Рев-Майдан как судорога государств по Верховенс-му
или
исторические метаморфозы в России 19 века и в Украине 2014 года.
"Необходимо лишь необходимое, вот девиз земного шара отселе.
Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители.
У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность,
но раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу,
и все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты,
единственно чтобы не было скучно.
Скука есть ощущение аристократическое;
в Шигалевщине не будет желаний.
Желание и страдание для нас, а для рабов Шигалевщина..."
(Ф.М.Достоевский / роман "Бесы").
Вот это! Революционный Майдан как пускание СУДОРОГИ государственности, народности, национального самосознания У ЛИЧНОСТИ человека частного и У общественности.
Революционная Судорога как обморок свободы. ("Обморок свободы" - по терминологии С.Кьеркегора).
Поразительно, образы Достоевского оживают, становятся как живые, исходя из исторических Событий в России и на Украине - 1917 и 2014 г.г. Образы Достоевского, которые как будто действуют в здесь и сейчас, вот на этой площади, вот на этой кухне, вот на этой сходке...
Вот это!..
"... -- Слушайте, мы сделаем смуту, -- бормотал тот быстро и почти как в бреду. -- Вы не верите, что мы сделаем смуту? Мы сделаем такую смуту, что все поедет с основ. Кармазинов прав, что не за что ухватиться. Кармазинов очень умен. Всего только десять таких же кучек по России, и я неуловим.
-- Это таких же все дураков, -- нехотя вырвалось у Ставрогина.
-- О, будьте поглупее, Ставрогин, будьте поглупее сами! Знаете, вы вовсе ведь не так и умны, чтобы вам этого желать: вы боитесь, вы не верите, вас пугают размеры. И почему они дураки? Они не такие дураки; нынче у всякого ум не свой. Нынче ужасно мало особливых умов. Виргинский это человек чистейший, чище таких как мы в десять раз; ну и пусть его впрочем. Липутин мошенник, но я у него одну точку знаю. Нет мошенника, у которого бы не было своей точки. Один Лямшин безо всякой точки, зато у меня в руках. Еще несколько таких кучек, и у меня повсеместно паспорты и деньги, хотя бы это? Хотя бы это одно? И сохранные места, и пусть ищут. Одну кучку вырвут, а на другой сядут. Мы пустим смуту... Неужто вы не верите, что нас двоих совершенно достаточно?
-- Возьмите Шигалева, а меня бросьте в покое...
-- Шигалев гениальный человек! Знаете ли, что это гений в роде Фурье; но смелеет Фурье, но сильнее Фурье; я им займусь. Он выдумал "равенство"!
"С ним лихорадка, и он бредит; с ним что-то случилось очень особенное", посмотрел на него еще раз Ставрогин. Оба шли не останавливаясь.
-- У него хорошо в тетради, -- продолжал Верховенский, -- у него шпионство. У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда захватывали власть и были деспотами. Высшие способности не могут не быть деспотами и всегда развращали более, чем приносили пользы; их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза. Шекспир побивается каменьями, вот Шигалевщина! Рабы должны быть равны: Без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство, и вот Шигалевщина! Ха-ха-ха, вам странно? Я за Шигалевщину!
Ставрогин старался ускорить шаг и добраться поскорее домой. "Если этот человек пьян, то где же он успел напиться", приходило ему на ум. "Неужели коньяк?"
-- Слушайте, Ставрогин: горы сравнять -- хорошая мысль, не смешная. Я за Шигалева! Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. В мире одного только недостает, послушания. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство. "Мы научились ремеслу, и мы честные люди, нам не надо ничего другого" -- вот недавний ответ английских рабочих. Необходимо лишь необходимое, вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты, единственно чтобы не было скучно. Скука есть ощущение аристократическое; в Шигалевщине не будет желаний. Желание и страдание для нас, а для рабов Шигалевщина.
-- Себя вы исключаете? -- сорвалось опять у Ставрогина.
-- И вас. Знаете ли, я думал отдать мир папе. Пусть он выйдет пеш и бос и покажется черни: "Вот, дескать, до чего меня довели!" и все повалит за ним, даже войско. Папа вверху, мы кругом, а под нами Шигалевщина. Надо только, чтобы с папой Internationale согласилась; так и будет. А старикашка согласится мигом. Да другого ему и выхода нет, вот помяните мое слово, ха-ха-ха, глупо? говорите, глупо или нет?
-- Довольно, -- пробормотал Ставрогин с досадой.
-- Довольно! Слушайте, я бросил папу! К чорту Шигалевщину! К чорту папу! Нужно злобу дня, а не Шигалевщину, потому что Шигалевщина ювелирская вещь. Это идеал, это в будущем. Шигалев ювелир и глуп, как всякий филантроп. Нужна черная работа, а Шигалев презирает черную работу. Слушайте: папа будет на западе, а у нас, у нас будете вы!
