаю, что есть и некие сути "подсаживающиеся" на человека, вот они делают его путь все более неравновесным и злым. Но и они не сами "приходят". Человек им открывает путь. Они, как болезнь приходят на "больной организм". На нездоровое мышление и поведение. И усиливают. Как паразиты дожирают.

Ладно, можно продолжать весьма долго. Не буду Вас утомлять. )))

Напишу только одно: Живая здоровая клетка - всему мерило. Ее поведение - камертон и эталон.

Юлия Ёлка 1   01.09.2014 23:10     Заявить о нарушении
Юлия, спасибо за такой подробный отзыв. Я только не понял Вашего пафоса и Ваших умозаключений. Вот в конце Вы написали абсолютно правильную фразу: "Живая здоровая клетка - всему мерило. Ее поведение - камертон и эталон". Абсолютно правильно! Вот состояние живой здоровой клетки, этот эталон мы и назовём добром. А всё, что отклоняет её от эталона, от камертона, от жизни и здоровья, всё, что стремится её убить - это зло. Это относится и к человеческому организму в целом,и к человеческой душе, и к обществу, и к природе, и к Вселенной. Везде норма - добро, нарушение нормы - зло. Возражения есть? Или Вы имеете в виду под добром и злом что-то другое? Например, мнения людей. Или их удобство-неудобство. Тогда мы говори о разных вещах.
Вот в Вашей статье про сланцевый газ Вы совершенно верно всё понимаете. Была гармоничная природа, была гармоничная жизнь людей. Это добро. Жадные негодяи всю эту гармонию разрушили, изгадили, уничтожили. Это зло. Разве не так?

Впрочем, я не настаиваю на продолжении диалога. Моя позиция подробно изложена в книгах и статьях. Интересно - посмотрите, нет - Ваш выбор.

Ю.Новиков   02.09.2014 01:06   Заявить о нарушении
"не понял Вашего пафоса и Ваших умозаключений." - пафоса нет, что не поняли жаль. Предыдущие рассуждения, в принципе, все построены на последней фразе.

За пояснения Вашего определения "добро - зло" - спасибо. Из этого текста его, как-то слабо видно, видимо надо читать всю книгу.
Похоже мы с Вами во многом сходимся.
И в этом, похоже, тоже: Живая здоровая клетка - всему мерило. Ее поведение - камертон и эталон.

С уважением,

Юлия Ёлка 1   02.09.2014 07:11   Заявить о нарушении