-- Отстаньте от меня, пьяный человек! -- пробормотал Ставрогин и ускорил шаг.
-- Ставрогин, вы красавец! -- вскричал Петр Степанович почти в упоении, -- знаете ли, что вы красавец! В вас всего дороже то, что вы иногда про это не знаете. О, я вас изучил! Я на вас часто сбоку, из угла гляжу! В вас даже есть простодушие и наивность, знаете ли вы это? Еще есть, есть! Вы должно быть страдаете, и страдаете искренно, от того простодушия. Я люблю красоту. Я нигилист, но люблю красоту. Разве нигилисты красоту не любят? Они только идолов не любят, ну, а я люблю идола! Вы мой идол! Вы никого не оскорбляете, и вас все ненавидят; вы смотрите всем ровней, и вас все боятся, это хорошо. К вам никто не подойдет вас потрепать по плечу. Вы ужасный аристократ. Аристократ, когда идет в демократию, обаятелен! Вам ничего не значит пожертвовать жизнью и своею и чужою. Вы именно таков, какого надо. Мне, мне именно такого надо как вы. Я никого, кроме вас не знаю. Вы предводитель, вы солнце, а я ваш червяк...
Он вдруг поцеловал у него руку. Холод прошел по спине Ставрогина, и он в испуге вырвал свою руку. Они остановились.
-- Помешанный! -- прошептал Ставрогин.
-- Может и брежу, может и брежу! -- подхватил тот скороговоркой, -- но я выдумал первый шаг. Никогда Шигалеву не выдумать первый шаг. Много Шигалевых! Но один, один только человек в России изобрел первый шаг и знает, как его сделать. Этот человек я. Что вы глядите на меня? Мне вы, вы надобны, без вас я нуль. Без вас я муха, идея в стклянке, Колумб без Америки.
Ставрогин стоял и пристально глядел в его безумные глаза.
-- Слушайте, мы сначала пустим смуту, -- торопился ужасно Верховенский, поминутно схватывая Ставрогина за левый рукав. -- Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут, да делают классические выстрелы или кусаются. Такие только мешают. Я без дисциплины ничего не понимаю. Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный... Знаете ли, знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмем? Я поехал -- свирепствовал тезис Littre, что преступление есть помешательство; приезжаю -- и уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере благородный протест. "Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!" Но это лишь ягодки. Русский бог уже спасовал пред "дешевкой". Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: "двести розог, или тащи ведро". О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! Ах как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет...
-- Жаль тоже, что мы поглупели, -- пробормотал Ставрогин и двинулся прежнею дорогой.
-- Слушайте, я сам видел ребенка шести лет, который вел домой пьяную мать, а та его ругала скверными словами. Вы думаете я этому рад? Когда в наши руки попадет, мы пожалуй и вылечим... если потребуется, мы на сорок лет в пустыню выгоним... Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь -- вот чего надо! А тут еще "свеженькой кровушки", чтоб попривык. Чего вы смеетесь? Я себе не противоречу. Я только филантропам и Шигалевщине противоречу, а не себе. Я мошенник, а не социалист. Ха-ха-ха! Жаль только, что времени мало. Я Кармазинову обещал в мае начать, а к Покрову кончить. Скоро? Ха, ха! Знаете ли, что я вам скажу, Ставрогин: в русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами. Знаете ли, что этот раб крепостной больше себя уважал, чем Кармазинов себя? Его драли, а он своих богов отстоял, а Кармазинов не отстоял.
-- Ну, Верховенский, я в первый раз слушаю вас и слушаю с изумлением, -- промолвил Николай Всеволодович, -- вы, стало быть, и впрямь не социалист, а какой-нибудь политический... честолюбец?
-- Мошенник, мошенник. Вас заботит, кто я такой? Я вам скажу сейчас, кто я такой, к тому и веду. Не даром же я у вас руку поцеловал. Но надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только "машут дубиной и бьют по своим". Эх кабы время! Одна беда -- времени нет. Мы провозгласим разрушение... почему, почему, опять-таки, эта идейка так обаятельна! Но надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая "кучка" пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да еще за честь благодарны останутся. Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-та мы и пустим... Кого?
-- Кого?
-- Ивана-царевича.
-- Кого-о?
-- Ивана-царевича; вас, вас!
Ставрогин подумал с минуту.
-- Самозванца? -- вдруг спросил он, в глубоком удивлении смотря на исступленного. -- Э! так вот наконец ваш план.
-- Мы скажем, что он "скрывается", -- тихо, каким-то любовным шепотом проговорил Верховенский, в самом деле как будто пьяный. -- Знаете ли вы, что значит это словцо: "он скрывается"? Но он явится, явится. Мы пустим легенду получше чем у скопцов. Он есть, но никто не видал его. О, какую легенду можно пустить! А главное -- новая сила идет. А ее-то и надо, по ней-то и плачут. Ну, что в социализме: старые силы разрушил, а новых не внес. А тут сила, да еще какая, неслыханная! Нам ведь только на раз рычаг, чтобы землю поднять. Все подымется!
-- Так это вы серьезно на меня рассчитывали? -- усмехнулся злобно Ставрогин.
-- Чего вы смеетесь, и так злобно? Не пугайте меня. Я теперь как ребенок, меня можно до смерти испугать одною вот такою улыбкой. Слушайте, я вас никому не покажу, никому: так надо. Он есть, но никто не видал его, он скрывается. А знаете, что можно даже и показать, из ста тысяч одному например. И пойдет по всей земле: "видели, видели". И Ивана Филипповича бога-саваофа видели, как он в колеснице на небо вознесся пред людьми, "собственными" глазами видели. А вы не Иван Филиппович; вы красавец, гордый как бог, ничего для себя не ищущий, с ореолом жертвы, "скрывающийся". Главное, легенду! Вы их победите, взглянете и победите. Новую правду несет и "скрывается". А тут мы два-три соломоновских приговора пустим. Кучки-то, пятерки-то -- газет не надо! Если из десяти тысяч одну только просьбу удовлетворить, то все пойдут с просьбами. В каждой волости каждый мужик будет знать, что есть, дескать, где-то такое дупло, куда просьбы опускать указано. И застонет стоном земля: "новый правый закон идет", и взволнуется море, и рухнет балаган, и тогда подумаем, как бы поставить строение каменное. В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы
-- Неистовство! -- проговорил Ставрогин.
-- Почему, почему вы не хотите? Боитесь? Ведь я потому и схватился за вас, что вы ничего не боитесь. Неразумно, что ли? Да ведь я пока еще Колумб без Америки; разве Колумб без Америки разумен?
Ставрогин молчал. Меж тем пришли к самому дому и остановились у подъезда.
-- Слушайте, -- наклонился к его уху Верховенский: -- я вам без денег; я кончу завтра с Марьей Тимофеевной... без денег, и завтра же приведу к вам Лизу. Хотите Лизу, завтра же?
"Что он вправду помешался?" улыбнулся Ставрогин. Двери крыльца отворились.
-- Ставрогин, наша Америка? -- схватил в последний раз его за руку Верховенский.
-- Зачем? -- серьезно и строго проговорил Николай Всеволодович.
-- Охоты нет, так я и знал! -- вскричал тот в порыве неистовой злобы. -- Врете вы, дрянной, блудливый, изломанный барченок, не верю, аппетит у вас волчий... Поймите же, что ваш счет теперь слишком велик, и не могу же я от вас отказаться! Нет на земле иного как вы! Я вас с заграницы выдумал; выдумал на вас же глядя. Если бы не глядел я на вас из угла, не пришло бы мне ничего в голову!..
Ставрогин не отвечая пошел вверх по лестнице.
-- Ставрогин! -- крикнул ему вслед Верховенский, -- даю вам день... ну два... ну три; больше трех не могу, а там -- ваш ответ!.." (Ф.М.Достоевский / "Бесы").
Примечательно вопрошание Петра Верховенского к Ставрогину, как: "- Ставрогин, наша Америка?..".
Поразительно, что роман Достоевского актуален и современен, если мы реплику младшего Верховенского введем в контекст современности, современных Событий в Украине, как и в России.
Например так:
"...Ставрогин, наша Америка и наш ЕвроМайдан?.."
"Майдан", как шигалевщина и верховенщина, который проплачен невидимыми покровителями из-за моря-океана всемирными благодетелями и гуманными радетелями свободы и мира во всем мире; ну хотя бы, как свободы и мира для себя и немного для тех, кто примет их облагодетельствования...
Примечателен малозаметный ФАКТ в романе "Бесы" Достоевского, как: Николай Ставрогин и Петр Верховенский обучались в западной Европе. Вопрос: чему они обучались и кто ихние учители?.. А современные сынишки олигархов и чиновников, как петры верховенские, где обучаются и кто их учители и чему их обучают???
Исторические метаморфозы: в России с 1861 года царь Александр-2 затеял реформы (как своего рода евроинтеграция, как вступление в европейскую семью) - итоги реформ: возрастание революционной ситуации в стране в виде террористических акций и в виде информационной войны либеральной общественности против властей России. Итоги реформ: после двадцатилетних реформ в марте 1881 года революционеры-террористы покушаются на царя, царя убивают.
В 2013 году президент Янукович затевает курс на евроинтеграцию, курс на евро-реформы в Украине. Итоги: переговоры президента Украины с евро-консультантами, которые привели к акциям оппозиции, причем радикально настроенной оппозиции, которые переросли в очередную оранжево-коричневую революцию ноября-декабря 2013 года и января-февраля 2014 года. Итоги "евроинтеграции": Янукович предательски скрывается от взбесившейся революции, государство Украина - банкрот во всех бытийных срезах (политически, финансово-экономически, духовно). Государством Украина правят ставленники "друзей Украины" от Евросоюза и США, которые официально поддерживают радикальный неофашисткий режим, что захватил власть в Украине. Украина на стадии новой ступени кризиса: развала страны и гражданской войны всех против всех...
ВОТ! Итоги либеральных реформ и евроинтеграций, как в России в середине 19-го и в начале 20-го века, так и в Украине в начале века 21-го...
Вопрос: каковы морально-нравственные УРОКИ ИСТОРИИ?..
Надо жить своим Сердцем и Умом, надо дорожить своими корнями и своей Почвой, а не продавать Отечество за фантики красивой жизни, как на подобие басни Крылова про Дуб и свинью, которая подрывала корни Древа, выискивая вкуснейшие желуди. Как и нужно наконец-то понять в чем же Смысл и Истоки либерализма в России и в Украине, исходя из классики отечественной литературы:
Именно, Из глубины Вопроса Достоевского нам открывается Предчувствие писателя-художника, выраженное вот в этом отрывке романа:
"...Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. (...) Эту ненависть к России, ещё не так давно, иные либералы наши принимали чуть не за истинную любовь к отечеству и хвалились тем, что видят лучше других, в чём она должна состоять, но теперь уже стали откровеннее и даже слова "любовь к отечеству" стали стыдиться, даже понятие изгнали и устранили, как вредное и ничтожное. Факт этот верный, я стою за это и... надобно же было высказать когда-нибудь правду вполне, просто и откровенно; но факт этот в то же время и такой, которого нигде и никогда, спокон веку и ни в одном народе, не бывало и не случалось. (...) Такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество своё ненавидел."
(Ф.М. Достоевский, роман "Идиот", часть третья, реплика Евгения Павловича Радомского).
Итак, УРОКИ ИСТОРИИ - Рев-Майдан как СУДОРОГИ оснований государств и народов...
Однако, будем думать над вопросом: кАк жить дальше в мире и согласии, чтоб всем было хорошо и чтоб все были счастливы???
Или это очередная утопия, как жить всем в мире и согласии?..
Тогда нужно подумать над тем вопросом, а в каком мире-то тогда мы живем, в какой утопии наше существование на букву "жё"...???
И не есть ли наше с вами существование сплошная утопия, к которой мы привыкли? (И это вопрос касательно мысли Паскаля о привычках человека, которые хуже первой природной привычки)...
Две тысячи лет назад с Небес спустился Человек и показал нам Путь к Реальности Жизни, но Его распяли радетели антиутопий. И вот, с тех пор как распяли Правду Жизни, мы вновь живем в красивой утопии мудрого змия, который для развлечения, чтоб не было скучно, пускает СУДОРОГИ народам на планете по имени Земля...
Премудрый Змий торжествует в мире сем, как и торжествуют политики США и Евросоюза, распиная богочеловеческую любовь в сердцах верных и братское единство в народах. Как и каковым способом? - змеиной премудростью...
Например,
И вот еще, сопоставьте реплику президента США Обамы в Мексике, касательно событий в Украине, с репликой Петра Верховенского в романе "Бесы":
1) реплика президента США Обамы в Мексике:
"не нужно запрещать мирные демонстрации в Киеве и что властям Украины нужно прекратить силовое давление на мирных демонстрантов";
2) реплика Петра Верховенского:
"...Знаете ли, знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмем? Я поехал -- свирепствовал тезис Littre, что преступление есть помешательство; приезжаю -- и уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере благородный протест. "Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!" Но это лишь ягодки. Русский бог уже спасовал пред "дешевкой". Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: "двести розог, или тащи ведро". О, дайте, дайте, взрасти поколению..."
(Ф.М.Достоевский / роман "Бесы").
Достоевский пророчествовал про революционные судороги, как сотрясение ОСНОВ духовности, народности и государственности, а над ним смеялись общества либеральные и показывали пальцем, обзывая "идиотом" и умаляя значение его творчества, впрочем, как и "сегодня" некоторые либералы-литераторы продолжают так делать, т.е. умалять значение творчества Достоевского...
УРОКИ ИСТОРИИ???
(28 февраля 2014г.)
Свидетельство о публикации №214022802171